Методическая тема

Стратиенко Татьяна Геннадьевна

«НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 Использование нейпропсихологических игр и упражнений способствует развитию высших психических функций. Это универсальная система, которая в форме игры помогает педагогу скорректировать развитие ребенка, имеющего некие проблемы в развитии, но и развивать положительные структурные изменения у нормально развивающихся детей. Ведь только через игру мы можем помочь ребенку развивать навыки социально-комуникативного взаимодействия, эмоционального раскрепощения. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Несмотря на простоту и увлекательность, нейропсихологический подход в развитии дошкольников является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

Игры, направленные на развитие познавательных способностей

Игра «Зеркальное рисование».

Цель: развитие умения ориентировки на листе бумаги, закрепление понятий «лево/право», счет. Развивает графические навыки, мелкую моторику, зрительное восприятие. Материалы: набор картинок разного уровня сложности, заламинированные, стираемые маркеры. Ход игры: одновременно двумя руками повторить заданный рисунок, как можно точнее провести линию по заранее нарисованным точкам. Заданием могут случить как простые фигурные линии, так и сложные многокомпонентные рисунки.

Игра «Повтори по точкам» – игра разных уровней сложностей.

Цель: закрепляют знания о природном и предметном окружении, закрепляют математические представления, развивают логическое мышление. Материалы: набор картинок разного уровня сложности, заламинированные, стираемые маркеры. Первый уровень сложности – это простые схемы, второй уровень – это усложненные схемы с большим количеством точек, как правило состоящие из нескольких деталей. Ход игры: предложить детям повторить заданный рисунок-схему по точкам. Главное условие – правильно посчитать количество точек, которое отведено на отдельный элемент. Игра очень увлекает детей и закрепляет много знаний по разным образовательным областям.

Игра «Дорисуй рисунок».

Цель: закрепление математических и пространственных знаний, развитие творческого воображения, дети знакомятся с понятием симметричность предметов. Данные игры способствуют активизации мыслительных процессов, которые подкрепляются нейронными связями в головном мозге. Материалы: набор картинок разного уровня сложности, заламинированные, легко стираемые маркеры. Ход игры: по сигналу взрослого ребенок должен повторить уже прорисованный рисунок с другой стороны. Дорисовать часть рисунка. Данную игру так же можно разделить на несколько уровней сложности. Начать от простого – несложные геометрические фигуры, и усложнять до интересных многокомпонентных рисунков. Можно предложить детям посоревноваться на скорость, а также поменять «рабочую руку» (с правой на левую, и наоборот). 

«Нейротаблица или покажи одновременно»

Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей., оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом. Материалы: Оборудование: набор карточек для левой и правой руки. Ход игры: под диктовку ребенку необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые предметы. Можно играть группой, можно делиться на команды, или играть индивидуально.

Игра «Сложи целое».

Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов. Материалы: из фетра, картона, фоармина вырезать разнообразные детали одной целой картинки. Из разного материала можно вырезать несколько фигур. 8 Ход игры: предложить ребенку одновременно собрать двумя руками целую картинку и маленьких деталей. Для развития пространственных представлений и создание новых межполушарных связей в головном мозге лучше использовать многокомпонентные картинки. В нашем случае это был цветок с улыбчивым лицом. Дети играли в малых группах, соревнуюсь друг с другом. Кто же быстрее соберет все детали цветка на нужное место. Игра усложняется тем, что детям не предлагался образец картинки. Так же мы предлагаем ребятам задания на развитие логического мышления, понимания сложных грамматических конструкций. Задавая эти несложные на первый взгляд вопросы, мы учим детей логически мыслить, сначала обдумать свой ответ, а только потом отвечать. 1. Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра? (10 градусов тепла.) 2. Мама купила четыре воздушных шарика, зелёного и красного цвета. Зелёных было больше, чем красных. Сколько шариков каждого цвета купила мама? (Три зелёных, один красный.) 3. Дети сидели на лавочке. В каком порядке они сидели, если известно, что Маша сидела справа от Серёжи, а Серёжа, справа от Иры? (Маша, Серёжа, Ира.) 4. Катя и Наташа одинакового роста. Катя выше Оли, а Таня выше Наташи. Кто выше, Оля или Таня? (Таня выше Оли.) 5. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей.) 6. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги? (3 кг.) 7. Дима тратит на дорогу от дома до школы 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдёт вдвоём с сестрой? (10 минут.) 8. Сестре 5 лет, а брату 7 лет. Сколько будет брату, когда сестре исполнится 7 лет? (9лет.) 9. Петя и Света получили по четыре конфеты. Света съела две конфеты, а Петя — три конфеты. У кого осталось больше конфет? (У Светы.) 10. Что тяжелее: 1 кг ваты или 0,5 кг железа? (1 кг ваты.)

Игры на развитие социально-коммуникативных навыков

Применение нейропсихологических игр позволяют решать одновременно с познавательными задачами, задачи социально – коммуникативного развития, такие как умение выбирать участников по совместной деятельности, умение самостоятельно выбирать род занятий, ставить задачи и решать их, сообща играть, помогать друг другу.

  Игра «Кто быстрее»

Цель: закрепить умение счета до 10, развивать дух дружеского соперничества, продолжать формировать навык игры в парах. Материалы: поп-ит для каждого участника игры, карточки с цифрами, фасоль или другой подручный материал, который поместится в отверстие поп-ита. Ход игры: каждый из игроков вытягивает карточку с цифрой от 1 до 10 и на скорость каждому необходимо одновременно двумя руками и лопнуть «пузырик» и вложить в него фасоль. Можно предложить два варианта игры: сначала только нажимать на поп-ит одновременно двумя руками выпавшее количество «пузырьков». Второй вариант – и нажимать, и вкладывать фасоль. Чем больше участников игры – тем интереснее. Игра носит соревновательный характер, дети соревнуются в скорости счёта до 10. Складывать мелкие детали в отверстия поп-ит не так то и просто, но дети с удовольствиям выполняют задания любого уровня сложности. Так дети учатся радоваться своим успехам и успехам товарища, а дух здорового соперничества побуждает их активнее и быстрее выполнять поставленные задачи. 10

Игра «Повтори фигуры».

Цель: тренировать кратковременную память, закрепить знания о геометрических фигурах. Материалы: магнитная доска, маркеры, набор магнитных геометрических фигур. Описание игры: В начале игры дети внимательно рассматривают заданный алгоритм, который состоит из разноцветных геометрических фигур и выкладывают его двумя руками одновременно. Игра проводится в групповой и индивидуальной форме. Так ребята запоминают геометрические фигуры и учатся управлять своими эмоциями при выигрыше и проигрыше. Эту игру можно усложнять - начинать с простых фигур и дальше добавлять более сложные.

 Игра «Повтори ряд»

Цель: тренировать кратковременную память, умение радоваться победам товарища, закрепить знания о геометрических фигурах. Материалы: магнитная доска, маркеры, набор магнитных геометрических фигур. Описание игры: нами были составлены разного уровня сложности алгоритмы, которые детям необходимо было выложить на магнитных досках мелкими разноцветными деталями и главное, двумя руками одновременно. В этой игре мы объединили сразу несколько областей развития: счет, сенсорные эталоны, пространственное мышление, кратковременную память.

Нейропсихологические игры и упражнения развивают мозговую активность, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий головного мозга, улучшают умственную деятельность, улучшают память и внимание, облегчают процесс чтения и письма. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. Каждое из упражнений (игр) для мозга, способствует возбуждению определенного его участка и механизма объединения мысли и движения. В результате чего, новое учение становиться более естественным и лучше запоминаемым. Помимо этого упражнения для мозга способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Используя различные дидактические игры и разного рода упражнения в работе с детьми, мы убедились в том, что они дают заряд положительных эмоций, развивают детей разносторонними личностями. В результате проведенной работы было получено много положительных откликов от родителей, которые проводили по разработанной нами методике упражнения дома.