Программа дополнительного образования «Умелые ручки»

тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_umelye_ruchki.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА

«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «ОРЛЁНОК»

ПРИНЯТА

Педагогическим Советом

Протокол  №1

от 30.08.2016

УТВЕРЖДЕНА

приказом  МБДОУ

«Д/с «Орлёнок» №70

от  31.08.2016 г.

Программа

дополнительного образования

«Умелые ручки»

Срок реализации программы: 2016-2017, 2017-2018 учебный год

                                                 Воспитатели                                                                        

                                                                                      Букина Т.В., Кайлачакова И.В.

Абакан, 2016

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (художественно-эстетическая направленность) разработана в соответствии с:

  • ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г). Регистрационный N 30384 (далее ФГОС ДО);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
  • Уставом МБДОУ «Д/с «Орленок».

Программа учитывает особенности образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательные потребности воспитанников и запросы их родителей. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Цель Программы – создание условий для развития конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи:

  • знакомить детей с различными приемами преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов;
  • развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать художественно-творческие способности и творчество детей, развивать мелкую моторику;
  • изготавливать с детьми атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использовать детские поделки для оформления интерьера дошкольного учреждения;
  • воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Принципы и подходы Программы:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми;  
  • принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближается к разумному «минимуму»);
  • принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, прежде всего, игре;
  • принцип тематического построения занятий;
  • принцип культуросообразности, обеспечивающий учет национальных ценностей и традиций русской культуры;
  • принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Используемые программы:

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • Воробьёва, Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. СПб.: Детство – Пресс, 2003
  • Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». М.: Карапуз – Дидактика, 2006.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента

воспитанников группы

1. Демографические особенности. В группе «Росток» воспитываются дети из полных (80%), неполных (20%) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (20%), средним профессиональным (60%) и средним образованием (20%).

2. Национально–культурные особенности. Этнический состав воспитанников группы: русские (80%), хакасы (20%).  Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями республики Хакасия.

3. Возрастные особенности. Численный состав группы компенсирующей направленности «Росток» - 12 человек, в том числе 6 мальчиков и 6 девочек: 1 ребенок 2010 г.р., 10 детей 2011 г.р., 1 ребенок 2012 г.р.

Шестой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей, характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.  При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно–образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

 При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

4. Индивидуальные особенности.  Дети группы «Росток» имеют следующие заболевания и нарушения развития:

  • детский церебральный паралич;
  • плосковальгусные стопы;
  • резидуально-органическое поражение центральной нервной системы;
  • задержка психо-речевого развития;
  • расстройства аутистического спектра;
  • синдром глазодвигательных нарушений;
  • синдром двигательной гиперактивности;
  • общее недоразвитие речи.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Нарушения речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

Нарушения опорно-двигательного аппарата. Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Задержка психического развития (ЗПР). Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Детский аутизм. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

Комплексные нарушения. К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, а некоторые только компенсироваться.

Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры Программы, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), учитывают не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка:

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Проявляет способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности образовательной деятельности:

  • Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.
  • Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке.
  • Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту и развитию формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
  • Содержание образовательной деятельности направлено на реализацию задач трех образовательных областей: познавательной, художественно-эстетической и речевой.
  • Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в совместной и игровой деятельности.

Коррекционная направленность содержания образовательных областей:

  • активизация мыслительной и речевой деятельности;
  • развитие слухового, зрительного  внимания,  восприятия и памяти;
  • развитие кинестетических функций (ощущать движения, положение частей собственного тела);
  • развитие навыков коммуникации;
  • развитие навыков социальной адаптации (элементарные нормы и правила поведения взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).

Организация образовательной работы по Программе имеет ряд особенностей, способствующих созданию оптимальных условий для ее реализации. Она определяет задачи по этапам деятельности:

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап – знакомство с приемами изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

Примерное календарно–тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшей группы

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Сентябрь

Заготовка бросового и природного материалов

Оклеивание коробочек и баночек для хранения собранного материала         

Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок        

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена

Октябрь

(природный материал)

Звери и птицы по желанию детей

Композиция из листьев, цветов, косточек, семян

Портрет Осени        

Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца

Шишки, листья, палочки, клей, веточки, цветы, семена

Ноябрь (ткань)

Платочек

Шапочки для гномиков

Преобрази кусочек ткани (по желанию)

Коллекция “Ткани” (пополнить)        

Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления степлером и клеем; умение радоваться полученному результату        

Ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка, степлер

Декабрь (бумага)

Снежинки

Цепочки

Елочки

Маски

Блокноты

Аппликация “Птичья столовая”        

Продолжать развивать умение детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию        

Бумага, клей, ножницы

Январь

(поролон)

Снежки

Гусеница

Детский сад будущего

Закрепить знания детей о поролоне и его свойствах; способствовать созданию уже знакомых поделок, усложняя их по своему желанию, проявляя фантазию, творчество; желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца        

Поролон, ножницы, шнурки, маркеры, клей, детали от конструктора

Февраль (бросовый материал)

Домики

Роботы

Таблетки для игры в больницу

Открытка в подарок папе        

Обогатить знания детей о разнообразии бросового материала и его использование при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности в работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, пуговицы, бусинки, проволока, ленточки

Март

 (кожа, нитки)

Кулончики

Цветок

Открытка в подарок маме        

Поделки из знакомого материала, дополняя и оформляя их нитками, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы

Кожа, ножницы, нитки, бусинки, клей, пуговицы, ленточки, ткань

Апрель

(природный и бросовый)

Кораблики

Вертушки

Самолеты

Собачка        

Закрепить умение детей работать с разнообразным материалом, применяя знакомые приемы и методы, проявлять творчество, фантазию, инициативу, дружеские взаимоотношения        

Бумага, клей, пилка, кора, поролон, береста, мех, ткань

Май

Выставка работ для родителей и детей других групп

Примерное календарно–тематическое планирование совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Сентябрь

Заготовка бросового и природного материалов

Подставка для карандашей

Пирамида для мелочей

Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок

Развивать видение необычного в обычном, применяя знакомые умения и навыки конструирования (сделать углубления, покрасить); развивать фантазию, творчество

        

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена

Клеенка, фартуки, перчатки, черная и красная краска в баллончиках, платформа-след от обуви

Октябрь

Кормушка для птиц

Коврик из прутьев

Поделки и картины из природного материала (флористика) по желанию детей

Закрепить знания детей о свойствах пластика (режется, плавится, не тонет, склеивается); умение преобразовывать бросовый материал в задуманный путем вырезывания отверстий и скрепления между собой; радоваться результатам своего труда, воспитывать заботу о птицах

Вспомнить способы плетения из бумаги и ниток; познакомить с плетением коврика из прутьев и шпагата; развивать мелкую моторику рук; умение работать в коллективе и видеть результат своего труда

Познакомить детей со значением слова флористика-создание поделок и картин из природного материала; развивать творчество, фантазию; способствовать коллективной деятельности, речевому общению детей        

Три пластиковые бутылки, проволока, веревка, скотч, ножницы, маркер

Шпагат, прутья березы, нож-резак, ножницы

Листья, цветы, ветки, шишки, кора, береста, палочки, клей

Ноябрь

Аквариум

Кольца-держатели для салфеток в подарок маме

Портрет Осени        

Поделки из разных материалов; обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; развивать инициативу, творчество

Закрепить у детей умение выполнять поделку из бросового материала, закрепляя их свойства; использовать в работе полученные ранее знания, умения и навыки; развивать творчество, фантазию

Закрепить знания детей о флористике; развивать фантазию, стремление к творчеству

Коробка, пластмассовые рыбки, веточки, камушки, бусинки, клей

Проволока, ткань, ленточки, бусинки, клей

Листья, косточки, цветы, клей

Декабрь

Коробочки с секретом

Чудесные превращения картона        

Познакомить детей с новой техникой в работе с бумагой-декупаж, показать способы изготовления-оклеивание объемных форм и украшение их по желанию; развивать творчество, мелкую моторику рук, художественный вкус

Познакомить детей с рукоделием квилинг, бумажная филигрань, бумагокручение; способствовать новым творческим возможностям детей в работе с бумажными полосками и картоном

Бумага, клей, ножницы, ткань, нитки, картон, коробочки

Картон, бумага, клей, ножницы

Январь

Домовенок

Совенок

Медвежонок        

Работа с картоном и нитками; научить детей обматывать колечко нитками, делать узелки, разрезы и дополнять поделку мелкими деталями; развивать мелкую моторику рук, дружеские взаимоотношения        

Картон, нитки, цветная бумага, ножницы, клей

Февраль

Сердечко в подарок

Цветок в подарок        

Учить создавать задуманное, пользуясь трафаретом, добавлять к основному то, чего не достает до воплощения замысла; учить творчески мыслить, развивать художественный вкус

Предоставить детям возможность использовать бросовый материал так, чтобы получилось задуманное, узнаваемое, используя знакомый способ конструирования-составление целого из частей; продолжать развивать творческие способности и мелкую моторику рук        

Проволока, ткань, нитки, тесьма, ножницы

Пенопласт, проволока, перышки

Март

Ваза в подарок

Цветок из ракушек и лент        

Продолжать учить детей использовать для своих поделок пластиковые бутылки; познакомить с новым способом изготовления поделки-обкручивание объемных форм; желание выполнять работу до конца и радоваться полученному результату

Закреплять умение работать с разнообразным материалом; выполнять поделку, радоваться результатам своего труда, радовать других; воспитывать умение доводить начатое до конца

Пластиковые бутылки, гипсовый бинт, вода, ножницы, лак

Картон, атласные ленты, ракушки, клей

Апрель

Кораблик

Чудесное превращение перчаток        

Поделки из разных природных материалов, используя знакомые методы и приемы конструирования: деление на части, соединение, скрепление, дополнение; способствовать развитию умения планировать предстоящую работу; развивать инициативу, творчество, фантазию и мелкую моторику рук

Продолжать развивать видение необычного в обычных предметах; умение дополнять задуманное мелкими деталями, выбирать красивые цветовые сочетания; способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей; развивать художественный вкус, замысел, фантазию         

Палочки, кора, скорлупа грецких орехов, ткань, клей

 

Перчатки, нитки, ленточки, пуговицы, мех, бусинки, клей, ножницы

Май

Выставка для детей и родителей

Вариативные формы, методы, средства реализации Программы

Реализация Программы осуществляется в основных формах организации образовательной деятельности: 

  1. Совместная деятельность взрослого и детей.
  2. Свободная самостоятельная деятельность детей.
  3. Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.

Каждая форма может использоваться как самостоятельно, так и интегрироваться с другими, не нарушая требований СанПиН.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей может протекать: с одним ребенком, с подгруппой детей, с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Совместная деятельность планируется и целенаправленно организуется педагогом с учетом интересов и потребностей детей. Она организуется как увлекательная проблемно–игровая деятельность, которая носит интегративный характер.

Формы организации совместной деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с родителями

  • Обучающая игра
  • Занятия- развлечения
  • Продуктивная деятельность
  • Творческие задания
  • Наблюдение

  • Развивающие игры
  • Рассматривание иллюстраций
  • Совместная продуктивная и игровая деятельность

  • Беседы
  • Консультации
  • Родительские собрания
  • Досуги
  • Совместные мероприятия
  • Мастер- классы

Содержание коррекционной работы

Программа имеет коррекционно-компенсаторную направленность, связанную с развитием основных движений, сенсорных функций, психических, познавательных процессов и речевой деятельности.

        В группе созданы условия, необходимые для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  1. наличие специального оборудования (опоры для детей с ДЦП, кресла-коляски, вертикализатор, ходунки);
  2. наполняемость группы 12 человек;
  3. продолжительность совместной деятельности с детьми – 25-30 минут;
  4. включение физминуток в совместную деятельность (двигательных и  для глаз).

Способы и направления поддержки детской инициативы

Основное направление поддержки индивидуальности и инициативы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата это их самостоятельная деятельность, которая осуществляется через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в творческой деятельности.

 

Способами развития детской инициативы и самостоятельности являются:

  • развитие активного интереса у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
  • создание разнообразных условия и ситуаций, побуждающих детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • постоянное расширение области задач, которые дети решают самостоятельно;
  • постепенное выдвижение перед детьми более сложных задач, требующих сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрение детской инициативы;
  • тренировка воли детей, поддерживание желания преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • ориентирование дошкольников на получение хорошего результата;
  • своевременное обращение особого внимания на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
  • дозирование помощи детям;
  • поддерживание у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивание роста возможностей и достижений каждого ребенка, побуждение к проявлению инициативы и творчества.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Основные задачи взаимодействия с семьей:

  • создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях;
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка.

Основные направления и формы работы с семьей:

  • ознакомление родителей с целями, задачами и результатами работы кружка «Умелые ручки» на групповых родительских собраниях;
  • совместное участие в мероприятиях;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в детской опытно-экспериментальной деятельности на семинарах-практикумах, консультациях, открытых мероприятиях и мастер-классах.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-техническое обеспечение Программы

Для обеспечения выполнения Программы в группе созданы необходимые материально-технические условия. Имеются стенды, подборки методических разработок, которые позволяют разнообразить образовательный процесс: расходные материалы для творческой деятельности детей (пластилин, цветная бумага, ножницы и пр.). Для организации и проведения образовательной деятельности имеются учебные материалы, наглядные пособия, игрушки, техническое оборудование (ноутбук, мультимедийная установка).

Методические пособия, обеспечивающие реализацию

образовательной деятельности

  1. Альбом самоделок “Мастерицам” Т. Грачева.
  2. Баева Т. Путешествие в антресолию, или чудесное превращение перчаток в…, серия “Самоделки”.
  3. Воробьёва, Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. СПб.: Детство – Пресс, 2003
  4. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1999.
  5. Дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми старшего возраста “Сделаю сам” Т.Н. Доронова, С.И. Мусиенко.
  6. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.
  7. Кейт Ньюэл Поделки из бумаги. Перевод с английского Л.С.Мельник, 1996.
  8. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;
  9. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». М.: Карапуз – Дидактика, 2006.
  10. Пудова В., Лежнева Л. Игрушки своими руками. – М.: Махаон; СПб.: Валерии СПД, 1999.
  11. Рабочие тетради по художественному труду: “Тайны бумажного листа”, Н.Р. Макарова, “Ситцевый лоскуток”, Ю. Дорожин, “Я все умею делать сам”, Т. Геронимус.
  12. Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль, 1996 г.
  13. Фиона Кемпбелл Я делаю модели. Перевод с английского А.Г.Трусевич, 1996.
  14. Учебно-наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста “Школа волшебников”, С.И. Мусиенко.
  15. Учебное пособие для подготовки детей к школе “Конструирование”, В.И. Романина.

Организация жизнедеятельности детей

Работа по дополнительному образованию организуется один раз в неделю во вторую половину дня. В год проводится 32 занятия. Длительность занятия в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

Подведением итогов реализации программы являются традиционные мероприятия: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, республики.

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды

При создании предметно-развивающей среды учитываются особенности детей, посещающих группу: возраст, нарушения развития, уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные особенности; санитарно–гигиенические нормы, то есть требование к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям.

В групповой комнате оборудован центр творчества.

Центр содержит:

  • бумагу (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои);
  • картон (однослойный и многослойный);
  • бересту;
  • природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома);
  • фломастеры, маркеры, карандаши;
  • деревянные палочки, досочки;
  • бутылочки от: шампуня, крема, витамин, минеральной воды, соков;
  • коробки от: конфет, зубной пасты, духов, кремов;
  • нитки (простые, шерстяные, капроновые);
  • леску;
  • пуговицы;
  • резину;
  • скотч;
  • ткань;
  • спичечные коробки;
  • веревочки разной толщины;
  • пробки от бутылок;
  • пластмассовые баночки;
  • проволоку;
  • цветной бисер;
  • упаковки от: тортов, киндер – сюрпризов;
  • скорлупу от: грецких, кедровых орехов, фисташек;
  • семечки, крупу;
  • вату, пух, перья;
  • обертки от конфет и шоколада;
  • клей, пластилин и пр.

Основным оборудованием в уголке являются:

  • ножницы;
  • рулетка;
  • сантиметр;
  • линейка;
  • шило, игла;
  • наждачная бумага;
  • маркер;
  • дырокол.

При оборудовании уголка творчества учитываются следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.