Методическая разработка план-конспект НОД на тему «Волшебная бумага»

Углова  Татьяна Николаевна
План-конспект образовательной деятельности
 
по познавательному развитию
 
на тему «Волшебная бумага»
 
с детьми старшего дошкольного возраста
 
Подготовила:
 
Углова Татьяна Николаевна,
 
воспитатель группа "Звёздочки"
Санкт-Петербург, 2020
 
Приоритетная образовательная область:  «Познавательное развитие»
 
Цель: Развивать познавательный интерес и способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
 
Задачи
 
Ожидаемые результаты
 
«Познавательное развитие»
 
Обогащать представления детей о разнообразных качествах бумаги и ее свойствах в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Познакомить детей с профессией – фокусник. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы и умозаключения по результатам опытов, наблюдений. Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.
 
Знают и определяют свойства бумаги. Умеют решать логические задания.
 
Умеют самостоятельно делать выводы и умозаключения по результатам опытов, наблюдений.
 
«Речевое развитие»
 
Продолжать развивать у детей связную речь. Формировать умение детей последовательно излагать свои мысли, отвечать полным предложением на вопросы. Обогащать активный словарь.
 
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы полным предложением, формулируют свои мысли.
 
«Социально-коммуникативное развитие»
 
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми в процессе экспериментальной деятельности. Формировать умение выражать свою точку зрения, прислушиваться к мнению товарищей.
 
Умеют выражать свою точку зрения, прислушиваются к мнению товарищей, доброжелательно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.
 
«Физическое развитие»
 
 
 
Снять утомление и напряжение, совершенствовать общую моторику детей и повысить умственную работоспособность посредством физминутки.
 
У детей повысилась работоспособность, умственная активность
 
 
 
Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
 
Методы и приемы: практические, наглядные, словесные.
 
Формы и методы: наблюдение, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, беседа, вопросы, физминутка.
 
Материалы и оборудование: Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, ножницы, емкости с водой, фломастеры, аквариум, бумажные салфетки.
Предварительная работа:  рассматривание предметов из бумаги, чтение С. Маршак «Книжка про книжку», «Чистый лист», С. Михалков «Лист бумаги».
 
Логика образовательной деятельности:
 
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
 
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
 
Нам здороваться ни лень:
 
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
 
Если каждый улыбнётся –
 
Утро доброе начнётся.
 
– ДОБРОЕ УТРО!
 
Дети стоят в кругу и проговаривают слова приветствия.
 
Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
 
Недавно мы с вами говорили о профессиях, а как вы думаете какая профессия самая загадочная и волшебная?
 
Дети: Фокусник
 
Воспитатель: Давайте вспомним, кто такой фокусник?
 
Дети: Человек, который показывает фокусы.
 
Воспитатель: Фокус – это чудо, это сказка, это превращение. А вы умеете показывать фокусы?
 
Дети: Нет.
 
Воспитатель: Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?
 
Дети: Да.
 
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам посетить «Школу фокусников». Все согласны отправиться? Давайте скажем волшебные слова и превратимся в фокусников.
 
Дети хором произносят слова:
 
Мы друг другу улыбнулись
 
Дружно вверх все потянулись
 
До земли мы поклонились и
 
Все в фокусников превратились.
 
Воспитатель: Ребята мы очутились в «Школе фокусников». Здесь фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокус. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится.
 
А какой сейчас изучают материал в «Школе фокусников» вам поможет узнать загадка:
 
Она бывает документом,
 
Салфеткой, фантиком, конвертом,
 
Письмом, обоями, билетом,
 
Альбомом, книгой и при этом
 
Она бывает и деньгами.
 
Что это? Догадайтесь сами!
 
Дети: Бумага
 
Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку. Расскажите мне, пожалуйста, зачем нам нужна бумага? Как вы думаете, из чего делают бумагу?
 
Ответы детей.
 
Воспитатель: В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. Но оказывается, бумага была не всегда, раньше рисовали на камнях и писали на деревянных дощечках. Но две тысячи лет назад в Китае изобрели бумагу. В наше время бумага производится на бумажных фабриках, делают ее из дерева, в основном из ели и сосны. В процессе переработки бревен получается целлюлоза, из которой и делают бумагу. Послушайте стихотворение
 
Лесорубы дерево срубили,
 
На станке на части разделили,
 
Чурбачки на щепки порубили,
 
И в растворе долго их варили.
 
А потом всю жидкость отжимают,
 
Валиком утюжат, сушат, гладят.
 
Так выходит чистый лист бумаги
 
Для журнала, книги и тетради.
 
Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги.
 
Воспитатель: Сейчас я предлагаю нам с вами провести опыты и узнать, какие же свойства есть у бумаги. Готовы?
 
Дети: Да.
 
Воспитатель: Но прежде чем начать, нужно вспомнить правила безопасности.
 
-В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без разрешения вещи.
 
-В лаборатории нужно слушать внимательно воспитателя и своих товарищей, не перебивая их, выполнять задания по инструкции.
 
Дети подходят к столу №1.
 
«Изучи бумагу с помощью рук и глаз»
 
Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежит бумага. Рассмотрите ее. Какая она? Что вы можете сказать?
 
Дети: (рассматривают и ощупывают бумагу). Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.
 
Воспитатель: Какой вы можете сделать вывод?
 
Дети: Бумага бывает: гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, прозрачная, мягкая, цветная.
 
Воспитатель: Правильно, бумага бывает разная: по плотности – тонкая и толстая, по цвету – белая и разноцветная, и существует много разных видов бумаги.
 
 
 
Подходим к столу№2 – Картинки с изображением ножниц, мятая бумага и нота.
 
Воспитатель: Для следующего опыта нам потребуются ножницы. Как вы думаете, что мы должны сделать?
 
Дети: Разрезать бумагу.
 
Воспитатель: Правильно, нам нужно узнать, какая бумага режется и рвется быстрее и легче. Попробуйте разрезать ножницами сначала альбомный лист бумаги, а затем картон. А теперь попробуйте без ножниц руками порвать ту же бумагу.
 
Какой вывод вы можете сделать?
 
Дети: Тонкая бумага разрезалась и рвалась быстро и легко, а картон сложнее.
 
Воспитатель: А сейчас, помните ещё раз бумагу и картон (выполнять движение «стирка белья») и послушайте, издает ли она при этом какой-либо звук.
 
Какой вывод вы можете сделать?
 
Дети: Вывод: бумага мнется вся, но тонкая бумага легче мнется, и пальцы не устают. Бумага шуршала, скрипела.
 
Воспитатель: Бумага режется и рвется легче, если она тонкая. Чем толще бумага, тем сложнее ее разрезать ножницами и порвать руками. При смятии, трении – бумага издаёт звук. Бумагу можно порвать, значит, она непрочная.
 
Пальчиковая гимнастика
 
Мы бумагу рвали, рвали.
 
Мы бумагу мяли, мяли,
 
Так, что пальчики устали.
 
Мы немножко отдохнем,
 
И опять ее порвем.
 
Воспитатель: Проходим к столу № 3 Картинка «капля воды »
 
Перед детьми лежат кусочки разных видов бумаги (картон, бумага для рисования, газетная, салфетки). Предлагаю поместить эти кусочки в тарелочку с водой. Необходимо выяснить, что произойдет с бумагой?
 
Дети: Кусочки бумаги намокают с разной скоростью в зависимости от плотности.
 
Воспитатель: Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще, тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
 
Воспитатель: Что-то мы устали немножко, давайте с вами поиграем в игру.
 
Дети встают в круг.
 
Чок – чок, каблучок! (потопать ногами)
 
В танце кружится сверчок. (покружиться)
 
А кузнечик без ошибки
 
Исполняет вальс на скрипке (движения руками, как при игре на скрипке)
 
Крылья бабочки мелькают (движения руками, как крыльями)
 
С муравьем она порхает (покружиться парами)
 
Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)
 
Всё! Устали ножки!
 
Воспитатель: Отдохнули немножко, давайте продолжим наше исследование.
 
Воспитатель: Проходим к столу № 4 Картинка «ветер».
 
Дыхательная гимнастика.
 
Сейчас мы подуем на бумажные полоски. Понаблюдаем за их движением.
 
На полоску дуй легонько,
 
Будет двигаться тихонько.
 
На полоску дуй сильнее,
 
Побежит она веселее.
 
Воспитатель: Что же происходило с бумагой, когда мы на нее дули?
 
Ответы детей.
 
Воспитатель: Вывод: полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.
 
Воспитатель: Проходим к столу № 5 Сильная бумага.
 
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, может ли бумага выдержать груз?
 
Ответы детей.
 
Воспитатель: Давайте проверим. Сделаем из двух брусков и листа бумаги мост, и положим на бумагу (мост) груз (игрушку). Посмотрите, что произошло.
 
Дети: Бумага прогнулась и груз упал.
 
Воспитатель: Но, я знаю один секрет, как сделать бумагу сильной, чтобы она выдержала груз.
 
Для этого нам нужно изменить форму бумажного листа, сложить его «гармошкой». Это свойство бумаги люди используют с давних времен в строительстве арок. Теперь поставим этот мост и поставим на него груз. Что происходит?
 
Дети: Бумага не прогнулась и груз не упал.
 
Воспитатель: Вывод: бумага сложенная «гармошкой» становится более прочной.
 
Воспитатель: Проходим к столу № 6 Картинка «спички»
 
Воспитатель: Что произойдёт, если бумагу поднести к огню?
 
Дети: Бумага загорится.
 
Воспитатель: Бумага горит и легко воспламеняется. Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка».
 
Воспитатель: Вот мы узнали о свойствах бумаги. А теперь, зная их, мы научимся делать фокусы из бумаги. Ваша задача не только показать фокус, но и отгадать его секрет.
 
Фокус №1: «Живые цветы»
 
Воспитатель показывает детям цветок, сделанный из бумаги.
 
Воспитатель: Возьмите по цветочку и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь!»
 
Дети наблюдают за раскрытием лепестков. Наши чудные цветки распускают лепестки.
 
Воспитатель: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса?
 
Воспитатель: Почему лепестки стали раскрываться?
 
Дети высказывают свои предположения.
 
Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.
 
Фокус №2 «Радуга в стакане»
 
Воспитатель: На прямоугольных полосках рисуем цветные точки по цветам радуги. Должен получиться ровный рядок из цветных точек. Затем возьмите полоску салфетки и опустите её в стакан с водой вниз точками, так чтобы точки воды не касались. И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается вверх. Цветные точки сами собой превращаются в длинные полосы. Теперь у вас есть своя «радуга в стакане».
 
Как вы думаете, какое свойство бумаги использовали в этом фокусе?
 
Ответы детей.
 
Воспитатель: Этот фокус основан на впитывании воды бумагой. Салфетка намокает снизу вверх, а цветная краска делает этот процесс наглядным. Чем тоньше бумага, тем выше и быстрее поднимается вода. Вам понравились фокусы?
 
Дети: Да.
 
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, давайте произнесем волшебные слова.
 
Мы друг другу улыбнулись
 
Дружно вверх все потянулись
 
До земли мы поклонились и
 
В детском саду мы очутились.
 
Воспитатель: Сегодня мы побывали в «Школе фокусников». Скажите мне, пожалуйста, легко ли быть фокусником?
 
Дети: Нет.
 
Воспитатель: Да, чтобы стать настоящим фокусником, нужно очень много знать о различных предметах и их свойствах. Какие свойства бумаги вы запомнили?
 
Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями: отгадали загадки, разгадали свойства бумаги, показали фокусы и открыли их секреты. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, теперь вы можете показывать опыты и рассказывать о бумаге своим товарищам и даже маме и папе!