1.3 Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Индивидуальный образовательный маршрут по развитию мелкой моторики у ребёнка группы среднего возраста»
Пояснительная записка:
Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей среднего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в среднем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Требования к развитию мелкой моторики детей группы среднего возраста (4-5 лет).
Развитие моторики у детей 4-5 лет должно соответствовать следующим нормативным требованиям:
- стучит предметом о предмет;
- берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный;
- вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки, старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
- перерисовывает крестик, круг, квадрат.
Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции.
Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики.
В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
на 2018 – 2019 учебный год
Фамилия, имя ребенка: Андрей, возраст 4-5.
Проблема: Недостаточный уровень развития мелкой моторики, не соответствующий возрастной норме.
Цель: Совершенствование зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики.
Основные направления развивающей работы: Учить правильно держать ножницы, резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Формирование интереса к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги.
Дата составления: 24.09.2018г.
Воспитатель: Монгуш А-Х.А.
Согласовано: со старшим воспитателем.
Планирование индивидуальных занятий октябрь.
1 неделя | Цель | Задание, дидактическая игра, упражнение | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Совершенствование координации движений, мелкой моторики, развития тактильной чувствительности. | Пальчиковый театр «Сказки на пальчиках» | 01.10.18 | выполнено |
Занятие 2 | Совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. | Упражнение «Пушистые дорожки» | 04.10.18 | выполнено |
2 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. | Порвать на мелкие кусочки лист бумаги. | 08.10.18 | выполнено |
Занятие 2 | Развивать умение раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Работа с трафаретами «Обведи и раскрась геометрические фигуры» | 11.10.18 | выполнено |
3неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Формировать умение сжимать и разжимать прищепку, определять зоны прикрепления прищепки, выполнять соотносящие действия, координировать мелкие движения рук. | Д/и «Умелые прищепки» | 15.10.18 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать умение работать с ножницами, развивать умение вырезать по диагонали. | Обвести треугольник по трафарету и вырезать. | 18.10.18 | выполнено |
4 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Формировать умение производить движения откручивания и закручивания крышек разных размеров, координировать мелкие движения рук. | Д/и «Весёлые пробки» | 22.10.18 | выполнено |
Занятие 2 | Увеличение подвижности пальцев рук. | Пальчиковая гимнастика «На ладошку села кошка» | 25.10.18 | выполнено |
Планирование индивидуальных занятий ноябрь.
1 неделя | Цель | Задание, дидактическая игра, упражнение | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. | «Маленький конструктор» -выкладывание из геометрических фигур животных. | 29.10.18 | выполнено |
Занятие 2 | Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. | Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. | 05.11.18 | выполнено |
2 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. | Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет. | 12.11.18 | выполнено |
Занятие 2 | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. | Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». | 15.11.18 | выполнено |
3неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. | Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж). | 19.11.18 | выполнено |
Занятие 2 | Формировать графические умения и навыки. | «Рельсы для поезда» - рисование прямых линий. | 22.11.18 | выполнено |
4 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать тактильную чувствительность. | «Помоги повару отделить фасоль от гороха». | 26.11.18 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать умение работать с ножницами, развивать умение вырезать по прямой. | Обвести квадрат по трафарету и вырезать. | 29.11.18 | выполнено |
Планирование индивидуальных занятий декабрь.
1 неделя | Цель | Задание, дидактическая игра, упражнение | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать мелкую моторику пальцев. | Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая». | 03.12.18 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать формировать графические навыки. | Обвести картинку по точкам и раскрасить. | 06.12.18 | выполнено |
2 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. | Самомассаж ладоней. | 10.12.18 | Выполнено 18.12.17 |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. | «Поможем бабушке развязать узелки на веревке». | 13.12.18 | Выполнено 18.12.17 |
3неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. | «Весёлая шнуровка» | 17.12.18 | выполнено |
Занятие 2 | Развивать мелкую моторику пальцев. | Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. | 20.12.18 | выполнено |
4 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. | Рисуем машину пальчиками на крупе. | 24.12.18 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать учить складывать фигуры из бумаги. | Оригами «Кораблик» | 27.12.18 | выполнено |
Планирование индивидуальных занятий январь.
3неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать навыки вырезания круга из квадрата. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы. | Вырезание круга из квадрата. | 14.01.19 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развитие координации и точности движений. | «Зимний лес» выложить по трафарету из наждачной бумаги при помощи белых ниток. | 17.01.19 | выполнено |
4 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать мелкую моторику пальцев. | Лепка «Кисть винограда» методом налепа. | 21.01.19 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развитие координации и точности движений. | Аппликация «Новогодняя ветка» скатывание шариков из салфеток. | 24.01.19 | выполнено |
Планирование индивидуальных занятий февраль.
1 неделя | Цель | Задание, дидактическая игра, упражнение | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать мелкую моторику пальцев. | Пальчиковая игра «Снегири». | 04.02.19 | выполнено |
Занятие 2 | Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. | «Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях | 07.02.19 | выполнено |
2 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать навыки вырезания овала из прямоугольника. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы. | Вырезание овала из прямоугольника. | 11.02.19 | выполнено |
Занятие 2 | 14.02.19 | выполнено |
3неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать мелкую моторику пальцев. Закреплять приёмы владения ножницами. | Аппликация «Узор на платочке» | 18.02.19 | выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Развивать тактильную чувствительность. | «Ёж и ежата» втыкание спичек в пластилиновый комочек. | 21.02.19 | выполнено |
4 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжать учить скатывать шарики из салфеток. | «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. | 25.02.19 | выполнено |
Занятие 2 | Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. | Пальчиковая гимнастика «Солнышко». | 28.02.19 | выполнено |
Планирование индивидуальных занятий март.
1 неделя | Цель | Задание, дидактическая игра, упражнение | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжать развивать зрительно- моторные функции. | Из риса выложить салют по нарисованному контуру. | 04.03.19 | выполнено |
Занятие 2 | Учить штриховать в разных направлениях. | Штриховка «Овощи и фрукты». | 07.03.19 | выполнено |
2 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Активизировать моторику рук, выработать умение управлять своими движениями. | Д/упр. «Обведи по точкам». | 11.03.19 | выполнено |
Занятие 2 | Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. | «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. | 14.03.19 | выполнено |
3неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Развивать мелкую моторику. | Завязываем бантик на подарке. | 18.03.19 | выполнено |
Занятие 2 | Развивать мелкую моторику. | Смотать клубок для бабушки. | 21.03.19 | выполнено |
4 неделя | Цель | Задание | Дата | Выполнение |
Занятие 1 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. | Д/упр. «Обведи по точкам» | 25.03.19 | Выполнено |
Занятие 2 | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. | Выкладывание силуэтов посуды (чашка, кастрюля и т.д.) из пуговиц. | 28.03.19 | Выполнено |
Динамика достижений: В результате проведённых занятий наблюдается положительная динамика: ребёнок держит ножницы правильно, режет ими по прямой, по диагонали, вырезает круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезает и закругляет углы. Развитие мелкой моторики соответствует возрастной норме.
Воспитатель: Монгуш А-Х.А.