Курсовая работа

Галенко Анастасия Андреевна

Реализация проектов в деятельности учителя музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_realizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_1.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Галенко Анастасия Андреевна

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

КУРСОВАЯ

Реферат защищен

«   » _______________ 2016 года

с оценкой____________________

Специальность: 53.02.01.

Музыкальное образование

Курс 2, группа 20

Научный руководитель: Сердюк Л.В.,

преподаватель музыкальных дисциплин высшей квалификационной категории, к.п.н.

Челябинск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. История возникновения проектного метода обучения

1.2.  Сущность и содержание проектной деятельности

1.3.  Использование проектной деятельности в образовательном процессе

1.4. Этапы педагогического проектирования

Выводы по главе 1

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

2.1. Проекты и их использование в работе учителя музыки

2.2. Результаты проектной деятельности

Выводы по главе 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном  типе личности (М.Вебер), отражающие набор ценностных  нормативных характеристик, предъявляемых к человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентациях образования как  ведущего института социализации личности, направленного на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представителя гражданского общества.

 В основе разработки современных  стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности,  вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С.Выготского.

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В зарубежной психологии  такая переориентация нашла отражение в создании новых подходов - деятельностно-ориентированном учении и обучении; учении, ориентированном на решение задач (проблем), учении, ориентированном на процесс, т.е. на осознанное овладение самим процессом учения, входящими в его состав действиями, их последовательностью и связями между понятиями; учении в процессе решении задач, имеющим непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни; проектной работе.

В настоящее время опытом работы многих отечественных педагогов, данными экспериментальных психолого – педагогических исследований  И.И. Джужук, Н.В. Матяш, И.М. Павловой и др. убедительно доказана возможность применения проектной деятельности в процессе обучения младших школьников. В публикациях А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянской, А.П. Маслова, Н.М. Конышевой, В.Д. Симоненко отражены богатые развивающие возможности проектной деятельности для учащихся начальной школы. Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод ещё не получил должного распространения в начальном звене школьного обучения. Одна из основных причин этого – недостаточная разработанность и фрагментарное освещение в литературе методических аспектов организации проектной деятельности младших школьников. Иными словами, на первый план выходит проблема эффективной организации проектной деятельности.

Проблема  выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем  и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской, например). В таком случае необходимо определиться со способами активизации учащегося, способами стимулирования, развития мотивации любознательности и т.д.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с  учётом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.

Таким образом, можно выделить проблему исследования - противоречие между необходимостью введения проектной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по организации, руководстве проектной деятельностью при изучении музыки.

Актуальность изучения данной проблемы определила тему исследования: «Реализация проектов в деятельности учителя музыки».

Цель исследования изучить особенности реализации проектов в деятельности учителя музыки.

Данная цель предполагает выполнение следующих задач:

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
  2. Проанализировать значение проектной деятельности в образовательном процессе.
  3. Охарактеризовать требования ФГОС к реализации проектной деятельности.
  4. Выявить возможности реализации проектов в деятельности учителя музыки.

5. Составить методические рекомендации по реализации проектной деятельности на уроках музыки.

Методы исследования: теоретические

  1. анализ литературы;
  2. сравнение;
  3. обобщение и систематизация материала.


Глава 1. Организация проектной деятельности  учителя музыки как педагогическая проблема

1.1. История возникновения проектного метода обучения

Проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период. Первоначально проектирование тесно вплеталось в ткань жизнедеятельности, не выделяясь в самостоятельный вид деятельности. Философы рассматривали проектирование как один из механизмов культуры, способствующий превращению человека в свободно творящее существо. Проектирование как деятельность стало интенсивно развиваться в рамках инженерно-технической деятельности, архитектуры, строительства. На философском уровне проект рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности. На деятельностном — как результат проектирования. Уже в работах Аристотеля, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна представлены идеальные образы «новой породы людей». Идеал выступает в данном случае как род проекта-цели, воплощающей представление о совершенстве, а проектирование проявлялось на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешиваться в несовершенство окружающего мира.

Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения» [10].

Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо, провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии — это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее».

В первой трети XX столетия вклад в развитие научно-методического обеспечения проектной деятельности применительно к социально-образовательной сфере внесли представители самых различных областей знания. Среди них такие известные ученые, как Дж. Дьюи, К. Поппер, Г. Саймон, В. Х. Килпатрик и многие другие.

Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Школы, организованные в соответствии с методом проектов, предоставляли ученикам право свободного выбора занятий. Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Ученики сами выбирали виды деятельности, посредством которых приобретались новые знания. Они также определяли содержание школьной программы. Учитель лишь оказывал им помощь в исполнении запланированного. Основная суть метода проектов была в стимулировании интереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний.

В общем, виде их главные идеи состояли в следующем:

  1. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;
  2. Деятельность строится не в русле учебного предмета;
  3. Опора на сиюминутные увлечения детей;
  4. Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.

С именем Джона Дьюи связана, прежде всего, реализация метода проектов, ориентированного на целесообразную деятельность детей с учетом их интересов. В педагогической литературе приобрела известность в 1908-10 гг. в описании «домашних проектов», применявшихся в сельских клубах молодежи, а затем стал вводиться в организацию процесса обучения в опытных частных школах. С 1911 года термин «проект» был узаконен Бюро воспитания США и стал все более укрепляться в американской педагогике: «Проект есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца». Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе, 1925 г.

В основе системы проектного обучения лежат не только идеи Дьюи, но и Лая, Торндайка и В.Х. Килпатрика. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения т др.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Исследовательская свобода учащихся является существенным элементом методики обучения. Деятельные умы не могут развиваться без исследовательской свободы. [5]

В зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их: умению конструировать свои знания. Таким образом, в зарубежной педагогике метод проектов, получил дальнейшее развитие, в него были включены все прогрессивные элементы обучения, успешно проверенные на практике.

В 20-х годах прошлого столетия проектный метод в преподавании пытался использовать С.Т. Шацкий. В российских школах этот метод широко использовался для реализации выдвигаемых задач - развития ученика. Отличие советского воплощения метода проектов от американского состояло, прежде всего, в подчеркнутой общественно-полезной, трудовой, идеологической направленности проектов. Меньше внимания уделялось учебной стороне, и это, в том числе, привело к ослаблению содержательного аспекта: метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени - направленность его на ребенка.

Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало бы полезные знания и навыки и способствовало бы зарождению новых импульсов к последующим делам.

Основной принцип метода проектов гласит, что исходным пунктом обучения должны служить детские интересы сегодняшнего дня. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами именно в этом знании. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для собственного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию.

Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов встроен в структуру системы образования. Но сущность идеи остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений. [4]

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [3]

В современном процессе обучения метод проектов не заменяет классно-урочную систему, а выступает дополняющим звеном в организации самостоятельной работы учащихся. В последние годы наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

  1. 1.2.  Сущность и содержание проектной деятельности

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности [6].

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие  школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования.

Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, а через него — в рамках определенной подсистемы.

Педагогическая ситуация — составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве [10].

Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком [4].

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Поэтому чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодится им в жизни. Вот тут-то и требуется проблема из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы принимает контуры проектной деятельности. Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов в настоящее время становится интегрированным компонентом системы образования [6].

Суть остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предлагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого [10] в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

При советской власти эти идеи довольно широко внедрялись, но недостаточно продумано и последовательно. Этот метод давал возможность ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому он был изъят из школы, соответственно снизилось внимание к основной философской идее образования – направленность его на ребенка и его развитие. Вместе с тем этот метод успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии.

Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом [1].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в Великобритании в течение определенного отрезка времени.

1.3.  Использование проектной деятельности в образовательном процессе

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы. Без системных изменений в строении всего образовательного пространства новых образовательных результатов достичь практически невозможно. Система решения проектных задач может дать определенные образовательные эффекты только в том случае, если работа школы будет строиться в идеологии и технологии деятельностной педагогики.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами [8].

Виды проектов в школе:

  • Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
  • Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
  • Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования [12].

Таблица 1.

 Последовательность  работы над проектом 

Стадия

работы над проектом

 

Содержание работы

 

Деятельность

 учащихся

 

Деятельность

учителя

 

1

2

3

4

 

 

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

 

 

 

 

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

 

 

 

 

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

 

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

  

 

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Преимущества проектной деятельности в школе:

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

  1. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции [5].

  Таблица 2.

 [10]

 

Рефлексивные умения

-Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

-Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения

-Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

-Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

-Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

-Умение находить несколько вариантов решения проблемы

-Умение выдвигать гипотезы

-Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве

-Навыки коллективного планирования

-Умение взаимодействовать с любым партнером

-Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

-Навыки делового партнерского общения

-Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки

-Умение проектировать процесс (изделие)

-Умение планировать деятельность, время, ресурсы

-Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

-Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения

-Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми  вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

-Умение вести дискуссию

-Умение отстаивать свою точку зрения

-Умение находить компромисс

-Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки

-Навыки монологической речи

-Умение уверенно держать себя во время выступления

-Артистические умения

-Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

-Умение отвечать на незапланированные вопросы

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.

4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

5. Возрастает нагрузка на учителя.

Способами решения данных проблем могут быть следующие:

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.

2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.

4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Согласно современным технологиям обучения первичной субстанцией выделяется формирование определенных стандартами образования умений обучающихся, а знания предусматриваются как вторичный, вспомогательный компонент. При этом обучающимся прививается аналитический и проектно-конструктивный характер мышления.

Дидактика как теория обучения выявляет доминанты технологий обучения: закономерности, принципы, задачи, содержание, формы и методы преподавания и учения, а также стимулирование и контроль в учебном процессе [7].

Технологии обучения представляют собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку этих доминант на основе общей методологии целеполагания, это своего рода последовательность операций и процедур, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему.

Проектирование создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.

Проектировать — составлять проект или модель в уме, мысленно представлять себе что-либо как целое, систему. Проектирование — специфический вид плановой деятельности. В отличие от планирования, задающего научные ориентиры целеполаганию, исполнению, контролю развития уже существующих социальных процессов, объектов, учреждений, проектирование разрабатывает и обосновывает контуры будущего социального объекта. У плана может быть несколько проектов. Основа проектирования  - предвидение и прогнозирование. Результат - проект (модель), форма конкретного управления, программа. Проектирование как этап деятельности включает:

  • определение качественных и временных параметров проектируемого результата, его возможных вариантов;
  • построение модели, необходимой для получения результата деятельности (моделей может быть несколько);
  • определение средств, необходимых для реализации действия, и средств промежуточного контроля;
  • построение модели индивидуальной реализации деятельности (с учетом интеллектуальных, коммуникативных, управленческих, эмоциональных и т.п. особенностей субъекта деятельности) [11].
  1. 1.4. Этапы педагогического проектирования

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций — сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, имеет много общего. Совершается она как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа педагогического проектирования [3]:

  1. Моделирование
  2. Проектирование
  3. Конструирование

Рассмотрим выделенные этапы подробнее:

Педагогическое моделирование (создание модели) — это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у учащихся качества будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Например, мастер производственного обучения поставил цель сформировать у будущих токарей техническое мышление. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения в конкретных условиях урока производственного обучения. Мастер определяет некоторые теоретические основы формирования технического мышления: вспоминает теорию поэтапного формирования умственных действий, основные признаки технического мышления, методы его диагностики. Отсюда он берет идеи, соответствующие поставленной цели, и мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.[3]

Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) — это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности — это уже методическая задача.[5]

Алгоритм проектирования включает  следующие этапы:

1. Подготовительная работа:

  • анализ объекта проектирования (что именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию; стратометрическое построение: обозначение взаимодействий, соотношений, связи слоев, структур, подсистем);
  • выбор формы проектирования;
  • теоретическое обеспечение проектирования (поиск информации о работе подобных объектов в других местах; об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педситуаций);
  • методическое обеспечение проектирования (создание инструментария: схем, образцов документов и т.д.);
  • пространственно-временное обеспечение проектирования(оптимальное место и время);
  • материально-техническое обеспечение проектирования;
  • правовое обеспечение проектирования.

2. Разработка проекта. Выбор системообразующего фактора. (Системообразующий компонент — тот, который способен объединять все другие компоненты в целостное единство, целенаправлять их и стимулировать развитие. Он определяется так: следует найти составные части проекта, которые наиболее не соответствуют друг другу, но в то же время находятся в причинно-следственной зависимости, и уяснить суть этой зависимости.) Установление связей и зависимостей компонентов.

3. Написание проекта.

Проверка качества проекта. Мысленное применение проекта (самопроверка). Экспертная оценка проекта.

4. Корректировка проекта.

5. Принятие решения об использовании проекта.

6. Оценка результатов. Подведение итогов.

Педагогическая система как целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Основные признаки: полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств.

Педагогический процесс как способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития учащихся. Состоит, по мнению педагогов из системы взаимосвязанных элементов: цель обучения и воспитания, содержание обучения и воспитания, технология обучения и воспитания, организационные формы, деятельность педагога и деятельность учащихся.

Педагогическая ситуация как составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и определенном пространстве [6].

Работа над педагогическим проектированием, созданием педагогического проекта является важной составляющей работы педагога. Проективные умения помогают педагогу эффективнее строить учебно-воспитательный процесс, позволяют решать многие образовательные задачи.

Выводы по главе 1

Система научных понятий составляет основу каждого учебного предмета. Без этой системы невозможно понимание и сознательное усвоение закономерностей и правил.

При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом общего образования становится формирование у школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.

 Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе на уроках музыки и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.» (Л. Выготский).

Организация проектной деятельности позволяет решить эту задачу, но требует более серьёзного осмысления и соблюдение определённых этапов в деятельности.

 Учебный проект для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.[2, 4].

Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.


Глава 2. Организация проектной деятельности на уроках музыки

2.1. Проекты и их использование в работе учителя музыки

Современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.  При традиционном подходе музыкальное воспитание рассматривается как процесс передачи опыта музыкальной деятельности новому поколению», результатом которого должно стать приобщение к музыкальной культуре общества. А сам процесс реализуется как «целенаправленное педагогическое воздействие на человека».

  Работа учителя музыки в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей обучающихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества обучающихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования.

Обучение в преподавании музыки требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем в каком-либо другом учебном предмете, т.к. индивидуальными,  прежде всего,  являются эмоции и чувства ученика, а музыка – это и есть эмоции и чувства.

  В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности [7].

Одной из таких технологий и является проектная методика.

Применительно к уроку музыка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:  тематика музыкального проекта должна быть актуальной; проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации; необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций. 

Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению [19].

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.д.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д. [9].

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания  выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор  детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

•   во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;

•   во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

•   в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок [16].

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

  5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности [20].

   Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое. Например, «Портрет композитора», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» и т.д.. У детей  должно создаться  впечатление, что проект на уроке музыки - это новые знания, общение, деятельность, удовольствие.

2.2. Результаты проектной деятельности

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, во внеклассной работе, дома и прочие. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально- творческая игра. По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»

Таблица  ?.

Виды проектов в области изучения предмета «Музыка»  

Виды проектов  

Содержание

Результат

Информационные  проекты  

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Создание видеофильмов, альбомов, стенгазет, презентаций по творчеству композиторов, истории создания музыкальных сочинений, событиями музыкальной жизни страны, о музыкальной культуре прошлого, настоящего, будущего.

Пример: Музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме.

Исследовательские

проекты

Предполагают аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей её проверкой. Обсуждение полученных результатов.  

Интегрированные проекты в области исследования какого либо направления искусства.

Пример: «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

Творческие проекты

Подразумевают разработку и представление творческого продукта, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

 

Фонохрестоматия музыкального материала; альманахи, театрализации, видеофильм - подборка документальных, художественных  фильмов по выбранной теме.

Музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.

Ролевые, игровые проекты  

Участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.  

Музыкально – театральная постановка. Литературно- музыкальная гостиная.Театрализованное представление музыкальной пьесы - сказки и тп

Пример: Сценарии внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

Практико   -  ориентированные проекты

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Результат деятельности учащихся обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.

 

Документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, справочный материал;  словарь.

Пример: Дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание

Виды проектов:

  • монопредметные - проект в рамках одного учебного предмета (урочная деятельность)
  •  межпредметные  - проекты, объединяющие от двух и больше предметных областей (внеурочная деятельность)
  •  Надпредметные -  внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Классификация проектов по продолжительности:

  • Мини-проекты укладываются в один урок.
  • Краткосрочные проекты по музыке занимают 3-6 уроков
  • Недельные проекты выполняются в группах, работа идёт под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40 учебных часов, возможно сочетание классных форм работы  с внеклассными.

Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме.         Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения музыке является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности, который способствует вовлечению учащихся в предметно – регулятивную, предметно – познавательную и предметно – коммуникативную деятельность, тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению.

Приоритетным в проектной технологии является процесс познания, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, для решения возникающих проблем.

Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и т.д. [17].

Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

Проектная методика не только дает возможность обучающимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся [17].


Выводы по главе 2

Проектная деятельность учащихся на уроках музыки обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность.

При организации проектной деятельности  на уроках музыки необходимо учитывать психолого-физиологические особенности школьников.

Разное наглядно-образное мышление учащихся, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Темы детских проектных работ выбираются в зависимости от содержания учебного предмета «Музыка». Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников.


Заключение

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Педагогическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Педагогическое  проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Метод проектов характеризуется как личностно-ориентированный, деятельностный; он обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивает умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирует навык самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу. В связи с тем, что реализация проекта требует работу с информацией – поиск, обработку, использование, созидание и т.п., метод проекта создаёт условия для формирования информационной культуры школьников. В заключение хотелось бы отметить, что правильно организованная проектная деятельность на уроках музыки должна приносить детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяя их интересы, кругозор и практические умения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Березина, В. Воспитание чудом  [Текст]  / В. Березина // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. С. 54-63.
  2. Волынкин В.И. Художественно - эстетическое воспитание и развитие дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.
  3. Гневышева, В. Вокальное воспитание в хоре начальной школы // Музыкальное воспитание в школе. — М., 2003. — Вып. 2
  4. Григорьева, Г.Г. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. [Текст]  / Г.Г. Григорьева - М., 2000. – 140 с. – С. 29- 71.
  5. Джердималиева Р.Р. Музыкальное образование. – М.:Алматы, 2007. – 271с.
  6. Захарова А.А. Музыкальное восприятие образов природы – средство эстетического и экологического воспитания // Музыка в школе. – 2007. - № 6. – С. 43-47
  7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004.
  8. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. [Текст] / В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева - М.: Высшая школа, 1989
  9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Академия, 2001. – 76 с.
  10. Комарова, Т. Детское художественное творчество[Текст] / Т. С. Комарова. – М., 2006. – 187 с. -С. 65- 180
  11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
  12. Общая психология [Текст]  / под редакцией Петровского А.В. - М.: Просвещение, 2003. – 540 с.
  13. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
  14. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. [Текст]  / К.К. Платонов - М.: Высшая школа, 1977. – 210 с.
  15. Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник [Текст] / В.М. Полонский. - М.: Владос, 1995. – 128 с.
  16. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., «Сфера», 1997 – 528 с.
  17. Столяренко Л.Д. Общая психология. Текст]  / Л.Д. Столяренко- Ростов н/Дон: Феникс, 2003. – 540 с.
  18. Творчество детей и современность./Авт.-сост. А.Г. Трушкин, П.П. Пивненко, В.В. Абраухова, Н.П. Овсянникова, А.И. Белоусов. –Ростов н/Дону: «Феникс», 2002.
  19. Усова Н.А. Условия формирования творческого компонента личности // Проблемы теории развития творческой личности. Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1998. Выпуск 1. С. 52-58.
  20. Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалифик. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
  21. Фадеева С. Музыка – как объединяющее начало в эстетическом развитии // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 7. – С. 53-64
  22. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991
  23. Халабузарь, П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000
  24. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: «Питер», 2000.