Знакомство с Кремлем

Вялкова Марина Анатольевна

 

Цель занятия (Знакомство с Кремлем):

Познакомить детей с историей возникновения города, и его названием, древнейшими постройками.   

- Выявить имеющиеся знания детей об истории Москвы, строительстве Кремля, названиях его башен, их назначение.  Дать знания о плане Кремля.

- Развивать познавательную активность, любознательность детей.

- Развивать восприятие, логическое мышление (уметь находить признаки сходства и различия, выделять закономерности, умение соотносить форму и размер башен Кремля).

- Вместе с детьми находить доказательства того, что  Кремль древнего города Москвы - это крепость внутри города, что именно здесь находились первые поселения жителей нашего города.

- Обратить внимание на красоту  сооружений, подчеркивая талант русских мастеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnoe_soderzhanie_obrazovatelnyh_oblastey.docx15.91 КБ
Файл hod_zanyatiya.docx45.83 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание образовательных областей

Образовательные

области

Задачи

«Познание»

- Познакомить детей с историей возникновения города, и его названием, древнейшими постройками.    

- Выявить имеющиеся знания детей об истории Москвы, строительстве Кремля, названиях его башен, их назначение.  Дать знания о плане Кремля.

- Развивать познавательную активность, любознательность детей.

- Развивать восприятие, логическое мышление (уметь находить признаки сходства и различия, выделять закономерности, умение соотносить форму и размер башен Кремля).

- Вместе с детьми находить доказательства того, что  Кремль древнего города Москвы - это крепость внутри города, что именно здесь находились первые поселения жителей нашего города.

- Обратить внимание на красоту  сооружений, подчеркивая талант русских мастеров.

«Чтение художественной литературы»

-Работа в книжном уголке.

- Рассматривание красочных иллюстраций, отображающих многообразие Москвы, красоту ее архитектуры.

-Поддерживать проявление интереса   дошкольников к изучению материалов энциклопедий, журналов.

- Чтение: стихотворение Н. Кончаловской «Наша древняя столица», чтение глав из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем», Брюсов «Москва», Рубцов «Привет Россия», Н. Забила «Наша Родина».

«Социализация»

-Развивать сотрудничество, умение слушать других детей

-Развивать любовь и уважение к своему народу, чувство гордости за свой город , желание сделать его еще краше.

- Во время беседы закреплять с детьми информацию, полученную ранее.

- Закрепить знание детей о символике родной страны (герб, флаг, гимн).

«Коммуникация»

- Развивать монологическую и диалогическую речь, умение адекватно и точно выражать свои мысли.

- Развивать навыки свободного общения  со взрослыми и сверстниками.

- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими, уметь замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их.  

- Амплифицировать словарь детей.    

«Музыка»

- Познакомить детей с гимном России.

- Прослушать  в записи колокольный звон.

- Вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

- Формировать навыки слушания музыки ( не отвлекаться, дослушать произведение до конца).

Материалы и оборудование:

- Глобус;

- Магнитная доска;

- Политическая карта;

- макет Кремля;

- Серия иллюстраций с изображением башен Кремля;

- Иллюстрация с изображением символики: герба Москвы, герба России,  Российский флаг;

- Музыкальная запись гимна России, колокольного звона.              



Предварительный просмотр:

Программное содержание образовательных областей

Область «Познание»

- Познакомить детей с историей возникновения города, и его названием, древнейшими постройками.    

- Выявить имеющиеся знания детей об истории Москвы, строительстве Кремля, названиях его башен, их назначение.  Дать знания о плане Кремля.

- Развивать познавательную активность, любознательность детей.

- Развивать восприятие, логическое мышление (уметь находить признаки сходства и различия, выделять закономерности, умение соотносить форму и размер башен Кремля).

- Вместе с детьми находить доказательства того, что  Кремль древнего города Москвы - это крепость внутри города, что именно здесь находились первые поселения жителей нашего города.

- Обратить внимание на красоту  сооружений, подчеркивая талант русских мастеров.

Область «Чтение художественной литературы»

-Работа в книжном уголке.

- Рассматривание красочных иллюстраций, отображающих многообразие Москвы, красоту ее архитектуры.

-Поддерживать проявление интереса   дошкольников к изучению материалов энциклопедий, журналов.

- Чтение: стихотворение Н. Кончаловской «Наша древняя столица», чтение глав из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем», Брюсов «Москва», Рубцов «Привет Россия», Н. Забила «Наша Родина».

Область «Социализация»

-Развивать сотрудничество, умение слушать других детей

-Развивать любовь и уважение к своему народу, чувство гордости за свой город , желание сделать его еще краше.

- Во время беседы закреплять с детьми информацию, полученную ранее.

- Закрепить знание детей о символике родной страны (герб, флаг, гимн).

Область «Коммуникация»

- Развивать монологическую и диалогическую речь, умение адекватно и точно выражать свои мысли.

- Развивать навыки свободного общения  со взрослыми и сверстниками.

- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими, уметь замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их.  

- Амплифицировать словарь детей.    

Область «Музыка».

- Познакомить детей с гимном России.

- Прослушать  в записи колокольный звон.

- Вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

- Формировать навыки слушания музыки ( не отвлекаться, дослушать произведение до конца. )

     

Материалы и оборудование

- Глобус;

- Магнитная доска;

- Политическая карта;

- макет Кремля;

- Серия иллюстраций с изображением башен Кремля;

- Иллюстрация с изображением символики: герба Москвы, герба России, Российский флаг;

- Музыкальная запись гимна России, колокольного звона.              

                                                     

                                                                         Ход занятия:

Воспитатель.  Мы с вами много путешествовали по нашей стране и путешествие наше ещё не закончено. Россия - огромная страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди стран мира.

Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия - так мы её зовём.  Отечество - потому что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. Родиной -  потому что здесь мы родились и  все вокруг для нас родное.

-Чем  богата наша Родина?

Ответы детей: Лесами, реками, морями, городами.

Воспитатель: Покажите на глобусе моря, реки (дети выходят и показывают)

Как на глобусе обозначены города? Маленькими черными точками.

У каждого города своё название, своя история.

- Как называется главный город  России? (Москва) Покажите его  на глобусе.

Москва-столица нашей Родины. В старину говорили:  «Стольный град».

Воспитатель выставляет перед детьми иллюстрации крупных размеров с

изображением башен Кремля и его общего вида.

-Ребята,  вы узнали это место? Что это? (ответы детей - Кремль.)

Сегодня, мы мысленно перенесемся на территорию Кремля.

Московский Кремль  имеет древнюю историю.

  Это было очень давно, сначала появились первые деревянные укрепления. Крепость возникла на высоком холме при слиянии рек Москвы и Неглинной.

Но случилась беда,  татары напали  на город и сожгли крепость.

Москва быстро отстроилась заново. При Иване Калите был построен новый дубовый  Кремль.

Князь Дмитрий Донской, готовясь к решительной схватке с татарами, заменил деревянный Кремль  –  на  белокаменный.

Быстрое возведение белокаменных стен  Кремля привело  к  тому, что уже через 100 лет он  пришел в ветхость.

В стенах образовались трещины, и проломы их приходилось заделывать деревянными щитами и тогда белокаменные стены разобрали, выложили новые - из красного кирпича.

Для этой работы  в Москву были приглашены лучшие мастера из древнерусских городов, а также итальянские архитекторы. Кремль стал мощной непреступной крепостью.

Вот уже более  500 лет как возвышается над рекой Москвой краснокирпичный Кремль.

-Обратите внимание – Кремль занимает много места. Посмотрите на схему Кремля, видите, везде проходит стена  и нигде нет даже  маленького просвета.

-Как же можно войти в Кремль? (Предположения детей).

Да, через ворота.

-Посмотрите на схему внимательнее, сколько ворот вы насчитали? ( Пять.)

-А где они находятся? (В самых больших прямоугольных башнях.)

-А почему именно в этих местах были сделаны ворота? Сделали бы их вдоль одной стены? Подумайте. (Предложения детей.)

-Ворота расположены так, чтобы в Кремль можно было войти со всех сторон, чтобы жители могли быстро укрыться за стенами крепости, когда  к их домам подступал враг  и  ворота быстро закрывались.   Ворота были сделаны из крепкого дуба или металла  и были очень тяжёлыми.

- Большое значение имело расположение Кремля. Посмотрите на схему, какую  геометрическую  форму напоминает расположение всех башен?

(воспитатель обводит указкой вдоль всех стен)?

-Ответы детей     ( Треугольник).

-Да, действительно треугольник, только не очень ровный. Давайте рассмотрим, что же находилось  за стенами Кремля с трех его сторон. С одной стороны,  что вы видите? (Протекает река).  Да, это река Москва.

-А с этой стороны? (Тоже река). Да, это река - Неглинная, помните, я вам про неё рассказывала. Где она сейчас (Под землёй течёт в трубах.)

-А с третьей стороны жители вырыли огромный ров , через него было трудно перебраться, потому что в нём  постоянно стояла вода от дождей. А ещё специально для заполнения рва водой были устроены запруды на реке Неглинной.

-Мы с вами убедились, что Кремль действительно был очень сильной крепостью, и не случайно никому не удавалось эту крепость покорить.

Несколько раз враги входили туда, но тогда, когда им открывали ворота предатели.

Много- много лет назад построили этот красавец - Кремль, а до сих пор он вызывает восхищение не только у москвичей, но и у всех, кто приезжает в Столицу.

Сейчас Кремль - украшение нашего города, архитектурно- художественный ансамбль , крупнейший музей мира .где бережно сохраняются памятники архитектуры и искусства  различных столетий. Здесь же находится резиденция президента России, здание администрации правительства России.

 Сегодня мы с вами подробно  рассмотрим, что же когда- то представлял собой Кремль?

Внимательно посмотрите на  иллюстрации  и скажите, а как можно догадаться, что Кремль, действительно  был  крепостью? (Высокие стены, бойницы).

- Да, стены Кремля, действительно, очень высокие - с трёх этажный дом, а в некоторых местах - и с шестиэтажный. Конечно, перебраться через такие стены и сейчас очень сложно, а в давние времена было ещё труднее.

Вы обратили внимание на узкие бойницы в стенах Кремля? Через них

Защитники крепости стреляли в нападавших врагов. С внутренней стороны боевая площадка проходит так, чтобы люди могли не только стоять, но и передвигаться от одной бойницы к другой.    В  башнях укрывались воины,

жители города, там находилось продовольствие, вода, оружие.

-Посмотрите на схему внимательнее и скажите, все башни одинаковые? Какие вы видите башни? (Большие, маленькие, средние).

-А одной  ли  они формы? (Есть башни прямоугольные, а есть башни круглые).

-Посчитайте, сколько круглых башен в Кремле (Три). Где они находятся? (По углам).

- А как Вы думаете, почему именно по углам мастера поставили  круглые башни? (Предположение детей).

Круглые башни были , наиболее прочные, из них можно было вести обстрел в круговую, потому что враг был виден не только впереди, но и  вдоль всех стен. В этих башнях были устроены колодцы, чтобы снабжать защитников водой во время осады Кремля.

Одна из башен так и называется Водовозная. Повторите это название (Дети повторяют название хором и индивидуально по вызову воспитателя). 

По названиям башен можно узнать, какие постройки находились на территории  Кремля.

Вот, например, Угловая Арсенальная и Средняя Арсенальная.

Кто знает, что обозначает слово  арсенал? ( Предположения детей.)

Арсенал - это склад оружия. Повторите это слово ( Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Своё название эти башни получили от здания Арсенала, который  находится возле них.

-А вот эта башня называется  - Оружейная. Своё название она получила от названия   здания  Оружейной палаты,  которое находится рядом с  башней.

                             

Физ. Минутка

                                              «Жил на свете человек,

 И пошёл человек гулять,

И нашёл он 12 дощечек,

        И решил себе домик собрать,

                  И прилетели к нему птицы и звери,

           Майский жук залетел на часок,

            Хорошо, что не крепкие двери ,

     Не хватило на двери досок,

      Чтоб лететь нам на планету,

                                              Смастерили мы ракету,

                                              1,2,3 – полетели мы!»

Воспитатель: «А сейчас, ребята, я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте, что вам запомнилось с  этой  и с  прошлых  бесед?»

-Рассмотрите стены  Московского  Кремля.  Какие они?

-Из  чего построены стены и башни Кремля?

-На  что похожи зубцы Кремлёвской стены? Вспомните стихотворение Агнии Барто (Ответы детей).

Стены  Кремля зубчатые и, действительно, напоминают нам хвосты  ласточек.

                    « Десять сотен ласточек

                       Спустились с высоты.

                       Сели, посидели,

                       Оставили хвосты».

Краснокирпичный Кремль стоит вот уже   более  500 лет. Кто возводил эти стены и башни?   (ответы детей).

( Мастера: архитекторы - задумывали, а строители - строили – возводили.)    

-  Что такое  Кремль? (предполагаемые ответы детей ) .

Кремль – это  огороженное, укромное место.

Крепость  строили люди в старину, защищая себя от врагов , и  диких животных .

- Для  чего был построен Кремль? ( Кремль был построен для защиты от врагов). Раньше на стенах и башнях Кремля стояли пушки, а зубцы служили прикрытием, для стоявших на стенах  воинов.

У проездных башен несли службу - стрельцы, на ночь запирались ворота.

А вот и  башни Кремля.

Всего их- 20.  Все они разные - по высоте и по форме.

Каждая башня имеет своё название, свою историю.

- Как называется главная башня Кремля и что вам запомнилось о ней?

- Главная башня кремля – Спасская. На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это  Куранты.

Куранты показывают время, по которому живёт вся страна.

-А самая высокая башня? (Троицкая). Шпиль её уходит  высоко в небо.

-А самая маленькая?

-Это  Кутафья башня, башня – малютка.

В старину была  такая загадка: « Маленькая кутафьюшка в тесном месте сидит». Сообразительный человек сразу отвечал - пуговица.

Такова и сама башня - невысокая, приземистая.

- Какие башни Вам запомнились ещё? (ответы детей).

-Боровицкая башня.

Название башни напоминает о том, что некогда здесь, на холме, шумел густой бор. Бор - это сосновый лес.

Боровицкая башня проездная, у неё есть ворота, они носят название Боровицкие.

Сама башня высокая, и напоминает пирамиду.

-Тайницкая башня.

Это невысокая, приземистая башня.

- О чем говорит ее название? ( О тайне, тайнике).

Да, действительно внутри башни был когда-то тайник. И даже не один, а два, тайник-колодец и потайной выход из крепости. Только это было давным – давно.

-А еще Вам что запомнилось? (ответы детей).

-Ивановская площадь.

Дадим волю фантазии и перенесёмся на сотни лет назад, когда еще телевизор не придумали, радио тоже, даже газет не было.

-Как узнать, что делается на белом свете? Вот  толпится с утра народ на Ивановской площади, шумит. Выходит тогда бородатый глашатай, вынимает из рукава грамоту (большой лист с текстом) и кричит, что было сил: «Слушай, народ… замолкала площадь, а глашатай оповещал о всех делах во всю Ивановскую, выкрикивал указы и сообщения. С тех времен и пошло выражение: «Кричать во всю Ивановскую». Так порой говорят человеку, который очень сильно кричит.

С Ивановской площади хорошо видна высокая, красивая белая колокольня.

-Знаете ли вы, что такое колокольня? (Башня с колоколами).

Прозвали колокольню - Иван Великий.

Как Вы думаете, почему Великий? «Великим» нарекли- за невиданную высоту (она достигает высоты дома).

В старину с высоты колокольни хорошо был виден город, его окрестности. На самой высоте сидел караульщик  и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли за рекой враги.

Заметив опасность, ударял воин в колокола: наполнялась Москва колокольным звоном (послушайте запись колокольного звона).

 Наглухо запирала стража ворота Кремля, а на площадь, к « Ивану Великому», спешил народ.

Каждый хотел узнать, что произошло, каждый хотел помочь справиться с бедой.

«  Иван Великий»  спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву.

Но не только сторожевой, но и пожарной башней служил « Иван Великий».

Случился в Москве пожар, запылали дома…

Звонит « Иван Великий» звонко, тревожно. И снова спешит на площадь народ.

А уж в праздники - торжественный радостный гул колоколов « Ивана Великого» разносится далеко за городские стены.

 Воспитатель:     дети, в своих рассказах, вы забыли  вспомнить о

  Соборной площади.  Её окружают три величавых собора:

Успенский, Благовещенский  и Архангельский.

Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царство цари. Русские воины, уходя в бой,

клялись не пощадить жизни  для Москвы и всей отчей

стороны Благовещенский собор – церковь великого князя,

а собор Архангельский  - усыпальница московских князей и царей).

Здесь же на Соборной площади, красуется  Грановитая палата -  парадный зал московских князей и государей.

С Соборной площади хорошо видна колокольня « Ивана

Великого».

-Дети, какие вы знаете пословицы и поговорки о Москве?

  1. «Москва - не сразу строилась».
  2. «Москва - всем городам мать».
  3. «Девичья коса - на всю Москву краса».
  4. «В Москве калачи, как огонь горячи».
  5. «Москва слезам не верит».
  6. «Живёшь в Москве - не в малой тоске».
  7. «Кто в Москве не бывал - красоты не видал».

-Дети, вы молодцы, много знаете пословиц и поговорок о Москве!

-Ещё на территории Кремля стоит красивейший собор, он называется -Покровский.

Воспитатель: правильно, дети, собор называется Покровским, потому что самая главная победа над татарами свершилась в праздник Покрова Божьей

Матери.

России часто приходилось отражать нападение разных врагов. Много-много лет назад на нашу страну напали татаро- монголы. Много лет они хозяйничали в нашей стране, но потом русский народ поднялся на борьбу с ними и в конце концов прогнал их с родной земли. Но татары основались в Казанском ханстве и устраивали частые набеги на русские земли, разоряя их.

И вот при царе Иване Грозном русские воины покорили Казанское ханство,

где жили татары.  

Царь приказал в честь этой победы построить храм , который строили русские мастера. Вы с  этим храмом  уже  знакомы,  на прошлых занятиях,

мы рассматривали иллюстрации с изображением этого храма.

(воспитатель выставляет иллюстрации с изображением Покровского собора).

- Кто помнит, как ещё называется это храм? (ответы детей).

У этого храма есть ещё одно название. Может быть  кто-то знает это название? (ответы детей).

Правильно, название его - « Храм Василия Блаженного».

А сейчас давайте вспомним, какие памятники вам запомнились? (ответы детей).

В центре Москвы находится памятник основателю Москвы - Юрию Долгорукому. Князь одет в боевые доспехи: на голове остроконечный шлем,

грудь защищает кольчуга, на левой руке - щит украшенный гербом Москвы.

-Царь – колокол - тоже является  памятником.

Жили в старину в Москве мастера Иван и Михаил. И решили они как- то: «Отольём для « Ивана Великого»  такой колокол, какого

 от начала мира не было…»

Для отливки колокола выбрали место в Кремле - Ивановскую площадь.

На площади соорудили литейную яму, глубокую-преглубокую. И отлили они

огромный бронзовый колокол, какого ещё никогда не было. Этот колокол украшал орнамент: растения, фигуры людей. Но случилась беда – в Москве разразился пожар, охвативший почти весь Кремль. Во время тушения пожара

колокол треснул, и от него отвалился огромный кусок. Так и не сбылась

мечта славных мастеров – позвонить в колокол, какого ещё мир  не слыхал и

не видал. Теперь это памятник , подходят люди и восхищаются им.

- Недалеко от Царь-колокола, на Ивановской площади, стоит -

Царь-пушка. Больше её нет во всём мире. Отлита она была давным-давно

Русскими мастерами-пушкарями.

Пушка бронзовая, ствол её украшен орнаментом.

Царь- пушка должна была защищать Московский Кремль, но так ни разу и

не выстрелила.

В Кремле можно увидеть и другие пушки, но  не такие большие. Когда- то из них стреляли русские воины по врагам. Своим пушкам они давали названия:

Лев, Орёл, Волк и др. И теперь на пушках мы можем увидеть изображения:

льва, орла и волка.

                                                                                                   

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте вспомним с какой символикой вы уже

знакомы? (ответы детей: герб, флаг, гимн.)

 Воспитатель: «Правильно, флаг, герб, гимн - официальные государственные

Символы, обозначающие суверенитет ( независимость ) государства.                                                      

-Герб – это знак. Герб Москвы появился очень-очень давно. Как об этом можно узнать? (предположения детей).

- Об этом нам говорит одежда всадника. Так воины одевались в очень древние времена.

- А как вы думаете, почему на гербе Москвы изображен воин? (предположения детей).

-  Русскому народу часто приходилось бороться с разными врагами. Изобразив на своем гербе воина, население Москвы как бы хотело сказать всем врагам - лучше на нас  не нападайте, мы будем защищать свой народ, и всё равно  вас победим. А всадник на коне - это не просто воин, это Святой Георгий Победоносец. Когда русские воины уходили защищать Москву, оставшийся в городе народ собирался в церкви и молился, прося победу своим воинам. Люди верили, что Георгий Победоносец может помочь воинам, и молились ему. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы, защитником от вражеского нашествия,  поэтому он изображен на гербе Москвы.

 А что вы еще видите на гербе? (Змея). Как вы думаете, что она  обозначает? (предположения детей).

-Да, так русский народ изобразил врага - страшного и злого. Георгий Победоносец копьем убивает змею, а конь топчет его копытами.

А теперь мы с вами рассмотрим герб нашей страны. (воспитатель показывает крупное изображение герба России).

-Что вы видите в центре? (орла).

Расскажите о нем, какой он? (с двумя головами, с поднятыми крыльями). Почему же на гербе России изображен орел?  Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел- сильное и непобедимое.  Голова орла смотрит на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.

- А что вы видите еще? ( Корону). Как вы думаете, что она обозначает? (предположение детей).

- А что в лапах у орла? (ответы детей).  ( Жезл. )Это обозначает, что орел сильный и могущественный.

Воспитатель:

- Давайте с вами вспомним стихотворение (дети читают).

                                           Герб России

                                             У России величавой

На гербе орел двуглавый,

                                             Чтоб на запад и восток

  Он смотреть бы сразу мог,

          Сильный, мудрый он и гордый.

    Он - России дух свободный.

У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг.

Флаг, как и герб, - отличительный знак, символ государства. Наличие флага

Показывает полную независимость государства от других государств, его

самостоятельность.

Под флагом сражаются за свою страну воины. Флаг поднимают во время победы, флаги вывешивают во время праздника. У России флаг трехцветный, он состоит из трех полос - белой, синей и красной. Что же они обозначают?

Белый цвет-это цвет мира  и благородства, он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность,

честность.

Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Красный – смелость и великодушие.

Вот как много могут рассказать о  стране ее герб и флаг.

Воспитатель:

- Дети, какой вы стих знаете о флаге России (дети  читают.)

Флаг России

                                                  Белый цвет-берёзка.

                                                  Синий - неба цвет.

                                                  Красная полоска-

                                                  Солнечный рассвет.

У каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн - это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях - во время праздников и во др. важных событий,  например, при награждении

победителей международных   спортивных  соревнований.

При исполнении гимна все обязательно встают.

Через ворота башни Боровицкая  мы покидаем Кремль и попадаем в Александровский сад, где находится могила Неизвестного солдата, где

горит Вечный огонь.

- Посмотрите, ребята, перед вами два разных памятника - Могила неизвестного солдата и Покровский собор. В разные времена происходили

события – борьба с татарами  и  борьба против  фашистов.

Но во все времена люди чтили память тех, кто защищал нашу Россию, возводили им памятники.

Хочется закончить нашу беседу словами из русской народной былины:

                 

                  «А  и сильные Могучие Богатыри

                   На славной  Руси!

                   Не скакать врагам по

                   Нашей Земле,

                   Не топтать их коням

                   Землю Русскую,

                   Не затмить  им солнца

                   Наше красное!

                   Век стоит Русь - не шатается

                   И века простоит, не шелохнется!»

  Звучит гимн России.