Консультация для родителей " Обучаемся играя"

Консультация для родителей «Обучаемся  играя»

Воспитатель: Кортоева Е.Е.

Игровая форма занятий является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы, в том числе и фонематического. Загадка – наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности, развития речи и фонематического восприятия. Поэтому она чаще всего используется воспитателями и логопедами.

Загадка помогает детям осваивать наряду с фонематическими и лексико-грамматические закономерности, и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек). С ее помощью дети быстрее и надежнее запоминают новые словоформы, устойчивые обороты, образные выражения, осваивают лексическую сочетаемость слов, легко подбирают слова, сходные по звучанию. Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит – интересным.

В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки: их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность появляется при нахождении слова-отгадки:

Куда бежит – сама не знает,

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнется у порога,

Что это? (Дорога).

При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто, с помощью актуализации слова-рифмы:

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит… (крокодил). Е. Серова

Такие игры-загадки получили название «Подскажи словечко». Они развивают у детей чувства ритма и языковое чутье, операции памяти, воображения, речеслухового внимания, обогащают и актуализируют лексикон.

В практике логопедической работы загадки «Подскажи словечко» подбираются с учетом лексических тем. Их содержание отвечает программным требованиям, принципам общей и специальной педагогики. Разнообразие видов игровых и дидактических упражнений создают положительную и стойкую мотивацию к преодолению имеющихся речевых нарушений и формируют основы общеучебных навыков.

Игры-загадки «Подскажи словечко» используются при различных видах языкового анализа и синтеза, для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений развития фонематических представлений, слухового восприятия и лексико-грамматического строя речи.

При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко» используются следующим образом. Детям дается задание«Отгадайте загадки, а отгадки найдите у себя на карточках». Карточки выглядят так: на листе двойного картона наклеена картинка, под ней – прорезь. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают схему слогов в виде прерывистых линий. Например, читается загадка:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?. (Карандаш).

Предварительно ритмический рисунок слова-отгадки воспроизводится с помощью хлопков. Каждый ребенок находит на карточке изображение карандаша и в прорези под ним рисует схему: _ _ _.

Аналогичные карточки используются и для звукового анализа слов, рисуя кружочки и раскрашивая их в нужные цвета (гласный звук – красным, твердый согласный – синим, мягкий согласный – зеленым).

Для развития фонематического восприятия детям предлагаются различные логические упражнения, развивающие сознательное отношение к звуковому составу слов. Задания разнообразны:

- различение слов, близких по звуковому составу:

Сел в машину верный пес,

У него в чернилах … (лапа, шея, нос);

- подбор в рифму слов с определенным звуком:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (ушки).

(Предлагаются слова: ушки – лягушки – катушки – хрюшки – хлопушки – кукушки).

- поиск слов, отличающихся одним звуком: