Лабораторные работы по биологии
На уроках биологии лабораторные работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Важное значение для развития учащихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.Это и есть поле, где учащиеся могут проявить инициативу по приобретению знаний.
Лабораторная работа "Измерение массы тела взвешиванием" 5 класс
Лабораторная работа "Увеличительные приборы" 5 класс
Лабораторная работа "Строение кожицы лука" 5 класс
Лабораторная работа "Внешнее строение грибов" 5 класс
Лабораторная работа "Определение цветочной и листовой почек, листьев и расположение листьев на побеге, строение побега" 6 класс
Лабораторная работа "Разнообразие плодов" 6 класс
Лабораторная работа "Строение корневых систем" 6 класс
Лабораторная работа «Внешнее строение водорослей» 7 класс
Лабораторная работа «Внешнее строение птицы» 7 класс
Лабораторная работа «Внешнее строение членистоногих» 7 класс
Лабораторная работа «Жизненный цикл печеночного сосальщика и бычьего цепня» 7 класс
Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого» 7 класс
Лабораторное строение «Внешнее строение рыбы» 7 класс
Лабораторная работа «Строение грибов» 7 класс
Лабораторная работа «Строение кольчатых червей» 7 класс
Лабораторная работа «Внешнее строение водорослей» 7 класс
Лабораторная работа «Внешнее строение мхов» 7 класс
Лабораторная работа «Внешнее строение моллюсков» 7 класс
Лабораторные работы по биологии
Лабораторная работа «Голосеменные растения» 7 класс
Лабораторная работа "Ароморфоз у живых организмов" 9 класс
Лабораторная работа «Строение растительной, грибной и животной клеток» 10 класс
Лабораторная работа "Выявление изменчивости у особей одного вида" 11 класс
Практическая работа "Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности" 11 класс
Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида» 11 класс
Практическая работа "Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)" 11 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №1
«Измерение массы тела взвешиванием»
Цель работы: «научиться пользоваться рычажными весами и определить массу тел взвешиванием»
Ход работы
- Строение весов
1 – левая чашка
2 – стрелка
3- рычаг-коромысло
4- футляр с гирями
5- правая чашка
6- основание весов
- Измерьте массу тел с помощью весов и заполните таблицу:
№ п/п | Тело | Масса в граммах |
Кусочек мела | ||
Скрепка | ||
Резинка | ||
флешка |
Выводы: …………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Предварительный просмотр:
Урок 4 «Увеличительные приборы»
Лабораторная работа №2
«Увеличительные приборы»
Цель работы: Познакомиться с оптической и механической системами микроскопа, усвоить правила работы с этим прибором.
Ход работы
- Строение микроскопа
1. предметный столик
2. объектив
3.окуляр
4.винты
5.штатив
- Подготовьте микроскоп к работе
- Рассмотрите под микроскопом выданные вам микропрепараты
- Зарисуйте то, что увидели
Выводы: ……………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что делаем . Приготовьте микроскоп к работе, настройте свет. Предметное и покровное стёкла протрите салфеткой. Пипеткой капните каплю слабого раствора марганцовки на предметное стекло. марганцовка
Что делать. Возьмите луковицу. Разрежьте её вдоль и снимите наружные чешуи. С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. Положите его в каплю воды на предметном стекле. Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой.
Что делать. Накройте покровным стеклом. Временный микропрепарат кожицы лука готов.
Что делаем. Приготовленный микропрепарат начните рассматривать при увеличении в 56 раз (объектив х8, окуляр х7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки. Что наблюдаем. На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой.
Что делаем. Можно рассмотреть клетки на микроскопе при увеличении в 300 раз (объектив х20, окуляр х15). Что наблюдаем. При большом увеличении можно рассмотреть плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками – порами. Внутри клетки находится бесцветное вязкое вещество – цитоплазма (окрашена йодом). В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором находится ядрышко. Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – вакуоли.
Вывод: живой растительный организм состоит из клеток. Содержимое клетки представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой, в которой находятся более плотное ядро с ядрышком. Клеточная оболочка прозрачная, плотная, упругая, не даёт цитоплазме растекаться, придаёт ей определённую форму. Некоторые участки оболочки более тонкие – это поры, через них происходит связь между клетками. Таким образом, клетка – это единица строения растения .
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
Тема: Строение шляпочных грибов
Цель: изучить строения плодовых тел высших грибов , сравнить трубчатые и пластинчатые грибы.
Оборудование: живые плодовые тела грибов, рисунки и таблицы, учебник.
Ход работы:
1.Зарисуйте рисунок (рис.1) , обозначьте и подпишите на нем части гриба.
Рис.1
2. Рассмотрите рисунок ( рис.2) Какое строение имеет шляпка у разных грибов?
Рис.2
3. По результатам работы запишите вывод (строение шляпочных грибов, какое строение может иметь шляпка, какую функцию выполняет шляпка).
Лабораторная работа
Тема: Строение плесневых грибов
Цель: изучить строения низших грибов , сравнить плесневые и дрожжевые грибы.
Оборудование: покровное и предметное стекло, микропрепарат сухие дрожжи, готовый микропрепарат гриб мукор
Ход работы:
- Зарисуйте готовый микропрепарат гриба мукора – белая плесень, подпишите его части
- Зарисуйте готовый микропрепарат дрожжей и зарисуйте их.
- Вывод (вместе с учителем)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1
Тема: «Изучение корневых систем растений»
Цель: ознакомиться со строением корневых систем и типами корней, а также их видоизменениями.
Оборудование: образцы растений с различными типами корневых систем, корнеплоды, рисунки.
Ход работы
Ответьте на вопросы письменно:
- Какие бывают виды корней?
- Перед вами гербарий. Определите вид корневой системы и назовите данное растение, определите к какому классу: однодольным или двудольным, оно относится
- На рисунке показан видоизменённый корень, назови растение с таким корнем и зарисуйте себе в тетрадь
4. Рассмотрите зоны корня. Наклей данный рисунок, подпиши все зоны корня
- Назови видоизменный вид корня и приведи и пример хотя бы одного растения
- Перепиши весь текст и вставь пропущенные слова в тексте:
1) Корень – …………….. орган растения. Он закрепляет растение в ………….. и обеспечивает поступление …………….. с ……………. веществами, необходимыми растению для ………………… .
2) У растений имеются корни : ………., ..………, …………... . Из них формируются ……….… системы: …………... и …..………. .
3) Корневой волосок – это ………………… корня. Корневые волоски находятся в зоне ………….. .
4) Видоизменения корня появляются в результате …………………..
Слова, которые необходимо выбрать для текста: репродуктивный, вегетативный, почва, жидкость, вода, минеральные, органические, корневые, мочковатая, стержневая, всасывания, часть, приспособлений, корнеплодная, роста, деления, воздушные, боковые, стержневой, придаточный
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения водорослей.
Цель: изучить строение нитчатой водоросли
Оборудование: Рисунки одноклеточных зеленых водорослей; микроскоп; микропрепараты «Вольвокс», "Спирогира".
Ход работы.
1.Расмотрите рисунки одноклеточных зеленых водорослей, найдите хламидомонаду, хлореллу подпишите. Подпишите части их клеток.
А._____________________ Б._________________ 1. 4.
2. 5.
3. 6.
А. Б.
2.Рассмотрите под микроскопом спирогиру, изучите строение спирогиры.
3.Зарисуйте спирогиру, подпишите её части клетки.
4.Сделайте выводы, ответив на вопросы
В чем сходство и различие в строении клеток водорослей хламидомонады, хлореллы и спирогиры.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
Тема:“Изучение внешнего строения птиц и строения перьев”.
Цель: изучить внешнее строение птиц на примере голубя.
Оборудование: тетрадь, рисунки птиц и пера
Ход работы
- Рассмотрите рисунок птицы. Найдите отделы тела: голову, шею, туловище, хвост. Подпишите эти части на рисунке
- Рассмотрите голову. Какие органы размещены на ней? Указать на их значение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассмотрите туловище птицы. Какие органы размещены на нем? Какую роль играют эти органы в жизни птицы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Рассмотрите конечности. Какое их строение?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Обратите внимание на неоперившуюся часть ноги – цевье и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее вы встречали такой покров.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Рассмотрите перья птиц, которые находятся на туловище, голове и хвосте. Откройте стр. 209. Зарисуйте виды перьев (прям на листе)
7. Рассмотрите контурное перо. Зарисуйте его здесь и обозначьте основные части.
9. Заполните таблицу «Внешнее строение птиц» (вписывай прям здесь) пользуясь учебником стр. 208-225
№пп | Признаки строения птиц | Особенности строения птиц, черты приспособленности к полету. |
1 | Форма тела | |
2 | Покров | |
3 | Основные отдел тела | |
Голова | ||
Шея | ||
Передние конечности | ||
Задние конечности | ||
4 | Органы расположенные на голове | |
Органы расположенные на туловище |
11. Сделайте вывод о главных чертах внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих на примере ракообразных»
Цель: ознакомиться с внешним строением рака, найти отделы тела и органы, которые в них находятся, определить их функции.
Оборудование: раздаточный материал – речной рак расчлененный, учебник.
Ход работы
1. Найдите отделы тела. Запишите их названия.
2. Какие органы расположены на головогруди?
3. Какое строение имеют глаза речного рака?
4. Какое строение имеет брюшко, и какие органы на нем расположены?
5. Какое строение имеют конечности, и какие функции они выполняют? Заполните таблицу.
Названия конечностей | Выполняемая функция |
|
6. Какую роль играет хитиновый покров в жизни речного рака?
7. Что такое линька и почему во время линьки рак стремится скрыться в укромном месте?
8 .Зарисуйте и подпишите составные части речного рака
Рис. 1
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа ФИ____________________________________________
«Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня»
Выполните задания:
- Сформулируйте цель работы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Опишите, подписав жизненный цикл печеночного сосальщика
3. Опишите, подписав жизненный цикл бычьего цепня
4. Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа ФИ____________________________________________
«Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня»
Выполните задания:
- Сформулируйте цель работы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Опишите, подписав жизненный цикл печеночного сосальщика
3. Опишите, подписав жизненный цикл бычьего цепня
4. Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа.
“Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”
Цель. Изучить (на примере костистой рыбы) особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.
Оборудование: модель рыбы, таблицы.
Ход работы.
- Рассмотрите муляж рыбы, определите форму ее тела. Объясните, какое значение она имеет для жизни рыбы в воде?
- Рассмотрите расположение чешуи. Какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни в воде?
- Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие.
- Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде.
- Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз.
- Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.
- Исходя из собственных наблюдений и текста учебника заполните таблицу .
Таблица
Признаки | Характеристика | Значение |
Форма тела | Обтекаемая, сжатая с боков. Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти), а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью. та слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ | Снижение трения воды |
Покровы: | Кожа, чешуя, слизь | Защита, снижение трения воды |
Окраска | Спинка темная (сливается с дном), брюшко светлое (незаметно на фоне светлого неба) У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу. Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата. Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания. | Защитная, маскировка. |
Отделы тела: | Голова плавно переходит в туловище и хвост. Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост. Шеи у рыбы нет. С гибкой вихляющей шеей тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который должен легко пробивать себе дорогу в толще воды. | Снижение трения воды |
Органы чувств |
|
|
Зрения | Глаза. Рыбы могут видеть только на расстоянии до 1 м, хотя некоторые представители могут видеть на расстоянии 10 – 12 м. Зрение рыб зависит от освещенности и от прозрачности воды.Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности и при внутривидовом общении (контакте в стае, поиск партнера, поведение между молодью и родителями). У живущих в условиях плохой освещенности глаза либо очень крупные (как телескопы), либо наоборот, очень малы или вообще скрыты под кожей. Положение глаз также изменчиво. Цветное зрение у костных рыб. | Хорошо видят на близком расстоянии |
Обоняния | Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, что бы привлечь хищника за несколько сот метров. | Восприятие запахов растворенных в воде |
Боковой линии | Каналы лежащие под чешуей с помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями. | Позволяет чувствовать потоки воды, различать предметы, воспринимать электромагнитные поля. |
Слуха | Орган слуха – внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела, что вызывает раздражение слухового нерва, возбуждение передается по слуховым нервам к внутреннему уху. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела. | Восприятие звуковых волн |
Органы передвижения:
| Плавники Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, волнообразно изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами необходимыми для управления движения и балансировки. | Устойчивость при движении. Движение вперед. |
Вывод: Приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, покровительственной окраске, плавно переходящих органах тела, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (органы боковой линии), органов передвижения (плавников).
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
Строение грибов
Цель: Изучить строение и органы размножения грибов.
Оборудование: готовый микропрепарат «Гриб Мукор», «Дрожжи»
Ходе работы
- Рассмотрите микропрепарат «Гриб Мукор», зарисуйте его и подпишите его части: споры, спорангии со спорами и спорангиеносец.
- Рассмотрите дрожжи под микроскопом и зарисуйте их, подпишите, что газ выделяют дрожжи
- Нарисуйте рисунок шляпочного гриба и подпишите все его основные части.
- Выполните задание: из ниже приведенного списка соотнесите группу
А) трубчатые
Б) пластинчатые
В) съедобные
Г)несъедобные
Д) паразиты растений
Е) паразиты животных
Список грибов
Лисички, трутовик, рыжики, опята, гриб-чаго, подберезовик, спорынья, ложные опята, грузди, головня, мухомор, сатанинский гриб, сыроежки, ржавчина, желчный гриб, стригущий лишай, шампиньоны, подберезовик, лисички, маслята, волнушка, кандида, гриб мукор, фитофтора, гриб пеницилл.
Сформулируйте полный вывод, ответив на вопросы:
1.Какой цвет имеет мицелий мукора?
2. Где место обитания гриба мукора?
3. Чем размножаются грибы?
4. Какой вид имеют дрожжевые грибы? Какой газ они выделяют?
5. В чем сходство пластинчатых и трубчатых грибов?
6. Какую роль играю грибы в природе?
7. Выполните тест (отдельно на листке)
Лабораторная работа
Строение грибов
Цель: Изучить строение и органы размножения грибов.
Оборудование: готовый микропрепарат «Гриб Мукор», «Дрожжи»
Ходе работы
- Рассмотрите микропрепарат «Гриб Мукор», зарисуйте его и подпишите его части: споры, спорангии со спорами и спорангиеносец.
- Рассмотрите дрожжи под микроскопом и зарисуйте их, подпишите, что газ выделяют дрожжи
- Нарисуйте рисунок шляпочного гриба и подпишите все его основные части.
- Выполните задание: из ниже приведенного списка соотнесите группу
А) трубчатые
Б) пластинчатые
В) съедобные
Г)несъедобные
Д) паразиты растений
Е) паразиты животных
Список грибов
Лисички, трутовик, рыжики, опята, гриб-чаго, подберезовик, спорынья, ложные опята, грузди, головня, мухомор, сатанинский гриб, сыроежки, ржавчина, желчный гриб, стригущий лишай, шампиньоны, подберезовик, лисички, маслята, волнушка, кандида, гриб мукор, фитофтора, гриб пеницилл.
Сформулируйте полный вывод, ответив на вопросы:
1.Какой цвет имеет мицелий мукора?
2. Где место обитания гриба мукора?
3. Чем размножаются грибы?
4. Какой вид имеют дрожжевые грибы? Какой газ они выделяют?
5. В чем сходство пластинчатых и трубчатых грибов?
6. Какую роль играю грибы в природе?
7. Выполните тест (отдельно на листке)
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя
Цель: Изучить строение дождевого червя; доказать, что животное является представителем типа Кольчатые черви, класса Малощетинковые.
Оборудование: Рисунки, фотографии, цифровые модели дождевого червя, видеофрагмент «Дождевой червь».
Ход работы
- Изучите внешнее строение и способ передвижения дождевого червя, зарисуйте его, подпишите его части.
- Сосчитайте число пар щетинок, расположенных на каждом сегменте тела дождевого червя. Какова роль щетинок в передвижении дождевого червя в почве? Просмотрите видеофрагмент «Дождевой червь», цифровые модели движения червя.
- Заполните таблицу, распределив указанных животных на две группы:
аскарида, дождевой червь, бычий цепень, пиявка, пескожил, трубочник, печеночный сосальщик, голый слизень, нереида, полихета колючая, свиной цепень, чешуйник, лошадинная пиявка, астрица, власоглав.
Представители типа Кольчатые черви | Представители других типов |
6. В выводе отметьте, почему дождевой червь относится к типу Кольчатые черви и классу Малощетинковые.
Вывод для меня
1) Дождевого червя относят к типу кольчатые черви, потому что он имеет сегменты-кольца (а точнее он малощетинковый червь)
2) Состоит из щетинок, под щетинками находится развитая мускулатура, состоящая из мыщц, благодаря этому тело червя может сокращаться и удлинятся.
3) Щетинки не позволяют почве прилипать к телу червя во время того, как он роет ходы. Щетина помогает в этих ходах червю не соскальзывать обратно при сокращении тела, и продвигаться вперёд
4) Если его разрезать то он будет ползти дальше, так как жизнееные функции не потеряются!
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения мхов
Цель работы: изучить строение мхов кукушкин лен и сфагнум.
Ход работы
- Рассмотрите зеленый мох- кукушкин лен.
Ответьте на вопросы:
а) Каковы особенности строения кукушкиного мха (форма, окраска, размеры стебля и листьев)?
б) Какие особенности строения мха позволяют ему прикрепляться к почве? Зарисуйте.
2. Рассмотрите внешнее строение сфагнума. Найдите стебли, различные типы боковых веточек, листья. Есть ли у сфагнума ризоиды?
а) Рассмотрите микропрепарат листа сфагнума (или рисунок микропрепарата). Найдите узкие длинные хлорофиллоносные клетки и крупные водоносные клетки. Найдите в водоносных клетках утолщения и поры, обозначьте их на рисунке
б) Зарисуйте 2-3 водоносные клетки и окружающие их хлорофиллоносные клетки. Укажите названия клеток, обозначьте хлоропласты, утолщения, поры.
- 3. Сделайте вывод об особенностях строения мхов, заполнив пропуски в тексте:
Мхи относятся к группе _____________растений. Тело листостебельных мхов ______________на органы:__________ и ____________. Мхи размножаются как ____________, так и ____________ способом, имея в своем жизненном цикле чередование поколений.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
«Внешнее строение моллюсков»
Цель: Изучить строение беспозвоночных животных моллюсков. Научиться определять возраст моллюска и его систематическое положение по его раковине.
Оборудование: Схемы и цифровые модели строения моллюсков, раковины беззубок и прудовиков.
Ход работы
1. Рассмотрите раковину беззубки. Найдите передний (широкий, округлый) и задний (узкий) края, спинную и брюшную стороны. Какую окраски могут иметь раковина устрицы? С чем связана окраска раковины?
2. Отыщите самую высокую наружную часть раковины (верхушку) и обратите внимание на окружающие ее слои годовых приростов. Установите по числу годовых приростов примерный возраст моллюска.
3. Из скольки слоев состоит раковина? Зарисуйте их в тетрадь
4. По цифровым моделям изучите внутреннее строение беззубки. Найдите мантию, пластинчатые жабры, туловище, ногу, ротовые лопасти, вводной и выводной сифоны. Обратите внимание на отсутствие анатомически выраженной головы. Как Вы думаете, чем объясняется подобное строение двустворчатых моллюсков?
5. Сравните раковины беззубки и прудовика, найдите различия
6. Сделайте вывод
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Блиц - опрос 1. Р астения, у которых не бывает плодов и семена лежат открыто, голо.
Блиц - опрос Р астения, у которых не бывает плодов и семена лежат открыто, голо. К голосеменным растениям относят хвойные растения.
Блиц - опрос Р астения, у которых не бывает плодов и семена лежат открыто, голо. К голосеменным растениям относят хвойные растения. Хвойные – растения, имеющие видоизмененные листья – хвою.
Лабораторная работа Тема: «Строение голосеменных растений»
Цель: изучить особенности строения голосеменных растений на примере сосны обыкновенной
Оборудование: веточки сосны обыкновенной (гербарий), микроскоп, микропрепарат «мужская шишка сосны», ручная лупа, линейка
Ход работы
Задание №1 Рассмотрите внешний вид листьев сосны. Опишите их форму, размер, цвет. Сделайте рисунок. Внешний вид листьев сосны
Внешний вид листьев сосны Хвоинки расположены по две в пучке, 4—6 см длиной, 1,5—2 мм толщиной, серо- либо сизовато-зелёного цвета, изогнутые , края мелкозубчатые .
У сосны имеется 2 вида шишки:
У сосны имеется 2 вида шишки: мужская женская
Задание №2 Рассмотрите микропрепарат под микроскопом строение мужской шишки сосны. Опишите и зарисуйте строение Строение мужской шишки сосны
Строение мужской шишки сосны
Задание №3 Рассмотрите женские шишки сосны. Опишите их строение, форму. Зарисуйте их внешний вид. Строение женской шишки сосны
Внешнее строение женской шишки сосны
Задание №4 Зарисуйте семя, подпишите его основные части. Строение семенной чешуи
Строение семенной чешуи
Голосеменными растения называют потому, что их семена развиваются в шишках. Цветков и плодов не образуют. Семена лежат на чешуях женских шишек открыто. Размножение голосеменных возможно только при участии воды. Хвоя – видоизмененные листья. В природе встречаются травянистые формы голосеменных растений. Сделайте вывод, выбрав из предложенных вариантов верные утверждения:
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №3
Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.
Цель: научиться выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.
Объекты: представители отделов растений, коллекции и рисунки насекомых.
Запишите в тетрадь понятия:
Идиоадаптация- одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.
Ароморфоз – прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов.
Ход работы:
1.Рассмотрите предложенные образцы растений. Назовите имеющиеся у них органы.
водоросли мох папоротник голосеменные покрытосеменные
3. Заполните таблицу в тетрадях, поставив «+» или «-».
Признаки ароморфозов | водоросль | мхи | папоротники | голосеменные | покрытосеменные |
Корень | |||||
Стебель | |||||
Листья | |||||
Споры | |||||
Семена | |||||
цветки | |||||
плоды |
4. Рассмотрите рисунки
Ответьте на вопрос: К идиоадаптациям или ароморфозам можно отнести разнообразные по строению усики насекомых, ротовые органы насекомых, лапки насекомых?
Тип конечности: 1. Бегательная (жужелица), 2. Прыгательная (саранча), 3. Копательная (медведки), 4. Плавательная (плавунец), 5. Хватательная (богомол), 6. Собирательная (медоносная пчела).
Подумай:
1. С чем связаны отличия в строении насекомых?
2. Приводят ли эти отличия к повышению уровня организации или являются частными приспособлениями к условиям обитания?
5.Сделайте вывод о роли ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции живых организмов.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №5
Выявление изменчивости у особей одного вида.
Цель: Научиться находить признаки изменчивости, объяснять их происхождение.
Оборудование: По 2 экземпляра органов растений 3-х видов иллюстрирующих изменчивость организмов 9например два листа одного растения, два клубня картофеля, 2 семени).
Ход работы:1. Описание:
1. Название (например листья берёзы)
№ п/п | Признаки изменчивости | 1экземпляр | 2 экземпляр |
1 | Размер листовой пластинки | ||
2 | Длина черешка | ||
3 | Кол – во жилок | ||
4 | Кол – во зубчиков | ||
5 | |||
6 |
Какой вид изменчивости: наследственная или ненаследственная?
2. Название: клубни картофеля (оформление по образцу первого, признаки для клубня, напр. Количество глазков, цвет и т.д.).
3. Название: семена фасоли (оформление по образцу первого).
Общий вывод: Значение наследственной и ненаследственной изменчивости.
Лабораторная работа №5
Выявление изменчивости у особей одного вида.
Цель: Научится находить признаки изменчивости, объяснять их происхождение.
Оборудование: По 2 экземпляра органов растений 3-х видов иллюстрирующих изменчивость организмов 9например два листа одного растения, два клубня картофеля, 2 семени).
Ход работы:1. Описание:
1. Название (например листья берёзы)
№ п/п | Признаки изменчивости | 1экземпляр | 2 экземпляр |
1 | Размер листовой пластинки | ||
2 | Длина черешка | ||
3 | Кол – во жилок | ||
4 | Кол – во зубчиков | ||
5 | |||
6 |
Какой вид изменчивости: наследственная или ненаследственная?
2. Название: клубни картофеля (оформление по образцу первого, признаки для клубня, напр. Количество глазков, цвет и т.д.).
3. Название: семена фасоли (оформление по образцу первого).
Общий вывод: Значение наследственной и ненаследственной изменчивости.
1 экземпляр
2 экземпляр
1 экземпляр
2 экземпляр
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа.
Изучение морфологического критерия вида.
Цель: усвоить понятие морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
Объект: гербарии растений разных видов.
Ход работы:
1.Рассмотрите предложенные вам гербарные экземпляры растений одного рода.
2.Пользуясь учебником ботаники, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения, предложенные в таблице.
3. Заполните таблицу:
Признаки для сравнения | Названия видов | ||
1.Высота побега | |||
2.Форма листа, простой или сложный | |||
3.Расположение листьев на стебле | |||
4.Размеры листьев | |||
5.Название и размеры соцветия | |||
6.Окраска цветка | |||
7.Тип корневой системы |
4.Сделайте вывод, ответив на вопросы:
- В чем вы обнаружили черты сходства у рассмотренных растений? Чем это можно объяснить?
- В чем наблюдаются различия у этих растений? Чем это можно объяснить?
- В чем заключаются достоинства и недостатки морфологического критерия определения вида?
Предварительный просмотр:
Практическая работа №3
«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
Цель: определить причины и степени воздействия деятельности человека на экосистемы
1.Сравните данные двух диаграмм. Какие изменения произошли в возрастном составе популяций дуба черешчатого за 18 лет?
О чем это говорит?
Какие прогнозы развития популяции вида на будущее?
Диаграмма 1«Исследование состояния дубравы»1991г.
.
p | j | im | v | g1 | g2 | g3 | s | среднее число особей |
0 | 0 | 7 | 16 | 4 | 36 | 21 | 4 | 11 |
Обозначения:
p – проростки (с 2 семядолями)
j – ювенильные растения (одноостные побеги)
im – имматурные растения (ветвящиеся)
v – виргинильные растения (растения с треугольной кроной)
g1 – молодые генеративные растения (треугольная крона, начало цветения)
g2 – средневозрастные генеративные растения (округлая крона, обильное цветение)
g3 – старовозрастные генеративные растения (усеченная крона, частичное цветение)
s – сенильные растения(мертвеющие побеги без цветения).
Диаграмма 2:«Исследование состояния дубравы» весна 2014г.
p | j | im | v | g1 | g2 | g3 | s | среднее число особей |
0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 19 | 7 | 7 | 4,9 |
2. Какой процесс происходит в экосистеме дубравы и к чему он приведет?
Назовите причины, вызвавшие изменения в биоценозе.
Какие действия можно предпринять для замедления негативного процесса?
Влияние человека на окружающую среду
Воздействие человека на животных выражается как в прямом преследовании и нарушении структуры популяции, так и в перемене мест их обитания. В последнее время к общим изменениям условий обитания добавился такой мощный фактор, как загрязнение природной среды. Очень часто прямое преследование (охота) сопровождалось изменением ландшафта. Человек своей деятельностью сильно влияет на животный мир, вызывая увеличение численности одних видов, сокращение других и гибель третьих. Это воздействие должна быть прямым и косвенным. Прямое воздействие испытывают промысловые животные, которых добывают ради меха, мяса, жира и т.д. В результате численность их снижается, отдельные виды исчезают. Так же к прямым воздействиям человека на животных относят их гибель от ядохимикатов, и отравления выбросами промышленных предприятий. Косвенное влияние человека на животных проявляется из-за изменения среды обитания при вырубке лесов (черный аист), распашке степей (степной орел, дрофа и стрепет), осушении болот (дальневосточный аист), сооружении плотин (рыба), строительство городов, применении пестицидов (красноногий аист) и т.д. В XX в прямое преследование стало причиной гибели видов в 28 % случаев, а косвенное в 72 % случаев. Полное или почти полное истребление животных в результате неумеренной и нерегламентированной добычи было довольно широко распространено в прошлом. Первой документально засвидетельствованной жертвой преследования человеком был гигантский голубь - дронт.