Конспект сказкотерапевтического группового занятия с обучающимися 5-8 классов. Сказка «Кто ты?»

Конспект сказкотерапевтического группового занятия с обучающимися 5-8 классов.

Сказка «Кто ты?»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект сказкотерапевтического группового занятия с обучающимися 5-8 классов.

Сказка «Кто ты?»

ЦЕЛЬ: развитие коммуникативных навыков, коррекция самооценки.

ЗАДАЧИ:

  • Обогащение коммуникативного опыта посредствам различных ситуаций общения.
  • Снятие эмоционального напряжения.
  • Развитие произвольного внимания.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве.
  • Развитие активного творческого воображения и графомоторных навыков.
  • Развитие связной речи (составление описательного рассказа).
  • Развитие выразительности эмоций и поведения.
  • Создание эмоционально положительного настроя у участников занятия.
  • Сплочение коллектива на основе совместной деятельности.

Возраст и категория участников: обучающиеся 5-8 классов с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями.

Материалы и оборудование:

- Музыкальные композиции.

- Один лист формата А4 для каждого участника.

- Цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

Часть занятия

Вид задания

I.  Организационный момент

- Приветствие

- Составление правил группы

- Упражнение «Градусник настроения»

- Разминка «Змейка»

II. Основная часть

- Введение в сказку

- Упражнение «Звери» 

- Продолжение сказки

- Упражнение «Присмотрись. Прислушайся»

- Упражнение «Животное у дерева»

III. Итог

- Игра «Комплименты»

- Окончание сказки

- Анализ сказки

- Упражнение «Градусник настроения»

Приветствие

        Педагог-психолог приветствует детей на занятии. Если участники не знакомы друг с другом, проводится процедура знакомства. Каждый ребенок пишет свое имя на небольшом листе бумаги и с помощью бэйджика прикрепляет его на груди.

Составление правил группы

        

        Под руководством психолога группа знакомится с правилами поведения на занятии:

- внимательно слушать всех участников группы;

- не перебивать, когда кто-то говорит;

- вести себя спокойно.

(С опорой на пиктограммы. Приложение 1)

Упражнение «Градусник настроения»

        Участники по очереди говорят, какой цвет их эмоционального состояния на данный момент, используя шкалу «Градусника настроения». (Приложение 1)

Разминка «Змейка»

        Участники встают. Ведущий предлагает одному из детей на некоторое время выйти в коридор или другое помещение.

Психолог (оставшимся): Возьмитесь за руки так, чтобы у вас получилась цепь. Эта цепь изображает змейку, а два крайних участника — ее голову и хвост. Как это часто бывает, змейка сворачивается во всевозможные кольца — «запутывается».

        Ведущий помогает «змейке» запутываться, предоставляя инициативу запутывания «голове». В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них. В конце запутывания «голова» и «хвост» могут спрятать свои свободные руки, но браться за руки они не должны. Затем ведущий приглашает участника, находящегося за дверью (находящегося в соседнем помещении с помощником воспитателя), и предлагает ему распутать «змейку». При этом ему можно сообщить, что у нее есть «голова» и «хвост».

Введение в сказку

Психолог: Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, которая называется «Кто ты?». Из этой сказки мы узнаем про разных интересных героев. Итак, готовы? Слушайте.

        Жила-была одна Птичка-Невеличка. Она была маленькая и серенькая. Ее дом был на дереве у реки, возле красивой поляны. По воде плавали стайки уток. Над поляной пролетали красивые и быстрые соколы. Шумные воробьи переговаривались, прячась в ветвях деревьев. Птичка была такая незаметная, что другие звери, проходившие мимо, не обращали на нее внимания. Иногда они останавливались пожевать травку или отдохнуть в тени дерева, но никто из них никогда не беседовал с Птичкой-Невеличкой.

— Привет, как дела? — часто спрашивала она их, высовываясь из-под очередного листочка. — Хорошая погодка, не правда ли?

Звери вертели головой во все стороны и, удивляясь разговаривающим кустам, шли дальше.

Упражнение «Звери»

Психолог: Сейчас каждому из вас я покажу карточку, на которой нарисовано какое-либо животное.

Ведущий показывает каждому ребенку карточку с изображением животного так, чтобы остальные не видели.

Запомните, пожалуйста, что нарисовано на вашей карточке. Никому не говорите, что за животное вы увидели. Задача каждого — показать своего зверя. После того как вы показали, постройтесь по следующему порядку: первым становится лев, за ним — тигр, далее — слон, медведь и обезьяна. В процессе поиска друг друга и построения можно пользоваться любыми выразительными средствами.

Педагог-психолог помогает детям построится согласно заданному порядку. После того как участники группы построились, ведущий спрашивает по очереди у каждого: «Кто ты?» После завершения упражнения можно предложить участникам поделиться впечатлениями.

Продолжение сказки

Психолог:

Итак, звери не замечали Птичку-Невеличку и шли дальше.

— Ну и надменные же эти звери, — расстраивалась Птичка и забиралась глубже в свое гнездо.

Однажды на листик рядом с ней села Бабочка.

— Привет, — уже неуверенно сказала Птичка. — Как дела?

Бабочка посмотрела по сторонам и сказала:

— Привет, говорящая веточка.

— Я не веточка, — тихо сказала наша героиня. — Я — Птичка.

—  А как тебя зовут? — поинтересовалась Бабочка.

— Я…я не знаю.. — сказала Птичка-невеличка и низко опустила серую головку.

Упражнение «Прислушайся. Присмотрись»

Психолог: Ребята, давайте поиграем в игру? Внимательно присмотритесь к любому человеку из группы, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. (Если необходимо, психолог дает образец)

Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. После завершения упражнения можно предложить участникам поделиться своими впечатлениями.

Психолог: Отлично! Но не расслабляйтесь! По моему хлопку прислушайтесь к тому, что происходит в этой комнате, в соседнем классе, в коридоре, на улице, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе).

На каждое прислушивание дается по 30 секунд. После этого полезно обсудить услышанное.

Продолжение сказки

Психолог:

Послушав Птичку, Бабочка сказала:

— А что ты умеешь делать лучше всего?

— Я умею прятаться! Я вылетаю из своего гнезда только ночью, когда все другие птицы и звери спят, — удивляясь непонятливости Бабочки, сказала Птичка-Невеличка.

— Но так тебя и не видно и не слышно, — продолжила Бабочка. — А раз не видно, значит, тебя и нет. Все знают Сокола! Он пролетает над поляной каждый день. Все слышат шумных воробьев – они говорят о пустяках и часто ссорятся. Недавно прилетал Лебедь и хвастался своими красивыми перьями. Даже утки и те слышны на другом берегу реки! А ты — где? Ты — какая?

—  Какая я? — удивилась Птичка. — Я... я... я не знаю.

Упражнение «Представь животное»

Психолог: Сядьте удобнее, расслабьтесь и представьте, что вы оказались в волшебном лесу. В этом лесу живут самые разные животные. Все, какие только есть на свете. Здесь вы можете встретиться с любым из них. Сейчас представьте себе какое-либо животное.

Рассмотрите это животное, обратите внимание на его внешний вид. Какого оно цвета? Оно движется или неподвижно? Что оно делает?

Ведущий раздает участникам листы бумаги формата А4. Звучит спокойная музыка, и все участники рисуют животное. Музыка звучит до тех пор, пока участники рисуют. Затем они располагают свои рисунки так, чтобы те были хорошо видны другим, и авторы рисунков рассказывают о характере животного.

Продолжение сказки

Психолог:

Но Птичка не понимала, какая она, и, расстроившись, сказала:

— Так вот почему меня никто не замечает! И что же мне сейчас делать?

— Покажи, какая ты, — сказала Бабочка.

Пока Бабочка и Птичка говорили, наступила ночь.

— Кажется, я знаю! — воскликнула Птичка и запела чудесную песню. Ее трель разнеслась по всему спящему ночному лесу. Звери и птицы проснулись ото сна и с удивлением начали смотреть по сторонам.

— Какая красивая песня! — произнесла Бабочка.

— Правда? — обрадовалась Птичка.

— Это же Соловей! — воскликнул Лебедь.

— Какая красивая песня, — зашумели воробьи в кустарнике.

— Ты очень интересная птица, Соловей, — сказала Утка. — Когда будешь на нашем берегу — заходи в гости. Поболтаем.

—  И ко мне приходи, — произнес Сокол.

—  И ко мне, и ко мне! — услышала Птичка-Соловей со всех сторон.

—  Спасибо вам, друзья, — сказала она. — Обязательно приду.

— Спасибо тебе. С твоей помощью я узнала какая я на самом деле! – обратилась Птичка соловей к Бабочке.

— Рада была помочь, друг — ответила Бабочка и, помахав соловью разноцветными крылышками, полетела по своим делам.

Упражнение «Комплименты»

        Участники делятся на две подгруппы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круги стоят лицом друг к другу.

Психолог: Сейчас мы поблагодарим друг друга за интересно проведенное время. Для этого мы будем говорить комплименты каждому, кто стоит напротив.

Затем внешний круг передвинется по часовой стрелке на одного человека, и задание повторится уже с другими партнерами. Внешний круг будет двигаться до тех пор, пока первые пары не совпадут.

Окончание сказки

Психолог:

С тех пор весь лес знал о соловье и чудесной трели, которая раздается по ночам.

–– Все-таки как хорошо быть особенной, — часто думала Птичка.

Анализ сказки «Кто ты?»

        Психолог предлагает участникам занятия ответить на вопросы для анализа сказки.

1.  О чем эта сказка?

2. Кто главный герой этой сказки?

3. Почему звери не обращали внимания на Птичку, когда она с ними разговаривала?

4. Кто помог Птичке лучше узнать себя?

5. Что сделала Птичка, чтобы все узнали про нее?

6. Как зовут Птичку?

7. Что особенного есть у этой птицы?

8. Есть ли у вас свои особенности: черты характера, интересы, которые отличают вас от других?

9. Помогают или мешают они вам в общении с другими? Каким образом?

10. Чего испугалась Птичка, став заметной?

11. Что произошло на самом деле, когда Соловей стал выделяться среди других?

12.  Чему мы можем научиться у этой сказки?

Обсуждение занятия

        Участники обсуждают занятие, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватало? Говорят о том, какой вывод для себя сделали.

Упражнение «Градусник настроения»

        Участники по очереди говорят, изменился ли цвет их эмоционального состояния после занятия, используя шкалу «Градусника настроения». Если да, то объясняют почему.

Завершение занятия

        Ведущий благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной.

Приложение 1

Пиктограммы «Правила поведения»

Описание: C:\Users\PC\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\КАРТОЧКИ РАСПИСАНИЕ-3.jpg

«Градусник настроения»

Описание: C:\Users\PC\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\emotion-thermometer-3.jpg