Блог Гайдаровой Расмии Гусейн- Гулиевны

Гайдарова Расмия Гусейн-Гулиевна

Консультация : " Советы родителям."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety.doc40.5 КБ
Файл rech_na_konchikah_paltsev.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

                           Консультация по теме:

          «Советы логопеда родителям дошкольников»

                                                                      Учитель- логопед :

                                                                      Гайдарова Расмия Гусейн- Гулиевна            

Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия – нарушение звукопроизношения - замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.

Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определенными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.

Логопед советует:

  • Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережевывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щек, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  • Разговаривать с ребенком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
  • Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  • Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  • Говорить четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель - заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  • Не перегружать ребенка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
  • При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребенка на положительный результат, чаще хвалить его.

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  • С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
  • Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
  • Лепите со своим малышом из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
  • Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести

косички из разноцветных шнурков.

  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
  • И, наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия.

Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.

При работе родителей с детьми дома следует помнить пункты, написанные в памятке для родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА.

1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дадут наилучший результат,если они проводятся в форме игры и интересны ребенку.

2. За одно занятие не следует давать больше трех - четырех упражнений.

3. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущее.

4. Все упражнения надо выполнять естественно без напряжения.

  1. Всю работу по воспитанию у детей правильного произношения, родители должны согласовывать с логопедом. Обращаться к нему при всех затруднениях.

Предупреждение недостатков речи

Что же способствует правильному речевому развитию?

1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С ребенком нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не все успеет услышать и понять.

2. Если ребенок затрудняется выразить свою мысль, представляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребенок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребенка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.

3. Не следует раздражаться детской «болтовней», ребенок тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.

4. Не рекомендуется перегружать ребенка - учить буквы, обучать чтению в трех - четырехлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому. Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее

благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребенка.

5. При раннем речевом развитии не следует принуждать ребенка к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями - это может привести к заиканию.

6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребенком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.

7. Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребенка частными и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.

8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.



Предварительный просмотр:

Речь на кончиках пальцев

Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.

Эта зависимость обусловлена тем, что в коре головного мозга зона, отвечающая за развитие тонких движений кисти руки и речевая моторная зона расположены очень близко друг от друга. На протяжении всего раннего детства четко прослеживается, как по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

По результатам проведенных исследований с участием большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Для определения уровня развития тонкой моторики рук можно использовать несложные упражнения, которые ребенок повторяет по образцу взрослого:

детям до трех лет – «Сделай как я» - покажи один пальчик, потом два пальчика, три пальчика;

детям старше трех лет:

 - «Колечко» - соединить указательный и большой пальцы на одной руке,

 - «Гусь» - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся,

 - «Кошечка» - две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу,

 - «Зайчик» - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем,

 - «Коза» - указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.

После этого можно сделать предположение об уровне развития речи ребенка.

 Говорящим детям удаются все или почти все упражнения и изолированные движения пальцев рук не вызывают у них затруднений. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или пальцы вялые, то это не говорящие или плохо говорящие дети.

 На основе этой закономерности можно сделать вывод, что развивая пальцы рук у ребенка можно стимулировать его речевое развитие.

Начинать тренировать пальчики рекомендуется уже в 6 – 7 месяцев, но и более позднем возрасте пальчиковая гимнастика будет очень полезной и эффективной.

Упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на несколько групп:

1. Массаж кистей рук и пальцев.

 - поглаживать и растирать ладони вверх-вниз;

 - разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;

 - растирать пальчики спиралевидными движениями

2. Пассивное выполнение упражнений, когда взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения.

 - сжимать пальцы в кулачок и разгибать;

 - сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;

3. Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше)

 - катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)

 - рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

 - перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);

 - сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти;

 - открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;

 - застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;

 - завязывать и развязывать шнурки;

 - раскладывать счетные палочки, строить домики из них;

 - учите играть в специальные игры – шнуровки, мозаику, собирайте пазлы;

4. Упражнения для кистей рук (с 2 – 3 лет).

- «Фонарики». Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно.

Фонарики зажглись!

 Фонарики погасли!

- «Моем руки». Энергично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода!

 Будем чистыми всегда!

 «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики – как бы стряхивая воду.

Брызги – вправо, брызги – влево!

 Мокрым стало наше тело!

 «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

 Вытрем ручки очень быстро.

- «Печём блины». Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно – правая рука касается стола ладонью, левая – тыльной стороной и наоборот).

Мама нам печёт блины,

 Очень вкусные они.

 Встали мы сегодня рано

 И едим их со сметаной.

- «Шарик». Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат шарик. «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

5. Выполнение фигурок их пальцев (с 3 – 4 лет и старше).

 - «Очки». Большой палец соприкасается с указательным, образуя колечко, остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Сделать колечки на обеих руках и поднести к глазам.

Бабушка очки надела

 И внучонка разглядела.

- «Флажок». Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижиты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Я в руке флажок держу

 И ребятам им машу.

- «Лодочка». Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Лодочка плывет по речке

 Оставляя на воде колечки.

- «Скворечник». Ладони вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты вовнутрь.

 Скворец в скворечнике живет

 И песню звонкую поёт.

- «Собачка». Ладонь поставлена на ребро, большой палец поднят вверх, остальные пальцы сомкнуты, мизинец попеременно опускается и поднимается «собачка лает».

У собаки острый носик,

 Есть и шейка, есть и хвостик.

- «Мышка». Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги – это «ушки».

Серенький комок сидит

 И бумажкой всё шуршит.

- «Зайчик». Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный - прижаты к ладони большим пальцем. Шевелить «ушками» вперед – назад.

Кто там скачет на лужайке?

 Это длинноухий зайка!

 - «Петушок». Ладонь поднята вверх, указательный палец упирается на большой – это «клюв». Остальные пальцы подняты вверх и растопырены –

 это «гребешок».

Петя – Петя – петушок,

 Красный чудо-гребешок.

6. Динамические упражнения для пальцев рук.

- «Семья». Сжать пальчики в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. На последнюю строчку сжимать и разжимать пальцы.

Этот пальчик – дедушка,

 Этот пальчик – бабушка,

 Этот пальчик – папочка,

 Этот пальчик – мамочка.

 Этот пальчик – Я.

 Вот и вся моя семья.

- «Пальчик – мальчик». Пальцы сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальчики, начиная с мизинца.

- Пальчик – мальчик, где ты был?

 - С этим братцем в лес ходи

 С этим братцем щи варил,

 С этим братцем кашу ел,

 С этим братцем песни пел!

- «Дружные ребята».

 Дружат в нашей группе

 Девочки и мальчики.

 (пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

 Маленькие пальчики.

 (одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Раз, два, три, четыре, пять

 (поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

 (одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять

 (поочередное касание)

Мы закончили считать.

 (кисти рук опустить вниз и встряхнуть)

- «Пять телят». Пальцы сжаты в кулачок, распрямлять по одному пальцу, начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку.

Этот телёнок пьёт молоко.

 Этот телёнок ушёл далеко.

 Этот телёнок травку жует

 Этот телёнок копытцами бьёт.

 Этот телёнок мычит: «Почему-у все разошлись?

 Скучно мне одному!»

- «Скачет зайчик». Правая рука сжата в кулак, указательный палец выпрямлен, пальцы на левой руке выпрямлены и разведены в стороны. Указательным пальцем правой руки поочерёдно прикасаться к пальцам левой руки начиная с большого.

Ловко с пальчика на пальчик

 Скачет зайчик, скачет зайчик.

 Вниз скатился, повернулся

 И опять назад вернулся.

 Снова с пальчика на пальчик

 Скачет зайчик, скачет зайчик!

 Снова вниз и снова вверх!

 Зайчик скачет выше всех!

Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной. Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом.