«Обучение пению детей дошкольного возраста» Мониторинг развития певческого голоса и вокальных способностей детей.

Дианова Елена Алексеевна

Цель: выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_vokal_moy.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение пению детей дошкольного возраста»

Мониторинг развития певческого голоса и вокальных способностей детей.

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребенка. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни классиков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее.

Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребенка.

Для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса необходима диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников.

Цель: выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции.

Этапы:

1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи — тембр,

динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого ребенок может рассказать

любое стихотворение, или педагог может побеседовать с ним.

2. Ребёнок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального

сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение обучающегося

аккордами (для определения природного регистра голоса).

3. Ребёнок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и

вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса).

Результаты мониторинга заносятся в таблицу.

В конце года проводится повторный мониторинг, дающее возможность наметить план дальнейшей работы.

Мониторинг

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Певческий диапазон

Сила звука

Особенности тембра

Чувство ритма

Точность интонирования

Звуковысотный слух

Уровень

Уровни развития певческого голоса:

Высокий: ребёнок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно,

используя известную технологию звукоизвлечения, голос имеет ярко

выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто

интонирует, дыхание правильное, без шума.

Средний: ребёнок правильно понимает задание, действует по словесному

указанию, голос имеет не ярко выраженную тембровую окраску (сип), речь

внятная, артикуляционный аппарат средней активности, интонирует нечисто,

дыхание правильное с помощью педагога.

Низкий: Ребёнок затрудняется в выполнении задания с помощью педагога,

речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в чистом

интонировании мелодии, навык правильного дыхания отсутствует.

Низкий уровень – 1 балл

Средний уровень – 2 балла

Высокий уровень – 3 балла

Критерии мониторинга

для детей от 5-7 лет

Критерии

Показатели

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Особенности голоса

Сила звука

Голос слабый

Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко

Голос сильный

Особенности тембра

В голосе слышен хрип или сип. Голос тусклый, невыразительный

Нет ярко выраженного тембра. Но старается петь выразительно.

Голос звонкий, яркий

Певческий диапазон

Диапазон в пределах 2-3 звуков

Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си)

Широкий диапазон по сравнению с нормой

Развитие звуковысотного слуха и чувства ритма

Музыкально-слуховые представления

Пение знакомой мелодии с поддержкой голоса педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождением после многократного ее повторения

Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога.

Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний.

Пение знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомойпопевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний

Звуковысотный слух

Не различает звуки по высоте.

Различение звуков по высоте в пределах октавы и септимы.

Различение звуков по высоте в пределах секты и квинты

Точность интонирования

Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука.

Ребенок интонирует общее направление движения мелодии. Возможно чистое интонирование 2-3 звуков.

Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии.

 Воспроизведение ритмического рисунка

Не может повторить ритмический рисунок самостоятельно или с помощью педагога

Может повторить ритмический рисунок только с помощью педагога

Может самостоятельно повторить ритмический рисунок.

Примерный инструментарий.

  • Диагностика чувства ритма –игра «Ладошки»

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности. 

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

- точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;

- воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;

-адекватное метрическое исполнение с пением 4 - 5 тактов - слабый уровень;

- неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

  • Диагностика чувства тембра - игра «Тембровые прятки» 

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении: детского голоса; женского голоса; мужского голоса; хора; струнных смычковых инструментов; деревянных духовых инструментов; медных духовых инструментов; фортепиано; оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

Критерии оценки:

-низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;

-средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;

-высокий уровень - адекватное определение различных тембров

  • Диагностика уровня развития слухо-моторных представлений -игра «Повторяем мелодию»

Цель: выявить уровень сформированности слухо-моторных представлений при вокальном исполнении ,управление голосовым аппаратом в соответствии с услышанным интонационным рядом.

Педагог предлагает вспомнить любую простую песенку и спеть её.

Повтор голосом мелодии, сыгранной экспертом на инструменте.

Критерии оценки:

- низкий уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку (диапазон терции);

средний уровень – опевание тоники и исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном диапазоне;

высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное (на интервальные скачки) исполнение мелодических направлений в диапазоне октавы и более.