Открытые уроки

Чайзат Хурештигбейовна Монгуш

Открытые уроки - обмен педагогическим опытом.

1. Урок по географии "Реки России", 8м, 17.10.2017г.

2. Урок по географии "Путешествие по Евразии", 5м класс, 15.03.2017г.

3. Урок по географии "Антарктида - загадочный край", 7а класс, 20.03.2017г.

4. Урок по географии "Загрязнение окружающей среды", 10б класс, 13.11.2017г.

5. Интегрированный урок по географии и геометрии "Основные понятия по географии и геометрии", 7 класс, 07.02.2018г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии

для учащихся 8 класса

Реки России

Автор:

Учитель географии МБОУ «СОШ № 2»

 города Кызыла

Монгуш Чайзат Хурештигбейовна

Тема урока:

Реки России

Цель урока:

  1. Познакомиться с крупными речными системами России, определить их зависимость от климата и рельефа, сформировать понятия падение и уклон реки, расход воды и годовой сток.
  2. Формирование умений, навыков работы с географическими источниками;
  3. Формирование чувства любви к родной природе.

Оборудование: физическая карта России, учебник, карты, атласы,презентация.

Ход урока

«Счастье дается только знающим»

                    Паустовский

  1. Какие темы по природе России уже изучены?
  2. К изучению какого компонента природы нужно приступить сегодня? Почему?

(Реки можно рассматривать , как продукт климата. (Воейков)

Климат – отец вод. (Вернадский)

  1. Какие виды внутренних вод вы знаете?
  2. Какое значение имеет пресная вода?

Изучение нового материала.

Особенности природы рек России будем изучать в виде путешествия по реке, на которой мы живем. А начнем с повторения определения: что такое река?

Это постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении.

Река Волга – крупнейшая река Европы.

Семь тысяч рек, ни в чем  не равных:

И с  гор  стремящих бурный  бег

И меж  полей  в изгибах  плавных,

Текущих вдаль,- сем тысяч рек.

Она со всех концов собрала –

Больших и малых - до одной,

Что от Валдая до Урала ,

Избороздили шар земной.                  (Твардовский «За далью даль»)

Любая река имеет начало. Как называется начало реки? (Исток)

Что может быть истоком?

Что является истоком реки Волги? (Валдайская возвышенность, озеро Селигер)

Стихи.

А куда впадает Волга? Как называется место впадения реки в другой водоем? (Каспийское море - озеро, устье)

Реки, впадающие в замкнутые водоемы, относятся к внутреннему стоку, а куда еще могут впадать реки? (Моря, океаны)

В какие моря и океаны могут впадать реки России? (Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий)

Значит реки России относятся к бассейнам трех океанов и внутреннего стока. (Работа с картой атласа и рис. 43 учебника стр.110.

Почему крупнейшие реки текут на Север?(Особенности рельефа, общий уклон территории России)

Вернемся опять на Волгу. По ходу течения в нее впадают другие реки. Как они называются? (Притоки)

Назовите главные притоки Волги (Кама , Ока).

Где впадают эти реки? (Казань, Нижний Новгород).

Река Ока – Волги правая рука,

Кама – левая рука.

Сливаются здесь Волга и Ока

И вдаль стремятся как одна река.

И знают стены древнего Кремля,

Что породила их одна земля.

Барашки волн бегут за рядом ряд –

О чем они неспешно говорят?

Родная Волга, русская река!

Ты многое видала за века.

Что образует река со своими притоками? (Речную систему)

Как называется территория, по которой течет река? (Речной бассейн)

Река это живое природное тело. И как все живое, она живет, течет и питается.

Что является питание реки? Источники воды, пополняющие реки – талые воды снегов , льдов, дождевые воды, подземные воды.

Виды питания: снеговое, ледниковое, дождевое, подземное, смешанное.

Питание  реки Волги – смешанное с преобладанием снегового.

Что такое режим рек? (Изменение уровня воды в реке).

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке.

Межень – самый низкий уровень воды в реке.

Ледостав – замерзание рек.

Ледоход – вскрытие рек ото льда.

Работа с учеником стр.112-113, рис.44, 45

Определить режим Волги.( Половодье весной, ледостав- ноябрь, декабрь

Ледоход – март.)

Вспомните произведение Некрасова «Дед Мазай и зайцы», во время половодья или паводка деде Мазай сапасал зайцев ? (Половодье)

«Только весенние воды нахлынут…»

А от чего зависит режим и питание рек? (Климат)

А теперь ответьте: Волга равнинная или горная река? (Течение медленное , спокойное – равнинная река)

Характер течения реки можно определить с помощью таких величин, как падение и уклон реки (Работа с учебником, стр.110-111)

Для хозяйственного использования реки важно знать о их полноводности, которую можно определить показателями: годовой сток и расход воды в реке.

 (Работа с таблицей и рис. 42 стр.109

Самой полноводной рекой является Енисей = 630 куб.км

Формирование понятия – «Твердый сток». С внутренними водами, как и с другими природными компонентами связаны стихийные явления – наводнения (определение, кинофрагмент)

Д/з: параграф 23. Сообщение о наводнении на реках России. Кроссворд «Реки Росси» на буквы вашего имени или фамилии.



Предварительный просмотр:

Автор: Монгуш Чайзат Хурештигбейовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 г. Кызыла.
Наименование материала: методическая разработка урока по географии 5 класс
Тема: Путешествие по Евразии
Раздел: среднее образование

Урок  по географии в формате ФГОС для 5 класса

«Путешествие по Евразии»

Дидактическая цель: Сформировать представление о материке Евразия и выявить его уникальность.

Задачи: 1. Найти особенности материка Евразия, используя учебник, географические карты и презентацию. 2. Закрепить умения работы с картой и текстом учебника.

3. Научиться выделять главное из различных источников информации. 4. Формирование у учащихся пространственного мышления и понимания значимости темы урока.

 

Метапредметные умения

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Выявлять причинно-следственные связи;
  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • Выслушивать и объективно оценивать другого;
  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
  • Рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
  • Работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Предметные умения:

  • Объяснять особенности природы и населения Евразии.
  • Определять специфику природы и населения Евразии по тексту , картам и презентации. Найти и обозначить на  контурной карте   географические объекты по теме урока.  
  • Умение объяснять:
  • Понимание специфических черт природы Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Личностные умения:

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками с учителем в процессе образовательной деятельности
  • Формирование ответственного отношения к учению
  • Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

Оборудование: Учебник, настенная карта, географический атлас, презентация,  контурные карты.

Ход урока

I Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

--Здравствуйте  ребята! Проверьте все ли готово у вас к уроку?

--Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.

II Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", и выявления затруднений.

--Скажите ребята, что мы с вами изучали на прошлых уроках? Океаны. Какие океаны мы изучили?

--Кто сможет  показать их на карте?

Давайте  проверим ваши знания по теме океаны, выполнив небольшой тест.

Оцените свою работу.

--А, что омывают океаны? Материки и острова. Какие материки вы знаете?

--Покажите на карте.

--Ребята, а много ли вы знаете об этих шести материках?

--Сегодня вы расширите свои знания, потому что  мы  отправляемся в большое путешествие по материкам. Вы будете в роли юных исследователей.

--Как вы думаете, с какого материка мы начнем свое путешествие?

--Почему вы решили, что именно с Евразии? (потому что он самый большой)

--Совершенно верно этот материк самый большой.

--Кто сможет показать нам Евразию?

--Значит как будет звучать тема урока? Если мы с вами отправляемся в путешествие? Путешествие по Евразии.

--Подумайте, какова цель нашего путешествия? Сформировать представление о материке Евразия и выявить его уникальность.

--А кто мне может сказать, почему нам с вами так важно знать особенности и уникальность Евразии? На материке расположена наша страна.

--А на какие вопросы мы должны с вами ответить, чтобы достичь цели нашего путешествия?

 1)Каковы размеры материка?

2) Где находится Евразия?

3) Какие имеются на материке уникальные объекты?

В конце урока вам предстоит ответить на главный вопрос: Почему природа материка так разнообразна?

--Что нам будет в помощь в нашем путешествии? Учебник, атласы, учитель.

--Ну что ж, приступим!

III Открытие нового знания

Цель: изучение нового материала учащимися, актуализация ранее усвоенных знаний для поиска новой необходимой информации.

--Работать  вы будете в парах.

Пара девочек-исследователей будет называться Европа.

Пара мальчиков-исследователей будет называться Азия.

--Как вы думаете, почему я дала вашим  парам такое название?

--Верно, материк Евразия включает в себя две части света: Европу и Азию.

--А знаете ли вы где проходит граница между Европой и Азией?

--Давайте это узнаем, выполнив задание № 1 в рабочих листах.

--А что нам поможет при поиске информации? (Учебник, атлас)

Выполняют задание

--Кто желает   показать на карте границу между Европой и Азией?

ФИЗМИНУТКА

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

За окном у нас видна.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

--Ну а сейчас я вам предлагаю познакомиться с размерами и географическим положением материка. Для этого выполните задание №2 в рабочих листах. Вам нужно вставить пропуски в текст.

_________________ самый большой материк нашей планеты. Его площадь около ________________. Материк полностью расположен в ______________ полушарии. Евразия - единственный материк, берега которого омывают все ____ океана. На юго-западе материк соединяется с Африкой ______________   _____________.

--Молодцы юные исследователи. Мы с вами узнали размеры и географическое положение материка.

 К чему перейдем дальше? Верно, уникальные объекты Евразии.

Пара девочек, под названием Европа, приготовит нам исследовательский отчет о рекордсменах Европейской части материка, а пара мальчиков, под названием Азия, приготовит отчет о рекордсменах азиатской части Евразии. Все найденные объекты, вы должны будете нанести на контурную карту.

Выступление ребят и показ на карте найденных объектов.

--Вы многое сегодня узнали о материке Евразия, давайте попробуем ответить на главный вопрос: Почему природа материка так разнообразна?(потому что имеет большие размеры).

IV Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

--Давайте вспомним самое, самое на материке Евразия.

1. Материк Евразия самый............... Его площадь - 54 млн. км²

2. Самое большое озеро - Каспийское - 396 тыс. км ²

3. Самое глубокое озеро - Байкал - 1642 м.

4. Самые высокие горы - Гималаи -Эверест - 8848 м.

5. Самое холодное место в Северном полушарии - п. Оймякон - 71 ◦С

6. Самое влажное место на Земле - Индия - г. Черапунджи - 12 тыс. мм

VСамостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: практическое закрепление изученного материала

--Ну а сейчас я предлагаю вам проверить себя и узнать как вы усвоили материал.

Задание: Выберите верные утверждения.

1. Евразия включает в себя две части света. (+)

2. материк омывается водами всех океанов Земли (+)

3. Евразия связана сухопутным перешейком с Северной Америкой. (-)

4. Евразия - самый жаркий материк. (-)

5. Здесь находятся самые высокие в мире горы (+)

6. На материке расположено самое крупное по площади государство мира. (+)

VI. Обобщение по теме

Цель: закрепление и обобщение изученного материала

Составьте синквейн по теме "Евразия".

VII. Домашнее задание

Цель: назначение вопросов и критерии домашних заданий самими учащимися.

1. §21, читать.

2. Найти еще уникальные или интересные факты об Евразии.

3. Составить текст по теме Евразия с ошибками. (Минимум 5 предложений)

VIII. Этап рефлексии

Цель: организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке.

Рефлексивная мишень. На доске. Задание: выйти к доске и используя смайлики показать свою эмоцию по уроку.

Image2445

--Подсчитайте свои баллы и выставьте оценки.

Мне было интересно и легко с вами работать, спасибо за урок!

Урок окончен, вы можете собраться.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии в 7 классе

учителя МБОУ «СОШ №2 г. Кызыла» Монгуш Ч.Х.

Тема урока «Антарктида - загадочный край».

Технология критического мышления.

Цели:

Образовательные:

Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, определить причины природных особенностей Антарктиды.                                                                                                      Развивающие:

Способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (контурными картами, атласами, учебниками, энциклопедическим, справочным  материалом, различными видами карт), умениям работать в группах; развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов.

Воспитательные:

На примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели  и преодолевать любые трудности, а так же прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы.

Инструментарий:                                                                                                                                                            Карты: физическая карта мира, презентация,  мультимедийный проектор, учебники, атласы, тетради.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Методические рекомендации

1. Организационный момент

И вновь звенит для нас звонок, нам надо с вами начинать урок!  (Приветствие учителя)

Проверка готовности к уроку

2.Мотивационно – целевой блок

 (стадия вызова)

Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы познакомимся с еще одним материком. А что же это за материк, попытайтесь установить по данному описанию                                                                                             « На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»                                                                        Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэре о материке, с  которым мы познакомимся на уроке.                                                                                                       А что же это за материк?                                                  Сформулируйте тему урока.                                                                    Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида?  Что вы знаете об этом материке?    

1.Заполнение таблицы  (прием «ЗХУ»)

знаю

хочу узнать

Узнал

  2. Устная работа с утверждениями                                          (прием «Верные и неверные утверждения)                                             - Антарктида – самый холодный материк                                                 - в Антарктиде есть львы и леопарды                                                                     - Антарктида принадлежит России                                                                         -Антарктида - единственный материк, который пересекается всеми меридианами Земли                                                                                    - рост птиц в Антарктиде достигает 120 см                                                                - в Антарктиде, как и в пустыне, встречаются оазисы, водоёмы с тёплой водой и растительностью вокруг

- в Антарктиде нет постоянного населения

- Большая часть Антарктиды лежит в западном полушарии Земли    

-  в Антарктиде все берега только северные
 - Антарктида удалена от всех материков    

3.Для заполнения второй колонки таблицы необходимо использовать прием «Инсерт».  

Текст для самостоятельной работы:

«Я до сих пор не верю, что мы были на самом краю Земли!

Вокруг жестокое солнце, морозы и страшная пурга.

Я был на обширной равнине, а у меня кружилась голова, шла из носа кровь, как будто я поднялся, высоко в горы.

Вокруг меня был снег, а я был в солнечных очках и загорел, как в тропиках.

Я видел птиц, у которых яйца не в гнездах, а при себе.

Морские животные выходят сухими из воды.

А еще я видел слона, льва и леопарда, живущих в воде».

Работа с текстом позволит уч-ся быстро заполнить таблицу. На основе содержания колонки (хочу узнать)  определяются цели урока:

Определить отличительные природные особенности Антарктиды;

Выявить причины, определяющие  особенности природы материка;                                                                                         Определить, как климат материка влияет на органический мир Антарктиды

Учащиеся слушают описание материка, зачитываемого учителем  

Формулируют тему урока.                                       Тема урока «Антарктида».                Записывают тему в тетрадь

Цель использования приема на стадии вызова – это актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу

На этапе работы с утверждениями целесообразно применить прием «толстые и тонкие вопросы» (некоторые утверждения объяснить или опровергнуть,  приведя этому доказательства)

Данный методический прием позволяет подвести учащихся к формулировке цели урока. Названные цели полно и всесторонне отображают содержание урока.

3.Содержательно – процессуальный блок                      (стадия осмысления)

   1 Этап.  

 Работа в группах  (главными задачами являются:

  • активное получение новой информации;
  • осмысление новой информации)

  Задание группы 1. 1.Определить главные черты природы материка.  («Страна морозов», «Страна пурги», «Страна за облаками», «Страна жестокого солнца»)

2.Привести конкретные примеры и интересные факты, доказывающие природные особенности материка.

Задание группы 2.  1.Объяснить, почему Антарктиду называют «Страной морозов», «Страной пурги», «Страной за облаками», «Страной жестокого солнца»?

2.Разрешить противоречие  в понятие «Страна морозов и жестокого солнца»

2 Этап.

Отчет групп о проделанной работе

 

Работа с  атласом и картой, текстом учебника и  материалами справочной литературы.

Ребята работают над своими заданиями, формулируют выводы; заполняют таблицу (карточки – задания)          

Отчеты групп сопровождается презентацией, которая отражает все отличительные черты природы материка Антарктида.

IV. Стадия рефлексия.

   В таблице заполняется третья колонка (узнал).  

   На доске составляется «Кластер» по теме урока.

   Каждая группа составляет «Синквейн»

Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.

5.

Домашнее задание: выучить параграф 57; подготовить презентации и сообщения по теме «Антарктида»


Предварительный просмотр: