"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Курмашова Татьяна Николаевна

Моя инновационная разработка - "Инновационный подход в развитии вокально-хоровых навыков на уроках музыки в условиях ФГОС".  В представляемой  работе дан инновационный подход проведения урока музыки в общеобразовательной школе в использовании  новых технологий в вокально-хоровой части урока в виде элементов хорового сольфеджио и приемов  освоение навыков многоголосия. Особенность  работы учителя музыки в общеобразовательной школе заключается в специальном  отборе  вокальных  возможностей и уровней музыкальных способностей детей для  приобщения  учеников  к хоровому музицированию. А  для этого нужно научить всех детей грамотно  петь, развивать вокально-хоровые навыки, развить  музыкальный слух, привить  музыкальный вкус. В процессе сложной системной вокально-хоровой работы у детей младшего возраста развиваются   певческое дыхание, напевность и лёгкость звучания детского голоса, четкая артикуляция; также проводится работа над унисоном; происходит обучение отрывистому и плавному  звуковедению; происходит выравнивание звучания голоса путём округления гласных, распеванию одного гласного на двух или нескольких звуках; вырабатываются азы двухголосного пения.

У детей среднего возраста в процессе вокально-хоровой работы происходит закрепление полученных  навыков, выработка правильной дикции в подвижных и ритмичных;  выработка навыков исполнения  динамических оттенков, точного интонирования при движении голоса по полутонам. Происходит  укрепление  певческого дыхания, выработка навыков двухголосного пения.

Вокально-хоровая часть урока музыки состоит из трех основных компонентов – это распевание, хоровое сольфеджио, работа над  репертуаром. В развитии вокально-хоровых навыков, хоровое сольфеджио - это инновационный технологический элемент урока музыки. Распевание, как один из разделов  вокально-хоровой работы, помогает привить детям  певческие навыки, объяснить роль певческого дыхания, показать  приемы звуковедения, осуществить работу над нюансами и штрихами, а хоровое сольфеджио решает более сложные задачи. Для учащихся младших классов вокально-хоровые упражнения должны проводиться в игровой форме. Данная форма работы раскрывает процесс усвоения нового  материала, заинтересованности, творчества в ходе урока.

На хоровом сольфеджио  упражнения на многоголосие это усложненные  знакомые одноголосные попевки. На хоровом сольфеджио игровые формы в работе над многоголосием могут быть самыми разнообразными. В итоге на уроке музыки инновационные технологии вокально-хоровой работы оказывают положительное влияние на развитие музыкального слуха и навыков многоголосного пения.