МПИ-проект

Малеева Нина Геннадьевна

Я в своей практике использую обогащающую модель обучения.

В рамках этой модели работают участники проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ),

научными руководителями которого являются Э. Г. Гельфман и М. А. Холодная.

Основная идея этой модели – интеллектуальное воспитание учащихся на основе актуализации и обогащения индивидуального умственного опыта каждого ребенка в процессе изучения математики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Схема работы по учебной серии МПИ

Учебник является ключевым элементом учебного процесса, выступая в качестве материального пособия предлагаемой педагогической технологии. В традиционном обучении работает схема:

Учебники серии "МПИ" превращаются в интеллектуальный самоучитель, и им соответствует другая схема, решающая задачу интеллектуального воспитания:

Здесь я, как учитель, избавлена от значительной части нагрузки в момент подготовки к уроку, так как ребенок непосредственно работает с учебником. Сам текст учебника отвечает за усвоение соответствующего учебного материала и за формирование лежащих в основе развития интеллекта психологических механизмов. Расширяется сфера учебной деятельности школьника: он обучается не только на уроке, но и дома. Такая индивидуальная работа обеспечивает необходимый обучающий эффект и личную интеллектуальную жизнь, независимую от индивидуальных качеств учителя.



Предварительный просмотр:

Отличительные черты технологии, основанной на МПИ.

Преподавание построено с учетом особенностей учебного знания и реальных психологических механизмов интеллектуального развития ребенка.
Так как содержание учебного текста является психологически многоуровневым, то каждый ребенок работает в комфортном режиме. Особая конструкция учебного текста, обучающие задания, вместо традиционных задач, ставят ученика в положение исследователя. Необходимость чтения учебного текста с "карандашом" (математический материал представлен по принципу "текст в контексте") учит бережному отношению к книге, развивает устную и внутреннюю речь ребенка. Все дети этого класса бегло читают, с выражением, у них много богаче речь, она образная, эмоциональная, ребята правильно употребляют и проговаривают математически термины, понимают их смысл. Чтение помогает "сопереживать" вместе с героями книг (пятый класс - учебник-сказка, шестой класс - театр, детектив, сказка), учит выделению главного в тексте, выделению существенных признаков изучаемого понятия. Обучающие задания и задачи ставят каждого ребенка, в соответствие с уровнем его интеллектуального развития, в положение творца (придумай…, дополни…, восстанови…, сочини…) и контролёра (насколько правильно ответили на твой вопрос или решили предложенное тобой задание одноклассники).

Предлагаемая технология преподавания математики включает в себя следующие моменты:

  1. детальное прорабатывание текста учебника, содержащего теоретический материал;
  2. по мере прочтения учащиеся выдвигают гипотезы, проверяют их, и либо принимают, либо отвергают;
  3. принятую гипотезу оформляют в виде правила, грамотки, алгоритма;
  4. исследуются все частные случаи, "исключения" из правил; классифицируют по некоторому признаку предложенные задания;
  5. учащиеся придумывают свои примеры и задачи на каждое правило, составляют контрольные и игровые задания;
  6. изучение крупной темы, заключенной в отдельный учебник, заканчивается нестандартным уроком обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.

Основной формой общения авторов учебника с учащимися, учителя и школьников, является диалог. Отличительными чертами предлагаемой технологии на основе книг серии МПИ являются:

  1. учет психологических особенностей усвоения понятия, целенаправленное развитие понятийного мышления учащихся;
  2. формирование базовых интеллектуальных качеств: любознательности, критичности, дисциплинированности, самоконтроля и т.д.;
  3. обеспечение психологически комфортного режима умственной деятельности, дающего возможность ребенку продвигаться по учебному материалу в удобном для него темпе и выбирать стратегию обучения в соответствии с его индивидуальными склонностями;
  4. ознакомление учеников с информацией об особенностях и своеобразии их памяти, внимания, образного и логического мышления (психологический комментарий находится в самом учебнике).

Такой процесс обучения обогащает:

  1. умственный (ментальный) опыт ребенка средствами учебных текстов (через содержание образования), индивидуализацией процессов обучения, использованием разноуровневого подхода;
  2. познавательный (когнитивный) опыт ребенка. Развивает психологические механизмы, которые отвечают за переработку информации. На уроках работаем со способами кодирования информации словом (ученик активно участвует в составлении определения, алгоритма, выделении существенных признаков понятия и т.п.), образом (запись, чтение, сложение, вычитание, умножение натуральных чисел, десятичных дробей в таблице разрядов, использование луча для сравнения чисел, операций над ними проводится более длительное время), чувственно-действенно (примеры: "сними маску" с формулы сокращенного умножения, нарисуй "портрет" числа четного, нечетного, кратного 3 и т.д.). Выбираем предпочтительный способ деятельности, которая находится в максимальном соответствии с индивидуальными интеллектуальными возможностями ребенка, и его интеллектуальные ресурсы могут реализоваться с максимальной эффективностью.