2.4. Участие педагогического работника в экспериментальной и инновационной деятельности (в межаттестационный период) на муниципальном и областном уровне

1. Копии приказов:

- об участии ОО в экспериментальной и инновационной деятельности (приказ Департамента (отдела) образования муниципалитета или Министерства образования Сах. области);

- об участии педагогического работника в экспериментальной и инновационной деятельности;

- по итогам реализации инновационно-экспериментальной деятельности.

2. Копии отчётов о результатах экспериментальной (инновационной) деятельности, с указанием конкретных мероприятий, проведённых педагогическим работником, заверенные печатью и подписью руководителя.

3. Копии программ, материалов научно-практических конференций, чтений, семинаров, «круглых столов» по направлению инновационно-экспериментальной деятельности, с указанием темы выступления и ФИО выступающего.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ

В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Гамова Ольга Сергеевна

gamova.1979@list.ru

МБДОУ «Детский сад №2 «Кораблик»г. Поронайска»

Воспитатель

Необходимость правильного экономического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, обусловлена современными социально-экономическими условиями жизни общества (разнообразие предлагаемых товаров и услуг, навязчивая реклама, социальное расслоение населения и др.). Проблемы в семье часто возникают от неумения родителей воспитать у ребенка разумные экономические потребности и такие важные нравственно-экономические качества, как бережливость, трудолюбие, практичность, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, ответственность.

Результаты многочисленных отечественных и зарубежных исследований в области экономического воспитания детей дошкольного возраста, подтвержденные практикой образовательной работы, свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представления формируются у детей, начиная с четырех лет. К семи годам дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как: «деньги», «стоимость», «бюджет семьи», «услуга», «качество», «реклама», «рынок», «богатство», «бедность» и др.  

Однако в силу возраста и отсутствия жизненного опыта ребенок не в состоянии без помощи взрослых самостоятельно понять часто слышимые им в семье экономические термины и научиться ориентироваться в сложных экономических отношениях. Необходимо руководство взрослых (педагогов и родителей). Именно поэтому данная тема еще долго будет оставаться актуальной.

Между тем, практика свидетельствует о том, что даже при осознании родителями и педагогами значения экономического воспитания дошкольников, его реализация происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью финансового просвещения старших дошкольников и непроработанностью технологии организации этого вида деятельности в ДОУ.

Поиск эффективных средств экономического образования подтолкнул нас к работе по данной проблеме.

Мы поставили перед собой цель – повышение финансовой грамотности детей посредством использования инновационных технологий.

Задачи:

  • создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста;
  • научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением;
  • помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»;
  • воспитывать у детей социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере финансов.
  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями);
  • расширять круг представлений о миречеловеческих отношений.

На определенном этапе работы, мы поняли, что идея ознакомления дошкольников с миром финансов требует более глубокого подхода и проработки. Поэтому возник проект “Мы – финансисты!”.

Проект включает три этапа.

1 этап – подготовительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности знаний, определение содержания и объема работы, изучение и анализ литературы, интернет – ресурсов, подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала, создание предметно-развивающей среды, разработка перспективного плана работы с детьми.

На данном этапе реализации проекта произошло методическое обоснование различных этапов работы, диагностического материала, материал был систематизирован и определилась система работы по формированию экономических представлений.

И, конечно, была создана специальная предметно-развивающая среда. Разработаны перспективные планы работы на старший и подготовительный возраст детей, подготовлено методическое сопровождение: картотека сюжетно-ролевых и дидактических игр, словарик экономических терминов, пособия “Экономика для малышей” с ребусами, вопросами, логическими задачами, загадками, подборка пословиц и поговорок, кроссворды, каталог художественных произведений, изготовлен лепбук, оборудование для сюжетно-ролевых игр.

С ориентацией на личностное развитие детей, поддержание их интереса, обеспечение «зоны ближайшего развития» и повышения информированности в группе созданы интеллектуально-познавательные центры: «Мини-музей денежной купюры», «Банк», «Игротека», «Я исследователь», «Центр-дизайн», «Семейная гостиная», «Конструкторское бюро», «Салон красоты».        Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

2 этап – основной –это внедрения блока финансовой грамотности в образовательный процесс, расширение комплекса эффективных методов и приёмов, способствующих формированию финансовой грамотности, творческой активности и самостоятельности дошкольника. Для начала важно было определить, каковы объекты поисково-познавательной деятельности.

Вся работа велась по четырем направлениям:

  • «Труд и продукт (товар)»,
  • «Деньги, цена (стоимость)»,
  • «Бюджет семьи: полезные экономические навыки и привычки в быту»,
  •  «Разум и чувства, желания и возможности, правда и ложь (реклама)».

По всем четырём направлениям были разработаны задачи, содержание и формы работы.

Основными формами работы стали:

  • ООД: мы использовали как традиционные формы занятий – беседы, познавательные рассказы, экскурсии, наблюдения, комбинированные и интегрированные занятия; так и нетрадиционные – занятия-исследования, занятия-соревнования, занятия-КВН, занятия-аукционы, занятия-взаимообучения, занятия-сомнения, занятия-путешествия, бинарные занятия и др.  
  • Организация совместной деятельности детей в режимных моментах: чтение художественной литературы, решение педагогических проблемных ситуаций, трудовые поручения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации.
  • Самостоятельная деятельность детей, а также
  • различные формы досугов и развлечений – КВН, ярмарки, выставки, развлечения типа «Следствие ведут знатоки», «Брейн-ринг», «Своя игра», «Поле чудес» и др.

Главные условия эффективности работы:

  • знание уровня, на котором находится работа по теме;
  • четкое представление об уровне, на который она должна быть поднята;
  • выбор оптимальных путей и средств, позволяющих перевести работу на новый уровень.

Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме.

Вот тут и встал вопрос о методах и приёмах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал. В своей работе мы, конечно, использовали традиционные методы.

Это, конечно, игра. Именно сюжетно-ролевые игры помогли сделать экономику понятной для детей.

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

 В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка, мы использовали и народные, и авторские сказки: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»; «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин, «Телефон» К.И. Чуковский и др. Чтение и обсуждение сказок о труде: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Петушок и бобовое зернышко», «Федорино горе» и многие другие.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Сделать занятия неповторимыми, незабываемыми, неординарными позволяет система инновационных интерактивных методов организации образовательного процесса по финансовой грамотности.

Применение данных методов позволяет:

  • развить умения работать в паре, в группе, плодотворно сотрудничая друг с другом;
  • активизировать деятельность детей;
  • создать условия для самостоятельной и творческой работы.

Мы апробировали как групповые интерактивные методы:

дискуссионные: групповая дискуссия («Нужна ли реклама»); анализ ситуаций морального выбора, метод «кейсов», «мозговой штурм», обсуждение, дебаты;

игровые: деловая игра, организационно-деятельностная игра, операционная игра, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра;

тренинг-методы: социально-психологический тренинг, тренинг общения, психотехнические игры, так и индивидуальные: тренировка, выполнение практических заданий.

При знакомстве с деньгами очень эффективен исследовательский метод и решение проблемных ситуаций. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Для наибольшей эффективности своей работы мы часто используем метод ассоциаций, суть которого раскрывает закон Муира: «Когда мы пытаемся вытащить что-нибудь одно, оказывается, что оно связано со всем остальным».

Еще один секрет успешной работы – темы мероприятий, притягивающие и завораживающие детское внимание, и воображение. Представляем вашему вниманию хит-парад неожиданных, но эффективных тем. Их мы рекомендуем педагогам взять на вооружение.

Праздники: повара, продавца, рыбака, овощевода, монетки и т.п.

День волшебных событий, День неожиданных квестов, путешествий, День финансовых кейсов, финансовых загадок, День натурального обмена, День удивительных финансовых исследований – таким может стать каждый день. Главное увидеть маленькие неожиданности и связать их с финансовым просвещением.

А еще интересны для детей: «Да-нетки», «Товар, как главный герой события», «Тайны экономики (спроса, потребностей, возможностей, рекламы), «Встречи с героями сказок», «Тайны семейных фотоальбомов», «Путешествие сквозь время», «Пир на весь мир», «Потрясающие впечатления» и др.

Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.

Все это дает возможность придать обучению интегрированный развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания, развить у них интерес к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понятными.

Схема воспитанники-родители включает в себя; анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений.

3 этап– заключительный: результативность решения противоречий, мониторинг, анкетирование родителей.

Чтобы определить в правильном ли направлении идет наша работа, для выявления уровня знаний экономических понятий были разработаны критерии диагностики, которую проводили в форме бесед, наблюдений за детьми, игровых ситуаций, бесед с родителями, рисования по теме. Предварительно разработали вопросы к детям, чтобы беседа была более последовательной.

Мониторинговые исследованияпоказали:на начало 2019 года высокий уровень отсутствовал, средний уровень по всем трем группам критерий составил 60,4%, низкий уровень 36,3 %. После целенаправленной двухлетней работы на май 2021 г,возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню финансовой грамотности.  Высокий уровень по трем критериям составил 51,9%, Средний уровень 46,7%, Низкий уровень составил4,2% так как в группе есть ребенок с ОВЗ.  Уровень социализации дошкольников вырос на .

Результаты проделанной работы доказали:

1.Описанные выше инновационные методы и приемы в обучении детей старшего дошкольного возраста не только повышают уровень финансовой грамотности, но и оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности дошкольника. Положительная динамика прослеживается у детей в развитии способности к рефлексии, коммуникации, повышении самооценки, что способствует положительному психоэмоциональному благополучию ребенка в группе, а, следовательно, эффективной социализации детей.

2.Инновационные методы и приемы позволяют активизировать познавательную деятельность дошкольников, совершенствовать коммуникативные качества: у детей появляется интерес к людям разных профессий, бережное отношение не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творческий подход к решению игровых задач,взаимоотношения в детском коллективе.

3.Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

 В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.