Демонстрационный материал для устного экзамена по русскому языку

Данный материал предназначен для подготовки к экзамену по рускому языку в устной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл var_3.1.docx527.47 КБ
Файл 1.docx290.43 КБ
Файл 19.docx258.97 КБ
Файл kriterii_otsenivaniya.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

1

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Алекса́ндре Васи́льевиче Суво́рове (1730–1800) вслух.

2000px-Cursor-design1-hourglass

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

http://vospoem.ru/wp-content/uploads/2011/10/suvorov.jpg    http://mccvu.ru.opt-images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/medialibrary/fc8/fc8174bbe9ac8c1f8fa3cadb769ea98b.jpg?1416496478182277

Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генерали́ссимусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя!

А свою первую победу он одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень болезненным ребёнком. Но
с детства твёрдо решил стать военным и готовился к службе: занимался спортом, приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к простой одежде и еде.

 Суворов уважал своих подчинённых – офицеров и солдат, был врагом муштры́. Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали.

Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами».

2

Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Моде́ста Ивановича Богдано́вича, современника А.В. Суворова:

«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».

Подумайте, где лучше использовать слова М.И. Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

2000px-Cursor-design1-hourglass

У Вас есть 1 минута на подготовку.

3

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

camera-720

Тема 1.

Увлечение (на основе описания фотографии).

movieprojectoricon

Тема 2.

Мой любимый актёр (повествование на основе жизненного опыта).

original

Тема 3.  

Насколько важно для Вас мнение окружающих? (рассуждение по поставленному вопросу)

2000px-Cursor-design1-hourglass

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточка участника экзамена

Тема 1.  Увлечение

Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

  • место, изображённое на фотографии;
  • одежду девушки;
  • занятие девушки;
  • лицо девушки.

4

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка участника экзамена

Тема 2.   Любимый актёр

movieprojectoricon Расскажите о своём любимом актёре.

Не забудьте рассказать:

  • кто Ваш любимый актёр или актриса;
  • в каких фильмах или спектаклях он (она) принимал(а) участие;
  • какая роль в исполнении этого актёра Вам нравится больше всего
    и почему;
  • что Вы цените в актёрском мастерстве Вашего любимого актёра.

4

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка участника экзамена

Тема 3.   Насколько важно для Вас мнение окружающих?

 

Не забудьте дать ответы на вопросы.

  • Всегда ли нужно прислушиваться к мнению окружающих?
  • Как Вы понимаете выражение «Сколько людей, столько и мнений»?
  • Чьё мнение для Вас является более значимым (родителей, друзей из соцсети, одноклассников)?
  • По каким вопросам Вы никогда не будете прислушиваться к мнению окружающих?

4

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка собеседника 

Тема 1.  Увлечение

Опишите фотографию.

  1. Чем Вы увлекаетесь?
  2. Почему Вы выбрали именно это увлечение?
  3. Когда Вы больше всего получаете удовольствия от того, чем увлекаетесь?
  4. Что бы Вы порекомендовали ребятам, которые только начинают заниматься тем, чем увлекаетесь Вы?



Предварительный просмотр:

Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом русском хирурге Николае Ивановиче Пирогове (1810—1881).C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpegC:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image2.jpeg

Николай Иванович Пирогов — врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографический атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию.

Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода. Великий хирург также изобрёл современную гипсовую повязку. По инициативе учёного на фронте появились военные медсёстры, которые ухаживали за ранеными. Именно Пирогов ввёл в употребление термин «лечебное питание». Врач был твёрдо убеждён, что морковь и рыбий жир помогают ускорить выздоровление.

В народе Николая Ивановича называли «чудесным доктором». «Чудеса», которые творил этот выдающийся человек, помогая больным, были проявлением не только его высокой одарённости, но и любви к людям.

Вот уже более века Пирогова считают своим наставником многие поколения врачей не только в нашей стране, но и за её пределами. По книгам учёного и сегодня учатся студенты-медики.


Задание 2.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н. И. Пирогова:

Подумайте, где лучше использовать слова Н. И. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image4.jpeg

ЗАДАНИЕ 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Природа родного края.

(На основе описания фотографии.)

Выходной день, который запомнился больше всего.  (Повествование на основе жизненного опыта.)

Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями? (Рассуждение по поставленному вопросу.)

У Вас есть 1 минута на подготовку.C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image6.jpeg

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

ЗАДАН И Е 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.


Тема 1. Природа родного края

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image7.jpegC:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image8.jpeg

Не забудьте описать

  • место, время года, изображённые на фотографии;
  • особенности рельефа, изображённого на фотографии;
  • настроение, которое вызывает у Вас этот пейзаж.

  1. Какие пейзажи можно встретить в Вашем родном крае?C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image9.jpeg
  2. Опишите Ваше любимое занятие во время отдыха на природе.
  3. Почему людям важно бывать на природе?

ВАРИАНТ 1C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image10.jpeg

       Расскажите о выходном дне, который запомнился Вам больше всего. Не забудьте рассказать,

  • с кем Вы провели этот день (с одноклассниками, с друзьями, с родителями);
  • как Вы провели этот день;
  1. какое настроение у Вас было в этот день;
  • почему Вам запомнился этот день.

  1. Что для Вас важнее: где или с кем провести выходной день?
  2. Согласны ли Вы, что лучший отдых — это смена деятельности?
  3. В чём для Вас заключается лучший отдых?

Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями? C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image11.jpegC:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image12.jpeg

Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Всегда ли в семьеC:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image13.jpeg

неизбежны конфликты между подростками и родителями?»

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • Почему возникают конфликты между подростками и родителями?
  • Как можно избежать конфликтов?
  • Как «работать» над взаимоотношениями в семье?
  • На каких принципах должны строиться отношения между членами семьи?

КАРТОЧКА СОБЕСЕДНИКА-ЭКЗАМЕНАТОРА

  1. Какие качества характера людей чаще всего приводят к конфликтам?
  2. Умение признать свою ошибку или вину, попросить прощения — показатель силы или слабости человека? Почему?
  3. Стоит ли «выносить сор из избы», делиться своими семейными конфликтами с посторонними людьми?



Предварительный просмотр:

Анатолий Владимирович Тарасов — хоккейный тренер-легенда, отец советского хоккея.C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image301.jpeg

С юности он увлекался футболом. Но в 1946 году в Советский Союз пришёл новый вид спорта — хоккей, и Анатолий Владимирович буквально ухватился обеими руками за клюшку. Любовь к хоккею перевесила прежнюю спортивную привязанность. Поначалу к игре с шайбой в стране относились настороженно, хоккей стал бурно развиваться лишь после включения в олимпийскую программу. Звание лучшего бомбардира Тарасов завоевал на первом же чемпионате СССР, забросив более 10 шайб. Позже сами хоккеисты выбрали талантливого спортсмена своим тренером. Тарасов одновременно играл в команде ЦСКА и тренировал её.

В 1958 году Анатолия Владимировича назначили тренером сборной СССР по хоккею. Под его руководством сборная страны установила рекорд — в течение 9 лет подряд выигрывала все международные соревнования.

Тарасов учредил детский хоккейный турнир «Золотая шайба». Многие мальчишки, принимавшие участие в этих состязаниях, шли дальше по спортивному пути и вырастали в чемпионов страны, мира, Олимпийских игр. Благодаря Тарасову хоккей стал в стране любимым видом спорта, во дворах появились ледовые площадки, где дети с удовольствием гоняли шайбу.


C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image300.jpegC:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image302.jpeg

Здание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова известного спортсмена и тренера Валентина Борисовича Бубукина:

Подумайте, где лучше использовать слова В. Б. Бубукина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image303.jpeg

ЗАДАНИЕ 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Посещение художественной галереи.C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image304.jpeg

(На основе описания фотографии.)

Интересная поездка.

(Повествование на основе жизненного опыта.)

Для кого и ради чего мы учимся? (Рассуждение по поставленному вопросу.)

У Вас есть 1 минута на подготовку.C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image305.jpeg

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

ЗАДАНИЕ 4. Диалог.


Тема 1. Посещение художественной галереи


C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image306.jpegC:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image307.jpegC:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image308.jpegC:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image309.jpegC:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image310.jpeg

Не забудьте рассказать,C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image312.jpeg

  • куда и с кем Вы ездили;
  • что делали, что увидели;
  • с какими интересными людьми встретились;
  • какие впечатления остались.C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image313.jpeg
  1. Чем интересны и полезны путешествия?
  2. Какие черты характера воспитывают в человеке путешествия?
  3. Можно ли узнать мир, не побывав ни в одном путешествии?

К заданию 3: Монологическое чтение (карточка участника собеседования)

Дайте развёрнутый ответ на вопрос:C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image315.jpeg

«Для кого и ради чего мы учимся?»

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • Согласны ли Вы, что в наше время нельзя обойтись без знаний? Почему?
  • Какие знания нужны современному человеку?
  • Какие черты характера нужно в себе развивать, чтобы добиться успеха?
  • Какую роль должны играть родители в учёбе своих детей?

К заданию 4: диалог (карточка собеседника-экзаменатора)

  1. Важно ли для Вас иметь хорошие оценки в школе? Почему?
  2. Нужно ли знать материал по любимым предметам больше школьной программы?
  3. Чему должна учить школа?



Предварительный просмотр:

Задание 1. Чтение текста вслух.

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

Интонация

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

0

Темп чтения

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

0

Максимальное количество баллов за все задание

2

Задание 2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

П1

Сохранение при пересказе микротем текста

Баллы

Все основные микротемы исходного текста сохранены.

0

Упущена или добавлена одна или более микротема.

1

П2

Соблюдение фактологической точности при пересказе

Фактических ошибок, связанных с пониманием текса, нет.

1

Допущены фактические ошибки (одна или более)

0

П3

Работа с высказыванием

Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.

1

Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично,

или приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа.

0

П4

Способы цитирования

Ошибок нет.

1

Допущены ошибки при цитировании (одна и более)

0

Максимальное количество баллов за всё задание

4

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

Г

Соблюдение грамматических норм

Баллы

Грамматических ошибок нет.

1

Допущены грамматические ошибки (одна и более).

0

О

Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок нет,

или

допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением).

1

Допущены орфоэпические ошибки (две и более) (исключая слово в тексте с поставленным ударением).

0

Р

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет,

или

допущено не более двух речевых ошибок.

1

Допущены речевые ошибки (две и более)

0

И

Искажения слов

Искажений слов нет.

1

Допущены искажения слов (одно и более)

0

Максимальное количество баллов

4

Критерии оценивания монологического высказывания (М)

Выполнение коммуникативной задачи*

Баллы

М1

Учащийся справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.

Даны ответы на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют.

1

Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы,

и/или

допущены фактические ошибки,

и/или

приведено менее 10 фраз по теме высказывания.

0

М2

Учет условий речевой ситуации

Учтены условия речевой ситуации.

1

Условия речевой ситуации не учтены.

0

М3

Речевое оформления монологического высказывания (МР)

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более).

0

Максимальное количество баллов

3

Критерии оценивания диалога (Д).

Д1

Учащийся справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы в диалоге.

1

Ответы на вопросы не даны

или

Даны односложные ответы.

0

Д2

Учет условий речевой ситуации

Учтены условия речевой ситуации

1

Условия речевой ситуации не учтены.

0

Максимальное количество баллов за диалог

2

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)

Г

Соблюдение грамматических норм

Баллы

Грамматических ошибок нет.

1

Допущены грамматические ошибки (одна и более).

0

О

Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок нет,

или

допущено не более одной орфоэпической ошибки.

1

Допущены орфоэпические ошибки (две и более).

0

Р

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет,

или

допущено не более двух речевых ошибок.

1

Допущены речевые ошибки (две и более).

0

РО

Речевое оформление

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции.

1

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции.

0

Максимальное количество баллов

4