Главные вкладки

    Творческие работы моих учеников

    Штрак  Наталья  Александровна

                                              

    В данном разделе помещены творческие работы моих учеников: исследовательские проекты, выступления на НПК, 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    IY научно-практическая конференция  

    младших школьников  общеобразовательных организаций Инжавинского района «Мир глазами детей»

    Исследовательская работа

    Молодежный жаргон в речи современных школьников, или

    Какие словесные пули "отливают" в филиале "Кулевчинский".

    Автор: Симонова Евгения Васильевна,

    3 класс, филиал "Кулевчинский"

    МБОУ "Красивская СОШ",

    село Кулевча.

    Руководитель: Штрак Наталья Александровна,

    учитель начальных классов

    I квалификационной категории

    Оглавление.

    Введение        2

    Глава 1. Понятие жаргонной лексики        4

    1.1. Общая характеристика жаргонной лексики        4

    1.2.  Классификация жаргонной лексики        4

    Глава 2.Молодежный жаргон – социальная разновидность речи        4

    2.1. Виды молодежного жаргона        4

    2.2. Причины использования молодежного  жаргона        5

    Глава 3. Наши исследования        5

    Заключение        6

    Словарь жаргонных слов и выражений учащихся        8

    Приложение № 1        12

    Список  используемых источников и литературы        13

    Введение.

             Я очень рано начала замечать, что люди общаются  между собой на каком-то своем языке, используют слова, которые понятны не всем, а только определенной группе. Например, в школе я часто слышу, что одноклассниками используются слова, которые ясны только им, но не всегда понятны окружающим.

    Это такие слова, как клева, супер, зашибись, вау и т.д. Я решила разобраться и выяснить, что это за слова, к какой лексике они относятся. Выяснилось, что данные слова составляют школьный жаргон.

    Моя  исследовательская работа посвящена изучению жаргонной лексики в речи учащихся начальной школы. Я выбрала для исследования эту тему, потому что она мне близка и понятна, потому что понимаю, что жаргонизмы настолько глубоко вошли в нашу разговорную речь, что обойтись без них в своей речи  бывает довольно сложно.

    Самым удивительным для меня было то, что при заполнении анкет  учащиеся не могли записать перечень жаргонизмов, потому как не могли отличить их от общеупотребительных слов. То есть для них выражения  «пойдем побазарим», «не парься»-это языковая норма.

    Актуальность и практическая значимость работы:

    Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – это  и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает.

       Моя исследовательская работа может быть полезна  при проведении внеклассных мероприятий и классных часов о культуре речи современного человека.    

    Новизна избранной темы очевидна и определяется тем, что необходимо собрать местный материал о жаргонизмах в речи обучающихся школы.

     

    Цель исследовательской работы:

    Выявить причины активного употребления жаргонизмов в речи обучающихся начальных классов школы, источники  проникновения в их лексикон.

    Задачи:

    • Определить понятие « жаргон».
    •  Провести анкетирование учащихся начальных классов с целью выделения наиболее употребительных жаргонных слов и выражений, частоты их использования, причин их употребления и выяснения источников пополнения устной разговорной речи учащихся жаргонной лексикой.
    • Собрать  необходимый материал для изучения данной проблемы, обработать и систематизировать  его.
    • Сформулировать выводы и дать рекомендации, направленные на преодоление чрезмерного употребления учащимися в речи жаргонной лексики.
    • Создать толковый словарь жаргонной лексики обучающихся школы

    Методы исследования

              Теоретический (работа с научной литературой,  материалами электронных ресурсов)

          Социологический (опросы учащихся)

          Эмпирический (анализ и сравнения полученных результатов)

    Объект исследования:

    Речь обучающихся 3-4 классов филиала "Кулевчинский"

    Предмет исследования:

    Жаргонизмы в речи обучающихся

     Гипотеза:

    В процессе неформального общения учащимися школы активно используется жаргонная лексика, что является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением.

    Глава 1. Понятие жаргонной лексики

    1.1. Общая характеристика жаргонной лексики

    Жаргон (французское jargon, предположительно, от галло-романского gargone – болтовня), – речь относительно открытой социальной или профессиональной группы, которая отличается от общеразговорного языка особым составом слов и выражений. Это условный язык, понятный только в определенной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выражений. Жаргон развивается в среде более или менее замкнутых коллективов: школьников, студентов, военнослужащих, различных профессиональных групп.

    В словаре С. И. Ожегова дано следующее определение жаргона – это речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных.

    1.2.  Классификация жаргонной лексики

    Жаргон может возникать в любом устойчивом и более-менее замкнутом коллективе. Это своеобразная коллективная языковая игра, которая заканчивается с выходом человека из данного коллектива (например, ученик, который заканчивает школу и поступает в университет, перестает употреблять школьный жаргон, зато начинает  использовать студенческий).

    Существуют школьный жаргон, студенческий жаргон, армейский жаргон, жаргон музыкантов, жаргон спортсменов, жаргон торговцев, компьютерный жаргон, жаргон наркоманов и т. д.

    Наиболее чётко выраженными являются:

    1. Слэнг - молодёжный жаргон («блин», «препод»)

    2. Арго - засекреченный язык  групп общества – воров, бродяг и нищих

    3.Профессиональные жаргоны (профессиональные языки)

     Переходя из одного жаргона в другой, слова могут менять форму и значение.

    Глава 2.Молодежный жаргон – социальная разновидность речи


    2.1. Виды молодежного жаргона

    Молодежный жаргон включает в себя: жаргоны учащейся молодежи (школьников, учащихся ПТУ, студентов техникумов и вузов); жаргоны солдат и матросов срочной службы; жаргоны неформальных молодежных объединений (хиппи, панков, металлистов, фанатов); жаргон молодежи, объединенной общими интересами (компьютерные, спортивные интересы).

    Если лексика студентов, школьников, учащихся профессионально-технических училищ тесно связана с процессом учебы («шпора» – шпаргалка), то у солдат – с воинской службой («комод» – командир батальона, «дембель» – увольнение в запас). Жаргон неформальных молодежных группировок отличается своей специфичностью (у металлистов «лопата» – гитара, у панков «дикобраз» – вид прически).

    2.2. Причины использования молодежного  жаргона

    Причин использования жаргона много. Это, во-первых, желание отделиться от старших, говорить со сверстниками на «своем языке».

    Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Молодежь  делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения.

    Молодых людей привлекает в жаргонизмах звучание, эмоциональная  окраска. Отсюда такие оценочные слова: «потрясно», «обалдеть», «убойный», «кайф». Бывают и смешные слова, чем снимается грубость некоторых выражений («копыта» – ноги).

    Глава 3. Результаты  исследования особенностей  жаргона младших школьников.

    В процессе  исследования было проведено анкетирование учащихся 3, 4 класса (Приложение №1)  Проанализирована разговорная лексика школьников в процессе неформального общения. Всего исследуемых 16 человек.

    Я пришла к следующим результатам:

    1. Словарный запас учащихся беден, дети не умеют  всегда точно, правильно и образно выразить свои мысли и не желают контролировать  свою устную  речь.

    2. Проникновение жаргонизмов в речь учащихся школы связано со снижением интереса к чтению вообще. А самостоятельное чтение практически и вовсе отсутствует.

    3. Дети не считают употребление жаргонов в своей речи  явлением, отрицательно влияющим на культуру их общения с окружающими  людьми. Самыми популярными ответами на вопрос «Для чего употребляете в своей речи жаргонизмы?»  в анкетах стали такие варианты:

    • Желание выражаться модно, оригинально, современно;
    • Стремление быть похожими на большинство сверстников, потому что так  говорят все;
    • Желание казаться более взрослым.

    Рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующий вывод: основная причина употребления жаргонизмов – организовать общение среди сверстников, а также это «погоня» за модой и современностью.

    4. На вопрос, стараетесь ли вы обойтись без жаргонизмов,  11 человек ответили, что не задумывались над этим вопросом;

    5.  Анкета содержала вопрос, связанный с источниками пополнения речи учащихся жаргонной лексикой. Самыми популярными ответами стали следующие:

    • Влияние  прежде всего телевидения, Интернет-ресурсов. Среди самых популярных телепередач были названы   « Дом-2», а также телесериалы : «Интерны», «Универ». Передачи, наиболее популярные в среде школьников, не отличаются познавательностью.

    6. На вопрос: « Нужны ли жаргонизмы в речи?», большинство ответили «да» - 14 человек, 2 об этом не задумывались.

    7. На вопрос «Где используете жаргонную лексику?», большинство – 16 человек, ответили в кругу друзей.

    Анализ жаргонной лексики, употребляемой учащимися филиала "Кулевчинский", выявил, что ее  тематика отражает интересы учащихся, их проблемы, она употребляется  чаще всего в значении существительных, прилагательных, глаголов.

    Заключение

    Итак, жаргон был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Жаргон нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, когда жаргон полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без жаргона представить невозможно. Главное достоинство тут – выразительность и краткость.

    Употребление жаргонов  находится за пределами литературного языка  и говорит о невысокой культуре человека, который ими пользуется. «Употребление жаргонной лексики, - пишет языковед Л. И. Скворцов, - засоряет и огрубляет разговорную речь».  

             Изучив литературу по теме, проведения собственного исследования, я пришла к выводам:

    1. По данным опросам, проведенное среди учеников, пользуются жаргоном все.

    1. Некоторые жаргонные слова и выражения настолько укоренились в  речи школьников, что при переходе к нормативному языку заменить они их не могут.

    1. Исследование показало, что в жаргоне современного школьника много однокоренных  слов:  прикол, прикольный, прикольно.

    1. Большая часть молодого поколения не осознает истоков возникновения некоторых слов, употребляемым ими в речи.

    А это значит, что наша гипотеза о том, что жаргонная лексика в речи современной молодежи является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением, оказалась верной.  Но с этим невозможно мириться.

    Конечно же, ни один закон, принятый  в Государственной Думе, не способен привести к полной ликвидации жаргонной лексики в речи подростков. Необходим иной выход.

    И возможно он состоит в том, что подрастающее поколение должно четко для себя уяснить, что грамотная речь в современной России – это модно, это показатель образованности человека. И если нынешний подросток хочет быть успешным и востребованным в будущем, то сегодня, сидя за  партой, он должен любить и беречь русский язык, настойчиво формировать свою языковую культуру, больше читать, мыслить, спорить, отстаивать свою точку зрения.

    Наверное во всех школах всегда были и будут такие слова, которые понятны любому человеку. До тех пор, пока существуют ученики и учителя, будут домашка, сменка, училка, физ-ра, лит-ра,  и т.п. Но я надеюсь, что я и мои подруги в скором времени вместо слова "ВАУ" научимся говорить "прекрасно" и "превосходно".


    Словарь жаргонных слов и выражений учащихся   3-4 класса филиала "Кулевчинский" МБОУ "Красивская СОШ"

    Амбал – толстяк или очень высокий человек

    Бабки (бабло, капуста) - деньги

    Базар – разговор

    Балда( болван) - глупый человек

    Балдеж – нечто приятное.

    Башка ( тыква, )-голова

    Бесить - нервировать

    Браток ( братан, братуха, кореш) – приятель, друг

    Бред - вранье, что-то бессмысленное

    Бубнишь - тихо, неразборчиво разговариваешь

    Быковать - задираться на кого- то

    В натуре – на самом деле, действительно.

    Вали отсюда ( чухай , чеши) – уйди

    Вау - красиво, здорово

    В кайф - мне нравится

    Влипнуть - попасть в неприятную ситуацию

    Влом( впадлу) - лень

    Вломить, вмазать – ударить кого-то

    Возникать - быть недовольным чем-то.

    Все пучком - все хорошо, в порядке

    Въехать (во что-то) - понимать

    Гасить - жестоко бить

    Грабли( краб, клешня) - рука

    Дело дрянь – дела идут плохо, безуспешно.

    Дерьмо - неприятная ситуация

    Дико (интересно) – очень интересно

    Дискач - дискотека

    Домашка – домашнее задание

    Дурдом – шум, хаос

    Елки - палки (елы-палы) – вот это да !

    Железно – высшая степень уверенности

    Жесткий – очень хороший

    Забацать – сделать, создать что-то

    Забить на кого-то - быть равнодушным

    Завязывай - заканчивай, прекращай

    Загнуть - сильно преувеличить

    Задолбать (забодать, достать,доконать) – надоесть

    Зажигать - веселиться

    Заметано - договориться с кем-то о чем-то

    Замутить - придумать

    Западать на кого-то – кто-то понравился

    Запороть – испортить начатое дело

    Засветиться - саморазоблачиться

    Засечь (кого-то) - заметить

    Зацени - посмотри

    Зацепить - тронуть кого-то

    Зашибись - очень хорошо

    Зенки ( фары) - глаза

    Иди гуляй - отойди от меня

    Инглиш – урок английского языка

    Историчка – учитель истории

    Кадр – человек, способный на непредсказуемый поступок

    Каркать - предсказывать

    Кирдык ( копец ) -   грозящая опасность

    Клава - клавиатура

    Класс (клево, потрясно, блеск

    Классуха - классный руководитель

    Клевый перец - хороший парень

    Клеиться (к кому-то) - искать знакомства

    Кобыла (лошадь) - крупная девушка

    Козел-плохой парень.

    Комп – компьютер

    Косяк – неверный поступок

    Крутизна (крутой) - сильный

    Крыса – человек, способный на подлость, предательство.

    Крыша поехала – ничего не понимать

    Крякнуть (откинуться) - умереть

    Локаторы - уши

    Лох – невезучий человек

    Лохануться - промахнуться, обмануться

    Лыбиться  - улыбаться

    Лыжи ( тормоза, ласты, копыта) - ноги

    Маешься - занимаешься

    Математичка – учительница математики

    Мобила (дибильник, труба) – мобильный телефон

    Молоток -  хороший, надежный человек

    Мочить -  жестоко бить, убивать

    Мразь – неприятный человек

    Музон - музыка

    Мутить воду - вызывать в ком –то  какое –то беспокойство

    Наезд - придирки, претензии

    Накосячить - совершить неверный поступок

    Напряг – трудиться

    Не бери в голову – не обращай внимания

    Не в курсе - что- то не знать

    Нереально - невозможно

    Ни фига себе - ничего себе

    Ништяк - хорошо, замечательно

    НЭТ - интернет

    О кей - хорошо

    Обалдеть (очуметь) - удивиться

    Облом – несбывшиеся планы

    Овца – неумная девочка

    Олень – тупой человек

    Отвалить ( отвянуть) – отойти в сторону

    Отмазать – откупить, оправдать

    Отпадно – красиво, необычно, ярко

    Отрубиться -  быстро заснуть

    Отрываться – получать удовольствие

    Отстойно - плохо

    Отфутболить – отвязаться от кого – то.

    Офигенно – очень хорошо

    Офигеть - очень удивиться

    Параллельно - безразлично

    Пахан - отец

    Пипец - выражение эмоций

    Пороть чушь – говорить ерунду

    Пофигу - все равно

    Прикалываться - шутить

    Прикид - внешний вид

    Прикол - шутка

    Провалить ( засыпаться,завалить) – не сдать экзамен

    Разуй глаза – посмотри внимательно

    Реально - нормально

    Рыпаться ( дергаться) – задираться на кого-то, конфликтовать.

    Салют - здравствуй

    Сачковать - не работать

    Сбагрить - переложить

    Свистеть - обманывать, лгать

    Сеструха - сестра

    Слабак – безвольный , слабый человек

    Слабо - трудно

    Словил - понял

    Словить (двойку) – получить два

    Сморозить (что-то) - сказать глупость

    Смыться (слинять, сдернуть) с урока – отсутствовать без причины

    Содрать (слизать ) – списать задание у кого - то

    Сто пудов - выражение большой степени уверенности

    Стыбзить - украсть

    Супер- пупер - очень хорошо

    Телик (ящик, коробок) - телевизор

    Тип- топ - все хорошо

    Толкнуть (что-то кому-то) - продать что-то.

    Тормоз - несообразительный человек

    Ты гонишь - говоришь неправду

    Ты прикинь - представь себе

    Угорать - смеяться

    Училка – учительница

    Фейс - лицо

    Фенечки - украшения, аксессуары

    Фигня ( мура, фигня, фигнюшка, буза) – незначительный предмет, явление

    Физра( физуха) – урок физической культуры

    Фингал( финиш) - синяк

    Фиолетово - всё-равно

    Фуфло – некачественная вещь

    Чайник – умный человек

    Чувак - парень

    Шибздик (шкет, малявка, шланг, шнурок) – младший по возрасту

    Шмотки ( барахло) - одежда

    Шпора – шпаргалка

    Щенок - младший по возрасту

    Я валяюсь! - крайняя степень удивления

    Приложение № 1

    Анкета

    Класс____  Пол:____ Возраст:____

    1. Перечислите известные вам жаргонные слова.

    1. Подчеркните те жаргонизмы, которые вы употребляете в своей речи.

    3. Для чего вы их употребляете в своей речи?

    А) модно, современно

    Б) для связи слов

    В) делают речь понятнее

    Г) что-то другое

               4. Могли ли вы обойтись без них?

    А) да

    Б) нет

    В) не думал об этом

    5. Старайтесь ли вы обойтись без них?

    А) да

    Б) нет

    В) не думал об этом

    6. Как вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

    А) да

    Б) нет

    В) не думал об этом

    7. В каком кругу вы используете жаргонную лексику?

    А) в кругу друзей

    Б) с родителями

    В) с учителями

    Г) что-то другое (пояснить)

    8. В каком кругу используете жаргонизмы?

    А) В кругу друзей

    Б) С родителями

    В) С учителями

    Г) Другое

    9. Источники пополнения речи жаргонизмами

    А) ТВ

    Б) Интернет

    В) Газеты, журналы

    Г) Сверстники

    6. Список используемых источников и литературы.

    1.Грачев М.А. Новое в молодежном жаргоне. РЯШ.—2005г., №5.

    2.Стенин И.А. Словарь молодежного жаргона. Воронеж, 2004 г.

    3. Сиротинина О.Б.От кого зависит судьба русского языка? Русская речь.- 2007 г.

    4.Ожегов С.И. Словарь русского языка.,2007 г.

    5. http://otkrytie.edu.yar.ru/discover/99/s3/1a.html

    6. http://www.openclass.ru/node/252394


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Филиал « Кулевчинский » МБОУ « Красивская СОШ» IY научно-практическая конференция младших школьников общеобразовательных организаций Инжавинского района «Мир глазами детей» Исследовательская работа Молодежный жаргон в речи современных школьников, или Какие словесные пули "отливают" в филиале " Кулевчинский ". Автор: Симонова Евгения Васильевна, 3 класс, филиал " Кулевчинский " МБОУ " Красивская СОШ", село Кулевча .

    Слайд 2

    Цель исследовательской работы: Выявить причины активного употребления жаргонизмов в речи обучающихся начальных классов школы, источники проникновения в их лексикон.

    Слайд 3

    Объект исследования: Речь обучающихся 3-4 классов филиала " Кулевчинский " Предмет исследования: Жаргонизмы в речи обучающихся

    Слайд 4

    В словаре С. И. Ожегова дано следующее определение жаргона – это речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных.

    Слайд 5

    Классификация жаргонной лексики 1. Слэнг - молодёжный жаргон («блин», « препод ») 2. Арго - засекреченный язык групп общества – воров, бродяг и нищих 3.Профессиональные жаргоны (профессиональные языки)

    Слайд 6

    Стараетесь ли вы обойтись без жаргонов ? Да, стараюсь. Не задумывался над этим вопросом. Наши исследования

    Слайд 7

    Нужны ли жаргонизмы в речи? Не задумывался над этим . Да.

    Слайд 8

    Где используете жаргонную лексику? В кругу друзей .

    Слайд 9

    Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь.

    Слайд 10

    УВАЖАЕМЫЕ ДЕТИ !



    Предварительный просмотр:

    Y научно-практическая конференция младших  школьников  

    общеобразовательных организаций Инжавинского района

    «Мир глазами детей»

    Исследовательская работа

    Русская  частушка

    Автор: Симонова Евгения Васильевна,

    4 класс, филиал "Кулевчинский"

    МБОУ "Красивская СОШ",

    село Кулевча.

    Руководитель:  Штрак Наталья Александровна,

    учитель начальных классов

    I квалификационной категории

    Оглавление.

    Введение        3

    Глава 1. Что такое частушка?        4

    1.1. История возникновения частушки        4

    1.2.  Известные исполнители частушки        5

    Глава 2.Методика работы над проектом "Русская частушка"        6

    2.1. Поисковая работа        6

    2.2. Практическая работа        6

    2.3. Анкетирование        6

    Заключение        7

    Список  используемых источников и литературы        7

    Приложения        8

    Сборник «Русская частушка»        

    Введение

    На протяжении всей жизни человека сопровождает музыка. С первых дней жизни ребенку мама поёт колыбельные песни.

    Песни бывают веселые и грустные, быстрые и медленные, длинные и короткие. Очень важно приобщать молодое поколение, то есть нас, к истокам русской культуры, народным традициям, обычаям, праздникам, народным  песням и частушкам. Знакомство с частушками, потешками, прибаутками даёт возможность узнать о жизни наших предков, о культуре России, о её прошлом. Ведь недаром говорится, что без прошлого нет будущего.

      Мы, занимаясь в школе, очень тесно касаемся темы русского народного творчества: изучаем русские народные игры, танцы, исполняем русские народные песни и, конечно же, частушки.

           Моя прабабушка Мария Павловна и в 70 лет любила нарядиться и удивить всех на празднике,  гулянье весёлой частушкой или искромётной пляской. Все её дети  и внуки  любят петь и плясать. Её муж Иван Иванович хорошо играл на гитаре и пел. Наверное, от прабабушки я переняла любовь к народным песням и пляскам.

     Я очень люблю петь. И делаю это с удовольствием не только дома, но и на сцене. Именно поэтому я  выбрала тему  проекта «Русская частушка».

            Когда  я начала  работу над проектом, возникла проблема – мы должны были узнать, откуда же взялась частушка, где её корни? Кто из известных исполнителей пел их, и какое место в жизни русских людей занимает частушка. 

    Объект исследования: русское народное творчество.

    Предмет: частушка.

    Актуальность своей работы вижу в том, что она посвящена русскому народному творчеству, а это традиции, обычаи, истоки русской культуры, которые необходимо возрождать и приумножать. «Частушка» - часть нашей жизни. Её любят не только взрослые, но и дети. Русская частушка с давних пор любима нашим народом. Её создают и исполняют сами люди. Меткая частушка расскажет и про хороших людей, и посмеётся над лодырями. Частушка является частым гостем на праздниках и концертах. Мне нравится слушать частушки и самой  исполнять их.

    Цель: Изучить историю русской частушки и на основе полученных сведений создать сборник «Русская частушка»

    Для достижения цели я поставила задачи: 

    • Разработать план мероприятий по реализации творческого проекта;
    • Собрать  частушки;
    • Изучить историю возникновения частушки, собрать материал о творчестве известных исполнителей;
    • Используя информационные технологии оформить все материалы в виде сборника.

    Методы работы над проектом: 

    • метод изучения материалов; 
    • методы систематизации и обобщения изученного материала;

    ГЛАВА I

    1. Что такое ЧАСТУШКА?

    ЧАСТУШКА – это уникальный жанр народного творчества. Во всей мировой культуре не найти такого жанра. Частушка проникает в сокровенные мысли и чувства, рассказывает о тех сторонах жизни, которые другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. Частушка все видит и слышит, все хочет знать и знает. К частушке особое отношение. Тут всё: и лирика, и юмор, и задор.

    Частушка всегда создаётся и исполняется на современные темы, факты и события, поэтому они очень разнообразны. Кроме весёлых, плясовых припевок часто встречаются интересные лиричные: казачьи, свадебные, православные, военные. Бывают такие разновидности частушек: куплеты, страдания, нескладёхи, припевки. Плясовые поют в пляске, есть вологодские частушки «под драку», православные исполняют во время православных праздников, на школьных праздниках поют школьные частушки. Во время Великой Отечественной Войны частушки помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. А после войны женщины без гармонистов пели «сухопляс» под стук каблуков.

    Наиболее популярными мелодиями для исполнения частушек являются «Семеновна», «Сербиянка», «Подгорная», «Цыганочка», «Яблочко» и «Страдания».

             Существует множество частушечных напевов. В каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши

             Название «частушка» произошло от слова «частый», так как текст произносится быстро или другими словами, часто.

             Вот такая она, русская частушка – весёлая и грустная, внезапная, искромётная, надрывная, трепетная, улыбчивая. Её называют щедрой радостью, звонким чудом, венчают «госпожой частушкой».

    Частушки бывают разные, но у всех частушек есть одна общая черта — их сочинил народ.

    Частушка может собрать разных людей , что может заставить хотя бы на время забыть разногласия.

    Раньше в деревнях, как только начинало смеркаться, жизнь замирала. Но вот подавала голос гармонь, парни и девчата выходили на улицу. Гармонист важно усаживался на скамью, неторопливо перебирал кнопочки гармошки, и начиналось веселье. Частушки пелись на посиделках, вечерках, беседах зимними вечерами в откупленной избе или летними вечерами, а то и всю ночь за околицей деревни.

    1.2. История возникновения частушки

    Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной. Частушка появляется только в произведениях 20 века: в стихах Маяковского, Есенина и их современников.
    Часто  встречаются упоминания о событиях, начиная с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская войны, первая русская революция 1905 года.
    Частушка — это короткие песенки-куплеты. Они связаны со старой плясовой песней, шуточными припевками ярмарочных и масленичных балагуров, свадебными «дразнилками».

    • словаре Ожегова частушка определяется как народная песенка — четверостишие или двустишие, лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания. (См. приложение 5.1)

    Первые частушки были зафиксированы в центре России в 50-60-х годах XIXв. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивался очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план традиционную лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.

    Невозможно сказать, кто придумал первую частушку, потому говорят, что частушки сложил русский народ.

    Предшественниками частушки были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».

    Первоначально частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что она испортит и погубит народную песню.

    Ф.И. Шаляпин терпеть не мог частушку, а В.В. Маяковский боялся, чтобы не обмелели души людей из-за русской частушки. (См. Приложение 5.1)

    Но прошло время и  частушечные мелодии  привлекли внимание знаменитых русских композиторов. Создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре такими композиторами, как Р. Щедрин, Г. Заволокин, А. Аверкин и др.

          Сейчас частушка живет полноценной, творческой жизнью, занимает немалое место в русской национальной песенной культуре. (См. Приложение 5.1)

          Многие исполнители нашей эстрады имели частушки в своём репертуаре, а так же используют их и в наше время. Выдающиеся русские певицы Лидия Русланова, Мария Мордасова - исполнительницы частушек. Эти женщины часто выступали перед солдатами во время Великой отечественной войны, на передовой в короткие минуты затишья.  Многие частушки Марии Мордасовой стали классикой, достоянием народа. Когда её спрашивали, как она складывала частушки, то слышали в ответ: «Частушки рождаются сами. Я частушку на частушку как на ниточку вяжу». Известны и  современные исполнители частушек– Надежда Бабкина, Надежда Кадышева, семья Заволокиных.                                                                                                        Народный артист России Геннадий Заволокин был продолжателем и хранителем многовековой культуры и традиций народного творчества. Созданный им ансамбль «Частушка», пользуется популярностью в России и за рубежом, собирая огромные аудитории благодарной публики. Известная телепередача «Играй гармонь» завоевала любовь многочисленных зрителей. Любовь к частушке народ пронес через века и сохранил. И в наши дни этот жанр продолжает развиваться.(См. Приложение 5.2)

    Глава II

    2.1. Поисковая работа

    В процессе поисковой работы был проведён анализ источников из личной библиотеки, школьной и сельской библиотек. Большую помощь в моей работе оказали беседы с руководителем школьного музея Морозовой Галиной Александровной, бабушками, мамой.

            2.2 Практическая работа

    Подробно познакомилась с историей частушки, с её видами, известными исполнителями, и с жизнью частушки во все времена в России.  

     План моих действий:

    1. Сбор  частушек
    2. Подбор программного обеспечения для создания сборника частушек.
    3. Продумать внешний вид сборника.

    Программное обеспечение: 

    Практическую работу начала с того, что все собранные частушки напечатала в программе WORD, вставила  фотографии и картинки по теме из интернета.

               

              2.3 Анкетирование

    • провела опрос среди сверстников о значении частушки. В анкете были следующие вопросы:

    1. Что такое частушка?

    • Знают- 67%

    • Не знают- 33%

    1. Когда в вашей семье поют частушки?

    • На праздниках- 50%

    • Не поют- 50%

    1. Напиши свою любимую частушку

    У большинства детей есть свои любимые частушки. Проведя анализ полученных данных анкетирования, я узнала, что дети любят частушки, чаще всего исполняют их на школьных вечерах, а взрослые - на семейных праздниках.

                                                             Заключение

    Частушка – это наше богатство, это небольшая, но примечательная часть нашей национальной культуры. Это один из способов сохранения народной песни, исторической памяти народа, связи поколений, жителей деревень и городов.  Частушка подходит для любой аудитории. Без неё не обходится ни один праздник. Любит её народ.

     Изучение и исследование мною частушек показало, что они отражают быт, жизненный уклад, обычаи. Занимаясь подборкой и изучением материала, я получила огромное удовольствие от результата своей работы и планирую продолжить сбор и запись в сборник частушек, а также их исполнение.

    Проведя данную исследовательскую работу по теме «Русская частушка», я сделала  следующие выводы:

    1. История частушки богата и берет свое начало с давних времен.

    1. Опрос сверстников показал, что большинство детей знают, что такое частушка. В семьях половины из опрошенных частушки исполняют на праздниках. У некоторых детей даже есть любимые частушки.

    1. Я очень люблю слушать и исполнять частушки и с удовольствием принимаю участие в выступлениях .

    И сегодня я хотела исполнить для вас частушки, которые, возможно, пели и наши предки.

    Список используемых источников и  литературы:

    1. Кравцов Н.И., Лазуткин М. Г. Русское народное творчество. Учебник для филологических факультетов. М.: «Высшая школа», 1977-375 с.

    1. Фоменко А.В. Ради жизни на земле. Репертуар сборников для руководителей школ художественной самодеятельности. М.: Просвещение, 1990- 288 с.

    1. Частушки. Составитель Селиванова Ф.М - М.: Современная Россия, 1990- 656 с.

    Приложения:

    5.1 История частушки

    5.2 Виды частушек



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Филиал « Кулевчинский » МБОУ « Красивская СОШ» Y научно-практическая конференция младших школьников общеобразовательных организаций Инжавинского района «Мир глазами детей» Исследовательская работа Русская частушка Автор: Симонова Евгения Васильевна, 4 класс, филиал " Кулевчинский " МБОУ " Красивская СОШ", село Кулевча .

    Слайд 2

    Мария Павловна и Иван Иванович

    Слайд 3

    Объект исследования: русское народное творчество. Предмет: частушка. Актуальность работы в том, что она посвящена русскому народному творчеству, а это традиции, обычаи, истоки русской культуры, которые необходимо возрождать и приумножать. «Частушка» - часть нашей жизни. Её любят не только взрослые, но и дети.

    Слайд 4

    Цель исследовательской работы: Изучить историю русской частушки и на основе полученных сведений создать сборник «Русская частушка»

    Слайд 5

    Наиболее популярными мелодиями для исполнения частушек являются: «Семеновна», «Сербиянка», «Подгорная», «Цыганочка», «Яблочко» «Страдания».

    Слайд 6

    В словаре С. И. Ожегова дано следующее определение частушки: народная песенка — четверостишие или двустишие, лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания.

    Слайд 7

    Современные исполнители частушек– Надежда Бабкина, Надежда Кадышева , семья Заволокиных .

    Слайд 8

    Анкетирование Провела опрос среди сверстников о значении частушки. В анкете были следующие вопросы: Что такое частушка? Знают- 67% Не знают- 33% Когда в вашей семье поют частушки? На праздниках- 50% Не поют- 50%

    Слайд 9

    Хорошего настроения!



    Предварительный просмотр:

    Филиал "Кулевчинский" МБОУ "Красивская СОШ"

    СБОРНИК

    "Русская частушка"

    Составитель:

    ученица 4 класса Симонова Евгения

       

      Частушка - народная песенка — четверостишие или двустишие, лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания.         Название «частушка» произошло от слова «частый», так как текст произносится быстро или другими словами, часто.

        Частушки всегда создаются и исполняются на современные темы, факты и события, поэтому они очень разнообразны. Кроме весёлых, плясовых припевок часто встречаются интересные лиричные: казачьи, свадебные, православные, военные. Бывают такие разновидности частушек: куплеты, страдания, нескладёхи, припевки. Плясовые поют в пляске, есть вологодские частушки «под драку», православные исполняют во время православных праздников, на школьных праздниках поют школьные частушки. Во время Великой Отечественной Войны частушки помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. А после войны женщины без гармонистов пели «сухопляс» под стук каблуков.

         Наиболее популярными мелодиями для исполнения частушек являются «Семеновна», «Сербиянка», «Подгорная», «Цыганочка», «Яблочко» и «Страдания».

          Существует множество частушечных напевов. В каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши

        Частушки бывают разные, но у всех частушек есть одна общая черта — их сочинил народ. Частушка может собрать разных людей , что может заставить хотя бы на время забыть разногласия.

    Частушки школьные

    Пропоем мы вам частушки
    Просто, без стеснения.
    А кого мы тут заденем,
    Просим извинения.

    Поленился утром Саша
    Причесаться гребешком,
    Подошла к нему корова,
    Причесала языком.

    Вова – мальчик ничего,
    Только он кусается.
    Все собаки от него
    Наутек бросаются.

    Миша ссорится с друзьями,
    В ход пускает кулаки.
    У задиры под глазами
    Не проходят синяки.

    Мокрым веником Марина
    Так и хлещет Ваню.
    Генеральная уборка
    Превратилась в баню.


    Я на праздник нынче шла
    И Никиту видела,
    Под кустом сидел и плакал
    Ворона обидела.

    Форма новая надета –
    Белая рубашечка.
    Посмотрите на меня,
    Какой я первоклашечка.

    Начался учебный год,
    Часики затикали.
    А меня вопрос гнетет:
    Скоро ли каникулы.

    Мы немножко пошумели –
    В классе стекла зазвенели.
    Мы сказали: «Тишина!»
    В школе рухнула стена.

    Мы спросили Колечку:
    -Где же взял ты «двоечку»?
    Коля хмуро отвечает:
    - На всех «пятерок» не хватает.

    Оля мучила расческу.
    К школе делала прическу,
    Мучила –то, мучила.
    А получилось чучело!

    Две подружки – первоклашки,
    Длинные косички.
    Очень любят поболтать,
    Словно две синички.

    За обедом я вертелась
    Вправо, влево и кругом.
    С Таней, Петей я болтала –
    Облила их молоком.

    Первоклашки научились
    Цифры разные писать.
    То ли 7, а то ли 5 –
    Ничего не разобрать.

    В школе прозвенел звонок.
    Все спешим мы на урок.
    А Максим приплёлся в класс
    С опозданием на час.

    Шум и гам на перемене,
    Все ребята на полу.
    В «сотки» режутся мальчишки,
    Хоть кричи тут караул.

    Денис в школу опоздал,
    Но не сказал, что он проспал.
    Просто нынче, как назло
    Слишком поздно расцвело.

    Тетя Сима попросила
    Слазить Витю на чердак,
    «Извините, тетя Сима,
    Я вам вовсе не батрак!»


    Коля ссорится с друзьями,
    В ход пускает кулаки.
    У задиры под глазами
    Не проходят синяки.

    В поезд входят три юнната:
    - Ух, народу сколько тут!
    Занимай места, ребята,
    А то бабушки займут!

    Говорит лентяйке мать:
    - Убери свою кровать!
    - Я бы, мама, убрала,
    Только я еще мала.

    Толя ловко ловит рыбу,
    Может лодку смастерить,
    Только «здравствуй» и «спасибо»
    Не умеет говорить.

    Думал я и день, и ночь
    Как подруге мне помочь.
    Чтобы пыль не поднимать,
    Я не буду подметать.

    Кто сказал, что я горланю?
    Кто сказал, что я кричу?
    Я своего соседа Ваню
    Новой песенки учу.

    Была в школе тишина.
    Сменилась грохотом она.
    Мы вроде громко не кричали.
    Почему цветы упали?

    У девчонок голосок
    Тоненький, ох тоненький!
    Только если закричат –
    Сразу все застоните.

    Мы кричим, визжим, стучим.
    В классе напряжение.
    И всему тому виной –
    Высокое давление.

    Мы частушки вам пропели
    Просто, без смущения.
    А кого мы тут задели –
     Просим извинения.

    JjdRtv.jpg

    Смешные частушки

    Как я рос да распускался
    До семнадцати годов,
    А в семнадцать на тусовке
    Я остался без зубов.

    Запевай, мой родная,
    Мне не запевается,
    Навернулся я с платформы,
    Рот не разевается.

    Я любила сокола,
    Ему носочки штопала.
    А он, проклятый крокодил,
    С другими шашни заводил.

    Как дубинкой вас ударят –
    Вы невольно вскрикнете.
    Раз ударят, два ударят,
    А потом привыкнете.

    Мой миленок, соколенок,
    Посидим под грушею.
    Ты частушки запевай,
    А я тебя послушаю!

    Сидит Ванька у ворот
    Широко разинув рот,
    А народ не разберет,
    Где ворота, а где рот.

    Сковородка – та же пуля!
    С ней уверенно живу я!
    Скрыта в ней большая сила,
    Когда б я не попросила!

    Не качай права, подруга!
    Не нужна ты мне совсем!
    Не из нашего ты круга,
    И не надо мне проблем!

    Сковородка – та же пуля!
    Вот за что ее люблю я!
    Не хами, а то побью!
    И из дома прогоню!


    Как заслышу я гармошку,
    Заиграет кровь ключом.
    Увлеклась я гармонистом,
    А гармошка – ни при чем!

    У меня на сарафане
    Косолапы петухи;
    Я сама не косолапа —
    Косолапы женихи.

    Ох, кошка, брысь!
    На-порог не садись:
    А то миленький пойдет,
    Спотыкнется – упадет.

    Ой, топни, нога,
    Не жалей сапога,
    Тятька новые сошьет
    Или эти подошьет.

    Кабы, кабы да кабы
    На носу росли грибы,
    Сами бы варилися
    Да и в рот катилися.

    На дворе по лужку
    Бегают утята.
    А я с печки босиком —
    Думала: ребята!

    Мы с миленочком гуляли
    Возле нашего пруда.
    Нас лягушки напугали —
    Не пойдем больше туда!

    Я не тятькина
    Я не мамкина —
    Я на улице росла,
    Меня курица снесла.


    Шел деревней – девки спали,
    Заиграл в гармошку – встали,
    Встали, пробудилися,
    Окна растворилися.

    Пойду плясать —
    Дома нечего кусать:
    Сухари да корки —
    На ногах опорки.

    Посылала меня мать
    Загонять гусака,
    А я вышла за ворота —
    И давай плясака!

    Я сидела на окошке,
    Ехал милый мой на кошке,
    Стал к окошку подъезжать
    Не мог кошку удержать.

    Гложет молодца кручина,
    Подколодная змея:
    В нашем клубе вся дружина
    Восемь девок, один я.

    Мы частушки вам пропели
    Все, что пели,- в самом деле.
    Сами знаете о том-
    Мы неправды не поём.

    JjdRtv.jpg


    Частушки для малышей


    Петушок, петушок,
    Запевай частушки.
    Ты горланишь хорошо,
    Подпоют несушки..

    Наш баран богатый барин.
    Он себе обновку справил.
    То ли шуба, то ль кафтан,
    Не поймет теперь и сам!

    Как по саду-огороду
    Любит козочка гулять.
    После этого похода
    Урожая не собрать!

    Я гусыня бедная,
    Как копейка медная.
    По селу хожу босая,
    Пух на зиму запасаю.

    Га-га-га, — распелся гусь.
    Я лисичек не боюсь.
    Всех лисичек на весу
    Я в корзинке унесу!

    Я корова хоть куда!
    Как венец мои рога.
    Кто меня проведает,
    Молочка отведает!

    У дверей на сундуке
    Сидит Попка в колпаке.
    Как напялили колпак –
    Сам себя назвал «дурак»!

    Ай да серенький коток
    Пошел к речке под мосток,
    В воду хвостик опустил,
    Кошкам рыбы наловил!

    Я сидела на печи,
    Сторожила калачи.
    А за печкой мышки
    Сторожили пышки.

    У меня на сарафане
    Петушки да петушки
    В целом мире нету краше
    Моей милой бабушки!

    У моей у бабушки
    Новый фартук яркий.
    Принимай, бабулечка,
    К празднику подарки!

    Я весь день страдать готов
    Без твоих без пирогов.
    До того я настрадался,
    Один нос большой остался.

    Говорю я бабушке:
    «Шибко вечером не пой!
    Как услышу голос твой,
    Сей же час бегу домой!»

    Ой, да, бабушка моя,
    Ой, да боевая:
    Столько знает анекдотов,
    Сколько я не знаю!

    Я-то в бабушку пошла,
    Весела да удала:
    Я своим курносым носом
    Два десятка извела!

    Я на бабушку похожа,
    Я — неугомонная.
    А моя бабулечка
    Самая весёлая!

    Обожаем мы бабулю,
    Она самый высший класс!
    Все расскажет и покажет,
    И всегда накормит нас!

    Пирожки ее, котлеты,
    Уплетаем за беседой!
    И чайком напоит нас,
    Наша бабушка сейчас!


    Всю заботу и вниманье,
    Подарила она нам!
    Потому и воспитанье,
    У нас просто на «ура!»

    Бабушку мы поздравляем,
    Нас она всегда поймёт.
    Для нас бабушка — волшебник,
    Даже песенки поёт.

    Я к бабулечке пришла,
    И родную обняла!
    Живи много-много лет
    И храни Господь от бед!

    А родители вручили
    Внуков бабушке родной.
    И к себе лишь забирают
    Только их на выходной.


    ***

    JjdRtv.jpg

          Хорошего  настроения!