п.2.6. Мастер-классы

Ондар Надежда Сергеевна

Мастер-класс по "Композиции постановке танца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_master_klassa.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧОРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. Хову- Аксы

668330, Республика Тыва, Чеди- Хольский кожуун, ул: комсомольская д.8. 8(394)5222308

Мастер класс на тему:

«Композиция постановка танца»

Подготовила преподаватель

хореографического отделения:

Ондар Надежда Сергеевна.

        27.03.2018г.

Композиция – происходит от латинского «composition» - соединение, связь. Это понятие в равной степени относится как к целому хореографическому произведению, так и к определенному танцевальному этюду или танцевальной комбинации.

Композиция определяет взаимодействие художественных средств, используемых в хореографическом произведении. Вне единства композиции не существует.  Единство - качество, необходимое для композиции. Ее задача способствовать созданию гармоничных художественных произведений.  Композиция – это целостная художественно – выразительная система. Графически это можно изобразить так:

 

                                       Композиция танца

Рисунок танца                                                             танцевальная лексика

                                                                                               (язык)

                          Музыка, костюм, свет, декорации, грим и т.д.

Гармоничное слияние всех этих композиционных компонентов и будет настоящим хореографическим произведением. Для достижения этой цели попробуем разобрать каждый компонент танца отдельно.

I.Начнем с рисунка танца. « Рисунок, - говорил Микеланджело, - есть высшая точка и живописи, и скульптуры и архитектуры, рисунок источник и корень всякой науки…», а мы добавим: в том числе хореографической. Рисунок танца организует движение танцующих, систематизируя их различные построения и перестроения, оказывает определенное психическое воздействие, и задача балетмейстера добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то направление и тот характер, которые заложены в номере.

Рисунок должен длиться ровно столько времени, сколько необходимо для его восприятия зрителем, но он не должен «надоесть».

Это в полном мере относится и к каждому движению, и к комбинации.

Перечислим рисунки наиболее знакомые и простые, т.е часто применяемые: круг,  круг в кругу,  два,  три круга,  шеренга,  колонна и т. д.

 

II. Текст танца (язык). Танцевальная лексика – это органическое сочетание  танцевальные движения, жестов, поз, мимики в определенном драматургическом развитии.

Асимметричность построения рассматривается в следующих аспектах:

А) относительно мизансценической оси;

Б) построение танцевальной комбинации в продвижении по сценической площадке «влево-вправо», «вперед-назад».

Рассмотрим  пять простых приемов танцевальной комбинации, а так их 17:

  1. Так называемые простой, который сроится по законам развития, от простого к сложному, и имеет начало и завершение, и обратный, зеркальный.  Который  идет с конца на начало.
  2. Прием переклички или повтор - этот прием используется для одного движения или нескольких комбинаций. Один движение сделал другой повторил. Пока не закончил движение у одного исполнителя, другой не вступает.
  3. Прием секвенции (лесенка) – требует повтора не менее 3,4 раз. Например: первая группа, вторая, третья. И опять первая, вторя, третья, и так далее.
  4. Прием «волна» - более быстрые секвенции, повторяется один раз.

Это не единственные приёмы построения композиции, а лишь основные, самые широкие и самые простые. На сегодняшний день существует масса приемов, которые выбирают для себя балетмейстеры в зависимости от жанра и вида их произведения. Но говоря об этом, не следует забывать, что есть постулаты, которые применяют независимо от чего. Для активизации зрительного восприятия используют такие приемы, как:

- увеличение или уменьшение количества исполнителей во время хореографического номера;

- ускорение и замедление темпа движения;

- яркая смена характера движений;

- смена характера движений;

- смена музыкального сопровождения.

Вывод:

  1. Постановочная работа начинается с составления плана, где отражается начало и окончание;
  2. Балетмейстер - репетитор обязан быть готовым к каждой репетиции. Он должен знать, над чем он будет работать с начала и что отложит на потом;
  3. Нежелательно отменять  назначенные репетиции. Это может делаться только в крайнем случае. Стабильность  репетиционного процесса - залог плодотворной работы коллектива;  
  4. Участие балетмейстера в своих постановках нежелательно. Он должен видеть танец со стороны, из зрительного зала, чтобы иметь возможность оценить его, что-то добавить или убрать, изменить отдельные рисунки или движения.

Литература:

  1. Захаров Р. Сочинение танца. – М., 1983.
  2. Новерр Ж.Ж. Письма о танце. – М.: Искусство, 1965.
  3. Бухвостова Л.В. Щекотихина С.А. Композиция и постановка танца. – Орел. 2002.
  4. Васильев Б.Н.  Мастерство хореографа. – Улан-Удэ. 2005.