Разработка урока по истории Древней Руси в 6 классе.

Пятых Ирина Спиридоновна

Разработка урока по  истории Древней Руси в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_rossii_v_6_kl.rar2 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №16 с.Гыршелун.

Разработка урока истории Древней Руси в

6 классе.

тема: Батыево нашествие на Русь.

Учитель: Пятых И.С.

2017 год.

Класс: 6

Предмет: история Древней Руси.

Тема: « Батыево нашествие на Русь».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Авторы УМК: « История России 6 класс», часть 2, под редакцией А.В.Торкунова, авторы: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева. Издательство « Просвещение», 2016 г.

Цель урока: Используя факты и имеющиеся знания, сформировать представление о нашествии монголо-татар на нашу страну.

Задачи урока:

Практическая: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

Образовательная: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

Воспитательная:

- создать условия для осознания роли простых русских людей в защите своей страны. Дать возможность оценить последствия нашествия.

- развивать настойчивость  и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

Развивающая:

- содействовать установлению в сознании ученика устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;

- формировать и развивать учебно- организационные умения и навыки  ( взаимоконтроль, работа с историческим источником, работа с исторической картой,  работа с текстом учебника);

- развивать способность к рефлексии.

Основные даты: 21 декабря 1237 г., 7 февраля 1238 г., 1239 г., 1241 г.,

1242 г.

Основные  понятия и термины: баскаки, стан, фураж,

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

  1. Научатся определять термины: баскаки, фураж, стан
  2. Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоевания Батыя.

УУД:

Личностные: 

  1. Творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
  2. Определение своей личностной позиции, адекватная дифференцированная самооценка своих успехов в учебе;
  3. Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности.

Коммуникативные:

  1. Выбирать оптимальные формы во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками;
  2. Договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.

Познавательные:

  1. Выбирать наиболее эффективные способы решения ситуаций, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  2. Формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников;
  3. Искать и выделять необходимую информацию из текста.

Регулятивные:

  1. Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебником, исторической картой, дополнительной литературой; оценивать свою работу на уроке.
  2. Адекватное восприятие  оценки учителя и  одноклассников.

Оборудование:

  • Компьютер,
  • Проектор,
  • Экран,
  • Лента времени ( стенд в кабинете);
  • Учебники,
  • Рабочие тетради по истории России 6 класс, авторы: А.А.Данилов,  А.В.Лукутин,  И.А.Артасов.  
  • Карта  «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»
  • Исторические документы:

       -« Повесть о разорении Рязани Батыем»- перевод Д.С.Лихачёва,

       - « Летопись о взятии монголами Киева»

Электронные цифровые образовательные ресурсы:

  • Мультимедийная презентация  Microsoft Office PowerPoint.
  • Интернет  ресурсы:

lesson- history.narod.ru

 иллюстрация с сайта www. historya.ru

  http://www.school.collection.ru – единая коллекция цифровых     образовательных ресурсов.

Разработка  урока.

Учебные эпизоды

( этапы урока, цели урока)

№ слайда,

время

Действия

учителя

Действия

учащихся

Планируемые

результаты

1

Организационный момент.

Цель: погружение в урок.

1 мин.

Приветствие учащихся

Приветствие учителя

Коммуникативные:

слушать и слышать собеседника.

2

Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: мотивация учащихся на работу.

4мин.

Слайд 2-3

Ребята, откройте, пожалуйста, оглавление учебника.

Как называлась тема прошлого урока?

К изучению какого периода в истории Руси мы приступили на прошлом уроке?

Какая угроза нависла над Русью в XIII веке?

Какие факты свидетельствуют о возникновении угрозы?

Учащиеся открывают оглавление учебника, называют тему прошлого урока

«Монгольская империя и изменение политической карты мира», и  главу, в которой находится тема

(Русские земли в середине XIII- XIV в.).Называют угрозу, которая нависла над Русью в XIII веке- угроза монголо- татарского нашествия, указывают факты,свидетельствующие об этой угрозе; формулируют значение термина империя и баскаки и время образования Монгольской империи.

Познавательные: анализировать вопросы, формулировать ответы;

Коммуникативные:

взаимодействие с учителем;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Личностные:

Мотивация учебной деятельности.

3

Повторение.

Цель: определить уровень усвоения ранее изученного материала .

3 мин.

Слайд 4

2 мин

Слайд 5-6

1.Организует работу групп, указывает на время подготовки.

1гр.-1 вопрос.

2гр.-2 вопрос.

3гр.-3 вопрос.

2.Проводит тест.

1.Учащиеся готовят ответы на  вопросы в группах, обсуждают варианты ответов, отвечают.

2.Отвечают на вопросы теста,   проводят взаимопроверку ( с соседом по парте), оценивают работу.

Познавательные: анализировать вопросы, формулировать ответы;

Коммуникативные:

договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности,

умение работать в парах,

излагать своё мнение, аргументируя его.

Регулятивные:

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации.

Личностные:

формировать самооценку на основе успешности, учебной деятельности, мотивацию учебно- познавательной деятельности.

4

Постановка учебной задачи

Цель:  подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий 

2 мин

Слайд 7-8-9

Организует работу с исторической картой, активизирует учебную деятельность учащихся для формулирования темы и цели урока, формулирует проблемный вопрос, на который учащиеся ответят в конце урока.

Работают с исторической картой, определяют территории, которые к XIII веку оказались завоёваны монголо- татарами, формулируют тему урока и сами ставят цель урока.

Познавательные:

осуществлять применение необходимых знаний для выполнения учебной задачи.

Коммуникативные:

Выбирать оптимальные формы во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками;

Регулятивные:

Учащиеся сами  называют тему урока, ставят  цель урока, определив границы знания и незнания, закрепляют умение работать с картой.

5

Решение учебной задачи

Цель:

организовать построение изучения нового знания.

5 мин

Слайд 10

Используя музыкальное сопровождение презентации слайда 10, учитель показывает трагизм ситуации, сложившейся на Руси накануне вторжения монголо-татарских войск, организует работу с иллюстрацией «Штурм монголами Рязани», работу с учебником и историческим документом

«Повесть о разорении Рязани Батыем» (Приложение I)

Учащиеся работают в парах с материалом учебника, который указан в задании на слайде, отвечают на вопросы, предложенные на слайде, читают отрывок из документа, делают запись в таблицу

( Приложение II)

Познавательные:

осуществлять применение необходимых знаний для выполнения учебной задачи,

выделять существенную информацию из текста учебника и документа, объяснять исторические процессы, связи и отношения, делать выводы, составлять таблицу по тексту.

Коммуникативные:

Выбирать оптимальные формы во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками;

Регулятивные:

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

6

Первичное усвоение новых знаний.

Цель:

организовать  изучение нового знания.

8-10 мин.

Слайд 11,12,13

Организует работу учащихся по группам:

1гр.-слайд11

2гр.- слайд12

3гр.-слайд13;

разъясняет задание.

Учащиеся готовят ответы на  вопросы в группах, обсуждают варианты ответов, работают с документом- 2-3 группа; отвечают, заполняют таблицу.

2 группа- используют документ «Летопись о взятии монголами Киева»- учебник с.18;

Познавательные.

Овладение умениями работать с информацией (анализировать , обобщать факты, группировать , структурировать в таблицу)

Коммуникативные.

Умение эффективно сотрудничать в группе,  внутри группы распределять функции, планировать способы работы, обмениваться знаниями, договариваться, кто и как будет представлять результат работы

Регулятивные:

Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебником, дополнительной литературой; оценивать правильность выполнения действий.

Личностные:

  1. В процессе групповой работы развить навыки самообразования
  2. Работая с иллюстрацией уметь высказать свое мнение о героической защите русских городов.

7

Физминутка

Цель:

снять утомление при помощи переключения на двигательную активность.

2 мин

Слайд14

Организует тематическую физминутку

1.Называет термины и просит детей – встать-сесть (встать, если термин относится к теме урока, а сесть, если не относится).

2. Поднять руки-опустить руки (называть разные сражения, дать задание поднимать руки, если в этом сражении победили, опустить – если проиграли).

3.Шаг вперед – шаг назад ( утверждение верно-вперед, неверно-назад, и т.д.).

4.Гимнастика для глаз  (Север-юг, запад-восток.)  

   

Учащиеся выполняют соответствующие упражнения.

Познавательные:

определение терминов, событий на слух, выполнение физических упражнений.

Коммуникативные:

Общение со сверстниками

8

Первичная проверка понимания.

Цель:

определить уровень усвоения материала.

4 мин

Слайд15-16-17

Организует работу с исторической картой «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», указывает направления завоевательных походов монголо-татар под руководством хана Батыя, предлагает ребятам, используя текст учебника, определить даты нашествия монголо-татар на Юго-Западную Русь  и Центральную Европу. Подводит учащихся к выводу и к ответу на проблемныйвопрос, поставленный в начале урока.

Учащиеся работают с исторической картой, отмечают направления походов монголо-татар на контурной карте в Р.Т.- задание №1,записывают даты вторжений в таблицу (Приложение II)формулируют вывод: «Большая часть русских земель оказалась полностью опустошённой и попала в зависимость к монголо- татарам».

Формулируют ответ на проблемный вопрос

Познавательные. Выделять существенную информацию из изученного материала

Коммуникативные:

Выбирать оптимальные формы во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, формулировать своё мнение и позицию.

Регулятивные:

Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать исторической и контурной картой, оценивать правильность выполнения действий.

9

Информация о домашнем задании.

2 мин

Слайд18

Комментирует домашнее задание.

Д/З: п.16

Выбор задания по степени сложности:

на "3" - работа с контурной картой стр. 5  Р.Т- подчеркните красным цветом названия городов, сожженных монголами в ходе походов хана Батыя.

на "4" - изучите документ в учебнике стр. 18 "Летопись о взятии монголами Киева", ответьте на вопросы 2 - 3 к документу

на "5" – Р.Т задание №3 – работа с  миниатюрой  "Штурм монголами Козельска" (стр. 15 учебника).

Учащиеся записывают  Д/З, анализируют,  делают выбор.

Познавательные:

Осуществлять анализ информации.

Коммуникативные:

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные:

Способность определять уровень своих возможностей,способность делать правильный выбор, исполнительность.

10

 Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: 

установить соответствие полученного результата поставленной цели.

3 мин

Слайд19

Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Предлагает учащимся составить синквейн к уроку. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке, оценивает работу ребят с учётом групповой и индивидуальной работы.

Учащиеся составляют синквейны по данному уроку. Выставляют отметки, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

Анализировать содержательные и эмоциональные результаты урока.

Коммуникативные:

Формулировать своё мнение и позицию.

Регулятивные:

Умение правильно оценивать себя  в целом, осуществлять пошаговый контроль по результату.

Личностные:

Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека.