МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Шатрова Ольга Кузьминична

На эту страницу я приглашаю всех, кому интересна работа с детьми. Всех, кто хочет разнообразить жизнь дошкольника новыми знаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс с музыкальными руководителями ДОУ.

«Приобщение дошкольников к культуре России в

процессе игры на народных музыкальных инструментах»

Подготовила :

Шатрова Ольга Кузьминична,

музыкальный руководитель 1 к.к.

МДОУ детского сада № 3 «Тополек»

Г. Черепаново.

Руководитель ММО

музыкальных руководителей ДОУ.

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в вопросах приобщения дошкольников к культуре России в процессе игры на народных музыкальных инструментах»  в процессе активного педагогического общения.

Задачи: 

1. Познакомить участников МК с опытом использования методов и приемов в обучении детей игре на колокольчиках, с колокольным звоном – одним из видов народного творчества

2. Познакомить педагогов с историей и легендой колокола.

3. Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов и

практически отработать творческие методы и приемы игры на колокольчиках

Участники: Музыкальные руководители, воспитатели

Оборудование: Мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация на электронном носителе, колокольчики разной величины, малая звонница, карточки для работы с попевками.

Размещение участников: группа педагогов размещается в зале, фокус-группа из 3 человек приглашается по желанию в центр зала к столам.

(презентация мастер-класса и приложение е прилагается).

1 часть. Вступительная

(слайд 1)

Добрый день, дорогие коллеги! Разрешите представиться Шатрова Ольга Кузьминична, музыкальный руководитель 1 к.к. МДОУ детского сада № 3 «Тополек» г. Черепаново. Руководитель ММО  музыкальных руководителей ДОУ.

(слайд 2)

И сегодня я предлагаю вам принять участие в моём мастер-классе

«Приобщение дошкольников к культуре России в процессе игры на народных музыкальных инструментах»

Введение в тему, актуальность:

И для начала я предлагаю вам ответить на простой вопрос -Что здесь изображено?

(слайд 3)

- Русские народные инструменты.

- Про один из них я загадаю вам загадку

Загадка:

Ты держал его в ладошке – он молчал,

А потом, держа за ушко, покачал.

Покачал старательно, что есть сил,

Он в ответ так звонко зазвонил: (Колокольчик.)

У колокольчика большая семья. Где он-самый младший. Но у него есть и старшие братья. Давайте их послушаем.

(слайд 4)

Звонят, звонят колокола России,

Благую весть несут во все края.

Любовью к ближнему живет Россия

И молодость свою хранит в веках.

И снова избавляется от скверны,

И очищенья слышен в мире звон.

В веках ее все беды неизменны,

В веках у Руси слышен в мире стон.

И сегодня мы будем говорить о народном достоянии России – о колокольном звоне.

Я хотела бы вам рассказать легенду, которую использую в беседе с детьми

(слайд 5)

Легенда о колоколе и колокольном звоне

По преданию, ещё в далёкие времена, один монах заболел, пошёл в лес за целебными травами, устал, да и прилёг у дерева. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать.

Когда же он открыл глаза, то увидел, Ангелов с поющими цветами –колокольчиками. И он понял, что именно звук этого цветка помог ему. 

(слайд 6)

Возвращаясь в храм, монах решил, установить там звонницу с цветами из металла. Чтобы все могли наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов

(слайд 7)

У храма построили колокольню, отлили колокола разной величины и поместили на колокольную башню.

А чтобы мы с вами слышали прекрасное пение колоколов, как вы думаете, что пришлось приделать к нему мастеру? Конечно же язык. Ведь без него колокол бы не зазвучал. Давайте проверим. Сможем ли мы говорить, или петь с вами, если у нас вдруг нет языка. (Приём, который использую с детьми)

А к языку, чтобы он ударял о колокол- привязали крепкие верёвочки.

Человека, который звонил в колокола стали называть звонарь.

Люди хорошо понимали язык колокола. Колокол сообщал о разных событиях. О времени, праздниках, о врагах и победах, о пожарах и службе в храме. В общем, колокол плотно влился в жизнь русского народа. Без него не начинался и не заканчивался ни один день.

Колокольный звон-это часть русской культуры. Это голос Родины.

А давайте-ка и мы с вами отправимся на звонницу. (Достаю мини-звонницу)

Это малая звонница. Будем с ней знакомиться.

Описание метода

 (слайд 8)

- Существуют три вида колоколов: басовые, теноровые и триольные.

Басовые - самые большие, они издают глухие, тяжелые звуки,

Теноровые - средние по размеру, и звуки у них мягче

Триольные - самые маленькие на колокольне колокола. И звуки у них звонкие и весёлые

(слайд 9)

Но как запомнить звоны, как их записать? Звонари стали придумывать разные попевки, которые подходят к тому или иному звону.

Например, были такие:

1.«Пеки блин – дров нет,

пеки блин – дров нет»;

2. Б.-У нас денежки украли!
         У нас денежки украли!
Ср.-
Украли! Украли! Украли! Украли!

Мал.-А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем.

3. Б.-— По-чём трес-ка?
        — По-чём трес-ка?

Мал.-
Две ко-пейки с поло-виной!
         Две ко-пейки с поло-виной!

       Ср.-  
Врешь, врешь — Мал.- пол-то-ры!
        Ср.-  
Врешь, врешь — Мал.-пол-то-ры!

2 часть. Передача навыка

Давайте попробуем спеть и проиграть эти попевки!    

(слайд 9)

 Колокольный звон – целая наука.

Благовест – это мерные удары в большой колокол – это призыв к началу службы.

Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.

Перезвон – во все голоса, но по очереди.

(слайд 10)

 Давайте и мы попробуем изобразить эти звоны .

Фокус группа под руководством мастера выполняют упреждения

Зазвонил колокольный звон

     Созывая к себе народ.

     Зазвучал Благовест: 

     Дон-----------------Дон

     А теперь Трезвон: 

     Дон----------------Дон

     Динь-Динь-Дон, Динь-Динь-Дон

     Колокольный перезвон:

     Динь-Динь-Дон, Динь-Динь-Дон

     Ди-ли-Ди-ли-Дон, Ди-лиДи-ли-Дон

(слайд 11)

 Многие поколения русских звонарей развивали и обогащали своё искусство. Создавали новые формы и виды колокольных композиций. Малые звонницы стали использовать в русских народных оркестрах.

Давайте и мы с вами закрепим полученный материал и сыграем на нашей звоннице русскую народную мелодию

Какой замечательный перезвон у нас получился. Пусть к нам приходят исключительно благие вести! Считается, что звон колокольчика улучшает здоровье, приносит благополучие. Я желаю, чтоб мой колокольный мастер-класс, наполнил ваши сердца радостью и гордостью за нашу страну и дарю детскому саду вот этот Валдайский колокольчик, с пожеланием благополучия, процветания и успеха.

(слайд 13)

3 часть. Рефлексия

Ну и закончим мы с помощью рефлексии «да-нет»

1.Вы что-то новое узнали?

2. На мастер-классе вы скучали?

3.На работу вы пойдёте, что-то для себя возьмёте?

4. Потрудились вы на диво

Скажем все друг-другу СПАСИБО!

(слайд 14)

Завершение

Вот и всё, я закончила мастер- класс,
И пора подвести итог:
Наша цель: развивать и воспитывать,
И частичку души своей вкладывать.
Если дети гордятся Россией,
Если знают истоки страны,
Значит дети разумнее стали                                                                                                                                         Им мы в этом чуть-чуть помогли.                                                                                                                                  Значит, трудимся мы не напрасно                                                                                                                                         И профессия наша прекрасна!



Предварительный просмотр:

Перспективно-тематический план работы по знакомству и обучению детей игре на колокольчиках.

На 2019-2014 г.г.

Группа

Месяц

Форма работы

2 мл.гр.

март

-Первое знакомство с маленьким колокольчиком и особенностью его звучания. Презентация «Мой цветочек-колокольчик».

апрель

- упражнение «Отгадай на чём играю?», (колокольчик, погремушка, бубен)

Ср.гр.

октябрь

Оркестр колокольчиков «Детская полька» (Видеосюжет)

ноябрь

Оркестр музыкальных инструментов «Новогодний»

февраль

«Танец с колокольчиками» на

Старшая группа

Сентябрь

Игра «Назови музыкальный инструмент по звучанию»

Октябрь

- «Игра с колокольчиками» (в центре –водящий (без колокольчика). Дети с колокольчиками идут по кругу под музыку (не звонят). Муз останавливается- дети поворачиваются в круг лицом. Играют в такт музыке. Музыка заканчивается, дети кладут колокольчики впереди себя. И вместе с водящим двигаются по кругу. С остановкой музыки берут ближний колокольчик. Кому не достанется –тот водящий.

Апрель

Оркестр «Русская народная»- использование р.н.инструментов.

Май

Оркестр «Полька» Штраус

Подгот. группа

Сентябрь

Игра с колокольчиками.- повтор старш.гр.

Октябрь

Танец с колокольчиками- девочки

Ноябрь

Оркестр «Светит Месяц»

Март

1. Знакомство со звонницей. Легенда и история колокола

2. Три вида колоколов. Колокольные звоны. Попевки звонарей

Апрель

Упражнения с таблицами на экране проектора

Май

 Итоговое занятие «Колокольный звон России».

(Инструментарий в приложении Музыкальная Копилка