Учитель года России - 2018 года

Сергеева Виктория Васильевна

Конкурсные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ya_-_uchitel.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

                               В.Ю. Ключевский

Когда мне задают вопрос: «Почему я стала учителем?», мне вспоминается мой 5 класс. После уроков мы с учителем делали коллаж на тему «Кем я хочу стать?». Одноклассники выбирали разные и необычные профессии: следователь, переводчик, актриса, дизайнер…  Но я уже тогда точно знала, что буду учителем. Казалось бы, что такого особенного я видела детскими глазами в этой вполне обычной профессии? Но, вспоминая свое раннее детство, помню, как усаживала своего младшего брата перед доской, учила писать буквы и цифры, ставила оценки. Так он научился писать и читать.

Мне повезло воспитываться в удивительной семье. Моя замечательная бабушка обладала тонким языковым чутьем, была очень начитанной и умела грамотно рассуждать. Она смогла привить большую любовь к школе, к получению новых знаний, к стремлению двигаться вперед. Сейчас я являюсь сельским учителем в маленьком, но очень дружном селе. Именно в этом уголке мира я смогла ответить на такой простой и в то же время сложный вопрос: «Что для меня быть учителем?»

В первую очередь отдавать все свои знания и умения детям, а во вторую изо дня в день совершенствоваться, стремиться стать лучше. Профессия учителя не для равнодушных людей, так как требует много душевных и эмоциональных затрат, ещё она сложна тем, что отнимает много свободного времени. Быть учителем – это значит постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы каждый день.

Быть учителем для меня – это значит, достучаться до каждого ученика, думать над тем, что значит учение для конкретного ребенка, и что я могу дать этому ученику. Все время пытаюсь увидеть глазами ребенка тот мир, в котором он учится и получает новые знания.

Быть учителем – это быть с детьми такой, какая есть, но в душе остающейся немного ребенком: часто чего-то не знающим, колеблющимся, ошибающимся, ищущим. Учить и учиться все время, решать, создавать, творить вместе с детьми. Ведь учитель учит до тех пор, пока сам учится.

Кем для ребенка является учитель? Человеком, который дает знания или человеком, который учит находить новые знания и использовать их в своей жизни? Мне ближе вторая позиция, потому что учитель должен быть не просто «кладезем знаний», а проводником к ним. Человеком, который проживет вместе с учеником счастливые и печальные моменты школьной жизни. Человеком, который поможет найти ответ на любой вопрос, даже самый сокровенный.

Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но любовь и доверие детей невозможно завоевать, вооружившись только современными методиками. Нужен нелегкий и упорный труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает его от других, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности. Когда я смотрю на каждого из своих учеников, то вижу разное. У одних интерес и желание учиться, у других стремление постигать новое, у кого-то безразличие. Моя же задача стать для каждого не только учителем, но и тем человеком, который станет надежной опорой  в сложной ситуации, раскроет положительное в каждом, поймет и поддержит. Я всегда убеждаюсь в том, что без всесторонней поддержки не может воспитываться полноценная личность, а такая поддержка может быть основана только на личном примере, поэтому быть учителем – это большая работа, постоянное самовоспитание и самосовершенствование, умение быть интересной своим ученикам, находить подход к каждому.

Очень  точно  и  метко  написал  об  учителе  известный писатель     С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Профессия учителя – это и труд, и призвание.

Кто же он – современный учитель? На мой взгляд, это человек, увлеченный своей любимой работой, старающийся быть важным, необходимым для того, кто нуждается в его внимании, заботе, и самое главное - в знаниях. В профессии учителя много привлекательных сторон: она даёт большие возможности для развития личности, придаёт человеку уверенность, является захватывающей и увлекательной. А сколько радости приносит работа с детьми.

      Для меня современный учитель - это новатор, проявляющий готовность к испытаниям, полностью отдающий себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, всегда стремится к развитию и совершенствованию.

Я люблю свой предмет, мне интересно готовиться к своим урокам, ещё интереснее рассказывать детям о такой замечательной науке, как биология. Многообразие растений и животных, проблемы экологии, строение человека, генетика - разве это не интересно? Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Иногда я бываю  требовательной, строгой; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог В. Ф. Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач. Я считаю, что важно не просто учить предмету, а необходимо формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

       Считаю самыми главными и необходимыми профессиональными ценностями учителя - интерес к инновациям, новым методам преподавания и совершенствования качества образования, оригинальности и креативности мышления, неординарности в поиске решений нестандартных задач и проблем, которые помогают в организации исследовательской деятельности во время уроков и во внеурочной деятельности. Конечно, очень важно прекрасное знание своего предмета, осведомленность и желание изучать новейшие аспекты развития предмета как науки, способность решать сложные и нестандартные  задачи, которые возникают в нашей профессии.

Я люблю свою работу, она наполняет меня чувством нужности в этом мире, осознанием того, что я могу оставить воспоминание о себе в каждом ребенке, через раскрытие его самого. Каждый учащийся неповторим и остается в памяти отдельным лучиком, в общей копилке тех, с кем я разделила свои знания и умения, кому отдала частицу своей души. Многие стараются работать и развивать талантливых детей, а я убеждена, что все учащиеся имеют одаренность и мне необходимо ее найти, развить, активизировать.

Моя работа – это моя жизнь! И я не представляю ее без шума в школьных коридорах, без веселого смеха и детских пытливых глаз. Школа – это мир, в котором я нашла свое место. Свое размышление я хотела бы закончить словами Л.Н. Толстого «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть ничем иным…»