Методические материалы, пособия

Быкова Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

Тесты на определение вида дисграфии

Данные тесты помогут учителю-логопеду определить преобладающий вид дисграфии у учащихся 1-4 классов. Данные тесты по выявлению акустико-артикуляционнной, акустической, оптической, аграматической дисграфии и дисграфии на почве языкового анализа и синтеза и их оценивание.

  Аграмматическая дисграфия (методика)

1 задание. Каждая проба оценивается отдельно :А, Б, В.

3 балла - задание выполнено без ошибок

2 балла – 1-2 ошибки

1 балл – 3-4 ошибки

0 баллов – более 4-х ошибок

2 задание Каждая проба оценивается отдельно (по строке)

2 балла - задание выполнено без ошибок

1 балл  – 1  ошибка

0 баллов –  2 ошибки

3 задание: Задание оценивается в целом:

3 балла - задание выполнено без ошибок

2 балла – 1-2 ошибки

1 балл – 3-4 ошибки

0 баллов – более 4-х ошибок

4 задание: Каждая проба оценивается отдельно (по столбику)

3 балла - задание выполнено без ошибок

2 балла – 1-2 ошибки

1 балл – 3-4 ошибки

0 баллов – более 4-х ошибок

5 задание: Задание оценивается в целом:

3 балла - задание выполнено без ошибок

2 балла – 1-2 ошибки

1 балл – 3-4 ошибки

0 баллов – более 4-х ошибок

6  задание: Каждая проба оценивается отдельно (по строке)

3 балла - задание выполнено без ошибок

2 балла – 1-2 ошибки

1 балл – 3-4 ошибки

0 баллов – более 4-х ошибок

7  задание: Каждая проба оценивается отдельно (по строке)

3 балла - задание выполнено без ошибок

2 балла – 1-2 ошибки

1 балл – 3-4 ошибки

0 баллов – более 4-х ошибок

 8 задание: Диктант оценивается в целом:

38 баллов – диктант написан без ошибок;

20 баллов – 1-2 орфографические и 2-3 дисграфические ошибки;

10 баллов – 3-4 орфографические и 3-4 дисграфические ошибки;

0 баллов -  более 4 орфографических и более 4 дисграфических ошибок.

Максимальная  оценка за весь тест: 120 баллов. (кол-во баллов)×100٪

       

Аграмматическая дисграфия.

  1. Подбери к слову пару:

Один     -     много

А)  Шар      –      _____________________________

      Глаз      -      _____________________________

      Рот       –      _____________________________

      Колос   –        _____________________________

      Лоб       -     ______________________________

      Б)  Сладкий -   _______________________________

Маленький -  _____________________________

Круглое -        _____________________________

Лёгкая -         _____________________________

Высокое -      _____________________________

      В)  Клюёт -        ______________________________

Спешит -      ______________________________

Спит -          ______________________________

Рисует -       ______________________________

Читает –      ______________________________

  1. Запиши количество предметов по образцу:

 1 жук             -            2 жука           -              5 жуков

       1 ключ        -        2 _______________                5 __________________

       1 дерево        -        2_______________         5__________________

       1 роза        -        2_______________         5__________________

       1 утка         -        2______________        __       5 __________________

      3. Запиши пары слов по смыслу:

     Сугробы                            плачет        ____________________________

     Галка                                 тают    ____________________________

     Яйца                                  кипит   ____________________________

     Ребёнок                             летает   ____________________________

     Молоко                             едут     ____________________________

     Машины                           варятся   _____________________________

  1. Вставь нужные окончания:

Народ русск______        пруд глубок______           арбуз спел_______

Речь  русск_______        река глубок______            дыня  спел_______

Слово русск______         озеро глубок______          яблоко  спел_______

Люди русск______         моря глубок_______         ягоды спел_______

  1. Вставь пропущенное слово (предлог):

Белка   ___ ёлке.

Дерево  гнётся  ___   ветра.

Кошка лежит   ___   корзине.

Кушать садись   ___   стол.

Нож уронили   ___   стол.

Стул  стоит  ___   стола.

Люстра висит   ___   столом.

Дорожка вела  __   лесу.

  1. Составь и запиши предложения из слов:

Повар, готовить, обед.      

Женя, у, ранец, новый.        

Лес, вышел, из, лесник.        

Берёзка, сидеть, на, дятел.  

Банан, мальчик, давать, обезьяна.

  1. Прочитай, найди ошибку, исправь:
  1. Кошка сильнее мышка.              

                 Пароход плывёт по река.         

Бабушка вяжет носки крючок.  

Малыш вяжет носки крючок.

Малыш мечтает о собака.        

       2) Дети ходили за гриб и ягода.    

        В этом году хороший урожай яблоко и огурец.

Расставьте игрушки на полка.

Покупайте газета и журнал.

В библиотеке книги стоят в шкаф, на полка, лежат на стол.

Диктант.   2 класс  В начале года.  Книга.

Дядя Юра принёс книгу. Там зайка и мишка. Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи. (18 слов).

В конце года.   Любимый театр.

В Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с радостью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли медведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки взяли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих. (44 слова).

3 класс.   В начале года.    Друзья.

Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклу. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места. (46 слов).

В конце года. Летний дождик.

Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя туча. Она на закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч.

Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт лёгкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. (64 слова).

4 класс. В начале года. Гуси летят.

Пришла пора прощания. Перелётные птицы потянулись в тёплые края. Вожак затрубил сбор. Гуси собрались в кучу и затихли. Вожак медленно расправил крылья и резко поднялся в воздух. Табун взлетел за вожаком. Сильнейший гусь летел впереди. Он разрезал воздух крыльями. Следом двигались старые гуси. Молодёжь находилась в конце стаи.

Через десяток километров пути вожак устал. Он опустился ниже, пропустил стаю вперёд. Место вожака занял другой сильный гусь. (68 слов).

В конце года.    Окраска животных.

Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бурого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица.

Рябчик весь рябой. На спинке полосочка.  Прижался к земельке. Не заметишь в листве.

На тигриной шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике.

Морского конька трудно разглядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца морскую траву – конёк позеленеет. Зайдёт солнце за горизонт. Вода в море потемнеет. И конёк потемнел. Зацепился за травинку. Волны качают его взад и вперёд. (86 слов).

       



Предварительный просмотр:

Журнал

Справочник педагога-психолога. Детский сад





Страничка логопеда / Страничка логопеда

17 дидактических игр для профилактики дисграфии у детей

Предлагаем подборку коррекционно-развивающих игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Игры помогут развить оптико-пространственную ориентацию, слоговую структуру слова, сформировать моторные функции, развить.



Ребенок с дисграфией допускает большое количество ошибок в речи и письме. Дисграфия мешает детям освоить грамоту в начальной школе: они пропускают и добавляют буквы, не дописывают или искажают слова. Чтобы научить ребенка воспринимать, произносить и в дальнейшем писать лексические единицы, сформируйте у него оптико-пространственную ориентацию, а затем научите динамически и ритмически организовывать движения.

Игры на развитие оптико-пространственной ориентации

Повернитесь спиной к детям и попросите повторять за вами. Сначала покажите симметричные движения: обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову. Затем перейдите к несимметричным: одна рука в сторону, другая – на пояс; одна рука на плечо, другая – в сторону; одна рука на плечо, другая – на пояс.

С помощью зеркала перемещайте солнечный зайчик по комнате. Попросите детей называть расположение зайчика, например: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко».

Раздайте детям листы бумаги и простые карандаши. Попросите выполнить ваши инструкции, например: «Нарисуй треугольник, круг, треугольник, круг. Продолжи дорожку» или «Нарисуй два треугольника, один круг. Продолжи дорожку».

Раздайте детям наборы геометрических фигурок разной величины. Предложите детям выполнить действия с фигурами, например: «Положи маленький круг, средний, большой. Продолжи ряд».

Раздайте детям листы бумаги и цветные карандаши. Попросите нарисовать коврики по инструкции: «Нарисуй синий круг в середине листа. Сверху от круга – красный квадрат. Снизу от круга – зеленый треугольник. В каждом углу коврика – по одному маленькому желтому кругу».

Приготовьте каждому по две полоски: короткую и длинную. Раздайте изображения домиков и зайцев, которые находятся близко и далеко друг от друга. Попросите выбрать дорожку к домику для зайчика и объяснить почему. Например, ребенок отвечает: «Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка. Этот зайчик близко – ему нужна короткая дорожка».

Игры на формирование моторных функций

Повернитесь спиной к участникам и попросите повторять движения за вами. Покажите детям серию из двух движений и попросите их продолжить самостоятельно. Добавьте в серию третье движение.

Примеры серий из двух движений: руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс; руки за голову, в стороны, за голову, в стороны; руки на пояс, вверх, на пояс, вверх.

Примеры серий из трех движений: руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх; руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз.

Попросите воспитанников выстроиться друг за другом по кругу. Три раза хлопните по плечу ребенка, который стоит рядом с вами, и попросите правильно передать привет по кругу. Следите, чтобы дети соблюдали заданный темп или ритм.

Когда привет вернется к вам, задайте детям вопросы: как хлопали по твоему плечу? сколько раз хлопнули? хлопки были одинаковые или разные?

Предложите детям смотреть на картинки и хлопать правильно. Если вы показываете изображение цветка с бабочкой, они делают сильный хлопок. Если на цветке бабочки нет, хлопают слабее.

Попросите поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки к указательному, среднему, безымянному и мизинцу. Выполните задание в умеренном, медленном и быстром темпе. Повторите упражнение для левой руки и для двух рук одновременно.

Предложите прикоснуться к каждому пальцу по два раза подряд. Выполните все шаги, как и в предыдущем задании. Увеличьте количество прикосновений до трех или четырех.

Когда дети освоят упражнение, попросите чередовать касания. Например, два раза дотронуться большим пальцем до указательного, один раз – до среднего, два – до безымянного, один – до мизинца. Поочередно выполните задание правой, левой и двумя руками.

Дайте задание поочередно прикоснуться пальцами правой руки к одноименным пальцам левой руки. Выполняйте упражнение в умеренном темпе. Повторите движения медленно и быстро.

Разложите перед ребенком картинки: символы с изображениями артикуляционных упражнений. Указательным пальцем прикасайтесь к картинкам и просите ребенка повторить движение. Например, покажите на картинку «Трубочка», ребенок должен вытянуть губы трубочкой; покажите картинку «Заборчик», чтобы ребенок растянул губы в улыбке. Используйте чередования движений: «Заборчик» – «Трубочка»; «Лопаточка» – «Иголочка»; «Качели» – «Часики»; «Окошко закрылось» – «Окошко открылось».

Игры на развитие слоговой структуры слова

Для игры подготовьте набор карточек. На карточках полосками обозначьте длину слов: короткая полоска – слово с одним слогом, длинная – с тремя слогами. Раздайте детям карточки и картинки. Попросите назвать картинки и подобрать к каждой из них подходящую карточку.

Примеры коротких слов: еж, дом, пух, кот, кит, мак, шар, гном, хлеб, блин, слон, мост, лист, зонт, кекс. Примеры длинных слов: бегемот, самолет, попугай, барабан, сарафан, помидор, телефон, магазин, молоток.

Несколько раз произнесите звук, делая паузы разной длины, например: «и… и – и». Попросите детей повторить за вами песенку. Следите, чтобы они соблюдали паузы. Далее усложните задание и назовите последовательность разных звуков, например: «а… и – и».

Предложите детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок. Используйте, например, изображение луны, совы, лапы, пилы, лисы, тучи, слонов, руки, ног, головы. Задайте детям вопросы по каждой картинке, например: «Здесь есть луна? А луна?»

Покажите две предметные картинки, на одной изображена бумага, на другой – заборы. Начните произносить слово и попросите детей продолжить, а затем произнести слово целиком. Например, вы говорите: «Бума…», а ребенок продолжает: «…га. Бумага». Чтобы усложнить упражнение, используйте три или четыре картинки.

Сначала используйте слова без стечения согласных: бумага, заборы, панама, машина, бананы, радуга, молоко, помидор, бегемот, береза, кошелек, гусеница, барабаны, одеяло, самокаты. Далее перейдите к словам со стечениями согласных звуков: палка, белка, ветка, банка, полка, лампа, ручка, мышка, птичка, спичка, свечка, карандаш, подушка, ромашка, стаканы.

Покажите две предметные картинки. Произнесите окончание слова, а детей попросите угадать его начало и повторить слово полностью. Например, вы говорите: «…тинки», ребенок угадывает: «Бо… Ботинки». Увеличьте количество картинок до трех или четырех и повторите упражнение.

Покажите три-четыре предметные картинки, например, еж, дом, кот и шар. Называйте прилагательные и попросите детей угадать слова, например: «Колючий…» – «…еж», «Воздушный…» – «…шар», «Высокий…» – «…дом», «Пушистый…» – «…кот». Когда ребенок называет слово, просите повторить словосочетание полностью.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте
e.psihologsad.ru)

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ф.и._______________________________________________число_____________________________

Слова со звуком А подчеркнуть красным цветом, со звуком О – оранжевым.

Ночь, март, сад, кот, рот, гром, врач, сон, мак, лак, хвост, кран, стол, грач, борщ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставить пропущенные буквы а или о.

Кр_б

Сл_н

Р_з_

М_йк_

Распределить слоги мо, на, ат, об, ра, за, ас, во, ла в таблицу.

С буквой А

С буквой О.

Собрать из букв слова, записать их.

о м с

___

к м а

___

р а п

___

п а с о г

_____

в а о с

____

п л к а о

_____

л к о о м о

______

а с б к о а

______

р ф а с а н а _______

Вписать слова мох, кочка, баран, масло, карта в таблицу.

а

а

о

а

о

а

а

а

о


Вставить пропущенные буквы а или о.

с

к

л

к

ш

г

м

р

ж

ф

л

г

л

м

п

к

б

р

м

м

с

д

м

р

к

в

з

л

ж

к

Подчеркнуть в словах слоги с буквой А красным цветом, с буквой О – оранжевым.

Ноги, наша, ноша, пара, совы, норы, шары, розы, каша, рама, сами, сомы, лето, жало, сухари, сапоги, работа, бумага, лимоны, ракета, ребята.

Заменить в словах А на О.

Дал -_________

Дам -_________

Рад -________

Сам -_______

Мал -_______

Мах -______

Заменить в словах О на А.

Стол -_________

Стан -_________

Кроны -________

Расшифровать словосочетания. Записать их правильно. Подчеркнуть букву А красным цветом, букву О – оранжевым.

ласковыйкотёнок

ПпЛоОсХтОуЙпок

шпкроалзьднныийк

МОРвоСКАдаЯ

моктраравая

сладчайуий

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выписать из предложений подлежащее и сказуемое. Подчеркнуть в них а-о разными цветами.

На столе стоит графин. Поднимаются густые травы. Вода в реке спала. Солнышко скрылось за тучами. Обнажились осенние леса.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зачеркнуть в словах лишнюю букву. Записать текст правильно.

Маольчик роазбил даороагую чоашку. Пришёл оатец. Он решил узноать, ктао раозбил чаошку. Моальчик скаозоал проавду.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры для детей с ОВЗ

(Ограниченными возможностями здоровья)

Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как  справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Широта интерпретации имеет бесконечное множество толкований – от  мистических до научно-передовых. Игра – не порождение скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Игра не поддается определению с помощью однозначной дефиниции, однако само понятие игры неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра – это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психологической сферах.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр.

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

Качество организации и проведения игры – от выбора до ее окончания – зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.

Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношения.

«Зоопарк»

Цель: развитие воображения, раскованности в движениях.

Количество игроков – 4-20 человек.

Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.

Методические указания. Игру можно повторять несколько раз.

«Попробуй повторить»

Цель: развитие слуховой памяти, четкости речи.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается:

  • Дарья дарит Дине дыню.
  • Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
  • В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон.
  • Шел Саша по шоссе, нес сушки в мешке. Сушку – Грише, сушку – Мише. Есть сушки – Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки – Нюше и Петруше.

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 5-20 человек.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки,  образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

                                Мы немножко порезвились,

                                По местам все разместились.

                                Ты загадку отгадай,

                                Кто назвал тебя, узнай.

        С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

        Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.

        Методические указания.

  • Во время игры следует соблюдать полную тишину.
  • Водящий с остатком зрения или нормально видящий должны закрыть глаза или надеть повязку.

«Догоняй мяч»

        Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

        Количество игроков – 10-12 детей.

        Инвентарь: два озвученных мяча.

        Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

        Методические указания.

  • Мячи можно только передавать, но не бросать.
  • Количество мячей можно увеличивать.
  • Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

        Количество игроков – 10-12 человек.

        Инвентарь: колокольчик.

        Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

        Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

        Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

        Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):

        Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».

        Методические указания.

  • Пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий.
  • Играющим нельзя выходить за пределы площадки.
  • Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).
  • Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.

«Лучший нос»

Цель: развитие обоняния.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком (очищенным), кусочком лимона и т.п.

Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил.

Методические указания. Игру можно повторять 2-3 раза.

«Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков – 4-10 человек.

Инвентарь: бумага, карандаш, стирательные резинки.

Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Методические указания. Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков – 6-8 человек.

Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

  1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).
  2. Собрать треугольники красного цвета.
  3. Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых.

Возможны и другие варианты.

Методические указания.

  • Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).
  • Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков – 10-12 человек.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех бал водящим.

Методические указания.

  • От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.
  • Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.
  • Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

«Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков – 5-10 человек.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течении одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.

Варианты

  1. Увеличить количество предметов.
  2. Уменьшить время запоминания предметов.
  3. Убрать два предмета.

Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.

«Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 8-12 человек.

Инвентарь. Повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

«Замок»

Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.

Инструкция.

Текст

Движения

На двери весит замок

Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».

Кто открыть его бы мог?

Повторение движений.

Потянули,

Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону.

Постучали,

Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе.

И – открыли!

Пальцы расцепились, ладони в стороны

«Голуби»

Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

Количество игроков – 2-10 человек.

Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.).

Инструкция. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.

Вариант: дети соревнуются со взрослыми.

Методические указания. Игра для детей 5-8 лет, интенсивность малая.

«Сидячий футбол»

Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.

Играют две команды по 4-6 человек в каждой.

Инвентарь: мяч для футбола, кегли.

Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5-3 метров.

Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

Варианты

  1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.
  2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
  3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.

Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.

«Ходим в шляпах»

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного «корсета» позвоночника, развитие равновесия, ловкости, координации движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: «шляпа» для каждого игрока – мешочек с песком массой 200-500 г, дощечка, колесико от пирамиды.

Инструкция. Играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз – «шляпу». Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала и при этом он не нарушил осанку.

Варианты

  1. Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.
  2. Пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом.
  3. Пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу или на площадке (кегли, кубики, небольшие игрушки, камешки, шишки и т.п.).

Методические указания. Игра для детей 4-14 лет, нагрузка средняя.

«Метание мешочков»

Цель: развитие меткости, координации движений, силы мышц конечностей и туловища.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: мешочки с песком, обруч (веревка).

Инструкция. Дети становятся в круг. В центре круга лежит обруч (веревка в форме круга). В руках у детей мешочки. После того как ведущий произносит: «Бросай!», все дети бросают свои мешочки. Ведущий отмечает, чей мешочек упал точно в круг. Задание повторяется 10 раз. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.

Вариант: каждый из играющих (поочередно) становится на линию, прочерченную на расстоянии 3-4 метров от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы все они остались лежать на стуле. Затем он передает мешочки следующему, который так же бросает их, и т.д. Выигрывает тот у кого больше точных попаданий.

Методические указания.

  • Мешочки можно бросать из любого положения (сидя, стоя), одной или двумя руками.
  • Если играют дети разного возраста, то малышей можно поставить ближе к цели, а старших детей дальше от нее.

«Солнышко»

Цель: развитие быстроты и точности движений.

Играют не менее 15 человек.

Инвентарь: эстафетные палочки или теннисные мячи.

Инструкция. В центре начерчен круг. Все играющие делятся на пять команд и выстраиваются боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч – команда. Игроки, первые от центра круга, держат в руках эстафетные палочки. По сигналу они бегут по кругу и передают эстафету игроку, стоящему теперь первым в своей команде. Прибежавший встает в шеренгу на место ближе к центру. Когда начинавши игру окажется с краю и получит эстафетную палочку, он поднимает ее, показывая, что команда закончила игру.

Методические указания.

Во время бега запрещается касаться стоящих игроков, мешать совершающим перебежки. За нарушение правил начисляются штрафные очки.

«Бездомный щенок»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений.

Количество игроков – 7-9 человек.

Инвентарь: 6-8 стульев, на один меньше количества играющих.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок остается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто остается последним.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

«Мяч по кругу»

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков – 5-15 человек.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

Методические указания. Можно условиться и передавать мяч три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого момента.

«Эстафета с обручем»

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков – 10 человек.

Инвентарь: обручи.

Инструкция. Играющие образуют круг по пять человек, они выстраиваются шеренгами друг против друга. Расстояние между игроками в командах 1,2-2 шага. Первому (капитану) в каждой команде дают обруч. По свистку капитаны пропускают обруч сверху вниз через себя, опускают его, а затем передают соседнему игроку. Тот делает то же самое, передает третьему и т.д.

Методические указания. 

  • Игра длится до тех пор, пока обруч не вернется к капитану.
  • Выигрывает команда, которая быстрее закончила игру и не совершила ошибок.
  • Игра проводится 3-4 раза.

«Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера,  точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2-3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться  неоднократно.

«Шишки, желуди, орехи»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, точности движений.

Количество играющих – более шести.

Инструкция.   Играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках – «шишки», вторые – «желуди», третьи – «орехи». По сигналу водящий произносит любое из трех названий, например «орехи». Все играющие «орехи» должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Можно выкрикнуть два названия и даже три. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Методические указания. По желанию детей эту игру можно проводить несколько раз.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План-сетка мероприятий  в детском оздоровительном лагере «Солнышко» с.Ср.Апочки

направление «Техническое»

название отряда «Научный код»

Дата

Название дня

Название занятия

Оборудование

Педагог

01.07.2022

«День знакомств»

тим-билдинг

 Пуфы, покрытие  

Быкова  Е.С.,

Попова Е.И.,

Шаталова В.А.,

Ковалева Д.А.,

Кондрашов Д.А.,

Чаркина Е.А.

02.07.2022

День творчества»

«Креатив — наше второе имя»

Подручный материал

Чаркина Е.А.

03.07.2022

«День открытия лагерной смены»

Коптер, колонка

Чаркина Е.А.

Быкова  Е.С.,

Попова Е.И.,

Шаталова В.А.,

Ковалева Д.А.,

Кондрашов Д.А.

04.07.2022

День безопасности

«Безопасность прежде всего»

Фотоквиз, Мастер-класс по изготовлению фоторамки

Ноутбук, экран, презентация, фотоаппарат, проектор

Шаталова В.А.

«Спасательный десант»

Базовый набор Lego education, проектор

Попова Е.И.

05.07.2022

День рекордов

Съемка в движении

Ноутбук, экран, презентация, фотоаппарат, проектор

Шаталова В.А.

«Самый ловкий, самый быстрый»

Базовый набор Lego education, проектор

Попова Е.И.

06.07.2022

День зеленого огонька

«В  объективе ПДД»

Ноутбук, экран, презентация, фотоаппарат

Шаталова В.А.

«Красный, желтый, зеленый»

Базовый набор Lego education, проектор

Попова Е.И.

07.07.2022

День Нептуна

«В морском царстве»

3d ручка, леска

Попова Е.И.

Квест, мастер-класс по фотографированию

Фотоаппарат, наглядный материал

Шаталова В.А.

08.07.2022

День семьи, любви и верности

Портретная съемка. Семейная фотосессия.

Ноутбук, экран, презентация, фотоаппарат

Шаталова В.А.

«Мама, папа, я – дружная семья»

3d ручка, леска

Попова Е.И.

09.07.2022

«День кино и музыки»

Мастер-класс «Ашифа любимого фильма/мультфильма

Клей, цветная бумага, цв. карандаши,

ножницы, ватман, журналы

Чаркина Е.А.

10.07.2022

«День наоборот»

«Шиворот навыворот»

Подручный материал, экран, ноутбук,  проектор

Чаркина Е.А.

11.07.22

«День туриста»

«Находчивый турист»

Ноутбук, экран,

презентация, наглядный материал

Ковалева Д.А.

Симулятор

Телефон

Кондрашов Д.А

12.07.22

«День памяти»

«Создание 3D-открытки ко Дню памяти»

Компьютеры (ноутбуки) с программой КОМПАС-3D

Ковалева Д.А.

Давайте полетаем

БПЛА, телефон

Кондрашов Д.А

13.07.22

«День сатиры и юмора»

«Волшебные краски»

Компьютеры (ноутбуки) с программой КОМПАС-3D

Ковалева Д.А.

Попитоним

Ноутбуки, телефоны

Кондрашов Д.А

14.07.22

«День банкира»

Игра – викторина «Думай, как банкир»

Компьютеры (ноутбуки) с программой КОМПАС-3D, наглядный материал

Ковалева Д.А.

Геоданные

Телефон, БПЛА, ноутбук

Кондрашов Д.А

15.07.22

«День сказок»

«Дизайнеры сказок»

Компьютеры (ноутбуки) с программой КОМПАС-3D

Ковалева Д.А.

«Взгляд сверху» 

Телефон, БПЛА, ноутбук

Кондрашов Д.А.

16.07.2022

«День Мисс и Мистер лагеря»

Чаркина Е.А.

17.07.2022

«День лени»

мультстудия

Ноутбук, экран, презентация, фотоаппарат

Быкова Е.С.

18.07.2022

День дружбы

мультстудия

Ноутбук, экран, презентация, фотоаппарат

Быкова Е.С.

19.07.2022

«День фотографа»

мультстудия

Ноутбук, экран, презентация, фотоаппарат

Быкова Е.С.

20.07.2022

Закрытие смены

«День фантазии»

Ноутбук, экран, проектор, презентация, материалы для творчества

Быкова  Е.С.,

Попова Е.И.,

Шаталова В.А.,

Ковалева Д.А.,

Кондрашов Д.А.

21.07.2022

«День отъезда» «Операция «Чемоданчик»

Чаркина Е.А.



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «Горшеченская СОШ

имени Н.И. Жиронкина

___________ Жемчужников С.С.

ПЛАН- СЕТКА

летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Радуга»

с дневным пребыванием детей в онлайн-формате

с 01.06.2021 по 21.06.2021года

название смены «Пространство открытий»

1 неделя

Дата

Тема дня

Мероприятия

Ответственный

Время пребывания детей

1.06.2021

Мы такие разные, но мы все вместе

Открытие лагеря.

Знакомство с режимом дня.

Отрядные огоньки «Давайте познакомимся». Распределение обязанностей в отрядах, выбор названия, девиза, отрядной речевки, эмблемы, оформление отрядного уголка.

Проведение инструктажа по ТБ, ПДД

Ст.вожатая;

Воспители

с 08.30 до 14.30 часов

2.06.2021

День хороших манер

Зарядка

Конкурс «Паспорт отряда»

Правила поведения человека в различных ситуациях.

Разыгрывание различных ситуаций поведения.

Подвижные игры.

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

3.06.2021

Страна Здоровячков

Зарядка

Инфоминутка «Мы за ЗОЖ»

Конкурс плакатов «Здоровое питание – здоровые дети»

Спортивная эстафета.

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

4.06.2021

Планета Музыки

Зарядка

Инфоминутка  «Музыке в нашей жизни»

Игра «Угадай мелодию»

Конкурс песни из советских или российских художественных фильмов или мультфильмов.

Игры «Выбивало»

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

5.06.2021

Яркие краски

Зарядка

Инфоминутка «Мир в котором мы живем»

Конкурс рисунков на асфальте «Лето моей мечты»

Подвижные игры.

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

2 неделя

Дата

Тема дня

Мероприятия

Ответственный

Время пребывания детей

7.06.2021

День смеха

Зарядка

Инфоминутка «Дружба начинается с улыбки»

Конкурс КВН «Жить без улыбки – просто ошибка»

Изготовление смайликов своим друзьям

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

8.06.2021

День кино

Зарядка

Инфоминутка «По станциям любимых мультфильмов»

Творческое задание «Театр у микрофона»

(аудиозапись сказки по ролям)

Конкурс «Мой любимый персонаж»

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

9.06.2021

День Сюрпризов

Зарядка

Инфоминутка «Глаза-твои главные помощники»

Операция «Поиск клада»

Акция «Просто так»

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

10.06.2021

День именинника

Зарядка

Инфоминутка «Правильная осанка»

Выставка творческих работ «Подарок для именинника».

Гиннес шоу «Кто во что горазд»

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

11.06.2021

День творчества

Зарядка

Инфоминутка «Личная гигиена»

Конкурс «Калейдоскоп талантов»

Подвижные игры.

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

12.06.2021

Быстрый. Ловкий, смелый

Зарядка

Инфоминутка «История спорта»

Спортивные соревнования(весёлые старты)

Игры на свежем воздухе

Инструктаж по ТБ

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

3 неделя

Дата

Тема дня

Мероприятия

Ответственный

Время пребывания детей

14.06.2021

День зеленого огонька

Зарядка

Инфоминутка «Водитель, я иду через дорогу!»

Акция "Письмо пешеходу и водителю»

Посещение кинотеатра. Просмотр мультфильма.

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

.

с 08.30 до 14.30 часов

15.06.2021

День ВОЖАТОГО

Зарядка

Выпуск стенгазеты «Вожатый-загадка природы».

Конкурс «Лучший вожатый нашей смены»

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

16.06.2021

Мисс и мистер ЛЕТО

Зарядка

Инфоминутка «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Творческая эстафета. Поэтапное выполнение заданий:

-«Золотая кисть» (рисование);

-«Соловей» (пение);

-«Стихоплёт» (сочинение стихов).

- «Путешествие в мир танца».

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

17.06.2021

«В гостях у сказки»

Зарядка

Инфоминутка «Из истории сказок»

Инсценирование отрывков из народных сказок «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Викторина «Любимые сказочные герои»

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

18.06.2021

Я-дизайнер

Зарядка

Инфоминутка «Из истории костюма»

Конкурс нарядов из бросового материала

Подвижные игры

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

19.06.2021

«Это-мы»

Зарядка

Инфоминутка «Правила поведения дома»

Конкурс презентаций «Из жизни моего отряда».

Развлекательно-игровая программа «Игры нашего двора»

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов

Дата

Тема дня

Мероприятия на 21 июня

Ответственный

Время пребывания детей

21.06.2021

Прощай любимый лагерь (закрытие смены)

Оформление пожеланий на «асфальте»

Закрытие лагеря (игры, конкурсы, развлечения)

Ст.вожатая;

воспители;

рук.физической культуры

с 08.30 до 14.30 часов


Предварительный просмотр: