Методическое объединение учителей-логопедов 2025-2026 учебный год

Денисова Татьяна Юрьевна

На данной странице представлены материалы работы методического объединения учителей-логопедов города Кузнецка

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Сообщение  руководителя Методического объединения  по вопросу  ознакомления специалистов с основными  нормативными документами и локальными актами  ДОО, регламентирующими  оказание логопедической помощи.

Основными документами, определяющими работу специалиста ДОО являются:

1.Распоряжение Минпросвещения России  от 06.08.20 №Р-75 «Об утверждении примерного Положении об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

2.Положение о логопедической помощи вашей Организации

24.11.20 вышли Разъяснения Минпросвещения России по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей, разработанные совместно с профсоюзом работников народного образования и науки РФ.

Согласно данному документу п.2.11 его, а именно следует читать исходя из следующих положений:

-логопед осуществляет максимальную коррекцию недостатков в развитии обучающихся;

-осуществляет обследование обучающихся;

-комплектует группы для занятий;

-проводит групповые и индивидуальные занятия;

-работает в тесном контакте с воспитателями и др. пед работниками;

-посещает занятия, консультирует пед.работников и родителей;

-ведет необходимую документацию

С 1 сентября 2025 года вступили в силу обновленные требования к организации рабочего времени педагогов, в том числе специалистов службы сопровождения.(слайд  с нагрузкой)

 В 20 часовую норму входит

-КРР с детьми (индивидуальная и групповая)

-работа с документацией

-Консультирование и работа с родителями (законными представителями)

А также :

Междисциплинарное взаимодействие с другими специалистами сопровождения, участие в консилиумах, командах сопровождения и подготовка к занятиям и анализ КРР.

В Распоряжении Р-75 написано, что в 20 часов входит не только работа с детьми, но и с документами и другая работа. Какая именно работа – смотрите в профстандарте.

  Как структурировать рабочий день для максимальной эфективности? Отделение занятий от документов и подготовки неправомерно. Это единый трудовой процесс, который отразится в вашем расписании. Учимся отделять главное от второстепенного и  не рекомендуем писать в расписание все трудовые функции по профстандарту. Остановитесь на общепринятых, рекомендованых  формулировках : как занятия (инд.  и групповые), методическая работа и консультирование родителей.(образец)

Распределение времени, отведенного на занятия с детьми-решение логопедом с учетом выраженности речевого нарушения, рекомендованного количества для каждой категории детей (по Положению об оказании логопедической помощи  не менее 2,но это мин.) и учета диагноза (алалик н-р, 3 занятия в неделю)

Количество обучающихся на ставку определено  примерным Положением об оказании логопедической помощи. В вашей Организации это локальный акт. «Положение об оказании логопедической помощи. Документация определена Положением. В локальном акте ДОО стоит слово Расписание, значит вы обязаны предоставить расписание.

Если с вас требуют циклограмму? Такой документ может  быть прописан в локальном акте. И хотя циклограмма не является обязательным документом, необходимость ее составления может быть введена локальным актом организации. Составить его сложно в том плане, что циклограмма это график постоянно повторяющихся однотипных работ, работа по циклам. В нашей творческой педагогической профессии это лишнее, не на конвеере работаем.(11)Мы всю жизнь обходились расписанием. Не заставляют, не составляйте. Готовых шаблонов нет, есть примерные варианты., как правильно этот документ составить ,никто не ответит.

Предлагаю делать подробное расписание. Расписание- это отражение всего времени пребывания в организации в выполнении разных видов работ и перерывов. Согласно СанПин между групповыми 10 мин, это показать обязаны. Длительность индивидуальных 15-20 и тоже этого нет в СанПин Режимные моменты, важный момент в завтрак, обед не ставим занятия …. ФИО не рекомендовали бы писать, по причине того, что документ заверяется и подписывается. Зачем искать сложности, важно отработать время и для контролирующих органов достаточно будет  прописать количество индивидуальных по времени.(вариант)

Что нужно учесть. Брать ребенка во время физкультурных и музыкальных занятий нельзя. Можно присутствовать на них с целью логопедизации занятий. Обозначьте это в расписании как совместную деятельность в режимных моментах.

Работу нашего МО посвятим вопросу организации РППС кабинета специалиста.

 Как оснастить  и организовать по возможности РППС    для  развития речевой активности старших дошкольников с ОВЗ, создать  в кабинете логопеда центры речевой  активности? Как дать детям проявить индивидуальность на занятиях без  ущерба  для коррекционной работы? Это актуальные вопросы, потому что пространство логопедического кабинета должно мотивировать и развивать  ребенка. Как и  в среде группы ребенок может быть  активен и слышен в этом пространстве.

 В логопедическом кабинете ребенок тоже может проявлять инициативу, выражать свои мысли и эмоции, что помогает логопеду понять его интересы и сделать коррекционно-развивающую  работу более эффективной, а психологический климат эмоционально –положительным.

В образовательном пространстве детского сада  стал появляться термин «говорящая среда». Не считаем, что он должен относиться только к пространству группы.  И  значит , мы можем, при создании РППС кабинета учитывать ключевые особенности  «говорящей среды».

  • Акцент на «голос ребенка»: Важно, чтобы  в данной среде ребенок имел возможность выразить себя, свои желания и эмоции, а также оценить себя и свои достижения.
  • Самостоятельность и инициатива: Можем создать условия, когда в занятии,  в образовательной деятельности ребенок  мог бы  проявить собственную инициативу, реализовать свою идею.
  • Проявление активности: Хочется так организовать пространство , чтобы  ребенок ощущал себя в «своем» месте, месте, где он  значим.
  • Педагогический инструмент: «Говорящая среда» помогает логопеду лучше понять интересы детей и эффективно планировать свою работу, а также организовывать  взаимодействие с другими специалистами и родителями

Среда кабинета  специалиста во многом всегда была говорящей.

Мы постоянно  используем приемы визуальной поддержки для выполнения задания (схемы, картинки опорные карточки);
В последнее время мы перестраиваемся и формируем для  образовательной деятельности интерактивное пространство, где ребенок может выбрать себе место для выполнения задания, материалы, которыми он воспользуется;

А может быть, он найдет в кабинете своего логопеда местечко  для трансляции результата своей деятельности?

Примеры организации «говорящей среды» в кабинете

  1. Центры активности: Пространство делится на зоны, где ребенок может самостоятельно выбирать вид деятельности.( «Центр Грамотейка» , Центр «Нейрогимнастики», «
  2. Инструменты для самовыражения: Использование мольбертов, веревочек с прищепками для демонстрации рисунков или поделок, что позволяет ребенку «транслировать» свою деятельность «Центр письма»
    В МКДО (мониторинге качества ДО)   в ДОО  есть шкала о наличии Центра свободного письма для детей старшего возраста. Посчитали целесообразным сделать его  в кабинете. Хочется стимулировать отдельных детей на самостоятельное письмо, возможность самому прочитать, сохранить мотивацию к письму.  Здесь много карточек , букв,  пазлов с буквами и слогами, кубиков с буквами). Собирай, пиши, перепечатывай! Понятно, что материал, (карточки, буквы, маркеры, игры ), дети выбирают сами, он меняется и дополняется. Результат своего письма дети могут прикрепить на доску.
  3. Интеграция с другими технологиями: Например, использование «говорящих стен», которые превращаются в «живой экран» и помогают необычно изменить пространство.( «Центр актерского мастерства», «для ума», «Кто в домике живет?»
  4. Разнообразные материалы: Включает в себя наглядные пособия, игры, карточки, альбомы для развития речи и другие материалы, необходимые для коррекционной работы.  «  Центр моторики», «Сенсорный центр»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городское методическое объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ноябрь 2025

Слайд 2

Основные документы в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Положение о логопедической помощи вашей Организации

Слайд 3

Разъяснения Минпросвещения России по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей, разработанные совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации от 24.11.2020г. Основные документы в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Слайд 4

Приказ Минпросвещения России от 04.04.2025 №269 Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: Учителям-дефектологам; Учителям-логопедам У педагогов-психологов – 36 часов, у воспитателей групп компенсирующей направленности - 25 часов Основные документы в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Слайд 5

Приказ об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» от 14.04.2023г. Основные документы в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Слайд 6

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ САНПИН 1.2.3685-21 "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И (ИЛИ) БЕЗВРЕДНОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ" Основные документы в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Слайд 7

Время Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 9.00-9.30 Подгр.занятие1 Подгр.занятие1 Подгр.занятие1 Подгр.занятие1 9.40-10.10 Подгр.занятие2 Подгр.занятие2 Подгр.занятие2 Подгр.занятие2 10.15-10.35. Инд.занятие1 Речевое сопровождение во время музыкальной или двигательной активности Инд.занятие1 Инд.занятие1 10.35-10.55 Инд.занятие2 Инд.занятие1 Инд.занятие2 Инд.занятие2 10.55-11.15 Инд.занятие3 Инд.занятие2 Инд.занятие3 Инд.занятие3 11.15.-11.35 Инд.занятие4 Инд.занятие3 Инд.занятие4 Инд.занятие4 11.35-11.55 Инд.занятие5 Инд.занятие4 Инд.занятие5 Инд.занятие5 11.55-12.15 Инд.занятие6 Инд.занятие5 Инд.занятие6 Инд.занятие6 12.15-12.35 Инд.занятие7 Инд.занятие6 Инд.занятие7 Инд.занятие7 12.35-13.00 Методическая работа, работа с документацией Методическая работа, работа с документацией Методическая работа, работа с документацией Методическая работа, работа с документацией 14.00-15.00 Методическая работа 15.00-15.20 Инд.занятие1 15.20.-15.40 Инд.занятие2 15.40-16.00 Инд.занятие3 16.00-16.20 Инд.занятие4 16.20-16.40 Участие в режимном моменте 16.40-17.00 Инд.занятие5 17.00-18.00 Консультирование родителей или индивидуальная работа в присутствии родителей Утверждаю Заведующий МБДОУ ДС № ________ Примерное расписание занятий, методической и консультативной работы учителя-логопеда _____ на 2025-2026 уч.г.

Слайд 9

Акцент на «голос ребенка» Самостоятельность и инициатива Проявление активности Педагогический инструмент Ключевые особенности «говорящей среды»

Слайд 10

ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ Центр нейрогимнастики Центр Звуковичок

Слайд 11

ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ Центры «Грамотейка»

Слайд 12

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ Центр свободного письма Арт-галерея

Слайд 13

ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ Многофункциональный центр Центр «Зарядка для ума»

Слайд 14

ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ Центр «Бусоград» Центр актёрского мастерства

Слайд 15

РАЗНООБРАЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Сенсорный центр Центр нейрогимнастики Центр «Умелые пальчики»



Предварительный просмотр:

        Уважаемые коллеги! В своей практике я стала использовать нейробанер. Нейробаннер способствуют развитию высших психических функций у детей и межполушарных связей. В пособии задействованы числа, буквы, стрелки, следы, цветные кружки. С помощью нейробанера можно решить большое количество задач как на индивидуальных занятиях, так и на занятиях в малых подгруппах.

        Все задания даны в методичке и распределены по блокам (показать на слайде, но не читать)

1 блок. Моторное планирование, переключение, схема тела, межполушарное взаимодействие, произвольная регуляция через удержание моторных программ.

2 блок. Фонематический анализ и слуховое внимание.

3 блок. Автоматизация звуков.

4 блок. Освоение пространства, зрительно-пространственных функций

5 блок. Развитие произвольной регуляции.

6 блок. Чтение и письмо. 

        Приведу примеры упражнений.

        1 Для развиттия ритмических движений и общей моторики.

Детям задаю ритм: на раз – шаг вперёд, на два – хлопок над головой

        2 Для развития фонематического анализа и слухового внимания.

Ребёнку даю задание: «Если стукну ложками – прыгай вправо, если стукну по барабану – прыгай влево.

        3 Для автоматизации звуков, закрепление лексической темы

        Автоматизируем звук Л во фразе. Ребёнок произносит предложение, затем прыгает по следам с поворотами. Для закрепления лексических тем «Овощи», «Фрукты» через клетку раскладываем фигуры. Ребёнок, не называя предмета, сразу говорит обобщающее понятие, это овощ или фрукт. После ответа делает хлопок, прыгает в следующую клетку по дорожке.

        4. Для освоения пространства, зрительно-пространственных функций

В ходе упражнения «Выложи овощи по горизонтали, фрукты - по вертикали» с детьми осваивали понятия «горизонтально» и «вертикально».

        5. Для развития произвольной регуляции.

Детям даётся инструкция: «В первом ряду прыгаем в каждую клетку, во втором – через клетку»

        6 блок. Чтение и письмо.

Чтобы закрепить изучаемые буквы, ребёнок проходит «буквенную или слоговую дорожку». Если ребёнок называет правильно – двигается дальше, если ошибается – возвращается в начало.

Навыки чтения и письма с детьми отрабатываем в игре «Шифровки».

        Сейчас я продемонстрирую, как использую нейробаннер на занятии по лексической теме «Дикие животные. Подготовка к зиме»


Предварительный просмотр: