Консультации для родителей

корнилова оксана александровна

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая с формированием его деятельности. Взрослый становится для ребенка

 не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит  к 

противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие

 разрешается через развитие игры, которая становится ведущим

 видом деятельности в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей младшей группы дошкольного возраста

Главные

особенности

возраста

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая с формированием его деятельности. Взрослый становится для ребенка

 не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит  к 

противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие

 разрешается через развитие игры, которая становится ведущим

 видом деятельности в дошкольном возрасте.

Особенности

эмоционального

развития

В возрасте 3-4 года ребенок начинает особенно проявлять свою индивидуальность. Он четко знает, что ему нравится, а что не нравится. Дети в этом возрасте чаще используют слова, чтобы выразить свои эмоции, меньше устраивают истерики. Настроение и эмоциональное состояние ребенка в возрасте 3-4 лет может резко меняться, но малыш скорее предпочтет сказать о своих чувствах, чем просто расплачется. В возрасте 3-4 лет дети начинают осознавать эмоции, которые они испытывают. Но они еще плохо умеют их контролировать. Если ребенка что-то рассмешит, то его смех будет больше истеричным, чем нормальным. Если же малыша что-то расстроит, то он расплачется, как будто произошло великое горе.

Поведением детей в этом возрасте правят эмоции и импульсные желания. Если ребенок увидел игрушку у другого малыша и захотел ею поиграть, то он, не задумываясь, начнет ее отбирать. Если малыш захотел печенье, и ему сказали, что он должен подождать до обеда, то он может расплакаться или закатить истерику. Дети еще не понимают отложенного во времени поощрения. Если ребенок что-то хочет, то он хочет это сейчас.

Дети 3-4 лет при возникновении конфликтов могут начать драться, пинаться, кусаться или толкаться. Они еще не понимают разницы между подходящим и неприемлемым поведением и взаимодействием с окружающими. Поэтому задачей родителей является объяснять ребенку, как можно и как нельзя выражать свои эмоции и решать конфликты.

По мере взросления дети начинают видеть связь между своим поведением и последствиями. Например, что истерика приведет к тому, что родители заберут на некоторое время его любимую игрушку. Такие последствия дадут ребенку понять, что истерика не является приемлемым способом выражения эмоций.

Восприятие

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная 

деятельность. Дети от использования пред эталонов индивидуальных единиц восприятия - переходят к сенсорным эталонам – культурно

 выработанным средствам восприятия.К концу младшего дошкольного

 возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов 

и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.

Память,

внимание

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут

запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего

дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Речь

Речь становится более сложной и развернутой. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов,прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. Играя или занимаясь каким-либо делом, дети четвертого года жизни часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием». С помощью этих разговоров ребенок

 удерживает в памяти поставленные перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.

Мышление

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

 При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются

 на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата.

Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи

 и отношения между предметами. 

Деятельность

Игры 

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних

действий с одними предметами предполагает их отнесенность к 

другим действиям с другими предметами. Основным содержанием 

игры младших дошкольников являются действия с игрушками

и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая.

 Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной двумя ролями

 и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. 

Творчество

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о 

предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. 

Графические образы бедны. У одних детей в изображениях 

отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы.

 Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация

 оказывает положительное влияние на развитие восприятия. 

В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.



Предварительный просмотр:

 Развитие речи в процессе художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

   Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

   Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т. д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

   Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

   Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком.

   В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания. Занятия по рисованию, лепке, аппликации в детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития речи в разных видах художественно-творческой деятельности уделялось пристальное внимание в работах таких авторов, как Н.Н. Поддьяков, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А.Ветлугина. Лепка, аппликация, рисование, оригами, пальчиковый театр  в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что влияет на речь ребенка. Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.

 Роль рисования в развитии речи

Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.

Маленьким художникам очень нравится рисование пальчиками и ладошками. Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики. Работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память малыша.  Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи.

Центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.
 Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
 Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.  Рисуя, малыш учиться строить «причинно - следственные» связи, учится логически мыслить.

Роль аппликация в развитии речи

Первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно – двигательного восприятия. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее. Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Роль лепки в развитии речи

Во время работы с пластилином у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из пластилина дает тот же эффект, что и массаж рук.

Можно проводить занятия лепкой так, чтобы они одновременно были и занятиями по развитию речи. Для этого в процессе работы надо попросить малыша рассказать о своих действиях. Предварительно можно побеседовать с ребенком о том, что он собирается вылепить, какой формы и величины должно быть его изделие, где его надо расположить, как потом раскрасить – все это стимулирует речевую деятельность малыша.

Кроме того, в беседе ребенок усваивает много новых слов. Следовательно, лепка положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря дошкольника. Поставить и разыграть спектакль. При совместном выполнении какой-нибудь модели дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, правильно выражать свои мысли, объяснять задуманное. Помимо этого, такая работа благотворно скажется на их развитии, ведь умение трудиться в коллективе очень важно для будущего школьника.

Роль оригами в развитии речи

Оригами – искусство складывания из бумаги («ори» – складывать, «гамии» – бумага) – является одним из вариантов  развивающих мелкую моторику.   Известно, что речь без чувственного опыта не возможна. Оригами же позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Кроме того, доступность бумаги как материала, лёгкость её обработки (способность сохранять придаваемую ей форму) – всё это привлекает детей, а возможность «преобразить» простой листок бумаги вызывает большой интерес.  

Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть  технику оригами как технологию речевого развития ребёнка.

 Материал по оригами можно использовать в соответствии с  лексическими темами занятий по развитию речи. Что может быть интереснее, как создать что-то своими руками и рассказать об этом?  Яркие образы персонажей  дают возможность использовать их для пересказов и рассказов  знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.

Таким образом, развивая моторику рук, с помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способствует в будущем успешную подготовку к школе. Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.


Предварительный просмотр: