1.3 Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками

Монгуш  Анай -Хаак Александровна

.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Индивидуальный образовательный маршрут по развитию мелкой моторики у ребёнка группы среднего возраста»

 

Пояснительная записка:

Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей среднего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в среднем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    

Требования к развитию мелкой моторики детей группы среднего возраста (4-5 лет).

Развитие моторики у детей 4-5 лет должно соответствовать следующим нормативным требованиям:

- стучит предметом о предмет;

- берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный;

- вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки, старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.

- перерисовывает крестик, круг, квадрат.

 Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка  ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции.

Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики.

В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени. 

ПЛАН   ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  МАРШРУТА

                                      на 2018 – 2019 учебный год

Фамилия, имя ребенка:  Андрей,  возраст  4-5.

Проблема: Недостаточный уровень развития мелкой моторики, не соответствующий возрастной норме.

Цель: Совершенствование зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики.

Основные  направления  развивающей  работы:  Учить правильно  держать ножницы, резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Формирование  интереса к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги.

Дата составления: 24.09.2018г.

Воспитатель:  Монгуш А-Х.А.

Согласовано: со старшим воспитателем.


Планирование индивидуальных занятий октябрь.

1 неделя

Цель

Задание, дидактическая игра, упражнение

Дата

Выполнение

Занятие  1

Совершенствование координации движений, мелкой моторики, развития тактильной чувствительности.

Пальчиковый театр «Сказки на пальчиках»

01.10.18

выполнено

Занятие  2

Совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение «Пушистые дорожки»

04.10.18

выполнено

2 неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Порвать на мелкие кусочки лист бумаги.

08.10.18

выполнено

Занятие  2

Развивать умение раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Работа с трафаретами «Обведи и раскрась геометрические фигуры»

11.10.18

выполнено

3неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Формировать умение сжимать и разжимать прищепку, определять зоны прикрепления прищепки, выполнять соотносящие действия, координировать мелкие движения рук.

Д/и  «Умелые прищепки»

15.10.18

выполнено

Занятие  2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать умение  работать с ножницами, развивать умение вырезать по диагонали.

Обвести треугольник по трафарету и вырезать.

18.10.18

выполнено

4  неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Формировать умение производить движения откручивания и закручивания крышек разных размеров, координировать мелкие движения рук.

Д/и «Весёлые пробки»

22.10.18

выполнено

Занятие  2

Увеличение подвижности пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика «На ладошку села кошка»

25.10.18

выполнено

                           Планирование индивидуальных занятий ноябрь.

1 неделя

Цель

Задание, дидактическая игра, упражнение

Дата

Выполнение

Занятие  1

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

«Маленький конструктор» -выкладывание из геометрических фигур животных.

29.10.18

выполнено

Занятие  2

Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

05.11.18

выполнено

2 неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами.

Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.

12.11.18

выполнено

Занятие  2

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

15.11.18

выполнено

3неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж).

19.11.18

выполнено

Занятие  2

Формировать графические умения и навыки.

«Рельсы для поезда» - рисование прямых линий.

22.11.18

выполнено

4  неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Развивать тактильную чувствительность.

«Помоги повару отделить фасоль от гороха».

26.11.18

выполнено

Занятие  2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать умение  работать с ножницами, развивать умение вырезать по прямой.

Обвести квадрат по трафарету и вырезать.

29.11.18

выполнено

                                           

                             Планирование индивидуальных занятий декабрь.

1 неделя

Цель

Задание, дидактическая игра, упражнение

Дата

Выполнение

Занятие  1

Развивать мелкую моторику пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая».

03.12.18

выполнено

Занятие  2

Продолжать формировать графические навыки.

Обвести картинку по точкам  и раскрасить.

06.12.18

выполнено

2 неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Самомассаж ладоней.

10.12.18

Выполнено

18.12.17

Занятие  2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

«Поможем бабушке развязать узелки на веревке».

13.12.18

Выполнено

18.12.17

3неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

«Весёлая шнуровка»

17.12.18

выполнено

Занятие  2

Развивать мелкую моторику пальцев.

Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

20.12.18

выполнено

4  неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Рисуем машину пальчиками на крупе.

24.12.18

выполнено

Занятие  2

Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

Оригами «Кораблик»

27.12.18

выполнено

                             Планирование индивидуальных занятий январь.

3неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Развивать навыки вырезания круга из квадрата. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы.

Вырезание круга из квадрата.

14.01.19

выполнено

Занятие  2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развитие координации и точности движений.

«Зимний лес» выложить по трафарету из наждачной бумаги при помощи белых ниток.

17.01.19

выполнено

4  неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Развивать мелкую моторику пальцев.

Лепка «Кисть винограда» методом налепа.

21.01.19

выполнено

Занятие  2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развитие координации и точности движений.

Аппликация «Новогодняя ветка» скатывание шариков из салфеток.

24.01.19

выполнено

                             

                           Планирование индивидуальных занятий февраль.

1 неделя

Цель

Задание, дидактическая игра, упражнение

Дата

Выполнение

Занятие  1

Развивать мелкую моторику пальцев.

Пальчиковая игра «Снегири».

04.02.19

выполнено

Занятие  2

Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях

07.02.19

выполнено

2 неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Развивать навыки вырезания овала из прямоугольника. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы.

Вырезание овала из прямоугольника.

11.02.19

выполнено

Занятие  2

14.02.19

выполнено

3неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Развивать мелкую моторику пальцев.

Закреплять приёмы владения ножницами. 

Аппликация «Узор на платочке»

18.02.19

выполнено

Занятие  2

Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

Развивать тактильную чувствительность.

«Ёж и ежата» втыкание спичек в пластилиновый комочек.

21.02.19

выполнено

4  неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Продолжать учить скатывать шарики из салфеток.

«Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

25.02.19

выполнено

Занятие  2

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

28.02.19

выполнено

                                      Планирование индивидуальных занятий март.

1 неделя

Цель

Задание, дидактическая игра, упражнение

Дата

Выполнение

Занятие  1

Продолжать развивать зрительно- моторные функции.

Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

04.03.19

выполнено

Занятие  2

Учить штриховать в разных направлениях.

Штриховка «Овощи и фрукты».

07.03.19

выполнено

2 неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Активизировать моторику рук, выработать умение управлять своими движениями.

Д/упр. «Обведи по точкам».

11.03.19

выполнено

Занятие  2

Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

«Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

14.03.19

выполнено

3неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Развивать мелкую моторику.

Завязываем бантик на подарке.

18.03.19

выполнено

Занятие  2

Развивать мелкую моторику.

Смотать клубок для бабушки.

21.03.19

выполнено

4  неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие  1

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Д/упр. «Обведи по точкам»

25.03.19

Выполнено

Занятие  2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Выкладывание силуэтов посуды (чашка, кастрюля и т.д.) из пуговиц.

28.03.19

Выполнено

                               

Динамика  достижений:  В результате проведённых занятий наблюдается положительная динамика: ребёнок держит ножницы правильно, режет ими по прямой, по диагонали, вырезает круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезает и закругляет углы. Развитие мелкой моторики соответствует возрастной норме.

Воспитатель: Монгуш А-Х.А.