УЧИТЕЛЬ ГОДА 2019

Шилкина Ирина Леонидовна

     

   

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Шилкиной Ирины Леонидовны Филиал МОУ Глуховской СОШ Елдежская ОШ

Слайд 2

Информационная карта Общие сведения Ф.И.О. Учреждение, адрес с индексом Образование Должность Стаж работы Шилкина Ирина Леонидовна Филиал МОУ Глуховской СОШ Елдежская ОШ, 606730, Нижегородская область, Воскресенский район, деревня Елдеж , ул. Школьная - 3 Высшее, НГПУ, 2000 г. Учитель русского языка и литературы 29 лет (общий педстаж ), и 29 лет (в должности учителя русского языка и литературы)

Слайд 3

Тема педагогического опыта « Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Слайд 4

Цели педагогической деятельности: *работа над формированием речевой, коммуникативной и лингвистической компетенцией; *обучение учащихся технологии построения текста; *развитие связной устной и письменной речи, формирование умения свободно говорить и писать на родном языке; *развитие творческих способностей учащихся.

Слайд 5

Задачи: * ликвидировать пробелы в знаниях по теории текста; * обобщить и систематизировать знания, необходимые при анализе текста; * научить школьников методике частичного и целостного анализа текста; * формировать речевые навыки учащихся в процессе изучения художественного текста; * развивать ассоциативную память учащихся; * учитывать индивидуальные особенности детей в процессе учебной деятельности, создавать психологический комфортный фон обучения; * подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме

Слайд 6

Принципы моей деятельности: научности и доступности заданий для каждого; личностно-ориентированное обучение; связи теории с практикой; наглядности; взаимопомощи; комфортности в классе; доброжелательности; постоянное повторение ранее изученного. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций

Слайд 7

Считаю, что для эффективного управления учением учителю необходимо знать исходный уровень развития учеников. С этой целью провожу комплекс диагностических мероприятий: -тестирование – для определения уровня орфографической и пунктуационной грамотности; - диагностически построенный устный опрос – для определения уровня развития диалогической речи; -работа творческого характера (изложение) –для отслеживания навыка грамотного, безошибочного письма в свободной речи; -психологический мониторинг – для определения реальных учебных возможностей (уровня словесно-логического мышления, словарного запаса, произвольного внимания).

Слайд 8

Уровни Высокий уровень Повышенный уровень Базовый уровень Цель Формирование языковой компетенции учащихся посредством работы с текстом. Задачи -научить владеть методикой частичного и целостного анализа текста; -развивать навыки работы с текстом на подтекстовом уровне; -формировать речевые навыки; -создавать и рецензировать чужие и собственные тексты. -учить учащихся составлять тексты различных стилей; -способствовать развитию навыков работы с текстом; -формировать умение видеть знакомое в незнакомом; -создавать собственные тексты. -учить учащихся составлять тексты по аналогии; -формировать умения работы с текстом; -формировать умения наблюдать, подмечать закономерности; -способствовать расширению кругозора учащихся.

Слайд 9

Тексты могут являться способом проверки знаний учащихся, выполнять познавательную, воспитательную, обучающую функцию, служить средством интеллектуального развития. 1) На материале текстов можно повторять, обобщать и углублять знания о системе языка. 2) В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка. 3) В тексте можно представить различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста. 4) Предложить различные виды разборов . 5)Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка. 6) Предложенные тексты помогают решать и проблему личностно-ориентированного обучения

Слайд 10

В моей педагогической копилке имеются тексты стихотворного, описательного, повествовательного характера, рассуждения, тексты в форме диалога, т.е. разные по стилю и типу речи, но позволяющие «погрузиться в язык», как в океан, который способствует речевому, грамматическому, интеллектуальному развитию. К каждому тексту разработала систему заданий в соответствии с теми задачами, которые решаются на том или ином уроке.

Слайд 11

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! А.А.Фет

Слайд 12

Стихотворные строки, где нормативный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой и потому легко запоминается ...Придут домой ученики - И начинаются звонки, Звонки без передышки. А кто звонит! Ученики, Такие же мальчишки. Звонят, звонят ученики... Зачем писать им в дневники, Какой урок им задан? Ведь телефон-то рядом! ( А.Барто .) Или форма род. пад . мн. числа существительного грамм: Есть в нашем лагере весы, Не просто так, не для красы, - Мы выясняем по утрам, Кто пополнел, на сколько грамм . (А. Барто .)

Слайд 13

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» К. Паустовский

Слайд 14

“Письмо учёному соседу” (индивидуальная работа). Цель работы – развить умение анализировать собственную деятельность, научить исправлять и предупреждать ошибки. Учащиеся пишут друг другу письма приблизительно по следующей схеме. В письме “учёный сосед” должен вставить пропущенные орфограммы. Схема письма следующая: Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу под..лит.. ся с тобой _____________, потому что п..лучил ____. А ошибок всего ______. Ты зна … ш .., оказывается, слово _______________пишет … ся с буквой ____, так как ___________. Жаль, конечно, но я не знал, что слово __________пиш ..т.. ся через ______, потому что _________________. А ещё я д…пустил ошибку в слове _______, но теперь я запомнил, что _______________. Предст .. вляеш …, такое пр.. стое слово, как _________я написал с ошибкой из(за) собственной невн .. мательности . Интересно, что , когда писал, сомн .. вался в написании.. слова ____________, зато в следующий раз я ни на минуту ( не) усомнюсь и воспользуюсь правилом _________________. Несколько ошибок я д..пустил на правило ____________. А слова _________________ мне следует запомнить. Правда, правило о ___________я ещё (не) изучил, поэтому и слово _______________написал неправильно. Думаю, что в следующ … работе я учту все зам.. чания и нап .. ишу её на ______. А теперь, мой друг, я пр.. щаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будет полезно и тебе. Но если вдруг я д..пустил ошибку, я об.. зательно её пронализирую , исправлю и запомню. Ведь человеку свойственно ошибат .. ся , и считаю, что не стыдно ( не )знать, но стыдно ( не ) учит.. ся .

Слайд 15

Для работы с текстом необходимо организовать учебную деятельность учащихся: разработать свои вопросы и задания; создать проблемные ситуации.

Слайд 16

Для формирования коммуникативных умений использую разные виды заданий: дополнить текст недостающими частями (например диктант с продолжением, сочинение по данному началу и т.д.); составить текст из данных предложений и готовых частей ( предложения и части текста даются не последовательно, а в «рассыпном состоянии»); восстановить опущенные элементы (слова, словосочетания, описательные обороты и т.д.); создать собственный текст (написание сочинений в заданном стиле и жанре); н аписать изложение по предложенному тексту (с изменением лица, подробное, сжатое, с описанием животного, интерьера и т.д.)

Слайд 17

Необходимо создавать на уроках русского языка развивающую речевую среду, способную приобщить школьника к культуре. Средством обучающей развивающей среды является текст, при чтении которого дети знакомятся с правильной, грамотной и красивой речью.

Слайд 18

Вывод: Именно текст – основа создания той речевой среды, которая развивает, развивает чувство языка, творческую память, приобщает к культуре, способствуя духовному становлению личности, точнее языковой личности, владеющей не только всеми видами речевой деятельности, не только умением правильно и четко выражать мысли, но и обладающей индивидуальным авторским стилем.

Слайд 19

Мои ученики участвуют в районных и областных конкурсах

Слайд 20

Мои ребята занимают призовые места, а также участвуют в проекте для одарённых детей «Алые паруса»

Слайд 21

Спасибо за внимание!