Воспитатель года -2023

Марюхина Юлия Ивановна

"Моя педагогическая находка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитатель года России» 2023 год

Воронежская область Острогожский район

МКОУ Шубинская СОШ –

структурное подразделение детский сад «Лучик»

«Моя педагогическая находка».

Выполнила воспитатель первой

квалификационной  категории

Марюхина Юлия Ивановна

Теплым дождем умывается лес,

Шепчутся листья и травы,

И поднимают стволы до небес

Крону зеленой дубравы.

Как красиво, мелодично звучат эти строки.

И как все чаще и чаще мы видим, что выдаваемая действительность не совпадает с реальностью.
        Здравствуйте уважаемые коллеги. Как вы уже поняли, моя педагогическая находка будет касаться темы экологии, темы нашего маленького вклада по спасению природы.  Кто - то возразит, да что мы можем? Но вспомните, что одна маленькая капля может сточить камень. Одна маленькая песчинка может вывести из строя сложные механизмы. Так и мы, маленькие частички нашей большой планеты, объединившись, можем сделать планету лучше и чище. Каждый день вывозится огромное количество мусора, свалки разрастаются. Мы даже не задумываемся, что скоро может быть, не хватит места для нас самих. А ведь так не сложно рассортировать мусор, сдать макулатуру, металлолом или стеклотару. А пищевыми отходами покормить бездомных животных или птиц. Многие люди привыкли потребительски относятся к природе, порой не давая ей ничего взамен.  Педагоги, воспитатели стараются донести до сознания ребенка, что нужно беречь природу, прикладывать усилия, что бы ее спасти. Но без поддержки, без хорошего примера родителей, нашего общество результаты могут сойти на нет.

Из моих наблюдений я вижу, что иногда необдуманные поступки и слова родителей противоречат тому, чему мы учим детей. Иногда я слышу такие фразы:

- Пойди, выброси мусор в овраг.

- Брось пока никто не видит.

И сколько бы мы не говорили о спасении природы с детьми, такой плохой пример нередко перечеркивает и сводит на нет наши старания и усилия по привитию детям правильного культурного поведения.

В 2019 году я  вместе со своими воспитанниками, принимали участие в природоохранном социально – образовательном проекте «Эколята – дошколята». Мы познакомились с лесными человечками эколятами – защитниками природы: Шалуном, Тихоней, Умницей и Ёлочкой. С этого момента у меня возникла идея – поселить маленьких помощников в нашу группу. С этого момента от лица маленьких героев  я стала рассказывать детям о проблемах экологии, о влиянии человека на природу, учила правильному поведению в окружающем нас мире, рассказывала, как значительно можно уменьшить количество выбрасываемого мусора на свалку. Один и тот же учебный материал, но сообщаемый от лица лесных жителей запоминался быстрее и усваивался прочнее.

Маленькие человечки стали своеобразным сигналом к действиям, они побуждали задуматься детей, почему Тихоня находится в уголке природы (нужно полить цветы, или взрыхлить землю),  Умница смотрит в окно (может на площадке появился мусор), а Шалун сидит в коробке с бытовыми отходами (может предлагает сделать какую - либо поделку). Постепенно дети сами стали находить проблему и перемещать эколят в разные места групповой комнаты, включать их в утренний и вечерний круги и просто использовать в своих играх.

На родительских собраниях я знакомила родителей с проводимыми в детском саду экологическими проектами, мероприятиями, проводила мастер классы по изготовлению поделок из бросового материала. Вместе с родителями мы собирали крышечки от детского питания, которые выполняют роль мозаики, счетного материала, или просто используются в изготовлении поделок. Родители стали приносить большие куски обоев, остатки отделочного материала оставшегося после ремонтов, коробки, плафоны от люстр, которые мы используем в поделках, атрибутах для игр,  или оформления.

   В итоге таких мероприятий мы сделали ремонт в раздевалке, оклеили стены обоями, оформили уголок детского творчества. Куски обоев послужили нам для праздничного оформления, для основы коллективных работ. Коробки превращались в волшебные сундуки, русские печи или камин.

В центре «Русская изба» появились старинные вещи, которые мы восстановили и теперь можем использовать как методическое пособие. Пестрые коврики, сделанные родителями из остатков старых вещей украсили нашу русскую избу.  

Перчаточные куклы ( бибабо) и их костюмы были обновлены из детских вещей, которые стали маленькими и ненужными.

Пайетки, бусинки, которые отрываются от одежды, дети стали собирать и приносить мне. Мы складывали их в коробочку и долго не могли решить, куда использовать такие мелкие украшения. Теперь мы украшаем ими дымковских барышень, открытки.

 Поделок становилось много и мы решили их разбивать на тематические группы и использовать для оформления выставок, праздников, или просто для подарков.

Коллективная работа «Лесная полянка эколят» появилась у нас не так давно, задумывалась она как атрибут для игры. А стала уже использоваться как методическое пособие: используется в занятиях по математике, развитию речи, ознакомление с окружающим миром. Она сделана из коробки и остатков различного материала.

Тематика эколят поддерживается еще в двух зонах:

-экспериментальной лаборатории, где я через маленьких героев знакомлю детей с новыми темами, показываю опыты;

-лестничная площадка второго этажа, на стенах которой отражаются сезонные изменения лесной опушки, где проживают лесные человечки. Дети с удовольствием оформляют эту зону, вместе мы придумываем сюжеты и реализуем их.

В образовательном проекте «Эколята – защитники природы» есть описание наших героев, как они любят одеваться, какой у них характер, что они делают в лесу. У меня возник вопрос, есть ли другие рассказы про них? Но материала оказалось мало. И мы решили с детьми стать писателями и создать книгу о лесных человечках. Конечно же без помощи родителей не обошлось. В итоге у нас появилось еще две истории про лесных человечков: «Как друзья лечили молодой дубок» и «Как Тихоня стал мастером». В настоящее время стали появляться публикации других воспитателей детских садов, которые мы будем добавлять в книгу.

Все это в комплексе повлияло на поведение детей, их поступки, я вижу положительный результат.

Не так давно, одна мама пожаловалась, что ее дочь сделала ей замечание по поводу брошенного на землю фантика от конфеты. Девочка наотрез отказалась идти с ней рядом, пока мама не уберет брошенный фантик. В итоге фантик отправился в урну, а я убедилась, что моя педагогическая находка работает и приносит свои плоды.