Педагогический опыт

Представление педагогического опыта на тему «Формирование познавательной активности у школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический опыт35.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ТЕМА «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ»

Автор педагогического опыта: Бибин Валерий Васильевич,

учитель трудового обучения  ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность педагогического опыта

Одной из задач образования школьников с интеллектуальными нарушениями, определенной в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является разработка содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей. К особым образовательным потребностям среди прочих относится возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Кроме того конечной целью учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы специального (коррекционного) образовательного учреждения является успешная социализация учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Социализация учащихся с интеллектуальными нарушениями требует в настоящее время повышенного внимания к проблеме их обучения. Трудности в усвоении учебного материала учащихся нередко приводят к снижению их интереса к учению. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.

Решение данной проблемы тесно связано с поиском новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов организации образовательного процесса. При создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся учитель коррекционной образовательной организации встречается с большими трудностями. Нарушения аналитико-синтетической деятельности, инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности, характерные для школьников с интеллектуальными нарушениями, препятствуют усвоению учебного материала на основе его полного понимания. Именно от активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка с интеллектуальными нарушениями, возможности его социальной адаптации.

Уроки трудового обучения предоставляют благоприятные возможности для коррекции познавательной сферы школьников в целом и познавательной активности в частности. Наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, росту успеваемости и самостоятельности при выполнении практических задач. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средствами адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных интересов, особенно мышления, как главного психического процесса и интересов ребенка. В ходе выполнения трудовых заданий можно выявить насколько усвоил ученик знания по отдельным общеобразовательным дисциплинам и каковы его возможности в использовании, этих знаний в практической деятельности.

Поэтому возникает необходимость использования на уроках трудового обучения особых методов и приемов работы, которые позволили бы развивать познавательную активность и познавательные процессы у детей с интеллектуальными нарушениями, придавать процессу обучения привлекательность и значимость в глазах детей.

Таким образом, доказана необходимость формирования познавательной активности у старшеклассников с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения, но недостаточное количество в литературе методических рекомендаций вызывает у учителей затруднения в правильной организации деятельности школьников по активному усвоению материала. Все вышесказанное определяет актуальность и перспективность опыта.

Основная идея

Реализация принципа активности на уроках трудового обучения, и в частности на уроках столярного дела, имеет определенное значение, т. к. данное обучение носит деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Особая значимость уроков столярного дела состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности, ее результату. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.

Результаты активности познавательной деятельности школьника с интеллектуальными нарушениями на уроках столярного дела зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить о возрастных и индивидуальных особенностях детей; о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках столярного дела.

На уроках столярного дела особое место занимают такие формы деятельности, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Можно выделить следующие условия применения активных форм обучения на уроках столярного дела:

- оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения;

- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

- доступное, эмоциональное, опирающееся на личный опыт ребенка преподнесение материала и создание условий для его сознательного восприятия;

- создание «ситуации успеха» для каждого учащегося;

- индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, оказание им различных видов помощи (словесной, наглядно-практической);

- включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

- введение дидактического приема сравнения по различным параметрам изучаемых объектов и явлений;

- установление причинно-следственных зависимостей и обучение приемам их установления, используя данные, полученные от учителя или из других источников;

- создание проблемных ситуаций (распознавание противоречий, решение элементарных логических задач);

- выполнение опытов, практических работ до и после объяснения нового материала;

- увеличение доли самостоятельных работ;

- осуществление межпредметных связей;

- использование дидактических игр, элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

- включение новых знаний в систему ранее сформированных;

- практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Таким образом, наличие всех перечисленных способов и условий активизации познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями должно сделать процесс трудового обучения более напряженным, более результативным, но это не должно вести к перенапряжению и перегрузке учеников. Из всех возможных вариантов построения учебного процесса надо осознанно выбрать те, которые будут достигать максимальных результатов при минимально необходимых затратах времени и усилий учеников и учителя.

Теоретическая база опыта

В основу рассмотрения проблемы формирования познавательной активности у старшеклассников с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные в работах Б. Г Ананьева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Н. Ф. Талызиной, Г. И. Щукиной и др.

Об исключительной роли интереса в психическом развитии ребенка, повышении качества его мыслительной деятельности, особенно в условиях аномального развития отмечали Т. В. Алышева, В. В. Воронкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, Н. Г. Морозова и др.).

В исследованиях Г. В. Васенкова, Г. М. Дульнева, С. Л. Мирского, А. Н. Переплетова, Б. И. Пинского, В. Г. Ткаченко и др. отмечается, что уроки трудового обучения играют исключительно важную роль в развитии личности школьника с интеллектуальными нарушениями, и его надо широко использовать в коррекционно-воспитательных целях.

Исследователи отмечают, что необходимо проводить обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения практико-ориентированных задач. Школьники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность, так как степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Новизна педагогического опыта

Новизна педагогического опыта состоит в системном использовании активных методов обучения как на уроках трудового обучения, так и во внеклассной работе, в ходе факультативного курса «Живое дерево».

Содержание уроков и программы факультативного курса, благодаря своей конкретности и доступности, чувственному восприятию помогают учащимся выработать умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные приемы для достижения поставленной задачи. Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышает интерес к выполняемой работе, активность, формируют более широкие, социально значимые мотивы трудовой деятельности. Задания, требующие решения мыслительных задач, повышают интерес к учению, положительно влияют на интеллектуальное развитие детей. В процессе выполнения трудового задания дети практически усваивают приемы анализа и синтеза. Трудовая деятельность помогает ученикам овладеть приемами сравнения, навыками планирования и соблюдения последовательности действий. У них появляется правильная оценка качества и результатов своей деятельности. На уроках труда и в ходе факультатива «Живое дерево» школьники с ограниченными возможностями здоровья практически усваивают приемы измерения, распознавания формы, величины, цвета и других качеств обрабатываемого материала. При соответствующей организации труда у детей воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, вырабатываются навыки совместной организованной работы.

Реализация программы факультативного курса посредством использования системы действий когнитивного, коммуникативного, конструктивного, двигательного, моделирующего и игрового характера, позволяет обеспечить активное усвоение теоретического материала и его осознанное применение при решении профессионально-трудовых задач.  

Технология опыта.

Школьники с интеллектуальными нарушениями нуждаются в особом подходе для развития у них интереса к урокам труда. Это связано с имеющимися у них нарушениями психического и физического развития. Эти нарушения развития являются необратимыми, но поддаются коррекции при правильной педагогической работе. Важный момент при такой работе это заинтересованность ученика в контроле за своими действиями, поведением, качеством выполнения задания.

Уроки столярного дела, занятия факультативного курса «Живое дерево» создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с интеллектуальными нарушениями, в трудовой и познавательной деятельности, а также способствуют развитию познавательного интереса.

Основными методами обучения, которые мы используем в своей работе, являются наглядно-практические, ролевые и деловые игры, метод поощрения, погружение в материально-практическую среду, практические работы, вводный и текущий инструктаж, экскурсии, многократное повторение и практическое закрепление, усвоение одного и того же материала различными методами и приемами.

Важное место при формировании интереса на своих уроках и во внеурочное время отводим наглядности, которая помогает учащимся выполнять задания пошаговыми операциями. С этой целью используются готовые образцы изделия и различные карты - предметно-технологические, операционные, графические, комбинированные. Наглядность предоставляет возможность школьникам с интеллектуальными нарушениями видеть изделие на разных стадиях его создания. Например, содержание предусмотренных уроками столярного дела упражнений в распознавании технического рисунка, эскиза, чертежа уточняется нами в зависимости от их проведения с использованием указанных средств наглядности, которые применяются на занятиях с древесиной, при работе на столярном, токарном, станках, на которых они работают.

Хороший эффект в привитии интереса и усвоении правил поведения и работы на уроках дает метод приучения. При реализации этого метода, напоминаем школьникам о необходимости выполнять то или иное действие или о том, как его нужно выполнить. Следует отметить, что любые напоминания даются спокойно, тактично, что бы не вызвать у школьников отрицательных эмоций. Частые напоминания по одному и тому же поводу оказывают на многих школьников отрицательное действие (вызывают чувство неудовлетворения, негативные поступки). Поэтому напоминания по содержанию того или иного правила при выполнении трудовых операций связаны с деятельностью не одного школьника, а всех учащихся группы.

Чтобы метод приучения дал положительный результат необходимо контролировать соблюдение установленного порядка и требований к поведению школьников. С целью контроля знаний мы используем различные открытые тестовые системы, листы-опросники, по изученным темам, игры содержащие вопрос на пройденный материал. Подобные тестовые работы позволяют, учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. При этом задействуются все мыслительные операции, повышается эффективность и возникает интерес.

Активизировать деятельность помогает проблемное обучение. Строим уроки таким образом, чтобы ученики по возможности чаще решали создаваемые учителем проблемные ситуации. Какой бы сложности ни была проблемная ситуация, подвожу учеников к тому, что вывод они делают самостоятельно.

Перед собой ставим категорическое требование: ничего не давать в готовом виде. Это заинтересовывает школьников. Они постепенно понимают, что требуется не только черновая работа в выполнении определенных трудовых операций, совершенствовании приемов и навыков работы, больше всего и прежде всего от них требуется умение планировать свою работу, вводить элементы рациональных приемов труда. Это позволяет в действительности ускорить темпы работы. Теперь в своей работе приоритет отдаем проблемному обучению. Этот метод позволяет ученикам, под руководством учителя, добывать знания. Ребята находятся постоянно в поисках. Это не оставляет места пассивному восприятию материала. Это активизирует познавательную деятельность ребят. Это не утомляет их, а приносит удовлетворенность своей работой.

У старшеклассников с интеллектуальными нарушениями проявляются не только личные, но и общественные мотивы деятельности. Для развития такого мотива необходимо, чтобы результатом работы мог воспользоваться не только сам ученик, но и окружающие его люди. Иначе говоря, ученик должен быть поощрен со стороны окружающих его людей - одноклассников, учителей, родственников.

Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке столярного дела было интересно. В этом плане особое место отводим занимательности, оно состоит в том, что используя свойства предметов и явлений, вызываем у учащихся чувство удивления, обостряя их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствуя созданию у них положительного настроения к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от занятий, способностей и интересов.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках столярного дела: игры, упражнения, состязания, сигнальные карточки, образное описание событий, эпизода, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д. способствуют развитию познавательных интересов учащихся, располагает их к выполнению даже тех заданий, которые кажутся им невыполнимыми.

Таким образом, ведущая роль при подготовке к самостоятельной жизни отводится трудовому обучению. Ученики осваивают способы работы с инструментами, получают представления о возможностях своего трудоустройства, учатся взаимодействовать с окружающими, приобретают интерес к правильному исполнению данной им работы.

Результативность опыта

(конкретные результаты педагогической деятельности)

Результаты педагогического опыта были представлены:

во время выступлений на семинарах и конференциях различного уровня:  

1. Выступления с сообщениями на методическом объединении учителей гуманитарного цикла: «Формирование познавательной активности у школьников с нарушением интеллекта на уроках столярного дела»; «Формирование интереса к урокам труда у старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью», «Эстетическое воспитание школьников с  нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности».

2. Выступление с докладом на Республиканском интерактивном семинаре-практикуме «Педагогические технологии для создания безбарьерной образовательной среды. Презентация лучших инклюзивных практик» «Формирование познавательной активности у старшеклассников с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения».

3. Выступление с докладом на Международном научно-практическом семинаре «Актуальные вопросы организации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» «Развитие творческих способностей у школьников с нарушением интеллекта при изготовлении поделок из дерева».

в публикациях:

Бибин, В. В. Формирование познавательной активности у школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках столярного дела / В. В. Бибин // Инновационные исследования опыт, проблемы внедрения результатов и пути решения : сборник статей Международной научно-практической конференции (15 ноября 2020 г.). – Уфа : Изд-во «Аэтерна», 2020. – С. 216–218.

в процессе проведения открытых уроков:

  1. Открытый урок трудового обучения для учителей школы: «Инструменты: молоток, клещи. Устройство, правила работы», «Выполнение упражнений по сверлению отверстий разных видов и размеров», «Изготовление разметочного инструмента: столярный угольник» и др..
  2. Открытый урок трудового обучения для студентов факультета психологии и дефектологии МГПИ им. М. Е. Евсевьева: «Планирование работы по изготовлению подставки для цветов. Строгание заготовок».

в процессе Совместного выставочного проекта

Участие в выставочном проекте «Весна. Тепло. Красота» совместно с ГБУК Мордовский республиканский объединённый краеведческий музей имени И. Д. Воронина».

Список литературы

  1. Васенков, Г. В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта / Г. В. Васенков // Дефектология. – 2004. – № 3. – С. 60–67.
  2. Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе / С. Л. Мирский. – М. : Просвещение, 2000. – 183 с.
  3. Олигофренопедагогика : учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009 – 396 с.
  4. Переплетов, А. Н. УМК «Столярное дело» в профессиональных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида / А. Н. Переплетов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2. – С. 16–18.
  5. Ткаченко, В. Г. Основные правила организации работы в учебных мастерских коррекционной школы VIII вида / В. Г. Ткаченко // Дефектология. – 2004. – № 3. – С. 82–85.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/
  7. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – М. : Академия, 2000. – 204 с.