Конкурс "Учитель- года 2018"

Курбакова Ирина Владимировна

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

 

Департамент образования

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 "Школа № 5"

Городской конкурс "Учитель года – 2018"

Эссе на тему

" Моя гражданская позиция"

 

 

Выполнила:

учитель ИЗО

высшая квалификационная категория

Курбакова Ирина Владимировна

 

Моя гражданская позиция.

                                                                                                                                                                                                                 …  "А что такое гражданин?Отечества достойный сын "…

(Н. Некрасов "Поэт и гражданин")

 

Родина… Как много в этом слове кроется тепла! Богатая история, культурное наследие, край щедрой природы, незыблемых традиций. Для меня понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. Гражданская ответственность – это осознанное участие человека в жизни общества. Будущее нашей страны зависит от активной жизненной позиции каждого человека, тем более учителя, задача которого вырастить достойного гражданина, патриота своей страны. Растить бережно, неустанно, используя семейный опыт, работая над собой...

         Автозаводский район. Вечный огонь… В преддверии главного праздника страны Дня Победы, на посту №2 у Вечного огня стоят мои ученики. Ежегодно мы несем почетную «Вахту памяти». О чем они думают в этот момент? Наверное, каждый из них вспомнил своего родственника, который  не вернулся с войны, а может, представляют себя на месте тех мальчишек, которые уходили молодыми на фронт? Переживая вместе  с учениками эти важные минуты, осознаешь, как важно зажечь в неокрепшей душе тот огонь, любовь к Родине, к памяти ушедших времен.  Вспоминая собственную юность, понимаешь, как нужен пример взрослого, родителя, учителя…

Не обошла Великая Отечественная   и мою семью… Моя бабушка, Обрядова Нина Павловна, ушла на фронт семнадцатилетней девчонкой, была медицинской сестрой,  спасала с поля боя раненных солдат. Встретила свою любовь,   Ивана... Война не помешала создать семью...Но во время очередного боя потеряли друг друга на долгих сорок лет... Всю свою жизнь бабушка любила и ждала, свершая ежедневный подвиг на медицинском поприще - спасала жизни и в мирное время.

     Рассказывая о войне  на примере собственной семьи, я стараюсь научить своих учеников  помнить свою историю, гордиться предками и почитать тех, кто сражался за  нас. Эта память священна и благородна. Как никогда актуальна.

   Память о погибших — в этом важнейший смысл акции «Бессмертный полк». Она сделала бессмертными героев Великой Отечественной войны: участников боев, тружеников тыла и партизанах, узниках фашистских лагерей, блокадниках, бойцах сопротивления...  Всех, кто внес свой личный вклад в общее дело Победы над фашизмом.  Акция «Бессмертный полк» нашла отклик у миллионов людей, в том числе и у наших ребят и педагогов. Именно сегодня необходимо усилиями семьи и школы воспитать личность нравственную, помнящую и ценящую историю.  Знание своих корней - это главное условие формирования гражданственности, патриотизма, которое закладывается в семье. Работая в этом направлении, я и мои ребята, коллеги создали школьный мемориал, посвященный бывшим ученикам нашей школы, погибшим в военных действиях. К празднику Победы пишем с ребятами письма – поздравления нашим ветеранам, ставим трогательные  спектакли и   готовим праздничные концерты.

Гражданская позиция учителя – это твердое понимание того, что ты влияешь на формирование взглядов и убеждений своих учеников. Их неокрепшее сознание нуждается в определении правильного направления, убеждений, взглядов, поступков. Свои уроки изобразительного искусства стараюсь построить так, чтобы ученики понимали, что такое уважение к родной земле, любовь к родителям и близким, бережное отношение к природе, окружающему миру. Мы затрагиваем на занятиях великие и вечные темы:   «материнство», «мудрость старости».   Мои ученики выполняют живописные портреты мам, бабушек, дедушек.  Важная тема «Сопереживание» помогает детям понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. В результате формируются такие важные духовные качества как доброта, великодушие, сострадание. Тема «Мир животных» воспитывает в детях ответственность за тех, «кого мы приручили», учит трудолюбию и милосердию. Ученики нашей школы проводят акции «Животные Красной Книги», «Сострадание» помощь приютам животных, собираем корма и необходимые вещи.

Большое внимание в школе уделяется гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся, я и мои ученики активно оказываем помощь в организации и проведении школьных мероприятий: «День пожилого человека», «День Матери», «Поздравим милых мам», «День Победы», «День защитников Отечества». Традиционные праздники и праздники новой России отмечаем участием в различных конкурсах и смотрах: «Мой день народного единства»,  «Широкая Масленица», «День космонавтики».

 Я твердо убеждена в том, что здоровая нация – это здоровье каждого гражданина.  Стараюсь сама вести здоровый образ жизни и прививаю эти навыки и своим детям, и ученикам. Стало уже традицией катание на коньках и лыжные поездки в дни зимних каникул вместе с ребятами. Поддерживая эту тему, мы выпускаем плакаты и стенгазеты «О здоровом образе жизни», «Правильное питание», «Вредные привычки». Формируем правильные приоритеты в жизни, пропагандируя здоровый образ жизни.

Для меня быть гражданином России - большая ответственность, перед собой, перед семьей, перед страной. Воспитывая новое поколение, формируешь отношение к таким ценностям  как патриотизм, любовь к Родине, гордость за свое Отечество, честь, долг, верность традициям и знание истории своей страны.

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

                                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа № 5"

 

Тема: «Проектная деятельность и планируемые результаты

 на уроках изобразительного искусства»

 

 

Выполнила

учитель ИЗО и МХК

высшей категории

И.В.Курбакова

 

Нижний Новгород

2018

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. Анализ психолого - педагогической литературы 6

Глава 2. Проектная деятельность - как один из способов реализации технологии  компетентностно - ориентированного обучения  в школе. 7

Глава 3. Виды проектов по изобразительному искусству. 8

Глава 4. Эффективность и результативность проектной  деятельности    15

Заключение. 18

Литература. 20

Приложение…………………………………………………………………………...21

 

Введение

         Человек рано понял природу как силу, противостоящую ему, и свою зависимость от нее. Он вынужден был приспосабливать природу к своим потребностям и производимые им вещи приобретали необходимую прочность и устойчивость по законам природы. Постоянное эмоциональное воздействие вещей и среды формировало эстетические чувства людей, то есть умение находить совершенное, красивое в природе и в произведениях, созданных человеком. Эстетическое чувство стало инструментом воспитания эстетического сознания общества, возбуждало интерес к духовному миру человека.

         Слово «искусство» в широком, распространенном смысле обозначает умелое, искусное  выполнение всякого дела. В специфическом значении – это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, концентрирующий в себе главные типичные стороны действительности. Многообразие этих сторон, воплощаемых различными средствами, привело к возникновению отдельных видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры.

Искусство – часть духовной культуры человечества. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединенные художественно-образными формами восприятия действительности. У каждого художника, даже самого юного, есть свои взгляды на мир, свои интересы, привязанности и любимые темы, свои приемы и секреты, т.е. качества, составляющие творческую индивидуальность. Каждый человек индивидуален от рождения. Если же он не будет постоянно учиться, жить изобразительным искусством, музыкой, театром, литературой, заботиться о своем общем  культурном уровне, его индивидуальность будет утрачена, не успев проявить себя. Вот здесь и проявляется главная роль Учителя научить детей учиться, вдохновить, вселить уверенность в своих возможностях. Ведь в искусстве, как и в науке, успех – это результат самостоятельной мыслительной деятельности.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегрированный характер и включает в себя основы разных видов  визуально-пространственных искусств, это  живопись, скульптура, графика, дизайн, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Временные виды: музыка, фольклор, проза, поэзия. Пространственно–временные виды искусства: театр, танцы, кино. Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о человеческой душе.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные, личностные потребности и интересы. В связи с приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Выделяются основные результаты обучения и воспитания, проектируются универсальные учебные действия. Овладения обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Цель курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-целостного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

  • Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • Обеспечение условий понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей;
  • Развитие  творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • Воспитание уважения к истории своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной пространственной  среды, в понимании красоты человека;
  • Развитие способностей ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • Овладение средствами художественного изображения, основами практической работы различными художественными материалами и инструментами.

В результате освоения изобразительного искусства в основной школе учащиеся получат возможность приобрести художественные, эстетические, морально-нравственные компетенции в ценностно-ориентирующей, трудовой и познавательных сферах, как на личностном, так и на предметном, метапредметных уровнях.

Анализ психолого - педагогической литературы по данной теме

      Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. «Именно понятие деятельности, - подчёркивал В.В.Давыдов, - может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер»[5]. Не случайно большая часть педагогических исследований последних десятилетий касается именно «активизации деятельности» детей на уроке.

        Теоретико-методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий для основной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

         В соответствии с требованиями ФГОС одним из важнейших механизмов реализации являются планируемые результаты основного общего образования. Они представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения программы по ИЗО.  Система планируемых результатов дает представление о том, какими учебными действиями – личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными овладеет ученик в результате образовательного процесса. В результате освоения изобразительного искусства в основной школе учащиеся получают возможность приобрести художественные, эстетические, морально-нравственные компетенции в ценностно-ориентирующей, трудовой и познавательных сферах, как на личностном, так и на предметном, метапредметных уровнях.

Проектная деятельность - как один из способов реализации технологии  компетентностно - ориентированного обучения  в школе

Новый стандарт образования уделяет особое внимание приобретению опыта участия в проектной деятельности и опыта ее успешной реализации. В начальной школе дети учатся выполнять задания проектного типа, направленного на получение конкретного продукта, то в  основной школе, успешная защита проекта рассматривается уже как необходимое условие итоговой аттестации. Проектная деятельность в урочное и внеурочное время – это особая форма работы, направленной на получение конкретного результата и получение,  и освоение систематических знаний.

Учителя, долгие годы, работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Во все времена меня волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным  я считаю проектную деятельность. [2]

  Проектная деятельность – особая формы учебной работы, которая в некоторых отношениях существенно отличается от привычной учебной деятельности, направленной на получение и освоение  систематических знаний.  И результат проекта с формулами «Я сделал!», «Я сумел!», «У меня получилось!». Проектная деятельность строится «от результата». [3]

Процесс реализации включает в себя три основные стадии:  разработку замысла, его реализацию и предоставление готового продукта. В ходе реализации исходного замысла учащиеся на практическом уровне овладевают умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения. Они получают возможность развить способность   к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений с учетом уровня сформулированности своих  научных знаний и возможностей. Представление готового продукта – хорошо соотносятся с задачами формирования регулятивных универсальных учебных действий, с задачей формирования и развития готовности к саморегуляции и саморганизации. [2]. Учащиеся получают возможность самостоятельно принимать решения,  искать нестандартные подходы, поиск и осуществление наиболее приемлемых для себя решений, с учетом собственных интеллектуальных возможностей и знаний.

Виды проектов по изобразительному искусству

В образовательной практике широко применяют следующие виды проектов:

  • По преобладающему виду деятельности (информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный);
  • По содержанию (монопредметный, метапредметный);
  • По количеству участников (индивидуальный, групповой, коллективный);
  • По длительности (урок-проект, экспресс-проект, длительный проект);
  • По составу  участников проектной работы (ученические одновозрастные, ученические разновозрастные, детско – взрослые с участием учителей и родителей).

В задачи проектной деятельности входит развитие следующих умений у обучающихся:

  • Планирование (учащийся точно должен определить цель, описать шаги по достижению этой цели, концентрироваться на достижении цели на протяженности всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно её использовать);
  • Анализ (креативность и критическое мышление);
  • Составить  письменный отчет (учащийся должен уметь составить план работы, презентовать четко  информацию,  оформлять сноски,  иметь понятие о библиографии);
  • Формировать позитивное отношение  к работе.

Метод проектов   помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.

Самым же главным результатом проектных работ, является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Учитель на таком уроке не говорит: “Делай, как я”, а говорит: “Я рядом с тобой, иди вперед” Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы становимся творцами в таком виде деятельности.

Над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

Проект выходит за пределы урока, класса, предмета, входит в собственный дом учеников. Учащиеся видят, что родителям и учителю интересно все, что они делают. В одном  лице мы становимся и вдохновителями, и руководителями, и экспертами, и специалистами в разных областях знаний. А самая главная роль — создатель условий для развития творческих способностей и познавательных. Проектная деятельность стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное. Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

Как же строится проектная деятельность на уроках изобразительного искусства? Разрабатывается блочно-тематический принцип построения программы.  Выбираются блоки уроков, объединенные одной темой, разрабатывается серия проектных уроков. [3]

 В течение одного учебного года можно разработать и осуществить несколько разных проектов. Рассмотрим это на примере пятого класса. Сквозная тема этого учебного года: «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека».          Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и работа в группах. Индивидуальные мини-проекты на уроках в 5 классе:

  • «Древние образы в народном искусстве»,
  •  «Единство конструкции и декора в народном жилище»,
  • «Народные промыслы их истоки и современное развитие»,
  • «Современное выставочное искусство»

Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2  уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Здесь необходима  координация  деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществления во внеклассной деятельности и дома.

Коллективные  проекты на уроках изобразительного искусства:

  • «Народные праздничные обряды»,
  • «Создание герба своей школы, своей семьи»,
  • «Ярмарка народных промыслов» (Хохлома, Городец, Гжель),
  • « На балу во дворце»

В качестве примера хочется привести примет проектной деятельности в 5 классе.

Краткая аннотация проекта «Ярмарка народных промыслов»

Этот проект  проводится во второй четверти 5 класса, в разделе «Связь времен в народном искусстве». (Приложение 1)  Планирование представлено ниже:

Связь времен  в народном искусстве

8 часов

Древние образы в современных народных игрушках

 Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Особенности гжельской росписи. Украшение росписью изделия из бумаги.

 Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

 Элементы росписи, создание композиции   с городецкими узорами

 Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Искусство Хохломы, истоки и элементы росписи

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

 Ярмарка народных промыслов.

 Проект  рассчитан на несколько уроков, где  происходит знакомство с каждым  народным  промыслом отдельно.

Планируемые результаты проекта:

  • Создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

Умения, характеризующие достижение обобщенного планируемого результата:

  • Видеть различные композиционные схемы в произведениях живописи;
  • Создавать свою художественно-творческую работу с помощью различных  композиционных схем.

Этапы проекта.

Этап первый: знакомство с промыслами.

  1. Гжель – 2 урока, истоки и элементы росписи.   
  2. Городец – 2 урока, история, истоки и элементы росписи.  
  3. Знакомство с жостовской росписью  – 1 урок,
  4. Хохлома, знакомство с росписью, элементы письма – 1 урок.

Цели  и задачи уроков:

  • Познакомить учащихся с историей развития  росписи и произведений промысла.
  • Воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре.
  • Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус.
  • Формировать навыки работы в области художественной  росписи.

Итоговый урок  проекта по теме: «Ярмарка народных промыслов».  

Был проведен итоговый тест по теме «Народные промыслы»  (Приложение 5)

Задачи заключительного этапа проекта:

Образовательная - систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами.

Развивающая – развитие умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России.

Деятельная – закрепление навыки кистевой росписи.

Воспитательная – формирование уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России; осознанного видения связи прошлого и настоящего времени, а также эстетического вкуса и аккуратности в работе.

Проект «Ярмарка народных промыслов», помимо знаний о народных ремёслах и овладения практическими умениями и навыками, создаёт условия для расширения культурного кругозора школьника. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно – прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов, следуя традициям.  

Проект «На балу во дворце» проводится в третьей четверти в разделе «Декор – человек, общество, время». (Приложение 2)  В течение всей  четверти учащиеся знакомились с традициями народов разных стран, разных эпох – древние египтяне, китайцы, японцы…

На уроке «Бал во дворце» мы выполнили интересную обобщающую коллективную работу.

Декор – человек, общество, время

 

Зачем людям украшения

 

Декор и положение человека в обществе

Символика цвета в украшениях. Одежда говорит о человеке

 

Бал во дворце

Проект проходит в два этапа.

Этап  первый: на этот этап отводиться  2 урока –

«Декор и положение человека в обществе»,

«Символика цвета в украшениях. Одежда говорит о человеке».

Цели и задачи, которого познакомить учеников с разными эпохами  –   где разговор идет о принадлежности человека внешне и внутренне к определенной эпохе, государству, социальному слою и т.д.

Этап  второй, заключительный «Бал во дворце» – 1урок;

Цель, которого: Познакомить учащихся с понятием «бал», его значение в жизни людей. Воспитывать любовь к истории, к народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы с любым материалом (акварель, бумага, ткань, кисти).

Планируемые результаты:

Понимать какие церемонии и правила этикета соблюдали люди.   Определять роль торжественного мероприятия. Видеть в произведениях картин различных эпох единство материала, гостеприимства, декора интерьеров и одежды. Уметь применять графические материалы и выразительные средства   композиции  в творческой работе.

Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 Дети выбирают костюм, который может быть опознанным одноклассниками.  Затем каждый вырезает своего исторического персонажа, а главные художники (их выбрали сами дети в начале работы), наклеивают эти работы на нарисованный ими интерьер бального зала.

Деятельность учащихся:

  • Обсуждение  темы,   выбор 
  • Распределяются обязанности в группе, вырабатывается план, формируются задачи
  • Выполняется исследование, работа с источниками информации, решаются промежуточные задачи
  • Анализируют информацию, обобщают результаты
  • Защищают проект
  • Участвуют в самооценке проекта, рефлексия

В целях исследования можно использовать все доступные учащимся источники информации - библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью, выход в Интернет. Группа договаривается, как будет оформлен  готовый материал. Когда весь материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, учащиеся вновь обращаются к общему проекту и создают презентацию своей версии в той форме, какую сами выбрали.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы  школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. Проектная деятельность позволяет заниматься этим и во внеурочное время на занятиях кружка «Веселый карандаш».     

Эффективность и результативность проектной  деятельности

 

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

  • уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);
  • отношение учащихся к изучению ИЗО;
  • уровень мотивации учения;
  •  уровень познавательной активности

Учащиеся стали внимательнее и ответственно относиться к усвоению нового материала, выполнению заданий, научились адекватно и критически оценивать свои творческие работы. Дети стали принимать активное участие в предметных неделях (выставках) и различных конкурсах.

Процент учащихся, получивших оценки «4» и «5» за три года

 УЧЕБНЫЙ ГОД

2014 – 2015

2015 – 2016

2016 – 2017

УСПЕВАЕМОСТЬ

100 %

100 %

100 %

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

95 %

96%

97%


1) С позиции освоения программного материала на теоретическом и практическом уровне:

100% – законченность выполнения работы каждым учеником.

2) Балловые критерии:

100% – успеваемость.

98–100% – оценка "4"' и "5".

3) С позиции творческой самореализации (участие и победы в конкурсах и выставках).

4) Расширение и обогащение изобразительных возможностей детей за счет освоения навыков работы различными материалами и техниками исполнения.

5) Умение видеть и понимать выразительные средства различных материалов и использовать их в своих работах.

6) Раскрытие творческого потенциала ребенка.

7) Удовлетворенность учащихся и их родителей результатами художественной деятельности.

Был проведен опрос учащихся 5 класса (90 чел.), где были заданы следующие вопросы:

Какие собственные открытия были сделаны в ходе проекта?

  • (1) Я могу самостоятельно работать и выполнять сложные задачи.(35 чел)
  • (2) Открыл в себе художника. (30 чел.)
  • (3) Дружба помогает. (25 чел.)

Совпало ли ваше представление и полученный результат проекта?

  • Совпали, потому что мы работали командой.  (65 чел.)

Да совпало, потому что мы делали то, что задумали.  (25 чел.)

Более 75% хотели бы еще участвовать в таком же или подобном проекте. Некоторые смогли утвердиться в выборе будущей профессии.

Таким образом, введение проектных технологий не отменило традиционных методов обучения, а расширило диапазон способов организации учебной деятельности.

Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.

Проектная деятельность дает учащимся большие возможности работы над научными исследованиями, что позволяет участвовать в НОУ «Эврика»                      (Приложение 3)

На занятиях проектной деятельности моим ученикам предоставляются широкие возможности для творческой фантазии, и полета  мысли, идет формирование творческого мышления, художественного вкуса, умение оценивать свои творческие возможности, находить креативные и нестандартные решения в работах, что позволяет ребятам участвовать во всевозможных творческих конкурсах, выставках, олимпиадах различного уровня.( Приложение 4)

 

Заключение

Работа по проектной деятельности показала положительную динамику как форма. В результате работы над проектом школьники могут проявить себя, испытать успех, показать себя перед одноклассниками с привлекательной стороны, приобрести немаловажные умения:

отмечать успехи друг друга,

обсуждать совместно изучаемый материал,

анализировать задачи и определять их виды,

работать с книгами и другими публикациями по математике и истории математики,

преобразовывать информацию в другие формы (слова, рисунки, диаграммы),

радоваться опыту совместной работы,

выступать перед аудиторией, занимать активную позицию при защите результатов своей работы,

сотрудничать.

Происходит развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-целостного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры, ведь основная задача учителя является не обучение некому знанию, а инициирование самообучения. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации,  учитель превращается в тренера, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Он не предлагает решений задач, а создает условия, рассказывает о технологиях, при помощи которых обучающиеся  сами находят решение, добиваются цели, находят практическое применение и реализуют результаты деятельности на практике.

Применение   на занятиях проектной деятельности представляет обучающимся широкие возможности для их самостоятельной работы (изучение специальной литературы, работа с технологическими картами и другими дидактическими материалами). В процессе чего у ребёнка формируется творческое мышление, художественный вкус, воображение, толерантность, формируется способность адекватно оценивать себя, работать в команде, находить совместные решения или отстаивать своё мнение. Занятия в этих кружках, а также исследовательской деятельностью в разы повышает количество победителей предметных олимпиад различного уровня, всевозможных конкурсов. Ребята имеют прекрасную возможность тщательно и серьёзно проработать при непосредственной помощи преподавателей свои проекты, разрешить проблемы, которые были им не по силам. В течение работы над проектом мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, каждый класс и каждый ученик неповторимы, неповторимо и то, что мы делаем как учителя. Остаются  опыт и знания.   Придут новые ученики, будет новая сказка, новая игра, новые открытия   мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

Список использованной литературы:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В.  «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» - М. Просвещение, 2014.
  2. Кашекова И.Э., Олесина Е.П. «Изобразительное искусство. Планируемые результаты» - М. просвещение, 2013.
  3. Никитаква М.В. «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся»  УЦ «Перспектива» 2015.
  4. Пахомова Н.Ю.  «Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.» – М.: АРКТИ, 2008.
  5. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова  «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2004.
  6. Кульневич С.В. «Не совсем обычный урок: Практическое пособие.»  – Воронеж. 2006.
  7. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под рук. Неменского Б.М. – М.: “Просвещение”, 2012.