Костарева Марина Вячеславовна

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Костарева Марина Вячеславовна

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное  учреждение Белоярского района

«Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

г. Белоярский»

Формирование духовно-нравственных основ личности  дошкольника посредством православных праздников

 Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра,

 милосердия, справедливости, - являются важнейшей миссией

не только религиозной организации, но и общества в целом.

Такие ценности укрепляют наше Отечество, формируют

национальные традиции моральные устои. Сегодня они

позволяют нашей стране сохранить свои исторические

корни и культурно-духовную самостоятельность.

Председатель правительства РФ Д.А. Медведев

Проблема духовно-нравственного воспитания одна из актуальнейших для сегодняшней практики образования, в том числе и дошкольного. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от воспитателя требуется не только помочь ребенку добывать знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем отзывчивость, заботу, чуткость к окружающим и эта задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Миссию дошкольной ступени образования в решении задач духовно-нравственного воспитания детей следует ориентировать на формирование  православных представлений о добре и зле, этических нормах жизнедеятельности человека, что в свою очередь и станет стержнем духовного развития детей дошкольного возраста.

Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека и является приоритетом таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Фундаментальные положения православной педагогики – обретение ребенком трудолюбия, скромности, почитания и послушания старших, забота о младших, сострадание, милосердие.  Все эти ценности  должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей и прочной духовно - нравственной основой.

С целью организации системно-выстроенной работы по формированию духовно-нравственных основ личности дошкольника в ДОО реализуется программа «Социокультурные истоки».

Основная цель программы - заложить формирование духовно-нравственной основы личности дошкольника, а также присоединить ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников. Главным средством духовно - нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение цикла православных праздников:

·        Покров Пресвятой Богородицы

·        Рождество Христово

·        Крещение Господне

·        Масленица

·        Благовещение

·        Вербное воскресенье

·        Пасха

·        День славянской письменности и культуры

·        Троица

·        День памяти преподобного Сергия Радонежского

Духовно-нравственные смыслы этих праздников, содержание воспитательно-образовательной деятельности, определены на основе богословских смыслов. Например, духовно-нравственные смыслы праздника Троица раскрывается, как традиция русского народа украшать храм и свой дом ветками березы, свежей травой и цветами, умением мириться и быть благодарными [1, с.104].  Праздник Вербного воскресения раскрываются как: исторический факт, обычаи и обряды жизни русского народа, праздничное убранство дома, понятия верность и предательство, любовь к ближним, добродетельные качества человека (добродушие, забота) и пороки (своеволие (прихоть), зависть). В праздник Рождества Христова принято зажигать свечи, наряжать ели и славить Христа, у детей формируются представления о милосердии, заботе, любви к ближнему, дарить подарки [1, с.107].  Праздник Пасха (Светлое Христово Воскресение) - самый главный православный праздник  «праздник праздников» и «торжество из торжеств», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. На Пасху пекут пасхальные куличи, делают творожную пасху и красят яйца. У дошкольников формируются такие понятия как, всепрощение (умение прощать обиды),  любовь к ближним, забота, милосердие.

При подготовке православных праздников проходит большая предварительная работа с детьми и родителями. Дошкольники и родители  знакомятся с историей праздника через поучительные рассказы и сказки, библейские сказания, народные игры, рассматривание картин выдающихся  русских художников, слушание музыкальных произведений русских композиторов. Художественные образы для ребенка становятся образцами, с которыми он соотносит свои действия, представления о добре и зле, верности и предательстве и др. В народной игре дошкольники усваивают социально-ценностные смыслы. У детей формируется отношение к трудолюбию и праздности, к щедрости и жадности, к богатству и бедности, передаваемое текстами, а правила игры развивают у детей умение общаться в коллективе в соответствии с обстоятельствами, подчиняться правилам игр. Наряду с произведениями живописи, дети учиться видеть и понимать изображения икон православных праздников. Такая планомерная работа способствует формированию у детей и родителей не только представлений о православных праздниках, но и раскрывает духовно - нравственные ценности русского народа. 

Участие родителей в праздниках является обязательным условием. В работе с родителями используются разные формы взаимодействия: консультации, беседы о духовно - нравственных ценностях,  встречи в творческих мастерских, родительские гостиные. В группе оформляются тематические выставки рисунков и поделок «Покровская ярмарка», «Рожественский калейдоскоп», «Пасхальные перезвоны». Поделки, рисунки изготовляются с нравственным значением: подарить, украсить, порадовать, организовать выставку, ярмарку.

Немаловажное значение в формировании духовно - нравственных основ личности дошкольника имеет взаимодействие с социальными партнерами ДОО: храмом  преподобного Серафима Саровского в лице благочинного Белоярского благочиния, детской библиотекой.

В заключение хочется отметить, что в процессе ознакомления дошкольников с православными праздниками идет постепенное формирование духовно - нравственной личности ребенка, основанное на православных традициях, расширяются представления о культурном наследии нашего народа, развиваются навыки доброжелательного общения и сотрудничества с взрослыми и детьми.

 

Список литературы

1.Кузьмин И.А.  Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов