Работа с родителями

Агенова Клавдия Сергеевна

Успех коррекционного обучения в логопедической груп­пе во многом зависит и от того, насколько четко органи­зована логопедом взаимосвязь в работе родителями. Су­ществует множество форм работы логопеда с родителями.

Основные из них-это:

- проведение индивидуальных консультаций в течение года;

- проведение родительских собраний совместно с вос­питателями группы и другими специалистами, рабо­тающими с данной категорией детей;

- проведение открытых занятий с целью показать мето­ды работы с детьми в каждом периоде обучения и про­демонстрировать результаты коррекционной работы;

- оформление стендов по различным разделам;

- ведение индивидуальных тетрадей детей.

Логопед должен знакомить родителей с особенностями, проявляющимися у их детей, и проводимыми коррекционными мероприятиями. Также внимание родителей при­влекается к решению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Ро­дители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в саду.

Каждую пятницу логопед просит родителей за выходные дни повторить вместе с детьми по альбому задания по прой­денной лексической теме, оценить знания и достижения своего ребенка. Во втором и третьем периоде обучения ло­гопед более активно прибегает к помощи родителей. За вы­ходные дни родители вместе с детьми должны по заданию логопеда подготовить и принести на логопедические заня­тия фотографии из семейного альЬома, а также составить небольшие рассказы по некоторым темам. Логопед перио­дически напоминает родителям о необходимости контроли­ровать выполнение домашних заданий и оказывать посиль­ную помощь при подготовке к проведению специальных за­нятий с элементами драматизации и тематических детских праздников. В процессе выполнения совместных заданий дети начинают чувствовать себя на занятиях более уверен­но, а родители помогают детям расширить словарный запас и могут оценить их уровень владения связной речью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Традиционные и нетрадиционные упражнения

для развития мышц речевого аппарата»

Подготовил: учитель-логопед Агенова К.С

с. Троицкое

2017 год.

         Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы с дошкольниками предполагает совершенствование традиционных и поиск новых ресурсов согласно ФГОС ОУ, которые способствуют её четкой и эффективной организации. В нашем дошкольном образовательном учреждении используется комплексный подход к ребенку всех специалистов по коррекции речевых нарушений у каждого дошкольника. Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка. Восприятие, память, мышление, моторные навыки, целенаправленное поведение формируется с прямым участием речи.

Поэтому я в своей работе использую самые разнообразные методы и средства для развития речевых возможностей ребенка. Мною была подобрана и разработана гимнастика для стимуляции речевых центров, которая представляет собой систему упражнений для коррекции речи. Её можно проводить как на образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Данные комплексы гимнастики для стимуляции деятельности речевых центров с детьми с нарушениями речи, подчиняются лексическим темам и включают в себя:

артикуляционную гимнастику

пальчиковые игротренинги

динамические паузы

самомассаж рук

самомассаж лица

дыхательную гимнастику

кинезиологические упражнения.

Пальчиковые игротренинги.

             В устной речи любого народа можно встретить короткие стихи, которые сопровождаются движениями пальцев, например,«Сорока – белобока…». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали взаимосвязь двигательных и речевых центров в коре головного мозга.

          Экспериментально доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.). Поэтому пальчиковые игротренинги должны быть разнообразными, эмоционально-приятными, неутомительными, динамичными, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением. Содержание пальчикового игротренинга согласуется с лексической темой, изучаемой в группе на данной неделе.

Динамическая пауза.

Динамическая пауза – это комплекс движений, который сочетается с речевым сопровождением; она способствует развитию в речи — двигательного и слухового анализаторов, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. Динамические паузы мы используем в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений в природе, в качестве физкультминутки.

Массаж и самомассаж.

Ещё одна нетрадиционная форма, используемая в работе: массаж и самомассаж. Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. Мы учим детей делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений. Также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благоприятно развивается речевая функция.

Самомассаж рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы — при гипотонусе, помогает снять излишнее напряжение – при гипертонусе. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений – торможению ненужных и активизации необходимых. Это, в свою очередь, поможет детям с речевым недоразвитием старшего возраста направить внимание не столько на техническую сторону выполнения задания, сколько на контроль выполненной работы.

Нами были подобраны упражнения, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальные способности ребенка. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое вдавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как все вместе, так и поочередно). Используются упражнения с нетрадиционным материалом: катание грецкого ореха, шарика, мяча, катание ребристого карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке) и др.

С детьми старшего дошкольного возраста самомассаж мы проводим 2 раза в день, причем начинать учебную деятельность полезно именно с самомассажа. Мы используем его и в качестве физкультминутки на занятиях, на прогулке и пр. Дети старшего возраста самомассаж выполняют по 2 — 3 минуты, 2 — 3 повторения. Начинать следует с прогревающих движений, так как согревание делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение можно сопровождать стишками или счетом.

Таким образом наши наблюдения позволяют сделать вывод, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.

Проведение пальчиковых игротренингов, динамических пауз, самомассажа предупреждает переутомление дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.

А теперь более подробно познакомим с различными видами коррекционного воздействия по стимуляции речевых центров вне занятий.

Дыхание — важнейший физиологический процесс, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы. Состоит из трёх фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Мы учитываем доступность выполнения упражнений, возраст дошкольников, уровень подготовки, частоту и тяжесть лор — заболеваний (например, дыхательная гимнастика не выполняется, если у ребёнка имеется мед.отвод по ЛОР заболеванию), сложность речевых и медицинских диагнозов.

Я подбираю и планирую, упражнения и игры по формированию правильного дыхания, провожу обучающий этап (индивидуальный или подгрупповой). Воспитатели, закрепляют изученные упражнение во время ежедневной дыхательной гимнастики, как элемент утренней гимнастики. Работа над формированием правильного дыхания ведётся в нашей группе систематически, с постепенным усложнением. Со второй младшей  группы мы работаем с дыхательной гимнастикой с по системе А. И. Стрельниковой. Остановимся на дыхательных упражнениях, проводимых нами в старшей группе.

Дыхательная гимнастика проводится в игровой форме, разбита на три комплекса. Все они связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определённые мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.

В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания — успокаивающе — восстанавливающему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).

Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и лёгких с напряжением тонуса определённых мышц.

Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

Ещё одной неотъемлемой частью коррекционной работы является артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии (причины). Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы языка.

Принцип отбора артикуляционных упражнений зависит от особенностей структуры дефекта звукопроизношения, его причины возникновения. Наиболее тщательно отрабатываются те движения, которые нуждаются в исправлении и необходимы для постановки звука. Подбор артикуляционных упражнений осуществляет логопед. Логопед проводит индивидуальное постепенное обучение каждому упражнению. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Сначала упражнения выполняются в несколько замедленном темпе, обязательно перед зеркалом, с целью зрительного самоконтроля.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумывается игровой образ. Например: движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы называются «Качели». К этому упражнению подбирается картинка — образ, которая удерживает внимание ребёнка. Мы также создали картотеку упражнений артикуляционной гимнастики.

Дозировка одного и того же упражнения строго индивидуальна для каждого ребёнка, определяется логопедом. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Гимнастика не должна проводиться шаблонно, скучно; необходимо создать благоприятные условия, положительный эмоциональный настрой, поэтому мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы.

Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики:

путешествие Весёлого Язычка (комплекс игровых упражнений, связанных темой, сочетающий в себе движения языка, рук и ног, фонационную ритмику). Этот интересный комплекс является итоговым, объединяет в себе все хорошо изученные упражнения артикуляционной гимнастики

биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движением кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти). Но эти упражнения доступны не всем детям. Например: детям с дизартрией сложно скоординировать несколько движений одновременно, с ними мы используем эту форму в старшей группе, когда уровень подвижности артикуляционного аппарата улучшается.

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников предполагает активное участие в этом процессе родителей. Родители нашей группы должны быть всегда в курсе того, что изучают и чем занимаются дети. Различные формы работы с родителями (родительские собрания с показом занятий, элементов оздоровительной работы день открытых дверей, индивидуальные беседы и консультации по интересующим вопросам, тренинги, практикумы, информационные стенды, анкетирование) позволит повысить вашу  грамотность, уважаемые родители,  в области коррекционной педагогики, пробудить  интерес и желание заниматься со своими детьми.

Использование и внедрение в логопедическую работу нетрадиционных педагогических технологий дает возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школе. Нетрадиционные методы логопедического воздействия включены в работу  и используются комплексно на занятиях специалистов. Данные методы могут быть предложены как в виде самостоятельных занятий, так и могут быть введены в структуру индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Упражнения выполняют дети и дома с родителями. Такой подход предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов, развитие психических функций, укрепления здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи. 

В работе используются учебно-методический комплект Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников», Краузе Е.Н. «Комплексный подход к коррекции звукопроизношения у детей», методические разработки Коноваленко С.В. «Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы», Крупенчук О.И. и других авторов.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»

Цель:

пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Ход мероприятия

Загадка:

Пять – да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки,

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»

Угадайте, Как их звать?

(Пальцы)

-Правильно, пальцы. Тема нашего собрания – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка.

1. 

 «Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве… И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаю вам не надолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…».

Родителям предлагается прослушать песню (фрагмент) «Волшебная страна»

Далее предлагается разминка для пальчиков (и не только, начинающаяся с игровой ситуации с куклой и бусами.

Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем …

Маша в гости собиралась,

Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела,

Долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша,

До чего же хороша!

Бусы новые надела,

Застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь,

Тише, Машенька, не плачь!

Разминка для родителей. Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее).

(Музыкальное сопровождение – «Усатый нянь»

Оказывается нелёгкая это задача. Представляете, каково же малышам…

Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться… И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.

2. «Немного теории…»

Уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, и на практике познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша.

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, а следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Развитие мелкой моторики руки в наших группах ведется по двум направлениям: пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со стихотворным сопровождением без предметов) и игры и упражнения с применением различных предметов.

Самым простым является изображение пальцами различных фигурок. Но начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев. Например:

«Играем на барабане» — ритмичные движения указательных пальцев вверх-вниз.

«Фонарики» — вращательное движение кистями обеих рук.

«Веселые брызги» — отрывистые движения кистями рук сверху вниз распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.

«Погрозим» — указательным пальцем погрозить попеременно каждой рукой.

«Пальчики» — пальцы «шагают»«бегают»«танцуют».

«Музыканты» — пальцы «играют» на различных инструментах.

Итак, самым простым является изображения пальцами различных фигурок.

«Домик» -Дом стоит с трубой и крышей

На балкон гулять я вышел

«Очки» -Бабушка очки надела

И внучонка разглядела

«Грабли» -Листья падают в саду,

Я их граблями смету

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия.

7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма

Мы с вами рассмотрели некоторые варианты пальчиковых игр и упражнений без предметов, а сейчас остановимся на играх с предметами.

Вопрос родителям: Как вы думаете, какие это игры(ответы родителей)

На самом деле, в увлекательную игру можно превратить и шнурование ботинок и помощь маме при перебирании крупы или папе - закручивая винтики отверткой - все это развивает мелкую мускулатуру пальцев, учит координировать движения обеих рук.это может быть вкладывание узоров из подручных мелких предметов, нанизывание бус, пуговиц на шнурок. Очень сильно развивает мелкую моторику выжигание по дереву или конструирование из мелких деталей конструктора.

Здесь главное заинтересовать ребенка, превратить рутинный процесс в увлекательную игру. Например если вы перебираете крупу - вспомните сказку про Золушку, предложите ребенку помочь несчастной Золушке, а потом нарисуйте на крупе улыбающееся солнышко или уча ребенка зашнуровывать ботинки произнесите веселый стишок, сопровождающий каждое движение рук:

Ты хочешь завязать шнурки?

Не бойся, это пустяки.

Берёшь шнурок, петля крючок,

О, чудо! Вышел узелок.

Последнее время все популярнее становится техника массажа пальчиков при помощи различных предметов: су-джокмассажёра, грецких орехов или же самомассажа.

Мастер-класс "Игра-массаж "Кусачий котенок"

ребенок поочередно на каждое слово стиха «кусает» большим и указательным пальцеми ногтевые фаланги.

Кусается сильно котенок - глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,

Скажу тебе: кыш!

Эти игры доставляют малышам огромное удовольствие, стимулируют развитие чувственного восприятия. Кроме того, это отличный прием релаксации.

Еще одним вариантом развития мелкой моторики является художественно-эстетическая деятельность. А использование нетрадиционных форм художественно-эстетической деятельности способствуют развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки, обогащению тактильного опыта ребёнка, развитию воображения, познавательного интереса, памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воспитанию усидчивости, формированию игровой и учебно-практической деятельности. Работа с разными материалами расширяет среду возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.

3.А совместная творческая деятельность подарит Вам и Вашему ребенку еще и массу положительных эмоций, например , лепка борциков к празднику и не только.

4. Домашнее задание для родителей: изготовление дидактических игр для группы на развитие мелкой моторики.

Помимо этого родителям выдаются:

«Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала»

«Поиграем, малыши!»

Памятка "Как научить ребенка зашнуровывать ботинки"



Предварительный просмотр:

«Чтобы лучше говорить,

нужно с пальчиками дружить»

Ведь чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, и ему будет легче учиться в школе.

Для развития мелкой моторики можно использовать игры:

«Пальчиковый бассейн» из бисера, фасоли;

«Массажные коврики из пробок»;

«Разложи бусинки» - игры с пинцетом;

«Составь узор» - из пробок»

«Волшебные варежки» и другие.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Предлагаю несколько упражнений, которые позволят Вам без лишних хлопот и затрат развивать ручки ребенка

*Отлично развивает руку ребенка разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что угодно: бусы, пуговицы, шарики, макароны и т. д.

*Выкладывание букв, слов, предметов из пуговиц, крупы (сначала по вашему

образцу, затем самостоятельно)

*Выкладывание из счетных палочек, карандашей геометрических фигур,

букв, различных предметов.

*«Перемотай клубок» - (сначала правой, затем левой рукой).

«Чудесный мешочек» - (спрячьте в непрозрачный пакет разнообразные предметы, а ребенок, а ребенок должен взять один предмет и, не вынимая, сказать, что это).

* Лепите пельмени? – Рядом с вами Ваш помощник! Позвольте ему мять тесто, отщипывать комочки, катать шарики и т. д. Конечно, кухню убирать дольше, но с каким удовольствием он потом поест их!

*Учите зашнуровывать ботинки, плести косички, застегивать и расстегивать пуговицы, делать фигурки из проволоки и т. д.

*Пришивание настоящей пуговицы настоящей иголкой вполне под силу 6-летнему ребенку, под Вашим наблюдением, конечно.

*Нарисуйте любую фигуру на листе бумаги, а ребенок пусть вырезает ее ножницами или обрывает по контуру пальцами.

*И еще один маленький секрет для занятых мам. Попросите папу выделить из своих запасов болтики, гаечки, шурупчики (не мелкие), помойте их и отдайте малышу. Он с удовольствием будет пробовать накручивать и скручивать гайки, а резьба на болтиках заодно помассирует пальчики.

Эти игры помогут Вам подружиться. Ведь вместе играть намного веселей!

Желаю удачи Вам и вашим детям!

С уважением учитель - логопед



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное казённое учреждение

«Детский сад «Харада»

Консультация

«Речевое дыхание- основа правильной речи»

Подготовила: учитель-логопед Агенова К.С.

                   Правильное дыхание — основа жизни, здоровья и долголетия. Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.

Речевое дыхание отличается от физиологического. Основные различия.

Физическое (жизненное) дыхание

Речевое дыхание

Фазы: вдох – выдох — пауза

Фазы: вдох – пауза – выдох

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.

Назначение: осуществление газового обмена.

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой методики.

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот.

Время затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5).

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох.

Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая.

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.

Характеристика речевого дыхания при речевых нарушениях.

Много раз вам приходилось слышать, как малыш разговаривает взахлеб. Непонятны слова, окончания проглатываются.

Детям в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. Ребенку не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.

Если дыхание поверхностное, длительности выдоха не хватает на произнесение фразы, дошкольник выдыхает весь запас воздуха на первом слоге, а затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы, приходится делать паузу в неподходящем месте, иногда даже посередине слова, что ухудшает понимание высказывания окружающими. При таком выдохе некоторые дети стараются успеть сказать задуманное без перерыва и на вдохе, темп речи ускоряется настолько, что близкие не понимают, что им говорят.

Если ребенок делает неравномерный толчкообразный выдох, речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Из–за мышечного напряжения плеч и шеи ребенок говорит высоким зажатым голосом. Понижение голоса автоматически ведет к восстановлению дыхания, оно престает быть ключичным.

Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Дети дошкольного возраста имеют склонность задерживать дыхание при выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения.

Если ребенок во время речи выдыхает воздух в щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Различают 3 типа дыхания: грудное, диафрагменное и смешенное — в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие.

Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. Этот тип дыхания называют еще фонационным.

Дыхательная функция нуждается в тренировке.

Ставить дыхание нужно, позанимавшись снятием мышечных напряжений. Восстановленное дыхание, переставшее быть ключичным, ведет автоматически к понижению голоса.

Последовательность работы над постановкой речевого дыхания.

Первый этап. Цель: улучшить функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Классические упражнения: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот; «Бегемотик», «Жемчуг».

Второй этап. Цель: выработать более глубокий вдох и длительный выдох. Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать. Применяется тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, поднесение ладони ко рту, движение рукой по спирали, горке, дорожке. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала. «Футбол», «Листопад», «Снегопад», «Перья», «Шарики», пузыри, свеча и т.п.

Третий этап. Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. Внимание на звучание голоса во время выдоха. Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом и без него, максимально долго. Сначала гласные, затем – согласные. Берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Эти игры могут быть включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения. «Комар», «Жуки», «Рычалки».

Четвертый этап. Развитие речевого дыхания. Сначала дети обучаются на выдохе говорить слоги, отдельные слова, затем фразы из 2-х – 4-х слов, поговорки и скороговорки.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе произнесения текста.

Обучение детей правильному речевому дыханию возможно с помощью проведения специальных упражнений в виде игровых занятий. Самый приемлемый вариант – это чередование дыхательных упражнений и других видов игр. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок попадает в особый мир сказок, песен, игр, стихов.

Сказка — популярный и любимый детьми жанр. В современной педагогике и психологии сказка рассматривается, как многообразный по своим возможностям источник развития ребенка. Через сказочные сюжеты и мотивы, ребенок легче включается в предлагаемый вид деятельности.

Стихи — короткие рифмованные строки (ряды), соотносимые и соизмеримые между собой. Стихи хорошо запоминаются и эмоционально воспринимаются детьми. В самом стихотворении может содержаться какой-либо сказочный сюжет, призывающий к игре.

Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка.

Пение — форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат.

Необходимо соблюдать следующие условия:

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может вызвать головокружение;

- темп движения должен соответствовать темпу детского дыхания: у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания;

- не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;

- температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

- не заниматься после еды;

- занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;

- не переутомляться, (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности); при недомогании отложить занятия;

- не заниматься, если есть заболевание органов дыхания в острой стадии;

- дозировать количество и темп проведения упражнений.

- начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. После нескольких дней продолжить тренировки сидя или стоя;

- выполнять упражнения по подражанию;

- проводить тренировки пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным;

- следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; «уронить» плечи; лицо неподвижное, ленивое;

- можно выполнять упражнения на первых порах с закрытыми глазами;

- сначала речевой материал проговаривать шепотом, начиная с глухих согласных;

- необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;

- дыхательные движения лучше производить плавно, под счет, музыку;

- дидактический материал должен быть легким, располагаться на уровне рта.

- перед выдохом сделать вдох, мягкий, короткий, глубокий и сильный, «набрать воздуха полную грудь»;

- воздух вбирать через нос, что возбуждает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге;

- делать вдох без напряжения, не поднимая плечи;

- вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох;

- вдыхать бесшумно: не набирать слишком много воздуха.

- совершать выдох длительно и плавно, не толчками;

- во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой;

- во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос рот! Зажать ноздри малышу, чтобы почувствовал, как выходит воздух.

- выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух;

- не разрешается добирать воздух короткими вдохами во время разговора;

- не выдыхать весь воздух, а сохранить небольшой запас в легких;

- говорить только на выдохе; каждое слово во фразе на одном дыхании и с понижением голоса на каждое слово, помогая плечами, будто «спускаясь плечами».

- выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные);

- на одном выдохе произносить не больше 3—4 слов, слова произносить слитно, не отделяя одно от другого;

- в длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.

- постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Небезуспешно используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху.

Заключение.

Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Если мы хотим воспитать здорового ребенка, надо учить правильно дышать. Если нам нужна чистая речь ребенка, нужно учить его правильному речевому дыханию.

Удачи!!! Верьте в себя, и всё получится!!!

В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:

 
Поем песенку.
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
 
Немое кино.
Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
 
Топор.
Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

 
Зоопарк.
 Ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

 
Ворона.
Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси — произнести на выдохе “га га га” (го, гы), корова — произнести на выдохе “му”, кошка — “мяу” и т. д.).

 «Хомячок». Пошмыгать носом (рот закрыт).

«Собачке жарко». Часто подышать с высунутым языком.

При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.

«Шарик». Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!

 

«Одуванчик»
(материал: цветок одуванчика)

На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.

«Снежинки»
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

«Бабочка, лети!»
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка) 

Задача ребенка - дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. 

«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. 

«Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее». 

«Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

«Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. 

«Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же. 

«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

«Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

 Литература:

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., «Просвещение», 1973.

2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., «Просвещение», 1983.

3. Выгодская И.Г., Пелпингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников  в игре. М., «Просвещение», 1984.

4. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., «Творческий центр», 2003.

5. Дурова Н.В. Фонематика. М., Мозаика-Синтез.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1999.

7. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. М., «Гном-Пресс», 1999.

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. М., «Гном и Д», 2003.

9. Никольская С.Т. Техника речи.  М., «Знание», 1988.

10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Санкт-Петербург, «Союз», 2001.

11. Поворова И.А. Практикум для заикающихся. Санкт-Петербург,  «Союз», 1999.

12. Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург, 1999.

13. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., «Просвещение», 1979.

14. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., «Творческий центр», 2001.

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., «Просвещение», 1989.