Материалы коллег

Кондратьева Наталия Николаевна

Статья Сливиной Светланы Маратовны-педагога дополнительного образования

Влияние живописи на человека

 

 

 

В настоящее время многим известно, что искусство играет немалую роль в развитии человека, да и в жизни общества в целом. В современных условиях нравственных деформаций, когда происходит стремительное вымывание духовных ценностей, роль духовной культуры, сохранения духовного багажа становится крайне важной. Без духовной культуры нет общества. Изобразительное искусство – часть духовной культуры. «Художественная культура, как сказал художник, педагог Б. М. Неменский - это осознание связи личности юного человека, ребенка с огромной общечеловеческой художественной культурой, проникновение в нее. Это культура мироотношения. Это культура любви и ненависти, формирование представлений о прекрасном и безобразном. Всем нам нужно понимать, зачем нужно массовое изобразительное художественное развитие. Любое искусство несет эмоционально - ценностную культуру, т. е. культуру отношения к жизни». Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время.

      Найти ту самую важность и актуальность изобразительного искусства нам помогает учреждение дополнительного образования, которое носит название «Радуга». В нем учащиеся открывают для себя разнообразные виды деятельности. Одним из самых основных является художественное направление. Очень жаль, что        многие думают, что рисование не оказывает никакого влияния на физическое состояние человека, ведь это не гимнастика, плавание или баскетбол. Однако это совсем не так. При создании рисунка работают пальцы и кисть руки, а значит, художник тренирует мелкую моторику, когда нервная, мышечная и костная система человека работает как единый механизм. Кроме того, тренируется глазомер и координация движений, что улучшает способность воспринимать и отображать размеры, пропорции и форму предметов, а также их расположение на листе бумаги. Рисование развивает наблюдательность, внимание, память, цветоощущение, пространственное, образное мышление и воображение.

На сайте «За здоровье.ру» была опубликована интересная статья «Как рисование влияет на мозг». Участниками исследований, инициаторами которых стали специалисты Дрексельского университета, стали 26 человек, в том числе 8 художников. Возраст добровольцев составлял от 18 до 70 лет. Их разделили на три группы. Первой предложили рисовать, второй – раскрашивать картинки, а третьей – заниматься дудлингом (так называется машинальное рисование). Эксперимент длился три минуты, во время которых ученые проводили сканирование головного мозга участников. В результате у всех трех групп было зафиксировано увеличение кровотока в префронтальной коре. Эта зона головного мозга связана с вознаграждением. Наиболее эффективным с позиции активации кровотока оказался дудлинг, второе место «рейтинга» заняло рисование, на третьей (и последней) строчке оказалось раскрашивание. Исследователи не заметили связи между наличием у участников способностей к рисованию и полученными результатами. Предыдущие исследования ученых из Университета Ватерлоо показали: рисование положительно влияет на память. Исходя из полученных данных, эксперты советуют изобразить на бумаге то, что необходимо запомнить. Специалисты считают, что такой эффект связан с особым свойством рисования. Оно объединяет три вида информации: визуальную, семантическую и двигательную. К тому же рисунок позволяет создать ментальные образы объектов.

К вышесказанному хочется еще добавить  один пример, влияние красоты на мозг. В последние годы влияние красоты на сознание изучают психологи и нейрофизиологи. Так, недавно посетителей музея изящных искусств в швейцарском городе Санкт-Галлен обвешивали приборами, которые регистрировали путь посетителя по залам, время, проведённое около каждого экспоната, частоту пульса и влажность ладоней (когда человек волнуется, потоотделение усиливается). Вывод: великие произведения искусства вызывают приток эмоций, а они отражаются на физиологическом состоянии человека.

      Канадские физиологи определили, что, когда человек смотрит на произведение искусства, он приходит к выводу «не нравится» за две секунды, а к положительному отзыву — за четыре. Во втором случае особо возбуждается зрительная кора, словно мозг, как компьютерная программа обработки изображений, усиливает яркость, контрастность и цвета видимой картинки. Кроме того, в обоих полушариях особенно активизируется веретёновидная извилина височной доли головного мозга, которая служит для распознавания лиц. Если же произведение искусства не понравилось, быстро падает активность орбитальной префронтальной коры (эта часть мозга находится прямо над глазами), словно мозг решает: нечего тратить время и силы на рассмотрение того, что не понравилось. А британский невролог Семир Зеки показал, что вид картин Энгра, Сезанна, Рембрандта и Моне повышает на 10 процентов приток крови к мозговым центрам удовольствия.

      Произведения искусства производят колоссальные изменения в нашей голове и способны влиять на химические процессы в организме. И нет большой разницы в том что нарисовано перед нами натюрморт или портрет, пейзаж или нереальная абстракция. Доказано что живопись благотворно влияет на жизнь человека, на внутреннее эмоциональное состояние и его положительный жизненный настрой. И самое интересное то, что мы можем влиять на этот процесс окружая себя прекрасным.