Рабочая программа "Шахматы".

Куприянов Николай Кондратьевич

Дополнительная общеобразовательная программа объединения "Шахматный всобуч" составлена на основе "Федерального Закона" об образовании в РФ от 29.10.2012 г. №273 - ФЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа "Шахматы".89.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ВДОХНОВЕНИЕ»

ПРИНЯТО                                                                      УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете                                            Директор

МБУДО ЦДТ «Вдохновение»                                     МБУДО ЦДТ «Вдохновение»

от «31» августа 2016 г. _________О.П. Артамонова

   от «01» сентября 2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СПОРТИВНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

«ШАХМАТЫ»

Возраст обучающихся: 7– 14 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: Куприянов Николай Кондратьевич.

г. Хилок.

2017 год.

108

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Шахматный всеобуч» составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ,
  • требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предъявляемых к результатам освоения начальной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
  • примерной основной образовательной программы начального общего образования;
  • основных направлений программ, включенных в структуру начальной образовательной программы;
  • авторской программы «Шахматы — школе" автора И.Г. Сухин.

Общая характеристика курса

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение дополнительной общеразвивающей программы объединения "Шахматный всеобуч» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Начальная дополнительная общеразвивающая программа объединения по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматной дополнительной общеразвивающей программы объединения имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.

Цель:

Основная цель занятий шахматами по дополнительной общеразвивающей программе объединения:  содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей.

Задачи:

1. Образовательные

  • прививать детям навыки самостоятельной работы с учебной шахматной литературой и периодической печатью, письменного анализа своих партий;
  • умение делать выводы и ставить задачи на будущее;
  • освоить в полном объёме учебную программу для повышения собственной квалификации.

2. Воспитательные

  • развивать у детей с ранних лет потребности к труду, к совершенствованию своих творческих возможностей;
  • развивать сильные стороны характера;

3.Развивающие

  • обучать абстрактно – логическому мышлению;
  • развивать качества настоящего спортсмена (воли к победе, уверенности и т.д.)

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;
  • Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

         Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

         Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

 Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

  • На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
  • Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
  • При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
  • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
  • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
  • Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

 Основные формы и средства обучения:

  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  • Участие в турнирах и соревнованиях.

Формы и методы реализации программы

  1. групповые занятия
  2. конкурсы решения
  3. турнирная практика
  4. разбор партий
  5. работа с компьютером

Учебно – материальная база

  1. Учебный кабинет - 1
  2. Шахматные доски - 10
  3. Демонстрационная магнитная доска – 1
  4. Шахматные часы-6

Описание учебного курса

Программа рассчитана на детей 8-10 лет, 2-4 классы – 4часа в неделю,144 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы объединения  «Шахматный всеобуч»:

Регулятивные:

находить способы решения и осуществления поставленных задач, формировать умение контролировать свои действия;

Коммуникативные: активно использовать речевые средства в процессе общения   с товарищами во время занятий в кружке, учиться слушать собеседника, напарника по игре,  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения;

Познавательные: учиться использовать знако - символические средства, овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), использовать различные способы поиска информации  на заданную на кружке тему.

Коммуникативные умения.

Ученик  научится:

• участвовать в элементарных диалогах с взрослыми, со сверстниками,

• задавать вопросы и отвечать на них.

Ученик получит возможность научиться:

• вести дискуссию;

• рассуждать и анализировать;

• отстаивать свою точку зрения;

• догадываться о значении незнакомых слов;

Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы

К концу программы, дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёр, начальное положение, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода, и взятие каждой фигурой;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу программы дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации.

Контроль уровня достижения планируемых результатов изучения учебного предмета.

1. Входной контроль – Проводится в начальном этапе изучения шахматной игры в виде – опроса, тестирования, карточек – задний и пр.

  1. Промежуточный контроль - проводится примерно после прохождения 1\ 2 части учебной программы. Проводятся в виде: контрольных практических заданий, блиц – турниров, тестирование, соревнования.
  2. Итоговый контроль – Проводится при завершении изучения содержанияпрограммы. Проводятся в виде шахматных турниров с проведением различной формы

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1

Занятие 1. Шахматная доска. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята—хвастунишки».

 

1

1

2

Занятие 2. Шахматная доска. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические игры и задания «Горизонталь», «Вертикаль».  

1

1

3

Занятие 3.Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инценировка дидактической сказки из книги И.Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране»  

1

1

4

Занятие 4.Шахматные фигуры.   Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма «Приключения в шахматной стране», «Первый шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».

1

1

5

. Занятие 5. Начальное положение. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости». «Второй шаг в мир шахмат». Дидактические  задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

1

1

6

Занятие 6. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры  «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

1

1

7

Занятие 7. Ладья. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух, «Ограничение подвижности».

1

1

8

Занятие 8. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

1

1

9

Занятие 9. Слон. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

1

1

10

Занятие 10. Ладья против слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

1

1

11

Занятие 11. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая  фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры», «Третий шаг в мир шахмат».

1

1

12

Занятие 12. Ферзь. Дидактические игры «Захват контрольного поля»,  «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

1

1

13

Занятие 13. Ферзь против ладьи и слона. Дидактические задания  «Перехитри часовых», «Сними часовых»,  «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,  «Выиграй фигуру».  Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,  «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения). «Ограничение подвижности».

1

1

14

Занятие 14. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Дидактические задания  «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»,  «Кратчайший путь».

1

1

15

Занятие 15. Конь. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух), «Ограничение подвижности».

1

1

16

Занятие 16. Конь против ферзя, ладьи, слона. Дидактические задания «Перехитри часовых»,  «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита»,  «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности.

1

1

17

Занятие 17. Пешка. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

1

1

18

Занятие 18. Пешка. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

1

1

19

Занятие 19. Пешка против ферзя, ладьи, коня,  слона.  Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона,  пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

1

1

20

Занятие 20. Король.  Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.  Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

1

1

21

Занятие 21. Король против других фигур. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита  контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности.  

1

1

22

Занятие 22. Шах  Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от щаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

1

1

23

Занятие 23. Шах.  Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».

1

1

24

Занятие 24. Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

1

1

25

Занятие 25. Мат. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактические задания «Мат в один ход».

1

1

26

Занятие 26.  Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Мат в один ход».

1

1

27

Занятие 27. Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

1

1

28

Занятие 28.  Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

1

1

29

Занятие 29. Шахматная партия.  Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

1

1

30

Занятие 30. Шахматная партия. Самые общие правила о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

1

1

31

Занятие 31. Шахматная партия. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

1

1

32-33

Занятие 32 -- 33. Повторение программного материала.

2

2

34

Занятие 34. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

1

1

35

Занятие 35. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение  пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические  игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.

1

1

36

Занятие 36. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира». Игровая практика.

1

1

37

Занятие37.ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания «назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «какого цвета поле», «Кто быстрее». «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: «Король с е1 – на у2».

1

1

38

Занятие 38. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

1

1

39

Занятие 39. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика.

1

1

40

Занятие 40. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

1

1

41

Занятие 41. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.  Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя. Игровая практика.

1

1

42

Занятие 42. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР .Защита. Дидактическое задание «защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака) игровая практика.

1

1

43

Занятие 43. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР .Защита. Дидактическое задание «защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака) игровая практика.

1

1

44

Занятие 44. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Ферзь и ладья  против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

1

1

45

Занятие 45. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Ферзь и король  против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

1

1

46

Занятие 46. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Ладья и король  против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

1

1

47

Занятие 47. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебное положение на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.

1

1

48

Занятие 48. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебное положение на мат в два хода в миттельшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.

1

1

49

Занятие 49. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебное положение на мат в два хода в дебюте. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.

1

1

50

Занятие 50. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема завлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

1

1

51

Занятие 51. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Тема отвлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

1

1

52

Занятие 52. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Темы блокировки.  Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

1

1

53

Занятие 53. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Темы разрушения королевского прикрытия.  Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

1

1

54

Занятие 54. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.  Матовые комбинации. Темы освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

1

1

55

Занятие 55. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.  Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.  Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

1

1

56

Занятие 56. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.  Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

1

1

57

Занятие 57. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

1

1

58

Занятие 58. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.  Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

1

1

59

Занятие 59. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика.

1

1

60

Занятие 60. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

1

1

61

Занятие 61. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.  Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика.

1

1

62

Занятие 62. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.  Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика.

1

1

63

Задание 63. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание «Проведи комбинацию».

1

1

64

Задание 64. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Игровая практика.

1

1

65-66

Задание 65--66. ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

2

2

67

Занятие 67. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат» и «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

 

1

1

68

Занятие 68. Игровая практика.

1

1

69

Занятие 69. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала ( из учебника второго года обучения).

1

1

70

Занятие 70. Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). Игровая практика с  записью шахматной партии.

1

1

71

Занятие 71. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание «Мат в один ход» (на втором либо третьем ходу партии).

1

1

72

Занятие 72 .Решение задания «Мат в один ход». Игровая практика.

1

1

73

Занятие 73. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Дидактическое задание «Поймай ладью», «Поймай ферзя».

1

1

74

Занятие 74 .Решение задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Игровая практика.

1

1

75

Занятие 75 .ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактическое задание «Поставь детский мат», «Защитись от мата».

1

1

76

Занятие 76 .Решение заданий. Игровая практика.

1

1

77

Занятие 77. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в один ход», «Защитись от мата».

1

1

78

Занятие 78. Решение заданий. Игровая практика.

1

1

79

Занятие 79 .ОСНОВЫ ДЕБЮТА. «Повторюшка – хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек». Дидактическое задание «Поставь мат в один ход «повторюшек», «Выиграй фигуру у «повторюшки».

 

1

1

80

Занятие 80. Решение заданий. Игровая практика.

1

1

81

Занятие 81 .ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Дидактическое задание «Выведи фигуру».

1

1

82

Занятие 82. Решение задания«Выведи фигуру». Игровая практика.

1

1

83

Занятие 83. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?».

1

1

84

Занятие 84. Решение заданий. Игровая практика.

1

1

85

Занятие 85. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру».

1

1

86

Занятие 86. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 87. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Дидактическое задание «Можно ли сделать рокировку?», «В какую сторону можно рокировать?», «Поставь мат в один ход не рокированному королю», «Поставь мат в два хода не рокированному королю», «Не получат ли белые мат в один ход, если рокируют?».

1

1

88

Занятие 88. Решение заданий. Игровая практика.

1

1

89

Занятие 89 .ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки».

1

1

90

Занятие 90. Решение заданий. Игровая практика.

1

1

91

Занятие 91. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Сдвой противнику пешки», «Успешное развязывание».

1

1

92

Занятие 92. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Сдвой противнику пешки», «Успешное развязывание».

1

1

93

Занятие 93. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

1

1

94

Занятие 94.  Игровая практика.

1

1

95

Занятие 95. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

1

1

96

Занятие 96 . Игровая практика.

1

1

97

Занятие 97. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Дидактическое задание «Выигрыш материала».

1

1

98

Занятие 98 .Решение задания «Выигрыш материала. Игровая практика.

1

1

99

Занятие 99. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание «Выигрыш материала».

1

1

99-102

Занятие 100—102. Решение заданий. Игровая практика.

3

3

103

103. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика.

1

1

104

Занятие 104. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

1

1

105

Занятие 105 .ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки».

1

1

106

Занятие 106. Решение заданий. Игровая практика.

1

1

107

Занятие 107. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Дидактическое задание «Выигрыш материала».

1

1

108

Занятие 108. Решение заданий. Игровая практика.

1

1

ИТОГО часов:

108

4

104

Занятие 1. Шахматная доска. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята—хвастунишки».

Занятие 2. Шахматная доска. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические игры и задания «Горизонталь», «Вертикаль».

 

Занятие 3.Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инценировка дидактической сказки из книги И.Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране»

Занятие 4.Шахматные фигуры.   Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма «Приключения в шахматной стране», «Первый шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».

Занятие 5. Начальное положение. 

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости». «Второй шаг в мир шахмат». Дидактические  задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

Занятие 6. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры  «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Занятие 7. Ладья. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух, «Ограничение подвижности».

Занятие 8. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Занятие 9. Слон. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

Занятие 10. Ладья против слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Занятие 11. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь-тяжелая  фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры», «Третий шаг в мир шахмат».

Занятие 12. Ферзь. Дидактические игры «Захват контрольного поля»,  «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности»

Занятие 13. Ферзь против ладьи и слона. Дидактические задания  «Перехитри часовых», «Сними часовых»,  «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,  «Выиграй фигуру».  Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,  «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения). «Ограничение подвижности».

Занятие 14. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь-легкая фигура. Дидактические задания  «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»,  «Кратчайший путь».

Занятие 15. Конь. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух), «Ограничение подвижности».

Занятие 16. Конь против ферзя, ладьи, слона. Дидактические задания «Перехитри часовых»,  «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита»,  «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности.

Занятие 17. Пешка. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

Занятие 18. Пешка. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

Занятие 19. Пешка против ферзя, ладьи, коня,  слона.  Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона,  пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Занятие 20. Король.  Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.  Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

Занятие 21. Король против других фигур. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита  контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности.  

Занятие 22. Шах  Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от щаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

Занятие 23. Шах.  Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».

Занятие 24. Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

Занятие 25. Мат. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактические задания «Мат в один ход».

Занятие 26.  Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Мат в один ход».

Занятие 27. Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

Занятие 28.  Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

Занятие 29. Шахматная партия.  Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

Занятие 30. Шахматная партия. Самые общие правила о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятие 31. Шахматная партия. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятие 32 -- 33. Повторение программного материала.

 Занятие 34. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Занятие 35. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение  пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические  игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.

Занятие 36. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира». Игровая практика.

Занятие 37. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания «назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «какого цвета поле», «Кто быстрее». «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: «Король с е1 – на у2».

Занятие 38. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

Занятие 39. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика.

Занятие 40. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

Занятие 41. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.  Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя. Игровая практика.

Занятие 42. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Защита. Дидактическое задание «защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака) игровая практика.

Занятие 43. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР .Защита. Дидактическое задание «защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака) игровая практика.

Занятие 44. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Ферзь и ладья  против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Занятие 45. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Ферзь и король  против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Занятие 46. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Ладья и король  против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

Занятие 47. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебное положение на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.

Занятие 48. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебное положение на мат в два хода в миттельшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.

Занятие 49. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебное положение на мат в два хода в дебюте. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.

Занятие 50. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема завлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Занятие 51. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Тема отвлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Занятие 52. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Темы блокировки.  Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Занятие 53. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Темы разрушения королевского прикрытия.  Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Занятие 54. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.  Матовые комбинации. Темы освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Занятие 55. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.  Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.  Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Занятие 56. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темаотвлечения. Тема завлечения.  Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

Занятие 57. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

Занятие 58. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.  Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

Занятие 59. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика.

Занятие 60. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

Занятие 61. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.  Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика.

Занятие 62. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.  Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика.

Задание 63. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание «Проведи комбинацию».

Задание 64. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Игровая практика.

Задание 65--66. ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

Занятие 67. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат» и «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

Занятие 68. Игровая практика.

Занятие 69. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала ( из учебника второго года обучения).

Занятие 70. Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). Игровая практика с  записью шахматной партии.

Занятие 71. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание «Мат в один ход» (на втором либо третьем ходу партии).

Занятие 72 .Решение задания «Мат в один ход». Игровая практика.

Занятие 73. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Дидактическое задание «Поймай ладью», «Поймай ферзя».

Занятие 74 .Решение задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Игровая практика.

Занятие 75 .ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактическое задание «Поставь детский мат», «Защитись от мата».

Занятие 76 .Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 77. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в один ход», «Защитись от мата».

Занятие 78. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 79 .ОСНОВЫ ДЕБЮТА. «Повторюшка – хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек». Дидактическое задание «Поставь мат в один ход «повторюшек», «Выиграй фигуру у «повторюшки».

Занятие 80. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 81 .ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Дидактическое задание «Выведи фигуру».

Занятие 82. Решение задания«Выведи фигуру». Игровая практика.

Занятие 83. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?».

Занятие 84. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 85. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру».

Занятие 86. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 87. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Дидактическое задание «Можно ли сделать рокировку?», «В какую сторону можно рокировать?», «Поставь мат в один ход не рокированному королю», «Поставь мат в два хода не рокированному королю», «Не получат ли белые мат в один ход, если рокируют?».

Занятие 88. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 89 .ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки».

Занятие 90. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 91. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Сдвой противнику пешки», «Успешное развязывание».

Занятие 92. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 93. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

Занятие 94.  Игровая практика.

Занятие 95. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

Занятие96 . Игровая практика.

Занятие 97. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Дидактическое задание «Выигрыш материала».

Занятие 98 .Решение задания «Выигрыш материала. Игровая практика.

Занятие 99. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание «Выигрыш материала»

Занятие 100—102. Решение заданий. Игровая практика.

103. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика.

Занятие 104. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

Занятие 105. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру».

Занятие 106. Решение заданий. Игровая практика.

Занятие 107. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Дидактическое задание «Выигрыш материала».

Занятие 108. Решение заданий. Игровая практика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
  2. В. Костров, Д.Давлетов «Шахматы» Санкт-Петербург 2001г.
  3. В.Хенкин       «Шахматы для начинающих» М.: «Астрель» 2002г
  4. Сухин И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ.и проф. обр. РФ. М..  ПОМАТУР. 2000г. 
  5. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986
  6. Шахматный словарь. М. ФиС. 1968 г. 
  7. Шахматы - школе. М. Педагогика. 1990 г.