Тренинг для педагогов "Мостик общения между педагогами и родителями"

Елена Чибирева

В тренинге раскрываются "секреты" общения педагогов с родителями, даются практические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mostik_obshcheniya_pedagogov_s_roditelyami.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

«Мостик общения педагогов с родителями».

Подготовил:

Педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №436»

Чибирева Е.А.

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов

в общении и взаимодействии с родителями.

Задачи:

1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии

с родителями;

2.Содействовать повышению уверенности в себе;

3.Упражнять педагогов в построении эффективного общения

с родителями.

 Материал:

  • Памятка для педагогов «Как наладить взаимоотношения с родителями»
  • Карточки к игре «Интонация»
  • Таблица к тесту 30 пословиц
  • Конверты и чистые листы с ручками
  • Напечатанные фразы

  1. Вступление.

Добрый день уважаемые педагоги! Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в

курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям

почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном

развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров и единомышленников. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Если вы хотите расположить к себе собеседника, необходимо применить "Правило трех плюсов" - это: 

1. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Для того, чтобы человек понял, что вы хотите с ним общаться.

2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

3. В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

  1. Упражнение «Фразы»

Сейчас я вас попрошу найти в списке 5 фраз, которые не целесообразно использовать в общении с родителями. Отметьте эти фразы!

 1 Извините, если я помешала…

2 Я бы хотела…

3 Вероятно, вы об этом ещё не слышали…

4 Вам будет интересно узнать…

5 Я бы хотела ещё раз услышать…

6 Мне представляется интересным то, что…

7 Я пришла к такому выводу, что…

8 Вы хотите…

9 Думается, ваша проблема заключается в том, что…

10 Давайте с вами быстро обсудим…

11 Как вы знаете…

12 Хотя вам это и не известно…

13 Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…

14 Вы, конечно, об этом ещё не знаете…

15 А у меня на этот счёт другое мнение…

16 Конечно, вам уже известно…

17 Вы, наверное, об этом уже слышали…

(Попросить кого-то из участников тренинга озвучить эти фразы. Спросить у остальных участников все ли согласны с этим?)

 

  1. Игра «Тренировка интонации»

Очень важно, при беседе с родителями, то с какой интонацией вы с ними разговариваете. Я  сейчас выборочно раздам карточки с фразой и вы произнесете эту фразу с той интонацией, которая будет указана у вас в карточке.

КАРТОЧКИ С РАЗЛИЧНЫМИ ИНТОНАЦИЯМИ

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с иронией)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с иронией)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с упреком)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(доброжелательно)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с безразличием)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с упреком)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(требовательно)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с безразличием)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(доброжелательно)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(требовательно)

  1. Упражнение «Нелепая просьба»

Часто бывает так, что родители предъявляют к педагогам свои просьбы и требования. И важная задача педагога не доводить дело, до конфликта.

Участники тренинга делится на четное число подгрупп. Каждая подгруппа получает задание: «Вам необходимо напи​сать письмо в детский сад, от имени родителей. Письмо дол​жно содержать самую, что ни на есть нелепую просьбу, касающуюся, например, родители (авторы письма) могут попросить, чтобы физорг,  после каждого занятия давал на дом задание в виде комплекса утренней гимнастики и каждую неделю проверял, как дети выполняют его. Или, например, родители просят заведующую, чтобы она доставляла их ребенку обед из ресторана, так как ребенку не нравится та пища, которую готовят в детс​ком саду, и т. д.

После того как все подгруппы будут готовы, собираются эти письма, запечатываются в конверты, пе​ремешиваются и предлагаются каждой подгруппе выбрать по письму. Далее участники «перевоплощаются» в представителей адми​нистрации детского сада, они получили письмо от ро​дителей и должны дать на него ответ в виде очень веж​ливого и тактичного отказа. Например: «Спасибо Вам за то доверие, которое Вы оказываете детскому саду» или «Вчера на экстренном педсовете мы рассмотрели Ваше письмо и обсудили возможные пути решения Вашей проблемы...» Далее следует отказ.

Затем каждая подгруппа зачитывает свое письмо.

Обсуждение: после спрашивают участников о том, получили ли они удовлетворение от написанного ими ответа роди​телям и почему. Получили ли они удовлетворение, будучи в роли родителей, от письма, которое им прислала администрация учебного заведения, и почему?

  1. Тест «30 пословиц»

Тест на определе​ние способа поведения в конфликтных ситуациях.

«Представьте себе, что вы — экзаменатор, оцени​вающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются еди​ницей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.

Оценка 3 не должна использоваться вовсе.

Оценивается каждое суждение без особенно дол​гих раздумий, чтобы не затягивать процедуру "экза​мена". За советами обращаться к вам не рекоменду​ется по вашему положению экзаменатора — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже».

После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам.

Бланк теста «30 пословиц»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Тест «30 пословиц»

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь — не поедешь.

9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.

11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Добро слово победит.

19. Ты — мне, я — тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.

21. Кто спорит — ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает — тот обращает в бегство.

23. Ласковый теленок двух маток сосет.

24. Кто дарит — друзей наживает.

25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решить конфликт — избежать его.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над злом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

Интерпретация

1-й тип — «черепашка». У людей такого типа — большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситу​ации он может изменить вам.

2-й тип — «акула». Для людей этого типа главное - их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Ум​ный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он мо​жет добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной ситуации.

3-й тип — «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать ост​рые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и ин​тересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы вдень рожде​ния, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.

4-й тип — «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становят​ся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются прин​ципом «Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не по​нимают, почему их не ценят окружающие.

5-й тип — «сова». Это честные и открытые люди. Представители это​го типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.

  1. Залючение.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Воспитатель- слово-то какое!

В нем таятся свет, добро тепло.

Кто детей порадует игрою?

Кто их пожурит совсем не зло?

Им благодаря взрослеют дети,

Зная, как вести себя и жить.

Воспитатели! Добрей вас нет на свете!

Вам счастливыми желаю быть!