Мой блог

Шаляева Наталья Семеновна

Я - учитель

"Как мир меняется, и как я сам меняюсь, лишь именем одним я называюсь...".

Когда- то я читала эти стихи Н.Заболоцкого и пыталась найти себя, свое место в жизни. И в чем - то поиск себя продолжается  и сегодня...

В чем же суть, кто я в этом постоянно меняющемся мире? Утром я иду на работу в школу, вечером иду с работы домой...И ловлю себя на мысли, что между понятиями"работа" и "дом" границы стёрлись. Разве можно воспитание моих мальчишек и девчонок назвать работой? Каждый год первого сентября приходят они к нам, красивые, с цветами, встревоженно - восторженные от ожидания нового, прекрасного и интересного, в сопровождении не менее встревоженных родителей - заботливых мам и мудрых бабушек, важных пап, желающих гордиться своей семьёй и детьми. В этот день все ждут чуда... Но мы - то, взрослые, знаем, что школа - это не только праздник, но и труд длиной у кого в девять, у кого в одиннадцать лет жизни и далее, без остановки, когда в "путевом листе" каждого  будет выбираться новое, профессиональное направление. И всё это время будет труд, совместная работа нас, взрослых, и учеников. Любой ребенок - настоящее чудо. Он пришел в этот мир, и мир для него уже есть, это для него приготовили светлые классы, увлекательные учебники, над содержанием которых постоянно спорим, но самое главное - мы приготовили для него свою душу.

 Во все времена работа педагога в школе не была легкой, воспитание и образование подрастающего поколения сопровождаются поисками новых подходов, концепций, технологий, методов и средств... В поиски включены исследовательские институты, методические центры, творческие лаборатории, знаменитые академики и начинающие свой педагогический путь выпускники вузов. В наших дисциплинах достаточно сложно, почти невозможно сделать какое - то новое, абсолютно иное открытие: как обучать ребенка в школе и помочь его семье организовать процесс позитивного воспитания. А ведь ребёнок – это целый мир, который нужно открывать. И поэтому мы, учителя, ставим задачей развитие ребенка, его интересов и способностей, умения ориентироваться в постоянно обновляющемся мире. Найти общий язык с каждым учеником и не подавить в нем инициативу- такова цель моего общения с детьми. У ребенка должно появиться желание реализовать себя в той или иной сфере. А моя задача -  научить детей быть счастливыми, ведь я – их учитель.

Сегодня в наш педагогический словарь вошли и активно звучат слова: "гуманизм", "толерантность", диалоговое "субъект - субъектное отношение", в школах мы выстраиваем воспитательные системы, пытаемся "модернизировать российское образование", наполнить его новым содержанием.Я использую на уроках все формы работы: фронтальную, индивидуальную, коллективную, но чаще – работу в парах, группах, где можно использовать принцип подхвата. Именно такие формы способны создать у ребенка ситуацию успеха, включить его в творческий поиск, в решение проблемных задач.Мои малыши очень любят играть. Являясь развлечением, игра способна перейти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.Через игровые моменты, уроки – соревнования, уроки – интервьюу детей формируется самостоятельность и ответственность. В результате систематического использования игровых технологий повысился темп работы на уроках, возросла активность ребят. Важнейшее звено каждого урока – рефлексия, именно она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать себя.

А я иду после школы домой и с удовольствием думаю, что среди тетрадей и конспектов лежит флэшка к моему компьютеру. Вечером,готовясь к урокам и придумывая разноуровневые задания, я думаю о каждом своём ученике, о том, как помочь ему каждый день  одерживать маленькие победы.

Да, компьютеры уверенно входят в наши классы, мы становимся смелыми пользователями ИКТ, но, поспорю с кем угодно: невозможно модернизировать душу педагога, который любит свою работу. Выпуская очередной 4-й класс, я с нетерпением и новыми силами трепетно жду новых первоклассников, не соблазняясь на более выгодные в финансовом плане предложения о другой работе, потому что даже не мыслю и не представляю себя в другом качестве. А ещё я несу ответственность за тех ребят, которые перешли в 5-й класс и вспоминают то,  чему научила или не научила их я. Живя в постоянном   поиске,  считая своими не родных по крови детей, я радуюсь их свершениям и достижениям  после окончания школы, с любовью хранюих открыточки - поздравления.

Завтра я снова приду в свой класс. Я живу ожиданием этой встречи, и опять буду искать себя. Я распахну свою душу и приглашу  к этому поиску ребят, моих девчонок и мальчишек, - вот вам моя рука: берись, малыш, мы вместе можем многое, рассчитывай на меня, поверь мне, я – с тобой, я хочу быть твоим Другом!