Физкультминутки на уроках

Возрастные особенности девятиклассников

В девятом классе завершается обучение ребенка в основной общеобразовательной школе.

Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, - принятие решения о характере дальнейшего образования.  Школьник должен  выбрать форму завершения среднего образования:  продолжить обучение в своей школе, поступить в другую, в колледж и т.д. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.
      Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам – появляются новые предметы, происходит углубление в содержании уже знакомых дисциплин. В конце девятого класса школьники сдают первые серьезные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году. Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться.
Подростки уходят в свой внутренний мир или в общение со сверстниками, не реагируют на замечания, остаются равнодушными к плохим оценкам, не пытаются «подтянуться» и исправить положение. Девятикласснику необходимо ответить на вопрос: «Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?» Это может быть или намерение поступить в институт, или желание накопить минимальные сведения для освоения в будущем какой-нибудь специальности, или стремление к самосовершенствованию и самоуважению.
      Рассмотрим, какие формы завершения среднего образования выбирают девятиклассники и почему. Учащийся может принять решение уйти из школы после девятого класса. Часто старшеклассники мало заботятся о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно – чтобы их наконец-то оставили в покое.

Иногда девятиклассники мечтают прекратить обучение из-за того, что у них не складываются отношения в классе. Они не любят об этом говорить со взрослыми. Если ребенок никого не приглашает в гости, не занимает телефон по вечерам, не звонит сам, и никто не звонит ему, редко ходит гулять, не рассказывает о школе ничего хорошего – можно предположить, что его не принимают в свой круг одноклассники.

Другие девятиклассники самостоятельно принимают твердое решение уйти из общеобразовательной школы и получить среднее специальное образование.
      Некоторые девятиклассники принимают решение продолжать обучение в общеобразовательной школе и поступать впоследствии в высшее учебное заведение. Перед этими детьми тоже встает вопрос о профессиональном самоопределении, ведь обучение в старших классах становится периодом не только завершения среднего образования, но и специальной подготовки для поступления в вуз.

Таким образом, построение жизненных планов и перспектив – важнейшая задача развития на данном возрастном этапе. Именно сейчас школьнику необходимо «задумать» свое будущее, и важнейший шаг здесь – выбрать форму завершения среднего образования.