Методические разработки

Николаева Любовь Николаевна

Предварительный просмотр:

Николаева Любовь Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Крутинский детский сад «Светлячок»»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  по реализации  ОО «Художественно-эстетическое развитие» Лепка  для детей средней группы

 Пояснительная записка.

Образовательная деятельность запланирована и проведена в рамках  реализации авторской программы «Детство», Т.И.Бабаевой и ООП ДОУ на основании методического пособия «Изобразительная деятельность в детском саду» автор И.А.Лыкова для детей 4-5 лет. Была использована игровая технология для создания проблемно игровой ситуации. Присутствовали  9 детей в возрасте от 4-5 лет. Группа общеразвивающей направленности.

Тема: «Снежная Баба-Франтиха»

Цель: Формирование умения лепить снежную бабу.

Задачи: Упражнять детей в лепке путем скатывания, соединения шариков одинаковой и разной величины. Развивать умение делить кусок пластилина на части,соблюдая пропорцию и величины. Воспитывать желание приходить на помощь герою.

Этапы работы

Методы и приемы

Материалы и оборудование

Организационный момент:

Мотивация детей к деятельности

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

Физкультминутка

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Подведение итогов

Обсуждение результатов

-Ребята,по дороге в детский сад я встретила снеговика. Он был очень грустный.

Он рассказал мне, что ему грустно у него нет друзей. И он просит у вас помощи.

-Как мы можем помочь снеговику?

(ответы детей - можем сделать ему подружек)

-Из чего мы можем сделать ему подружек?

-слепить из пластилина, нарисовать.

Дети давайте слепим подружек и подарим их снеговику. А для начала рассмотрим их. (Рассматривание готовых образцов снежных баб)

-Из каких геометрических тел состоят снежные бабы? (Круг)

-Какие по величине?

(Большие, маленькие)

-А что у них на голове? (таз, шляпа, платок)

-В какие наряды одеты? (юбка, платье)

-Чем можно еще их украсить? (бусы,банты)Воспитатель предлагает детям слепить снежных баб.

Рассматривание схем и образцов.

-Вот мы с вами рассмотрели снежных баб. А теперь давайте вспомним, как же мы будем лепить туловище и голову. Покажите руками в воздухе, как будете катать шарик.

-Сколько шариков нам надо? Туловище и голова, одинаковые?

-Какая часть будет самая большая?

-Какая самая маленькая?

-Сначала мы разделим большой кусок пластилина пополам, затем один из кусков еще на два.

-Если кто- то забудет, как лепить снежную бабу, на доске есть подсказка.

-Прежде чем приступить к работе мы с вами отдохнем.

Физкультминутка «Снеговик»

Дети самостоятельно лепят снежных баб-Франтих.

-Вот какие нарядные Франтихи у нас получились! Вы все сегодня хорошо потрудились. Молодцы! Давайте поставим наших снежных баб на полянку к нашему снеговику. Теперь ему точно не будет скучно.

-Посмотрите, он даже заулыбался, повеселел.

-Как вы думаете, мы порадовали  Снеговика? Почему? (ответы детей)

-Что сегодня было трудно в нашей работе?

-Что получилось? А что не получилось?

Снеговик благодарит детей.

-Вы большие молодцы!

Снеговик игрушка

Пластилин, доски для лепки

Список литературы:

  1. «Изобразительная деятельность в детском саду» автор И. А.Лыкова для детей 4-5 лет.


Предварительный просмотр:

                                                                   Николаева Л.Н.

                                                                 р.п. Крутинка, Омской области

Воспитание здорового поколения как стратегия образовательной политики дошкольного образования

Согласно современной государственной доктрине  здоровье детей – это ценность для нашей страны в целом. Но реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становится всё меньше. Одним из фактов, негативно влияющих на ситуацию, является, то, что подавляющая часть родителей концентрирует своё внимание на лечебных процедурах, упуская из виду ценность профилактических мероприятий. Причин этому множество: интенсивный, изматывающий  стрессами темп современной жизни; поглощённость современных родителей работой; низкий уровень физической культуры в семьях и в быту [2, c.21-22].  

             В дошкольном образовательном учреждении задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была приоритетной. В разное время вводились разнообразные закаливающие процедуры, оборудовались физиокабинеты, детский сад представлял собой практически часть поликлиники. Но вместе с тем, проблема сохранения и укрепления  здоровья детей была и остаётся актуальной.

               В реальной практике работы современных учреждений дошкольного образования часто возникают ситуации переполнения групп, перегруженности педагогического процесса дополнительными занятиями, формальным отношением дошкольных работников к процессу  физического воспитания, что делает задачи сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста трудноразрешимыми. Необходимо изменение  целевой установки воспитательной деятельности, ключевыми позициями которой должны стать охрана и укрепление здоровья детей. Следует добавить, что перестройке должен подвергнуться сам стиль мышления педагогических работников на всех уровнях. Неестественно требовать от всех сотрудников выполнения всех режимных  процессов, ставить перед ними задачу сохранения здоровья детей без нормальной их жизнедеятельности.

             Важно отметить, что на здоровье детей, посещающих детские сады, косвенно или прямо влияет множество факторов. Среди них можно выделить, кроме прочих, психологическую атмосферу в дошкольном учреждении, эмоциональное здоровье взрослых, работающих с детьми. Взрослым необходимо помнить, что непоправимый вред детскому здоровью наносят грубость, несправедливость, бестактность, несдержанность. Состояния, которые они вызывают у воспитанников – уныние, тоска, зависть, приспособленность, злость,  страх, - самым негативным  образом влияют не только на личностное развитие детей, но и на их здоровье.

            Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в нашем образовательном учреждении решается путём формирования сознательного отношения к собственному здоровью, начиная с раннего дошкольного возраста. Мы считаем важным, сформировать у ребёнка положительное отношение к сохранению и укреплению здоровья. Вместе с тем необходимо учитывать, что ребёнок дошкольного возраста не развивается автономно, а полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают ему положительный или отрицательный пример. Огромное влияние на развитие ребёнка оказывает атмосфера в семье. Любые психотравмирующие ситуации (ссоры между родителями, развод, алкоголизм, наркомания и др.) пагубно отражаются на здоровье детей, способствуют развитию таких нежелательных личностных качеств, как скрытность, агрессивность, повышенная тревожность и напряжённость.

           В первые 7 лет жизни многое в состоянии здоровья, развитии и воспитании ребёнка определяется условиями семьи и её культурным уровнем. Именно в семье формируются важнейшие задатки: привычки и особенности личности ребёнка, модель здорового образа жизни, которую во взрослой жизни ребёнок будет подсознательно реализовывать.

                Каждый родитель, прежде всего, желает быть здоровым и вырастить здоровым своего ребёнка. В этом цели семьи и дошкольного образовательного учреждения совпадают. Лучшим способом организовать взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями является    создание эффективной системы сотрудничества.

             Эффективность оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье, что в свою очередь, будет зависеть от тех подходов к взаимодействию, которые найдут педагоги дошкольного образовательного учреждения.

                Основная цель сотрудничества с родителями, нашего дошкольного учреждения, которая является составной частью системы работы по формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, - создать условия для улучшения и сохранения здоровья детей и родителей [1, c.54].

         Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а именно:

  1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи, семейную установку на здоровьесозидание;
  2. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации работы в семье;
  3. Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск решения проблем в области здоровья, как своих детей, так и своего собственного;
  4. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

           В  соответствии    с целью и задачами мы  определили принципы взаимодействия с семьёй: признание ведущей роли семьи в оздоровлении детей; доверие, как основной принцип взаимодействия педагога с родителями, соблюдение права родителей на собственные педагогические взгляды, уважение к их чести, репутации, достоинству; дифференцированный подход с учётом многоаспектной специфики каждой семьи; целенаправленность и систематичность; открытость детского сада для семьи.

Согласно рассуждениям Г.Е.Жемчужникова, современных родителей необходимо «довоспитывать», и именно этот факт мы  считаем основной содержательной единицей оздоровления детей. Другими словами, необходимо повысить их квалификацию посредством просвещение родителей о здоровом образе жизни и их активного  привлечения к деятельности детского сада [4, c.3].

Диалог между детским садом и семьёй в нашем детском саду  строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребёнка, его положительных качеств, способностей. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет нам выявлять, осознавать и решать проблемы сохранения здоровья детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте сохранения и укрепления здоровья ребёнка.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей мы стараемся вовлечь их в жизнь детского сада.

         Важно отметить, что работа с семьёй является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребёнка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют своё внимание  на негативных  проявлениях развития и поведения ребёнка. На данном этапе мы использовали в работе фотоколлажи жизни детей в детском саду, выставки детских работ, приглашение родителей на развлечения и досуги, спортивные праздники, в которых родители принимали активное участие вместе с детьми.

 На втором этапе родителям  дают практические знания о здоровье  ребёнка и его сохранении. Были организованы и проведены серии показательных занятий и развлечений по безопасности и физической культуре для родителей на «День открытых дверей» и на групповых родительских собраниях, были организованы консультации    педагога-психолога и врача педиатра районной поликлиники.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах сохранения здоровья детей. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом, рассказать об индивидуальных проявлениях ребёнка, но и попросить совета у воспитателей по  интересующим их проблемам. Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведёт к совместному исследованию и формированию здорового образа жизни ребёнка. На данном этапе нами был обобщен опыт сохранения и укрепления психического и физического здоровья в семьях детей разного возраста и представлен на общем родительском собрании.

   Можно предположить, что данная работа позволит родителям изменить некоторые семейные установки, сам стиль жизни и взаимодействия с детьми.

            Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка здорового образа жизни является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса оздоровления детей. Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители – согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата – физически и психически здорового ребёнка, который возможен только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

         Приоритетом Концепции дошкольного  образования, принятой в нашей стране, являются оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, развития их умения готовности творить своё здоровье [3, c.24].

         Проанализировав результаты сотрудничества нашего детского сада и семьи в организации сохранения и укрепления здоровья детей, мы сделали следующие выводы: в создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству. Далеко не все семьи в полной мере реализуют свой потенциал для укрепления и сохранения здоровья детей, в силу недостатка знаний, умений, навыков. Отношение родителей к процессу сотрудничества зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в целом.

        Лишь при условии совместной, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих сохранение и укрепление здоровья детей. При этом педагогу всегда необходимо выступать в качестве квалифицированного консультанта, который сможет научить, подсказать нужный материал, дать правильный совет, обсудить вместе с родителями возникшие трудности.

        Проделанная работа по развитию сотрудничества нашего детского сада и семьи в рамках воспитания здорового ребёнка привела к следующим качественным изменениям: наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию сохранения и укрепления здоровья своих детей, вносить изменения в организацию и содержание процесса здоровьесбережения, становясь его активными участниками.

         Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами сохранения и укрепления здоровья детей. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: профилактика гриппа, тонзиллита, фарингита, плоскостопия, сколиоза.
  2. Родители с интересом изучают литературу по здоровьесбережению.

      3. Многие родители с большим интересом принимают участие в жизни детского сада.

         Позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели,  а активные участники различных мероприятий. Родители считают себя более компетентными в организации сохранения и укрепления здоровья детей. Использование нетрадиционных форм сотрудничества нашего детского сада и семьи в укреплении здоровья детей способствует повышению эффективности работы с родителями. Таким образом, чтобы ребёнок рос здоровым, сознательное отношение к здоровью следует формировать, прежде всего, у родителей.

Библиографический список:

1. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека / Э. М. Казин. – М.: Просвещение, 2000. – 114с.

2. Козлова, А.В., Дешеулина,Р. П. Работа ДОУ с семьёй: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг /А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина, - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 204с.

3. Кудрявцев, В. Г., Егоров, Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления /В. Г. Кудрявцев, Б. б. Егоров. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 204с.

4. Широкова, Г. А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении / Г. А. Широкова, Ростов-на-Дону «Феникс», 2009. – 227с.

     



Предварительный просмотр:

Николаева Любовь Николаевна,                                                           воспитатель МБДОУ «Крутинский                       детский сад «Светлячок»»

Крутинского   района Омской области

Опыт реализации детско-родительского проекта «Здоровячек» в рамках тематической недели «Основы безопасной жизнедеятельности»

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребенок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально – волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

В настоящее время особое место имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось.

Что же свидетельствует об этом? Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная физическая активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня).

Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью. Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в зимний период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.

Я хочу предложить вашему вниманию реализацию краткосрочного детско-родительского проекта, который был реализован в течение тематической недели «Основы безопасной жизнедеятельности». В течение недели с детьми группы проводились тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий сон и т. д.

Во время ознакомления с художественной литературой обращалось внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.

В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.

В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию ребят: умывание контрастной водой, хождение босиком по коврикам-массажёрам, проведение подвижных игр на свежем воздухе, точечный массаж, упражнения на дыхания, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Совместно с родителями были оформлена выставка творческих работ "В здоровом теле - здоровый дух". Кроме этого, для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей, родители были приглашены на совместную утреннюю зарядку, в родительском уголке был выставлен наглядный материал о значении режима и здорового питания для детей. Было проведено родительское собрание  "Играем вместе". На собрании родителям был предложен ряд подвижных игр в которые можно поиграть с ребёнком дома.

Итоговым мероприятием проекта был физкультурный досуг "Мишка в гостях у ребятишек". На мероприятии дети сами объясняли Мишке о пользе фруктов и овощей, занятие спортом и физкультурой дляздоровья.  

С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегающие технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.

Список литературы:

  1. В.В.Гаврилова, Занимательная физкультура для детей 4-7 лет;
  2. М.Ю.Картушина, Программа здорового образа жизни «Здоровячок»



Предварительный просмотр:

Проект по безопасности детей дошкольного возраста               «Общение с незнакомыми людьми»

Старшая группа. Воспитатель Л.Н.Николаева

Актуальность проекта:

     Жизнь и здоровье детей — самое дорогое, что есть у человека. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш еще не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребёнку. Мы, как педагоги дошкольного образования, должны научить своих детей общению с незнакомыми людьми.

Цель проекта:

    Систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в ситуациях общения с незнакомыми людьми.

Задачи:

- развитие навыков безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми;

- воспитание культуры безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми в различных жизненных ситуациях;

- освоение правил поведения с незнакомыми людьми;

Участники проекта:

-дети старшей группы;

- педагоги группы;

- родители детей.

Сроки реализации проекта:

Проект краткосрочный с 8 февраля по 19 февраля. Этапы реализации проекта:

Первый этап - начальный:

-определение целей, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по проблеме.

Второй этап – продуктивный:

-планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта.

Третий этап – результативный:

-анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы; прогнозирование дальнейшей работы.

8-12 февраля

1 – определение темы проекта;

2 - постановка цели и задач;

3 – определение результатов реализации проекта;

4 – изучение о подбор литературы по данной теме.

15 февраля

1. Чтение стихотворений о правилах поведения

Ист. : Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей», - М., 2006.

- познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут случиться с ними дома, во дворе, на улице; учить детей избегать этих ситуаций; обратить внимание на то, что надо беречь свою жизнь и здоровье.

2. Дидактическая игра «Как избежать неприятностей?»

- дать детям представление о негативных последствиях общения с незнакомыми людьми.

сюжетные картинки, описания различных опасных ситуаций

16 февраля

1Чтение русской народной сказки «Колобок»

Ист. : «Книга для чтения детям 4-5 лет».

 Формировать у детей навыки правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми; сказка «Колобок» (в обр. К. Ушинского. Иллюстрации, настольный театр «Колобок».)

2. Просмотр мультфильма «Уроки осторожности» тётушки Совы. «Незнакомец». - предложить обсудить поведение героев сказки; предостеречь детей от неприятностей, используя сюжет сказки.

Предупредить  возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице.

17 февраля

1. Ситуация общения

Тема: «Осторожно – незнакомец!»

Ист. : Т. А. Шорыгина «Безопасность для малышей», М. : 2002.

- ввести в словарь детей понятие «незнакомый человек»; развитие у детей навыков безопасного поведения в обществе незнакомого человека;

2. Беседа по иллюстрациям. Тема: «Если чужой приходит в дом»

- формирование умения детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни; пополнять словарь: доверчивый человек, уговоры, обещания;

сказка «Марта и Чили в парке» (Т. А. Шорыгина); игрушки обезьянка, зебра, волк

иллюстрации различных опасных ситуаций с чужими людьми в доме

18 февраля

   Чтение художественной литературы: «Красная шапочка» по сказке Ш. Перро (в обр. А. Введенского)

-чтение детям сказки Ш. Перро «Красная шапочка»; формирование у детей осмысленного восприятия литературного текста и его содержания.

сказка «Красная шапочка», иллюстрации к сказке

19 февраля

1. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

- чтение детям русской народной сказки «Волк и семеро козлят»; формирование умения детей воспринимать сказку на слух, соотносить услышанное с иллюстрациями к сказке;

Бумажные модели персонажей и декорации сказки «Волк и семеро козлят»

22 февраля

1. Создание группового журнала «Уроки безопасности»

-ситуативная беседа по пройденной теме, цветные ксерокопии опасных ситуаций с незнакомыми людьми.

2. Имитация ситуации «Незнакомый человек в группе детского сада» - закрепление полученных знаний детей по теме «Как вести себя с незнакомыми людьми»

Незнакомый детям человек, конфета, кукла.

Работа с родителями:

Советы родителям: «Учите детей общению с незнакомыми людьми».

Консультация для родителей: «Ребенок и другие люди».

Участие родителей в изготовлении цветных ксерокопий для создания журнала «Уроки безопасности».

Ожидаемые результаты проекта.

1. Дети научатся оценивать поступки героев сказок и соизмерять правильность своих поступков.

2. Родители будут чаще обращать внимание малышей на опасные ситуации вне детского сада, в быту.

3. Дети освоят правила поведения с незнакомыми людьми



Предварительный просмотр:

Тема проекта :  « Наши соседи - насекомые»

Старшая группа. Воспитатель Л.Н.Николаева

 Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский с заданным результатом и элементами творчества для детей 5 лет.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Участники проекта: дети  группы, родители воспитанников, воспитатели.          Образовательная область: экологическое воспитание.

Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи – насекомые».

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
  • воспитывать бережное отношение к живому;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

  • дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  • знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  • находить сходства и различия;
  • владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  • составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв .«Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • разучивание стихов о насекомых. «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики: «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);
  • просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

Сотрудничество с семьёй:

  • Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
  • Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.

Продукт проектной деятельности: рассказ о каком-либо насекомом по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, коллективная аппликация «На полянке», поделки из природного материала.

План реализации проекта:

Виды деятельности

Сроки

Результаты

Форма регистрации

результата

1

2

3

4

1. Беседы «Путешествие в мир насекомых»

 

Знания о насекомых

Конспекты бесед

2. Наблюдения за насекомыми

 

Расширение кругозора и экологических представлений

Дневник наблюдений

Конспекты наблюдений

3. Выставка детских работ «Букашечки-таракашечки»

 

Творческий продукт изобразительной деятельности

Выставка

4. Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», «Паучок»

 

Представления детей об окружающем мире

 

5. Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

 

Закрепление знаний о способах передвижения насекомых

Описание игр

6. Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомом с детскими рисунками

 

Содействие сотрудничеству детей и взрослых

Описательный рассказ о насекомом с детскими рисунками