Воспитательное мероприятие "Волшебные слова"

Наталья Егоровна Суханова

материал предназначен для детей 1-5 классов.Помогает в игровой форме  прививает детям правила этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_meropriyatie_volshebnye_slova.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное занятие      «Волшебные слова»

Цели: способствовать формированию умения правильно употреблять в своей речи вежливые слова;

              воспитание вежливости – одного из лучших качеств человеческого характера;

              развитие культуры речи уч-ся.

Оборудование:  плакаты: «Дела сильнее слова».  «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении   к людям». «Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Худое слово и сладким мёдом не запьёшь».

                            В.Осеева «Волшебное слово»

                       Ход  классного часа.

I.Вводная часть:

       Начинаем занятия  час,

       Полезным будет он для вас.

       Постарайтесь всё понять.

       Хорошо запоминать.

      О чём пойдёт речь на нашем занятии, вы определите сами, а помо-

      гут вам рифмы.

      Мальчик вежливый и развитый

      Говорит при встрече ……(здравствуйте)

      И во Франции, и в Дании

      На прощанье говорят…….(до свидания)

      Встретил Витю я-соседа.

      Встреча грустная была

      На меня он, как торпеда,

      Налетел из-за угла!

      -Но представьте! – зря от Вити,

      Ждал я слово ……(извините)

     Если больше есть не в силах

     Скажем маме мы…..(спасибо).

     Зазеленеет старый пень,

     Когда услышит…..(добрый день).

     Когда вас бранят за шалости,

     Говорим……(простите, пожалуйста).

-В каких ситуациях мы употребляем эти слова? (для приветствия, просьбы, прощания, извинения, благодарности).

-Как называют эти слова? (вежливые, волшебные)

-Итак, тема занятия «Волшебные слова».

II. Основная часть:

      -Почему эти слова называют «волшебными»?

      -Как называют людей, которые используют в своей речи «волшебные слова»?

Послушайте стихотворение о Вите и ответьте на вопрос.

                Вежлив Витя или нет?

                 Малыша обидел Витя,

                 Но пред школою в строю

                 Витя просит:

                 «Извините, я ошибку признаю».

                 На урок пришёл учитель,

                 Положил на стол журнал,

                 Следом Витя:

                 «Извините, я немного опоздал».

                  Спор давно ведётся в классе

                  Вежлив Витя или нет?

                  Разберитесь в споре этом

                  И скажите нам ответ.

-Ребята, как вы считаете, вежлив Витя или нет? Почему?

                   

                   Невежливая вежливость            (инсценировка)

                    Обещал отцу Петрусь:

                      -Я за вежливость возьмусь.

                      Буду всех благодарить,

                      Первым «здравствуй» говорить!

                      Вот мальчишка со стараньем

                      Выполняет обещанье.

Видит утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорёт:

-С добрым утром, дед Федот!-

Дед ругнул его спросонок.

-Убирайся, пострелёнок!

                   Вот Петрусь догнал Иринку

                      Да как дёрнет за косынку:

                      -Ты куда, Иринка, стой,

                      Я здороваюсь с тобой!

                      Та отпрянула в сторонку…

                      -Как невежлива девчонка!..

                       Нёс вожатый гору книг,

                       А Петро с ограды – прыг!

                       Чуть не сел ему на плечи.

                       Извините, добрый вечер!

-Ты -,вожатый закричал,

И невежа и нахал!

Петя очень удивился.

Разве был невежлив он?!

- Какие «волшебные слова» произносил Петрусь?

- Почему же стихотворение так называется?

- Что бы вы посоветовали Петрусю?

-Чтобы эти чудесные слова имели силу, надо помнить: слово не должно  расходиться с делом.

- Народ давно заметил: «Дела сильнее слов». «Доброе слово человеку, что

  дождь в засуху. Худое слово и сладким мёдом не запьёшь».

                Частушки

Заиграй-ка балалайка, балалайка три струны!

Подпевайте, не зевайте, выходите, плясуны!

Тётя Сима попросила слазить Витю на чердак.

-Извините, тётя Сима, я вам вовсе не батрак.

Коля ссорится с друзьями в ход пускает кулаки,

У задиры под глазами не проходят синяки.

В поезд входят три юнната,

- Ух, народу сколько тут!

  Занимай места, ребята,

А то бабушки займут.

Мама шла из магазина, рядом с ней шагала Зина.

Не догадывалась дочь маме груз нести помочь.

Говорит лентяю мать: «Убери свою кровать!»

- Я бы, мама, убрала, только я ещё мала.

Петя ловко ловит рыбу, может лодку смастерить

Только «здравствуй» и «спасибо» не умеет говорить.

Ты играй повеселее, балалайка три струны,

Подпевайте, кто умеет не стесняйтесь, плясуны.

          Случай из школьной жизни.

1.     Друзья, вот вам на всякий случай

        Стихи о школьнике одном

        Его зовут….., а впрочем

        Уж лучше здесь его не назовём.

      «Спасибо, здравствуйте, простите»

        Произносить он не привык,

        Простого слова «извините»

        Не одолел его язык.

2.     Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

- Ну, я пошёл, пока,всего…»

3.    Не скажет он друзьям по школе

       Алёша, Петя, Ваня, Толя

       Своих друзей зовёт он только

      «Алёшка, Петька, Ванька, Толька».

       Ребята, не могу я тут сказать вам,

       Как его зовут. Я честно вас предупреждаю,

       Что имени его не знаю.

       Но, может быть, он  вам знаком

       И вы встречались с ним где-либо,

       Тогда скажите мне о нём,

       А я скажу вам всем «спасибо».

- Среди вас есть тот, о ком говорится в этом стихотворении?

- Значит, вы знаете, как поступить в следующих  ситуациях

 

1ситуация.

Мальчик крикнул прохожему: «Сколько, сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик допустил 4 ошибки. Какие? («Скажите, пожалуйста, который час?» , после ответа надо сказать «спасибо», не кричать).

2ситуация.

Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый- зовёт меня Танька». «А ты как его зовёшь?- спросила мама.

«Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» - ответила Таня.

       Прав ли Таня?

3 ситуация.

По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. «У вас упала книга»,- закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?»удивился тот. «У вас было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток, а теперь 4 предмета»,- объяснил мальчик. «Я вижу, ты хорошо усвоил математику, - сказал прохожий, с трудом поднимая книгу.

«Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил».

-Что должен был сделать мальчик? (поднять книгу, помочь прохожему)

 III.   Заключительная часть:

            -О чём мы с вами говорили?

         - Чем было полезно для вас это занятие?

         - Какие выводы сделали? Какое решение приняли?

         - Какие советы вы можете дать своим друзьям?

         - Как вы понимаете высказывание: «Истинная вежливость заключается

           в благожелательном отношении к людям».

Представление книги В.Осеевой «Волшебное слово».

- Ребята! Я очень верю в то, что вы будете настоящими друзьями, благодар-

  ными людьми, способными всегда прийти на помощь любому, кто в ней    нуждается.