Разработки уроков

Даваа Алимаа Архиповна

В этом разделе содержатся разработки открытых уроков и внеклассных мероприятий с отзывами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок с применением здоровьесберегающих технологий

для 4 класса

Тема «Музыка в сказке»

Цели:

-формирование конкретного представления об особенностях музыкальных сказок;

- развитие познавательного интереса, творческих способностей, умения раскрывать образ с помощью цвета;

Задачи:

  • Образовательные: ознакомление с лучшими, доступными учащимся образцами русской музыкальной культуры, усвоение определённых знаний по музыке.
  • Развивающие: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, мышления, памяти, воображения, фантазии.
  • Воспитательные: интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать её и исполнять. Воспитание художественного, музыкального, эстетического вкусов, нравственных качеств личности.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы:

1. Словесно-индуктивный (беседа).

2.Наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения).

3. Наглядно-слуховой.

4. Создание эффекта удивления и ситуации успеха.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся размышлять о музыке, слушать и анализировать музыкальные произведения, получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

Оборудование к уроку: музыкальная аппаратура, ноутбук, аккордеон.

Материалы к уроку:

Фрагмент сказки «Маша и медведь», «Музыкант-чародей», карточки настроений, карточки-«итог урока

Структура урока:

  • Организационный момент.

II. Основная часть:

- ознакомление с темой урока, постановка целей и задач;

- проверка домашнего задания;

- здоровьесберегающие технологии

- проверка знаний и умений обучающихся по пройденному материалу;

- изложение нового материала;

III. Итог урока. (рефлексия)

I Организационный момент.

Начало урока:

Учитель- ребята когда я говорю «здравствуйте, ладошки» -  вы 3 раза хлопаете в ладоши, а когда «здравствуйте, ножки»  - топаете 3 раза, когда говорю «здравствуйте, щечки» похлопываете в щечки

Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ! (Топают ногами}

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Ход урока.

Оформление доски:

Учитель:

 Готовы к уроку? Улыбнулись друг, другу, пожелали хорошего настроение на урок. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. (дети выполняют)

Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

Сегодня наш урок необыкновенный, он волшебный, мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Учитель: А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, посмотрев фрагмент видеозаписи.

Демонстрируется фрагмент из сказки «Маша медведь».

Учитель: Ну что, ребята, догадались?

Дети: Да.

Учитель: Куда мы отправляемся?

Дети: В сказку.

Учитель: Правильно!

II Основная часть

Учитель: И тема нашего урока какая?

Ответ учеников-  Сказки.

Учитель - правильно только к сказкам добавим музыку. И получается какая тема?

Ответ учеников - Музыка и сказка.

Учитель - Правильно, как вы думаете, почему понятия «музыка» и «сказка» могут объединиться? Что их сближает? (ответы детей)

Учитель:

Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может. Наша задача – убедиться, что это действительно так. Предлагаю отправиться в сказочное музыкальное путешествие. Первая станция «Готов ли я?».

Дома вы выполняли домашнее задание: вы должны были нарисовать сказку, где музыка является главным действующим лицом. Посмотрите на нашу сегодняшнюю выставку. Какие замечательные работы получились.

Проверка домашнего задания.

Учитель:

Отправляемся дальше. А сначала мы с вами поиграем.

Здоровьесберегающие технологии

Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: “Хомяк” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);
“Кружок” (рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой);
“Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);
“Самовар” (сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2–3 секунды и выпустить через губы, произнося: “Пых!”);
Дыхательная гимнастика (укрепляет дыхательные мышцы, способствует ощущению опоры на дыхании, тренирует артикуляционный аппарат; можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе урока).
Упражнения:
№ 1. Короткий вдох по руке учителя и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5… С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.
№ 2. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом дети должны стремиться сохранить нижние ребра в положении вдоха, т.е. раздвинутыми.

Учитель:

Чтобы нам в дороге было веселей, мы с вами споем веселую песню. «Если с другом вышел в путь" (пение песни классом)

Учитель.

Следующая станция «Сказочная» на этой станции у нас привал, мы отдохнем и послушаем сказку.

Учитель вместе с детьми вспоминает правила слушания: в тишине, молча, внимательно.

Слушание сказки «Кошкин дом»

Учитель:

Понравилась ли вам сказка? Кто главное действующее лицо?

Ответ учащихся______________________

Учитель:

А мы отправляемся дальше. Следующая наша станция «Творческая» .

А теперь я предлагаю вам поработать в группах, ведь один ум – хорошо, а два-три – лучше.

Задание обеим группам (2 ряд):

1. Послушав произведение, дайте ему название.

2. Объясните, почему дали такое название.

Дети работают в группах)

Учитель: А теперь задание для всех.

Задание: закончили работу, встали все, закрыли глаза. Представьте ясное, теплое солнце, улыбнитесь солнечным лучам, почувствуйте, как легкий ветерок нас качает. (Звучит музыкальный фрагмент). Откройте через себя музыку в пластике, в движении.

Учитель: нам пора отправляться на следующую станцию. Но сначала мы с вами отдохнем.

Физкультминутка.

Раз - подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Учитель:

А нам пора отправляться дальше. Как вы думаете, как называется следующая станция? "Песенная". Нас ждет «Следы невиданных зверей» из мультфильма " Маша и медведь" (Исполнение песни учениками)

Учитель:

Упражнение (столб достоинства)

Подтянитесь, поиграйте мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову, почувствуйте себя победителем.

Результат:

Сознание закрепит горделивую позу в мозгу, а мозг даст команду всем системам работать на его благополучие

А сейчас мы с вами будем разучивать песню.

Итог урока.

Учитель (подводит итог)

Подходит наше путешествие к концу. И что же мы сегодня узнали нового на уроке? Что вы сможете рассказать о нашем уроке родным? (Ответы)

III.ИТОГ УРОКА.

Рефлексия (карточки )

-Кому было интересно на уроке, подтвердите знаком на карточке.

(отмечай только один отзыв знаком V)

Я всё понял и узнал для себя много нового и интересного

  • Я почти всё понял, но у меня были трудности

  • У меня были трудности на протяжении всего урока

Учитель: Молодцы! сегодня на уроке вы все работали отлично!

Домашнее задание:

Нарисовать сказку, где встречается музыка.

Спасибо за урок. До свидания.



Предварительный просмотр:

Урок музыки  в 5 классе

Тема урока: «Тувинские народные песни».

Цель урока: Изучить тувинские народные песни.

Задачи урока:

 1. формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре;

  воспитывать патриотизм, доброе отношений друг к другу и к окружающим

 2. совершенствовать вокально-хоровые навыки.

3. Определить композиторские и народные песни.

Обучающие

актуализировать знания о различии в понятиях «Композитор», «Исполнитель» , «Слушатель»;

проанализировать, как музыка, средства музыкальной выразительности идут к созданию музыкального образа;

Развивающие: способствовать расширению кругозора; развивать детский голос, стремление петь в коллективе.

Воспитывающие: прививать музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке и музыкальным занятиям.

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальная аппаратура. музыкальный инструмент аккодеон.

Тип урока: Урок-беседа.

ТСО - музыкальная аппаратура, ноутбук, проектор, экран.

                         Ход урока

Учитель-  Добрый день! На этом уроке будем говорить об особенном жанре в музыке. Я буду говорить, а вы должны догадаться о каком жанре говорю. Когда нам весело мы это делаем на веселую тему, текст веселый темп быстрый, а когда нам плохо, грустно, то это делаем с грустью тексты бывают грустными, темп медленный. Догодались о каком жанре говорю.

Ответ учащихся____________________________

Учитель - правильно- это песня и тема нашего урока "Тувинские народные песни"

Задача нашего урока - Мастерство исполнения народной песни.

                                      1. пение фальцетом

                                      2. пение вибретом

Вопрос- Какие знаете народные песни?

Ответ детей_______________________________

Учитель -  Сегодня мы поговорим с вами о песне.

Перед нами стоит цель скажите какая цель стоит перед нами?

Ответ учащихся______________________________

Учитель- правильно песни композиторские и народные. Сейчас начнем разбирать понятие композиторские и народные песни.

Вопрос - Как вы понимаете песни композиторские и народные?

Ответ учащихся________________________________

Учитель- Скажите мне, ребята, какие песни появились самые первые?

Ответ учащихся- Народные.

Уитель- правильно-это песни, как " Бистин тыва" " Хамнаарак"

" Арбай хоор" " Опей ыры" " Айлан- кужум" и т.д

Учитель- Какие жанры народных песен мы с вами уже знаем?

Ответ учащихся- Хороводные и плясовые.

Вопрос- Как вы понимаете хороводная и плясовая песня?

Ответ учащихся________________________

Учитель- исполните кусок хороводной и плясовой песни. Для этого задания делитесь на две группы.

( Класс делится на две группы)

Учитель - Давайте отдохнем. Разделенные две группы исполняют ФЛЕШМОБ

Самостоятельная работа учащиеся работают в группах, выбирают репертуар.

Учитель- Молодцы! Народные песни являются одним из направлений Тувинского фольклора. Понятие народные песни - это песни, которые вышли из народа, текст и мелодия сочиненные самим народом, а композиторские - это песни, которые сочиненные с  конкретный композитор, а текст конкретным писателем.

Вопрос - Какая задача стоит перед нами?

Ответ учащихся________________________

Вопрос - Что мы должны знать, чтобы красиво исполнить песню?

Ответ детей- 1. Правильное дыхание при пении

                        2. Произносить буквы округленными.

        3. С первого куплета звуки брать более сдержанными. 

Дыхательные упражнения.

1. Медленный вдох носом - медленный выдох ртом;

2. Один быстрый вдох носом - быстрый выдох ртом;

3. Два быстрых вдоха носом - быстрый выдох ртом;

4. Медленно поднять прямые руки в стороны - вверх с бесшумным вдохом -
медленный выдох на согласную «С» с опусканием рук;

  • Медленный вдох носом - медленный выдох ртом.
  • Учитель- эти упражнения делаем для того, чтобы при пении у вас не кружилось голова.

Распевание.

Учитель распевает детей тремя распевками.

Учитель- Давайте споем песню " Кадарарда хоюм чараш"

( На экране текст песни сначала мастер класс песни дает учитель)

Класс начинает петь, при каждой ошибке останавливается исполнение учитель исправляет объясняет.

 Учитель-  В заключение нашего урока я бы хотела бы сказать, что исполнение народной песни она особенная чем попса. Народные песни воспитывают нас к любви природе, родной земле. Слушайте народные песни изучайте их.

Заключение.

Таким образом, музыкальный материал и поэтические произведения, представленные на уроке, помогли нам понять, что песня - значимое явление нашей жизни.

Рефлекция.

Учитель - Перед вами картинка пожалуйста поставьте оценку урока если вам понравилось нарисуте веселые лица, если нет то грустное лицо.

Домашнее задание - 1. Сильным ученикам написать простой пунктирный римт 6 тактов песни " Бистин Тыва"

                                   2. Учить мелодию и текст песни " Кадарада хоюм чараш"

                                    3. Написать сообщение о Т.Н.П

Урок закончен спосибо досвидание!!!



Предварительный просмотр:

                   Открытый урок игра " Путешествие по нотам"

 Цель: Изучение музыкальной грамоты.

Задачи:  1. Изучить основу нотной грамоты, порядок и расположение музыкальных нот.

     2.  развивать творческие способности, вовлекая детей в различные виды деятельности.

             3. С помощью игры привить интерес к музыке и развить фантазию и творчество. Воспитывать патриотизм, доброе отношений друг к другу и к окружающим.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; выполнять танцевальные движения; различать короткие и длинный звуки.

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

Давать образную характеристику прослушанного произведения.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Виды деятельности на уроке:

1.Вокально-хоровая работа

2.Слушание и исполнение музыки

4.Рассуждения о музыке

5.Музыкально-ритмические движения

6.Импровизация

Оборудование: красочное оформление на экране изображения нотного стана, скрипичного ключа Музыкальный инструмент аккордеон.

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, музыкальная аппаратура, ноутбук

Готовность к уроку - тетради, цветные карандаши.

                             Ход урока.

1. Организационный момент

2. Введение в тему урока.
Учитель:  Вопрос- Вы любите сказки?

Ответ учеников ____Да________

Учитель-  Расскажу я вам одну необычную сказку « В некотором царстве, в музыкальном государстве, среди зеленых сосен и стройных берез в 5 линиях, на берегу прозрачного Енисея жили-были семь веселых ноток, носили они необыкновенные музыкальные имена:

ДО, РЕ,МИ,ФА,СОЛЬ,ЛЯ,СИ.

Утром они встречали восход Солнца, а по вечерам любовались серебристой Луной. Дивные птицы пели ноткам звонкие песни, лишь о том печалились нотки, что не умели петь так, как птицы. И сегодня, чтобы научить петь наших ноток мы поедим к ним в гости на берег прозрачного Енисея.

3. Целополагание.

Как вы думаете, о чем будет наш урок?

Ответ учеников_______________________

У- Правильно сегодня изучим музыкальные ноты. их порядок и расположение, а так же будем петь, рисовать, отгадывать ребусы, танцевать.

4. Изучение нового материала.

Вопрос- Скажите пожалуйста где находится река Енисей?

Ответ учеников____В городе Кызыл_________

 Учитель- Чтобы доехать до города Кызыл нам надо сделать маршрут.

Вопрос- Если сядем на автобус и поедем с села Хадын до города Кызыл какие села будем проезжать?

Ответ учащихся_______________________________________

Вопрос- маршрут вы знаете для того, чтобы наш автобус поехал кто нам нужен?

Ответ учащихся________________________________________

Учитель- Тогда между собой переговорите и выберите шофера

Дети самостоятельно выбирают главного шофера.

Учитель- Каждому даем название ноты. Шофера вы выбрали, пассажиры на месте, маршрут знаем, тогда поехали!

Вопрос- Из какого села мы выезжаем?

Ответ учеников_________________________________________

Учитель- правильно село Хадын.

Вопрос - Назовите первую ноту?

Ответ учеников___________________

Учитель- первая остановка нота ДО село Хадын - это нотка особенная отличается от всех у нее по середке есть линия, нарисуйте нотку в тетрадках своим любимым цветом. На остановке ДО будем петь, чтобы петь сами выберите какую пройденную песню будете петь.

Дети самостоятельно выбирают из пройденного песенного репертуара.

( Исполнение песни)

Учитель- Поехали дальше.

Вопрос- Какое село мы проезжаем?

Ответ учеников_________________________________________

Учитель- правильно село Аржаан

Вопрос - Назовите вторую ноту?

Ответ учеников___________________________________

Учитель- вторая остановка нота РЕ село Аржаан - это нотка живет под первой линией нарисуйте нотку своим любимым цветом. На этой остановке будем отгадывать ребусы с нотками например: РЕка, МИска, ФАртук

Вопрос- найдите в этих словах ноты?

Ответ учеников_____________________________________

Ребусы: ЛЯмка, СИрень, ДОждь, ДОм, ДОска, РЕпа,

Устное задание- назовите слова с нотами.

Учитель- молодцы! поехали дальше.

Вопрос- Какой город мы проезжаем?

Ответ учеников_________________________________________

Учитель- правильно город Туран

Вопрос - Назовите третью нотку?

Ответ учеников___________________________________

Учитель- третья остановка нота МИ город Туран. Нотка Ми живет на первой линии нарисуете нотку своим выбранным цветом.

Вопрос- что вы хотите делать в этой остановке?

Дети сами предлагают, что им делать ( танцы, пение, игра и т.д)

Учитель- ну вообще молодцы! сели по местам поехали дальше.

Вопрос- Какое село мы проезжаем?

Ответ учеников_________________________________________

Учитель- правильно село Уюк

Вопрос - Назовите четвертую ноту?

Ответ учеников___________________________________

Учитель- четвертая  остановка нота ФА село Уюк Нотка ФА живет между первой и второй линией нарисуете нотку своим выбранным цветом. На этой остановке будем фантазировать я включу музыку, а вы будите рисовать на стене повешенных больших ватманах, свои чувства услышанной музыки, но сначала разделимся на 3 группы.

Включается музыка весенний вальс, дети начинают рисовать.

Вопрос- Расскажите мне про, что вы нарисовали?

Групповая работа

Учитель- Молодцы! наши ручки, пальцы, головушки работали и устали. Объявляю физминутку. ФЛЕШМОБ молодцы! все сели по местам, продолжаем наше путешествие.

Вопрос- Какое село мы проезжаем?

Ответ учеников_________________________________________

Учитель- правильно село Суш

Вопрос - Назовите пятую ноту?

Ответ учеников___________________________________

Учитель- пятая остановка нота с СОЛЬ село Суш - Нотка СОЛЬ живет на второй линии нарисуйте нотку своим цветом. На этой остановке будем петь частушку про соль. Собралась я утром в школу

                                 Захотелось мне картошки

                                 Посалила я картошку

                                 Ну и пересолила.

Учитель- молодцы! продолжаем наше путешествие.

Вопрос- Какой село мы проезжаем?

Ответ учеников_________________________________________

Учитель- правильно село Сесерлиг

Вопрос - Назовите шестую  ноту?

Ответ учеников___________________________________

Учитель- шестая остановка нота ЛЯ село Сесерлиг - Нотка ЛЯ живет между второй и третей линией нарисуйте нотку своим выбранным цветом. На остановке ЛЯ будем петь песенку вокалистом, выберите из пройденных песен одну песню.

Класс самостоятельно выбирает репертуар, поют вокалистом.

Учитель- Молодцы! поехали дальше. Наконец приехали мы в город Кызыл где живут все нотки от ДО до СИ. Все ноты в сборе, давайте споем песенку про всех ноток.

5. Закрепление изученного

Учитель аккомпанирует на инструменте аккордеон

ДО - воробушка гнездо.

РЕ – деревья во дворе.

МИ – котенка покорми.

ФА – в лесу кричит сова.

СОЛЬ – играет детвора.

ЛЯ – запела вся земля.

СИ – поем мы для того,

Чтобы вновь вернуться к ДО

Учитель- Если вы по-настоящему любите музыку, то подружитесь с нотками крепко-крепко. Тогда вам откроется неведомый мир музыкальных звуков, вы научитесь понимать музыку, слышать ее в окружающей природе. Вы поймете, какое многообразие мелодий могут составить всего семь ноток-подружек. Именно они делают окружающий нас мир еще прекрасней и добрей

          6. Рефлексия

-1. Урок вам был интересным? если да, то нарисуете нотки от СОЛЬ до СИ, если не понравилось нарисуйте нотки от ДО до ФА.

           7.  Домашнее задание -1 Сильным ученикам: Сочинить сказку о нотах

                                                  2. Выучить песенку про ноты.

8. Итог урока. Оценки

           Урок закончен. Спасибо.



Предварительный просмотр:

                                      Открытый урок « Тыва - кожамыктар»

               

Тема урока: Кожамыктар ( частушки) один из жанров народной песни.

Цель урока: Ознакомление с тувинским народным музыкальным жанром – частушками

Задача: 1. Воспитывать интерес к частушкам ( кожамыктар)

              2. Научить испонению тувинской народной частушки ( кожамыктар)

              3. развить музыкальные данные

Оборудование:

Музыкальная аппаратура, ноутбук, фонограммы, музыкальный инструмент аккордион.

Художественно-педагогическая идея:

«Частушка – уникальное явление, присущее тувинскому фольклору».

«Частушки послушать – словно в душу народную заглянуть».

«Сколько ни черпай из океана народной частушки – всего не вычерпаешь».

Планируемые результаты

Предметные:

  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному жанру
  • Развитие интереса к музыкальному фольклору Тувы;
  • Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
  • Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания частушек.

Метапредметные:

  • Размышление о роли тувинской  народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора Тувы.
  • Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов.
  • Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости к  музыкальным произведениям;
  • Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач.
  • Развитие духовно- нравственных качеств отзывчивость, уважительное отношение к обычаям и традициям тувинского народа

                                                     Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, здравствуйте, садитесь. Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке музыки!

2. Изучение нового материала.

Учитель-  Ребята, тема нашего сегодняшнего урока… Думаю, вы назовёте мне её сами.

 Догадайтесь, о чем идёт речь.

Среди множества разных жанров тувинской  народной песни есть один самый активный, живо откликающийся на все жизненные события.

Слово, обозначающее этот жанр, образовалось от слова «ЧАСТЫЙ», т. е. много раз повторяющийся. Он основан на одном коротком мотиве, который повторяется с разными текстами.

Этот жанр любит шутку, юмор, а порой и сатиру, когда обличается глупость, жадность и зло, но в нём можно также услышать и печаль, и душевные переживания.

Вряд ли найдётся человек, который никогда не слышал данный жанр. Он создаётся в процессе исполнения, поэтому никогда не теряет свежести и новизны.

Исполнение данного жанра – весёлая тувинская забава, пользующаяся популярностью и в наши дни.

Учитель - Как вы думаете, ребята, о каком жанре тувинской народной песни идёт речь?

(ответы детей).

Учитель- Верно, это частушки. Как вы думаете, какую цель на уроке мы должны изучить?

Ответ учеников- Частушки.

Предшественниками частушки были игровые и плясовые песни, которые в народе называли "Кожамыктар".

Частушка быстро завоевала огромную популярность и получила повсеместное распространение.

Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один мотив.

Для музыкальной речи частушек характерны напевно-речитативные интонации, импровизация на основе определенных ритмических и мелодических оборотов, неожиданные синкопы. По своему мелодическому складу частушки разнообразны: задумчивые, лирические, бытовые, шуточные, юмористические. Частушки исполняют в сопровождении народных инструментах чадаган, игил, и.т.д

Учитель - Давайте немножко отдахнем. Разделимся на две группы 1 группа мальчики будут тяжелой машиной камазам, 2 группа - девочки они будут легковой машиной марки "фольс фаген" я буду сотрудником ГБДД если я дам один свисток, то едит легковая машина, а если два свистка то тяжелая машиана камаз. Едим по кругу.

Учитель - Давайте ещё раз посмотрим на определение частушки.

ЧТО ТАКОЕ Кожамыктар?

Кожамыктарэто жанр тувинского словесно-музыкального народного творчества;

  • жанр фольклора с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями;
  • короткая однострофная песенка быстрого темпа исполнения;
  • народная художественная песня-миниатюра;
  • неисчерпаемый источник чистой, искренней, глубокой поэзии;
  • поэтическая импровизация;
  • отклик на события времени.

Учитель- Со временем всё в жизни меняется, так же и частушка не стоит на месте. Предлагаю посмотреть на таблицу и сравнить частушку вчерашнюю, или прошлых лет, и сегодняшнюю.

Учитель- Я вам раздам таблицу, а вы должны заполнить пустые ячейки.

                                                  ( Таблица для учеников)

КРИТЕРИИ

ЧАСТУШКА ВЧЕРА

ЧАСУШКА СЕГОДНЯ

ЧТО ЭТО?

Часть тувинского фольклора

АВТОР

ИСПОЛНИТЕЛЬ

Все – от мала до велика

ТЕМАТИКА

ЧЕРТЫ

Деревенской жизни

ЧАСТУШКА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ ( Таблица для учителья_)

КРИТЕРИИ

ЧАСТУШКА ВЧЕРА

ЧАСУШКА СЕГОДНЯ

ЧТО ЭТО?

Часть тувинского фольклора

Часть народного творчества

АВТОР

Тувинский кочевой народ

Жители городов, сёл и деревень

ИСПОЛНИТЕЛЬ

Народ

Все – от мала до велика

ТЕМАТИКА

Задорные песни

о любви, жизни, родной земле

Различная тематика

ЧЕРТЫ

Деревенской жизни

Нового быта, нового отношения к труду

(Совместный разбор таблицы).

Учитель- Скажите, в чём же отличие частушки вчерашней и частушки сегодняшней?

(ответы детей).

3.Вокально-хоровая работа.

Учитель -  Сегодня мы с вами разучим несколько частушек.

(Разучивание частушек, движений к ним).

Самостоятельная работа- Делитесь на две группы девочки и мальчики сочиняете частушки. каждая группа сочиняет две частушки.

Учитель- Всаньте на две группы, начинаем исполнение сочиненных частушек.

3. Итог урока.

Учитель- Ребята, с каким тувинским народным музыкальным жанром мы сегодня познакомились?

Учитель - О чём нам может рассказать частушка?

Учитель -  В сопровождении каких инструментов исполняют частушки?

4.Рефлесия

Учитель - Оцените пожалуйста проведенный урок, если понравилось прохлопайте шеснацатые ноты, если непонравилось прохлопайте четвертные ноты, а если  не очень,то прохлопайте восьмые ноты.

5. Домашнее задание.

Учитель -  Дома предлагаю вам придумать свои частушки на тему «дружба», на следующем уроке мы посмотрим, что у вас получилось.




Предварительный просмотр:

                           Открытый урок Ритм в музыке

Цель: 1. Понятие, что такое ритм

           2. Развивать музыкально - ритмические способности

Задачи:

1.  умение чувствовать сильные и слабые доли в музыке,

2. различать длительность и короткие звуки

 Тип урока - повторение и изучение нового материала через музыкально-игровую деятельность.

Вид урока - комбинированный

Новые понятия - ритм, долгие и короткие звуки в музыке.

Проблема урока- Как складывается музыка? ( из нот в ритме)

 Материалы к занятию:

  • ноутбук;
  • карточки с ритмическим рисунком;

                     аудиозаписи ;

  • музыкальные инструменты: 
  • музыкальная аппаратура, ложки, музыкальные перчатки

Образовательные - соединение жизненные слуховые и зрительные представления детей с музыкой различного характера на основе знакомства с понятием " Ритм"

Развивающие - познакомить с элементами ритмического рисунка

( долгие и короткие звуки)

Воспитательные - воспитание музыкального слушателья, привыть любовь к  музыки, учить детей к эмоноциональному и осознанному восприятию музыки. Воспитывать чувство сопричастности к природе, доброе отношение к ней. Привыть любовь к фольклору.

                                            Ход

Тема нашего урока - Ритм в музыке

Цель нашего урока- 1. мы должны понять, что такое ритм.

           2. должны развить свои музыкально- ритмические способности.

Задача - 1. уметь чувствовать сильные и слабые доли ритма.

              2. должны уметь различать длинные и коротки е звуки.

На протяжении жизни мы слышим разные звуки. Они могут быть короткими и длинными,

Например

 тикание часов

звук шагов.

 как звук паровоза

 стук сердца - ( Аппарат от давления). Полоште руки к сердцу и почувствуйте ритм биения совего серда. Вы услышали и почувствовали свой пульс сердца, а пульсом музыки является ритм.

         Давайте простучим ритмы прослушанных звуков.

В ритме есть длинные и короткие звуки, а чередование коротких и длинных звуков называем ритмом.

Длинные и короткие звуки определяются длительностями нот.

                        ( Теория длительности нот )

Целая нота - 1.2.3.4.

Половинная - 1 и 2и

и так далее

В музыке есть 6 основных нот по длительностям - это  ( Картинка длительности нот)

Мы сегодня поработаем с четверными и восьмыми нотами.

Например как ходит медведь? ( Ответ детей)

Широко, медленно переступая с лапу, на лапу - четвертными нотами

Как скачет заяц? ( ответдетей )

Короткими мелкими прыжками - восьмыми нотами.

Давайте попробуем простучать ритм ходьбы медведя и зайца

 ( Практическая работа)

В музыке, и танце и в песне есть свой собственный ритм, без ритма мы не смогли бы сыграть даже самое простое музыкальное произведение.

Давайте прохлопаем ритм детской песенки Маленькой елочке.

( Практическая работа)

А теперь посмотрим отрывки танцев и марш солдат.

       Давайте повторим наши ритмические упражнения из прошлых уроков.

( Повторения )

Ложки- Ленка, Контрольная работа.

Молодцы! А теперь выучим новые ритмы.

Ритмическая игра Калинка.

Ритм можно играть где угодно, на чем угодно.

Игра на салофанных мешках. ( практическая работа)

Масстер класс учителья

Игра ритма Ирланской польки с рабочими перчатками.

Вот и подощел конец нашего урока.

Домашнее задание зделать музыкальные перчатки из пуговиц.

Урок вам понравилось?

Если вам понравился урок похлопайте прыжками зайца.

А если не понравилось, то похлопайте шагами медведя.

Спасиба за вашу работу досвидание.



Предварительный просмотр:

                                     Самоанализ открытого урока

                                       « Ритм в музыке»

Цель: Развитие чувства ритма через музыкально-игровую деятельность.

Задачи:

1) Развивать умение чувствовать сильные и слабые доли в музыке, различать длительность звуков.

 2)  Развивать слуховое восприятие;

 Материалы к занятию:

  • ноутбук;
  • карточки с ритмическим рисунком;

                     аудиозаписи ;

  • музыкальные инструменты: 
  • музыкальная аппаратура, ложки, музыкальные перчатки

    Вы посмотрели открытый урок в 4 классе. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной программы по музыкальному воспитани и  соответствии с ФГОС, 

    Данное занятие было запланировано мной с учетом образовательной программы, по которой работаю. Я считаю, что ребята на занятии были внимательны, заинтересованы, эмоциональны в силу своих возможностей. Легко шли на контакт. Справлялись с поставленными задачами. Для музыкального занятия мной был подобран музыкальный материал.  Также подготовлен дидактический материал: наглядный материал: нотки, картинки Целью моего занятия было: Формирование ритмических способностей детей. При планировании занятия мной были поставлены следующие задачи:

Развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей. Развивать у детей ритмическое и темповое восприятие. Развивать координацию, переключаемость движений.   Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом. Поставленные мной задачи соответствуют возрастным особенностям детей и программным задачам образовательной программы. Урок проходило в игровой форме. Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной атмосфере, поставленные задачи были мной выполнены  на необходимом уровне

С 4 классом по развитию чувства ритма работаю второй год и считаю, что результаты видны. Дети участвовали в междунородных конкурсах " Я талант" и " Звонкие мелодии" играли на ложках, стали лауреатами первой степени.