Фарафонов Роман Владимирович

«Долг учителя - достигнуть разносторонности формирования личности школьника. И здесь непозволительно «плыть по воле волн». Нужно восполнить то, чего не хватает тому или иному ученику. А условием расцвета способностей каждого отдельного школьника служит содержательная, бьющая ключом жизнь детского коллектива»

Занков Л.В.

 

В подростковом возрасте я занимался в секции «Автомногоборье». На занятиях мы изучали устройство автомобиля, учились управлять им, участвовали в соревнованиях. Наш педагог - Маликов Владимир Иванович, строил свои занятия так, что старшие ребята были наставниками у «новичков». Этот прием помогал не только обучающимся первого года получать знания, но давал возможность старшим воспитанникам проверить себя. А еще – это помогло сплотить детский коллектив. А я с тех пор стал задумываться о профессии педагога.

Сейчас я работаю в Центре технического творчества педагогом дополнительного образования второй год. Конечно, это очень малый срок, чтобы говорить о каком-то опыте и его обобщении, но вполне достаточный, чтобы понять, что быть педагогом – это не просто чему-то научить ребят, это сложный кропотливый труд обучения, развития и воспитания подрастающего поколения – будущего нашей страны.

Сегодня развитое современное общество предъявляет требования к гражданину, как к высокообразованному компетентному специалисту. Поэтому образовательная система России уделяет особое внимание профессиональному самоопределению подростков. И в этом вопросе большую роль играет дополнительное образование детей и подростков. Дополнительное образование имеет возможность выбирать вид деятельности, самостоятельно составлять образовательную программу, определять содержание, формы и методы образования. Это занимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи. Современный педагог понимает необходимость изменения форм и методов работы с обучающимися, предоставляя им возможность выбора средств для достижения собственных целей. Педагог работает в первую очередь на достижение личностных результатов своих воспитанников, что возможно только через предоставление достаточной свободы действий и высокого уровня мотивации обучающихся.

Педагог, по моему мнению, решает важные задачи: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все то лучшее, что в нем есть; создать среду единомышленников, в которой будет комфортно и интересно, где ребята могут получать новые знания, достигать значительных результатов, самореализовываться и чувствовать себя успешными. Все это позволяет им сознавать свою значимость, востребованность в социуме.

Я веду занятия в секции «Картинг». Секцию посещают ребята в возрасте от 7 до 16 лет. В этом возрасте детям нравится все, чем они занимаются, у них проявляются способности к определенным видам деятельности, начинают формироваться интересы, в частности, к техническим видам спорта. Быть свидетелем и помощником в этом занимательном процессе доставляет мне огромное удовольствие. Сознание того, что я могу привить стойкий интерес детей к технике, развивать способности к техническому творчеству, давать детям возможность заниматься любимым делом и испытывать от этого чувство удовлетворения, делает и меня счастливым человеком.

К сожалению, авторитет современного педагога в глазах обучающегося не так высок. А почему? Сейчас ученик видит все негативное очень рано - через СМИ: телевидение и интернет. Родители, в свою очередь, являются непоколебимым эталоном, и все самое ценное - чувства, отношение к окружающим, учебе, нравственные качества закладываются в семье. Поэтому, перед педагогом стоит сложная задача – чтобы ребенку, дать знания, умения и навыки, которые он сможет применить в жизни, педагог должен стать для ребенка наставником, другом, помощником, а для этого необходимо быть не только специалистом, обладающим компетентностями в сфере своей деятельности, но и пользоваться уважением у своих воспитанников и их родителей.

Современный педагог дополнительного образования – это разносторонне развитый человек, который имеет глубокие знания не только в области своей деятельности, но и понимает общую картину мира, причинно-следственные связи основных событий и явлений в рамках периодов развития цивилизации. На сегодняшний день, педагог дополнительного образования – это человек, который не только дает детям новые знания, но и учит их самостоятельно добывать и использовать полученные теоретические знания на практике. Требования общества к педагогу дополнительного образования – быть профессионалом, обладающим высоко - развитыми коммуникативными навыками и умением слушать и понимать индивидуальность каждого обучающегося.

На занятиях секции «Картинг» я использую такой вид образовательной деятельности как соревнования и тренировочные соревнования, которые способствуют повышению эффективности обучения, делая образовательный процесс более разнообразным и интересным. В процессе соревнований у детей формируются чувства дружбы, товарищества, развивается стремление к взаимопомощи, воспитывается дух соперничества. Принимая участие в соревнованиях, обучающиеся ведут борьбу за свою команду. Личная ответственность каждого участника за победу команды и коллективные действия соревнующихся - ценный воспитательный фактор. Трудно переоценить значение соревнований в развитии таких физических качеств, как ловкость, быстрота, скоростно-силовых качеств, совершенствования координации движения, а также в развитии смекалки и изобретательности.

Занятия картингом требуют от обучающихся любого возраста обязательного проявления воли, необходимость активизации волевого усилия не только в соревновательной деятельности, но и в учебно–тренировочном процессе. Воля проявляется не только в соревновательном противоборстве, но еще больше она нужна в соблюдении режима занятий, стремлении преодолеть трудности или в успешном совмещении занятий в общеобразовательной школе и Центре технического творчества.

Я считаю, что педагог должен обучать, воспитывать и развивать не только обучающихся, но и большое внимание уделять повышению своей педагогической квалификации. Только тогда он будет востребован в своей профессии, пользоваться авторитетом среди коллег и детей. Поэтому я участвую в методических сессиях, педагогических конференциях, прохожу курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, изучаю литературу инженерно-технического направления, беру на вооружение методические разработки опытных педагогов.

Образование подрастающего поколения во многом зависит от общественного устройства государства. В нашей стране делается много во благо нашего будущего. В современных центрах дополнительного образования стало больше техники: компьютеры, интерактивные доски, интернет, мультимедийное оборудование, авто и мототехника для занятий техническими видами спорта - что положительно сказывается на качестве проведения занятий, различных культурно-массовых мероприятий и дает положительные результаты в процессе преподавания. Дети лучше усваивают материал, приобретают самостоятельно дополнительную учебную информацию, тем самым расширяют свой кругозор.

Каким будет в будущем дополнительное образование, можно только предполагать. На мой взгляд, педагогам следует делать акцент на культурном развитии обучающихся и их творческих способностях. Интеллектуальные ресурсы в сочетании с духовностью позволят сформировать сильное и здоровое общество, а главным средством на пути к этому станет не только хорошее общее образование, но и качественное дополнительное образование.

Закончить я хочу замечательными строками:

Учитель! Как дорого это слово!

Сколько в нём ласки и доброты,

Вы часто бывали наставником строгим,

Но чаще - источником теплоты!

В вашей работе встречалось всякое:

Были невзгоды и радость побед,

Но самое главное, что в душах ребячьих,

Вы каждый оставляете свой след!

Добавить запись

Защита от спам-роботов