Электронные методики

Анастасия Олеговна Ильцевич

Предварительный просмотр:

Счет по Крепелину.

   Цель: выявить подвижность психических процессов, их темп, колебания внимания, переключаемость внимания, работоспособность.

   Стимульный материал: бланк цифр, 2 отточенных, мягких карандаша, секундомер.

Методика имеет разные по степени сложности варианты. Наиболее простой из них состоит в том, что учащемуся предлагается в уме складывать числа, напечатанные одно под другим и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если сумма получается 14, то учащийся должен подписать внизу только 4. Через каждые 15 секунд по сигналу экспериментатора учащийся ставит вертикальную черту в том месте строки, где находится, затем начинает новую строку. Перед выполнением следует дать испытуемому потренироваться и убедиться, что задание понято.

   Второй вариант методики предусматривает смену операций сложения и вычитания в каждой

строке: одну строчку учащийся складывает, другую – вычитает.

Если в среднем в минуту выполняет 18 и более операций, то это свидетельствует о подвижности психических процессов. Если 8 и менее – о замедленном темпе.

   Третий вариант методики: испытуемому предлагается в течение некоторого фиксированного

времени с возможно большей точностью и скоростью складывать два однозначных числа и писать друг под другом. Предлагается освоить два разных способа с парами чисел:

  1. складывать 2 числа, к сумме прибавлять 1 и результат записывать рядом с верхним числом справа, а число бывшее наверху пары, записывать под суммой снизу.

2 6 9 6 6 3 0

3 2 6 9 6 6 3

Инструкция №1: « Вам будут даны 2 числа, необходимо сложить их, к сумме прибавить 1, новую сумму записать вверху, а верхнюю цифру пары внизу. Выполняй до тех пор, пока я не дам сигнала стоп».

  1. складывать 2 числа, из суммы вычитать 1 и записывать результат внизу справа, а нижнее число пары сверху.

 2 3 4 6 9 4

 3 4 6 9 4 2

Проведение: в несколько этапов.

Инструкция №2: « Вам будут даны 2 числа, необходимо сложить их, от суммы отнять 1, результат записать внизу, а нижнюю цифру пары вверху. Выполняй до тех пор, пока я не дам сигнала стоп».

2 этап. Дается новая пара чисел, инструкция №1. Выполнять в течение 3 минут. Затем инструкция №2, также в течение 3 минут.

3 этап. Проверка переключаемости внимания.

Дается новая пара чисел и говорим: «По моему сигналу «начали» выполняй 1 способом. Через определенное время я скажу «стоп» и ты поставишь вертикальную черту. По сигналу начинай снова счет, но 2 способом. Так будет несколько раз». Каждый период длится 1 минуту, 5 переключений, работа всего 6 минут.

Обработка данных:

  1. подсчитывается среднее число счетных операций в минуту. На 2 этапе число счетных   операций за 6 минут, поэтому делим на 6.
  2. подсчитывается среднее число за 6 минут на 3 этапе.
  3. считаем коэффициент переключаемости внимания.

                                 К= А\В

А

 - среднее число без переключения.
В - среднее число в условиях переключения.
Считаем коэффициент продуктивности внимания:   К = А1\В1
А1 - число правильных операций за 6 минут (т.е. на 6 не делим)
В1 -
Считаем коэффициент продуктивности внимания:
а) в условиях без переключения внимания

                                                     EMBED Equation.3  
      б) в условиях переключения внимания.

EMBED Equation.3                                                 EMBED Equation.3  
Если испытуемый за 1 минуту выполняет 19 и более счетных операций, то это говорит о подвижности психических процессов.
5 и менее - об инертности психических процессов.


                                             Бланк 1

Фамилия                  Класс                 Дата

                   3  4   3  4   4   6   6   2   4   4   7   3   4   8   9   6   7   2   9   8   7   4
                   2  5   9  7   8   3   2   4   7   6   5   3   4   4   7   9   7   3   8   9   2   4


        3   8   5   9   3   8   4   2   6   7   9   3   7   4   7   4   3   9   7   2   9   7    
        9   5   4   7   5   4   8   9   8   4   8   4   7   2   9   3   6   8   9   4   9   4

                   
                   9   5   4   5   2   6   7   3   7   6   3   2   8   6   5   9   4   7   4   7   9   3
                   2   9   8   7   2   4   8   4   8   5   4   4   9   7   2   5   9   2   2   6   7   4

                    9   2   3   6   3   4   7    8   9   3   9   4   8   9   2   4   2   7   5   7   8   4

                    7   4   7   5   4   8   6    9   7   7   2   3   4   9   7   6   4   8   3   4   9   6

                    8   6   3   7   6   9   2   9   4    8   2   6   9   4   4   7   6   9   3   7   6   2

        9   8   9   3  4    4   5   6   7    5   4   3   4   8   9   4   7   7   9   7   3   4


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА

“Изучение направленности профессиональной мотивации работника”

Ф.И.О. _______________________________________________возраст___________________

Стаж работи____________________________________________дата____________________

№ п/п

Утверждение

Относится

Скорее относится, чем нет

Сложно ответить

Скорее не относится, чем относится

Совсем не относится

Отвечает моим личным качествам.

5

4

0

2

1

Позволяет достигнуть высокого социального статуса.

5

4

0

2

1

Романтическая привлекательность.

5

4

0

2

1

Родители работают в этой сфере.

5

4

0

2

1

Позволяет расширить круг общения.

5

4

0

2

1

Дает возможность иметь оружие.

5

4

0

2

1

Дает возможность установить истину.

5

4

0

2

1

Является престижной.

5

4

0

2

1

Дает возможность носить специальную форму.

5

4

0

2

1

Продолжает профессиональную династию.

5

4

0

2

1

Дает уверенность в себе.

5

4

0

2

1

Позволяет самому решать, что правильно, а что нет.

5

4

0

2

1

Является полезной для людей.

5

4

0

2

1

Высоко оплачивается.

5

4

0

2

1

Дает возможность участвовать в экстремальных ситуациях.

5

4

0

2

1

Выбрали мои друзья.

5

4

0

2

1

Дает полномочия власти.

5

4

0

2

1

Связано с острыми ощущениями

5

4

0

2

1

Предусматривает высокое чувство ответственности

5

4

0

2

1

Является относительно стабильной.

5

4

0

2

1

Привлекает по книжкам и фильмам.

5

4

0

2

1

Выбрано моими родителями.

5

4

0

2

1

Вызывает уважение окружающих.

5

4

0

2

1

Дает возможность помогать своим знакомым.

5

4

0

2

1

Связано с защитой закона.

5

4

0

2

1

Единственно – возможное обстоятельство, которое сложилось.

5

4

0

2

1

Переполнена необычными приключениями.

5

4

0

2

1

По этой профессии работает мой друг.

5

4

0

2

1

Дает возможность защитить меня от врагов.

5

4

0

2

1

Позволяет встречаться с опасностью.

5

4

0

2

1

Дает возможность бороться с преступностью.

5

4

0

2

1

Позволяет продвигаться по карьерной лестнице.

5

4

0

2

1

Разнообразна и необычна.

5

4

0

2

1

Посоветовали родственники (знакомые).

5

4

0

2

1

Воспитывает мужские качества

5

4

0

2

1

Позволяет иметь дополнительный заработок

5

4

0

2

1



Предварительный просмотр:

Оригинал статьи находится по адресу http://www.ht.ru/tests/bank/annrtf/ito.php

ИТО - ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (Л.Н.СОБЧИК)


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 

Методика ИТО представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств. Она позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу. В основе методики лежит разработанная Л.Н. Собчик теория ведущих тенденций, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающих разные уровни развития личности – от врожденных свойств темперамента, через характер, который формируется в процессе взаимодействия темперамента с социальной средой, – к зрелой личности, в которой объединение осуществляется интегрированным “Я” (самосознание, самооценка, самоконтроль). Ведущие тенденции определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов.


СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ 

Психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п.


СТРУКТУРА МЕТОДИКИ 

Опросник ИТО опирается на значительный опыт автора по разработке и интерпретации данных русской версии теста MMPI - СМИЛ. Опросник отличается небольшим количеством (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, не вызывающих настороженности со стороны испытуемых, а также наличием шкал достоверности (“ложь” и “аггравация”), которые позволяют судить о том, насколько мотивационные искажения могут повлиять на результаты тестирования.
Время выполнения теста - 30 минут.

ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРНЫХ ШКАЛ

  • ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете)
  • аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера)
  • экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)
  • спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)
  • агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)
  • ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)
  • интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)
  • сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)
  • тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость)
  • лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности)

На круговой диаграмме 8 последних шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т.п.

Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы “ложь” и “аггравация”):

  • 0-1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
  • 3–4 балла (норма) – гармоничная личность;
  • 5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;
  • 8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.

Следует учесть, что данные интервальные границы сформулированы автором по теоретическим соображениям и не опираются в данном случае на структуру статистического распределения тестовых баллов. По этому признаку ИТО приближается к «авторским тестам».

Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.

По шкалам “аггравация” и “ложь” можно судить о надежности полученных результатов:

  • высокие показатели по шкале “ложь” выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете;
  • высокие показатели по шкале “аггравация” выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;
  • если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 

Пример результата (скачать в формате MS Word, отчет для психолога).
Результаты теста могут быть представлены в трёх формах:

  • круговая диаграмма, указывающая значения по 8 основным факторам;
  • текстовые интерпретации факторов;
  • таблица данных, в которую включены сырые баллы, стены, процентили (процент от выборки стандартизации).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ 

Методика ИТО разработана Л.Н.Собчик, ведущим специалистом в области психологии индивидуальности. Методика успешно применяется с 1996 года и уже послужила основой для целого ряда научно-исследовательских и практических работ в сфере изучения профессионально важных личностных свойств и толерантности к стрессу на контингенте лиц, профессиональная деятельность которых проходит в особо сложных и опасных условиях (милиция, вневедомственная охрана, инкассаторы), а также в сфере межличностной коммуникации в рамках управленческих структур различных профессиональных групп.

Надежность методики подтверждена статистической обработкой данных, полученных в результате проведенных исследований по изучению личностных особенностей психически здоровых людей разного пола, возраста и разной профессиональной направленности (свыше 1000 наблюдений) и при обследовании больных с пограничными (ситуативно обусловленными) расстройствами (более 450 наблюдений).

Достоверные связи показателей ИТО (r = +0,73) подтверждены данными корреляционного анализа в процессе сопоставления баллов, отражающих степень выраженности типологических тенденций, с данными объективного наблюдения и результатами психодиагностического исследования тестами СМИЛ (MMPI), МЦВ (Люшер), МПВ (Сонди) и ДМО (Лири). Наиболее сильные связи обнаружены по факторам “экстраверсия”, “тревожность”, “агрессивность”, “спонтанность” и “сензитивность” (r = +0,84), несколько ниже показатели корреляции по факторам “ригидность” и “лабильность” (r = +0,68).

Инструкция: Прочитав каждое утверждение, зачеркните «Да» перед номером соответствующего утверждения, если согласны с утверждением или «Нет» если не согласны.

Ответ ДА

Ответ НЕТ

Утверждение

Да

Нет

1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним

Да

Нет

2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер

Да

Нет

3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве чем в присутствии многих людей или в шумном месте

Да

Нет

4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи

Да

Нет

5. Я очень редко заговариваю первым с незнакомыми людьми

Да

Нет

6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках

Да

Нет

7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели

Да

Нет

8. Я часто тревожусь по пустякам

Да

Нет

9. В моих неудачах виноваты определенные люди

Да

Нет

10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь

Да

Нет

11. Меня мало касается все, что случается с другими

Да

Нет

12. Мне интересны яркие, артистичные личности

Да

Нет

13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих

Да

Нет

14. В шумной компании я чаще всего - в роли только наблюдателя

Да

Нет

15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей

Да

Нет

16. Я – человек абсолютно правдивый и искренний

Да

Нет

17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми

Да

Нет

18. Меня часто тянет к шумным компаниям

Да

Нет

19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно

Да

Нет

20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых

Да

Нет

21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать прежде чем начать действовать

Да

Нет

22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнения, когда я уверен в своей правоте

Да

Нет

23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода

Да

Нет

24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок

Да

Нет

25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей

Да

Нет

26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов

Да

Нет

27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь

Да

Нет

28. Я чрезвычайно чувствителен к изменениям в настроении окружающих меня людей

Да

Нет

29. Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании

Да

Нет

30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей

Да

Нет

31. Я никогда не поступаю как эгоист

Да

Нет

32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение

Да

Нет

33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один, а не в присутствии многих людей

Да

Нет

34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела

Да

Нет

35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей

Да

Нет

36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет

Да

Нет

37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным

Да

Нет

38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие

Да

Нет

39. Я всегда бываю упрям в тех случаях, когда уверен в своей правоте

Да

Нет

40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно

Да

Нет

41. Никто не может навязать мне свое мнение

Да

Нет

42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками

Да

Нет

43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих

Да

Нет

44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками

Да

Нет

45. Я никогда не вру

Да

Нет

46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало сделать сегодня

Да

Нет

47. Я вечно ни чем не доволен

Да

Нет

48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях

Да

Нет

49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой

Да

Нет

50. Мне нравится командовать другими

Да

Нет

51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела

Да

Нет

52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких

Да

Нет

53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права

Да

Нет

54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи

Да

Нет

55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает

Да

Нет

56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью

Да

Нет

57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся

Да

Нет

58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление

Да

Нет

59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений

Да

Нет

60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения

Да

Нет

61. Меня любят все мои друзья

Да

Нет

62. У меня трагичная судьба

Да

Нет

63. У меня много близких друзей

Да

Нет

64. Я самый несчастный человек на свете

Да

Нет

65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах

Да

Нет

66. Я стараюсь быть таким «как все», не выделяться среди других

Да

Нет

67. Я – человек спокойный, уравновешенный

Да

Нет

68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться»гневной реакцией

Да

Нет

69. Я очень чувствителен к изменениям погоды

Да

Нет

70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях

Да

Нет

71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок

Да

Нет

72. Я люблю ходить в гости

Да

Нет

73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие

Да

Нет

74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей

Да

Нет

75. Я никогда не испытываю желания выругаться

Да

Нет

76. Я никого никогда не обманывал

Да

Нет

77. Мне никто не нужен и я не нужен никому

Да

Нет

78. Я – человек застенчивый

Да

Нет

79. Мне ужасно не везет в жизни

Да

Нет

80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности

Да

Нет

81. Я бы очень переживал, если бы кого-то задел или обидел

Да

Нет

82. Меня ни чем не испугать

Да

Нет

83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем

Да

Нет

84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого себя

Да

Нет

85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды

Да

Нет

86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу

Да

Нет

87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома»

Да

Нет

88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей

Да

Нет

89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение

Да

Нет

90. Я никогда не сержусь

Да

Нет

91. Я отвечал на все вопросы очень правдиво

Ключ к обсчету результатов:

Ложь:
Да 16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90

Аггравация:
Да 2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 79

Экстраверсия:
Да 12, 27, 29, 42, 44, 72
Нет 14, 57, 87

Спонтанность:
Да 4, 19, 21, 34, 49, 50
Нет 6, 65, 80

Агрессивность:
Да 7, 22, 36, 37, 51, 53, 68
Нет 66, 81

Ригидность:
Да 9, 24, 26, 39, 41, 56
Нет 71, 83, 86

Интроверсия:
Да 3, 5, 33, 35, 48, 78
Нет 18, 20, 63

Сензитивность:
Да 15, 28, 43, 59, 89
Нет 11, 13, 30, 74

Тревожность:
Да 8, 23, 38. 52, 54, 69, 84
Нет 67, 82

Лабильность:
Да 10, 25, 40, 55, 58
Нет 70, 73, 85, 88



Предварительный просмотр:

Опросник межличностных отношений

Умение человека уживаться с другими людьми — немаловажное качество, которое менеджер по персоналу должен учитывать при отборе претендента на вакансию, при комплектации рабочих групп, разрешении производственных конфликтов. Результаты работы коллектива во многом зависят от эффективности межличностных взаимодействий. Межличностные отношения — важная часть жизни людей, поэтому диагностика потребностей человека в этой области может дать очень полезную информацию для гармонизации внутренних отношений в коллективе.

Последние исследования ученых показывают, что эффективность индивидуальной деятельности в большей степени зависит от умения устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми, то есть от EQ (коэффициента эмоционального интеллекта), чем от знаний и интеллектуальных способностей человека, традиционно измеряемых IQ (коэффициентом интеллекта).

Американский психолог Уильям Шутц (William Schutz) разработал теорию межличностных отношений (FIRO theory). В ее основе лежит трехфакторная модель межличностных потребностей (позже это понятие заменили понятием «желания»). Шутц рассматривает человеческие взаимоотношения на трех основных уровнях: поведение, чувства и Я-концепция. В 1958 году Шутц разработал опросник Fundamental Interpersonal Relations Orientation-Behavior, или FIRO-B. Инструмент сфокусирован на измерении поведенческих проявлений в трех областях межличностных отношений: «Включенность» — интенсивность контактов, «Контроль» — степень зависимости, «Эмоции» (в более поздней версии этот концепт заменили на «Открытость») — степень готовности делиться чувствами. Эти три измерения соответствуют трем шкалам опросника FIRO-B. С его помощью можно измерять, оценивать и предсказывать поведение человека в межличностных взаимодействиях: что он реально делает и что он хочет делать, соответственно — как другие люди реально поступают по отношению к нему, и как он хотел бы, чтобы они поступали.

Включенность — потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми (психологически приемлемые), на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. Отношения устанавливаются по двум направлениям:

  • (е) от индивида к другим людям (в диапазоне от «устанавливает контакты со всеми людьми» до «не устанавливает контакты ни с кем»);
  • (w) от других людей к индивиду (в диапазоне от «всегда устанавливают с ним контакты» до «никогда не устанавливают с ним контакты»).

Потребность во включенности понимается как желание нравиться, привлекать внимание, вызывать интерес. На эмоциональном уровне — это потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса в общении. С точки зрения самооценки, потребность включенности проявляется в желании человека чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее этой потребности, направлено на установление связей между людьми. Быть непохожим на других, т. е. быть индивидуальностью, — другой аспект потребности во включенности: человек стремится быть замеченным, отличаться от других людей.

Контроль — потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. Отношения устанавливаются по двум направлениям:

  • (е) от индивида к другим людям (в диапазоне от «всегда контролирует поведение других людей» до «никогда не контролирует поведение других»);
  • (w) от других людей к индивиду (в диапазоне от «всегда контролируют» до «никогда не контролируют»).

На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетентность и ответственность. На уровне самопонимания потребность в контроле проявляется в необходимости чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное потребностью в контроле, относится к процессу принятия решения, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Выраженность потребности в контроле варьируется в диапазоне от стремления к власти, авторитету и контролю над другими до желания быть контролируемым, избавиться от ответственности.

Аффект — потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на эмоциональные отношения. Отношения устанавливаются по двум направлениям:

  • (е) от индивида к другим людям (в диапазоне от «устанавливает близкие личные отношения с каждым» до «не устанавливает близких личных отношений ни с кем»);
  • (w) от других людей к индивиду (в диапазоне от «всегда завязывают близкие личные отношения» до «никогда не завязывают близких личных отношений с индивидом»).

На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отношения. На уровне самопонимания — как потребность индивида чувствовать, что он достоин любви.

Включенность относится, прежде всего, к формированию отношений, тогда как контроль и аффекция касаются уже сформированных отношений. Включенность можно проиллюстрировать как отношения «внутри-снаружи», контроль — «вверху-внизу», а аффекцию — «близко-далеко».

Опросник FIRO-B был разработан для того, чтобы помочь человеку понять собственное поведение и поведение других людей, объяснить, как потребности личности влияют на межличностные взаимоотношения. Его валидность и надежность подтверждены многочисленными исследованиями. Русскоязычный адаптированный вариант FIRO-B известен как опросник межличностных отношений (ОМО). С его помощью измеряются личностные характеристики и оцениваются отношения между людьми. Тип поведения диагностируется в трех областях — включение (I), контроль (С), и аффект (А), по шести шкалам:

Включенность

  • Ie (демонстрируемое поведение самого индивида): стремлюсь принимать других людей, поддерживать их интерес ко мне и участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и как можно чаще быть среди людей;
  • Iw (поведение, ожидаемое индивидом от окружающих): стараюсь, чтобы другие люди вовлекали меня в свою деятельность и стремились быть в моем обществе.

Контроль

  • Се (демонстрируемое поведение самого индивида): пытаюсь контролировать других людей и влиять на них; стремлюсь руководить и принимать решения;
  • Сw (поведение, ожидаемое индивидом от окружающих): стараюсь, чтобы другие люди меня контролировали, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.

Аффект

  • Ае (демонстрируемое поведение самого индивида): стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним теплые дружеские чувства;
  • Аw (поведение, ожидаемое индивидом от окружающих): стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами.

Опросник ОМО содержит 54 утверждения. При тестировании рекомендуется соблюдать принцип добровольности. Давление на испытуемого повышает вероятность искажения результатов. Время на ответы не ограничивается (в среднем, заполнение бланка занимает 15 минут). 

Опросник межличностных отношений (ОМО)

Инструкция:

Опросник предназначен для определения типичных способов Вашего отношения к людям. Здесь нет правильных или неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать так, как, по их мнению, они должны себя вести. Но сейчас нас интересует то, как Вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга, но все же они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, по каждому пункту опросника отдельно, без оглядки на другие утверждения. Время для ответа не ограничено, но не стоит размышлять слишком долго.

Для каждого утверждения выберите вариант ответа, который кажется Вам самым подходящим.

Бланк для ответов (ОМО)

__________________________________________
Фамилия, имя, отчество

№ п/п

Утверждение

Ответ

Обычно
1

Часто
2

Иногда
3

По случаю
4

Редко
5

Никогда
6

1

Стремлюсь быть вместе со всеми

 

 

 

 

 

 

2

Предоставляю право другим решать вопрос о том, что необходимо сделать

 

 

 

 

 

 

3

Становлюсь членом различных групп

 

 

 

 

 

 

4

Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами групп

 

 

 

 

 

 

5

Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций

 

 

 

 

 

 

6

Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность

 

 

 

 

 

 

7

Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь

 

 

 

 

 

 

8

Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими

 

 

 

 

 

 

9

Стремлюсь задействовать других в своих планах

 

 

 

 

 

 

10

Позволяю другим судить о том, что я делаю

 

 

 

 

 

 

11

Стараюсь быть среди людей

 

 

 

 

 

 

12

Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения

 

 

 

 

 

 

13

Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно

 

 

 

 

 

 

14

Легко подчиняюсь другим

 

 

 

 

 

 

15

Стараюсь избегать одиночества

 

 

 

 

 

 

16

Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях

 

 

 

 

 

 

17

Стремлюсь относиться к другим по-приятельски

 

 

 

 

 

 

18

Предоставляю право другим решать вопрос о том, что необходимо сделать

 

 

 

 

 

 

19

Мое личное отношение к окружающим — холодное и безразличное

 

 

 

 

 

 

20

Предоставляю право другим руководить ходом событий

 

 

 

 

 

 

21

Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными

 

 

 

 

 

 

22

Допускаю, чтобы другие оказывали большое влияние на мою деятельность

 

 

 

 

 

 

23

Стремлюсь установить близкие и сердечные отношения с другими

 

 

 

 

 

 

24

Позволяю другим судить о том, что я делаю

 

 

 

 

 

 

25

С другими веду себя холодно и безразлично

 

 

 

 

 

 

26

Легко подчиняюсь другим

 

 

 

 

 

 

27

Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими

 

 

 

 

 

 

28

Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь

 

 

 

 

 

 

29

Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно

 

 

 

 

 

 

30

Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других

 

 

 

 

 

 

31

Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в их деятельности

 

 

 

 

 

 

32

Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно

 

 

 

 

 

 

33

В обществе других стремлюсь руководить ходом событий

 

 

 

 

 

 

34

Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности

 

 

 

 

 

 

35

Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно

 

 

 

 

 

 

36

Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу

 

 

 

 

 

 

37

Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дискуссиях

 

 

 

 

 

 

38

Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски

 

 

 

 

 

 

39

Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности

 

 

 

 

 

 

40

Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно

 

 

 

 

 

 

41

В обществе стараюсь играть главенствующую роль

 

 

 

 

 

 

42

Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь

 

 

 

 

 

 

43

Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно

 

 

 

 

 

 

44

Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу

 

 

 

 

 

 

45

Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности

 

 

 

 

 

 

46

Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно

 

 

 

 

 

 

47

Стремлюсь сильно влиять на деятельность других

 

 

 

 

 

 

48

Мне нравится, когда другие подключают меня к их деятельности

 

 

 

 

 

 

49

Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно

 

 

 

 

 

 

50

В обществе стараюсь руководить ходом событий

 

 

 

 

 

 

51

Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности

 

 

 

 

 

 

52

Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно

 

 

 

 

 

 

53

Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу

 

 

 

 

 

 

54

В обществе руковожу ходом событий

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов

Результаты (в баллах) подсчитываются в соответствии с ключом к опроснику.

Ключи к опроснику

Для подсчета результатов лучше воспользоваться Бланком подсчета результатов. Ответ оценивается в 1 балл при совпадении с одним из ответов ключа, при несовпадении — в 0 баллов. Диапазон итоговых оценок по каждой шкале — от 0 до 9 баллов.

Бланк подсчета результатов

Шкалы опросника

Кроме того, можно подсчитать индексы (комбинации оценок) по каждой из трех шкал:

  • индексы объема интеракции (е + w);
  • индексы противоречивости межличностного поведения (е – w) — внутри и между отдельными областями межличностных потребностей.

Также можно рассчитать коэффициенты совместимости людей — в диаде или в группе.

Результаты тестирования можно представить в виде таблицы:

 

Шкалы опросника

Ie

Iw

Ce

Cw

Ae

Aw

∑ =

 

 

 

 

 

 

или диаграммы:

Шкалы

Баллы

Ie

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Iw

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ce

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cw

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ae

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Aw

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Интерпретация полученных результатов

Ниже приводится описание типичных тенденций поведения человека, соответствующих разным показателям значений по шкалам ОМО:

Включенность

  • Низкие оценки по шкале Ie — человек чувствует себя некомфортно среди людей, скорее будет демонстрировать склонность их избегать.
  • Высокие оценки по шкале Ie — человек чувствует себя комфортно среди людей, будет иметь тенденцию искать их общества.
  • Низкие оценки по шкале Iw — человек демонстрирует тенденцию общаться с небольшим количеством людей.
  • Высокие оценки по шкале Iw — человек имеет сильную потребность в принадлежности к группе, стремится быть принятым людьми.

Контроль

  • Низкие оценки по шкале Се — человек избегает принимать решения и брать на себя ответственность.
  • Высокие оценки по шкале Се — человек старается брать на себя ответственность, играть в коллективе ведущую роль.
  • Низкие оценки по шкале Cw — человек не принимает контроля над собой.
  • Высокие оценки по шкале Cw — человек демонстрирует потребность в зависимости, колеблется при принятии решений.

Аффект

  • Низкие оценки по шкале Ае — человек очень осторожен при установлении близких, интимных отношений с людьми, избегает таких отношений.
  • Высокие оценки по шкале Ае — человек демонстрирует большую склонность устанавливать близкие, интимные отношения с людьми.
  • Низкие оценки по шкале Aw — человек очень осторожен при выборе лиц, с которыми устанавливает глубокие эмоциональные отношения.
  • Высокие оценки по шкале Aw — человек испытывает большую потребность в том, чтобы другие люди устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.

Чем больше оценки приближаются к крайним значениям диапазона, тем вероятнее ожидать от испытуемого описанного поведения (в общих чертах). Величина полученной оценки определяет степень применимости приведенных выше описаний:

  • при экстремально низких (0–1) и экстремально высоких (8–9) оценках поведение человека будет соответствовать описанным тенденциям, и при этом иметь компульсивный характер*;
  • при низких (2–3) и высоких (6–7) оценках поведение человека будет соответствовать описанным тенденциям;
  • при пограничных (4–5) оценках человек может демонстрировать обе описанные тенденции поведения.

Все оценки лучше интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений по конкретной выборке.

Для гармоничного взаимодействия человека с другими людьми необходимо равновесие в трех областях межличностных потребностей.

Не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим. Два доминантных человека могут различаться в том, как они позволяют другим управлять собой. Например, властный начальник отдела может с удовольствием подчиняться приказам руководителя (или жене), а лидер дворовой группы подростков — постоянно перечить своим родителям.

Опросник межличностных отношений широко используется в практике менеджеров по персоналу многих стран. Результаты тестирования применяется в следующих областях:

  • работа с кадровым резервом;
  • консультирование сотрудников по вопросам планирования и развития карьеры;
  • развитие лидерства;
  • разрешение (и профилактика) конфликтов;
  • формирование команд;
  • подбор персонала и др.

Полученная с помощью опросника межличностных отношений информация может помочь повысить удовлетворенность человека работой, увеличить результативность его деятельности. Лучше понимая свои потребности в общении с другими людьми, особенности своего поведения и поведения других людей, человек сможет использовать более эффективные способы коммуникации, искать альтернативные методы достижения своих целей. Склонность работать автономно или непереносимость одиночества, подчиняться или активно принимать на себя ответственность — эти и другие особенности поведения человека, его взаимоотношений с коллегами очень важно учитывать при адаптации новых работников, при подборе рабочих групп, в профконсультировании.
______________
*
Компульсивность — повторяющееся, целенаправленное и намеренное поведение, возникающее как реакция на навязчивость с целью нейтрализовать или предотвратить психологический дискомфорт. Человек чувствует себя вынужденным совершать иррациональные действия, чтобы уменьшить напряжение. Эта форма поведения может быть обусловлена болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, вызывающей внутреннюю тревогу, дискомфорт. Компульсивные действия, поступки совершаются под влиянием непреодолимого побуждения. Сознательный контроль компульсивного поведения затруднен.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала
«Менеджер по персоналу»

Источник: HR-Лига

Автор:

Оригинал статьи по адресу: http://hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=879