Муниципальный этап "Учитель года - 2021"

Лопсан Долаана Михайловна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 7а классе по учебнику М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

Выполнила учитель МБОУ Самагалтайской СОШ №2 Лопсан Долаана Михайловна.

Дата проведения урока: 18.02.2021

Предмет: русский язык.

Тема: Самостоятельные и служебные части речи.

Цель урока: - выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи; - доказать значимость служебных частей речи, определить их роль в предложении и тексте; - воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. 

Технология: развивающего обучения.

Этапы урока:

  1. Орг. момент.
  2. Определение темы и целей урока.
  3. Работа по теме урока.
  4. Закрепление темы.
  5. Информация о домашнем задании.
  6. Итоги урока. Рефлексия.
  7. Оценивание.



Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.  Приветствие. Настрой на урок.

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на уроке.

Садятся

II. Определение темы и целей урока. 





























III. Работа по теме урока. 












IV. Физминутка.





V. Закрепление темы











VI. Информация о домашнем задании

VII. Итоги урока.

VIII. Оценивание учащихся.

















8 мин


































12 мин











1 мин







4 мин








1 мин.



4 мин





4 мин

















- Ребята, у вас на партах лежит стихотворение Ольги Высотской «Веселая грамматика».

- Читайте его вместе со мной.

Оно поможет сформулировать тему урока.

Существительное – школа.

Просыпается – глагол.

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,                          Приниматься надо всем.             Мы наречием отлично                                               На уроках дорожим.                                    Соблюдаем мы привычно                          Дисциплину и режим.                                                Не и ни у нас частицы.                                            Нам их надо повторять.                                               И при этом не лениться                                               И ни часу не терять!                                              После школы, как известно,                                       Мы катаемся в санях.                                            Здесь особенно уместны                    Междометья ох и ах!

А потом                                                                         У теплой печи                                                                Повторяем                                                                      Части речи!

- Вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке?

-Ребята, посмотрите на СЛАЙД 2

Задание 1: Устно составьте предложения из данных слов, ставя их в нужную форму. 

Бабушка, любить, свои, внуки. 
Она, рассказывать, они, русские, сказки. 
Готовить, они, вкусный, угощение. 


- Прочитайте получившийся текст. 

- Проверим Слайд 3.

- Могут ли эти слова употребляться самостоятельно?
- Давайте разберем первое предложение. Из каких самостоятельных частей речи состоят данные слова? 


-задание 2:

- Назовите названия частей речи.


Задание 3:                                                                - Попробуйте составить предложения из данных слов: 
в, и, не, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как.


- Удалось ли вам это? Почему?

- Вы можете сказать, как называются эти части речи? 


Попробуйте сами сформулировать тему урока.

- Запишите тему урока «Самостоятельные и служебные части речи». (Слайд 4).

- Давайте определим цели, что мы будем делать на этом уроке?


- Ребята, откройте учебник и прочитайте теоретический материал § 51


- какой раздел русского языка изучает части речи?

-Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?

- Какие служебные части речи вам известны?

Один ученик выходит к доске, выполняет синтаксический разбор предложения.

Задание 4. Опишите фотографию «Зимние забавы». (Слайд 5).

1. кто изображён на фотографии;

2. где и когда происходит действие, запечатлённое на фотографии;

3. общее настроение, которое передано на фотографии.

- Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось?

- Какие части речи вы использовали в предложениях?

Вывод.

Вновь у нас физкультминутка,         Слайд 6.      Наклонились, ну-ка, ну-ка!                   Распрямились, потянулись,                                        А теперь назад прогнулись.                            (наклоны вперед и назад.)                                   Голова устала тоже.                                                     Так давайте ей поможем!                                  Вправо-влево, раз и два.                                     Думай, думай, голова. (Вращение головой.)         Хоть зарядка коротка,                                    Отдохнули мы слегка.

- Сигнальные карточки. Отвечаете на вопросы.

Зеленый – правильный ответ.

Красный – неправильный ответ.
Самостоятельные части речи

- не имеют лексическое значение?
- имеют морфологические признаки?
- являются членами предложения? 
- не всегда можно задать вопрос;?

служебные части речи

- всегда можно задать вопрос?

- не являются членами предложения?

- имеют морфологические признаки?
- не имеют морфем?
- не изменяются?

Подведение промежуточных итогов.


- Можно ли обойтись без служебных частей речи?

Для чего используют служебные части речи? 

- Таким образом, мы пришли к выводу об их значимости.

- упр.325 по заданию;

-  напишите мини-сочинение: «Зачем мы употребляем в речи предлоги, союзы и частицы» (по желанию). Слайд 7.


- Подведем итоги. Продолжите предложения.

Сегодня на уроке я вспомнил …

Теперь я смогу …

Лучше всего у меня получилось …

(Слайд 8).

Оценивание учащихся.

Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону  Слайд 9.

А сейчас небольшая самостоятельная работа.

Тест (индивидуально каждым учащимся).

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Ключ: 1 – а     Слайд 10.

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 - б

Выставление оценок за тест:

нет ошибок – «5» ,

1-2 ошибки - «4»,

3 -4 ошибки – «3»

- Ребята, подсчитайте баллы. Результаты на слайде.

Учащиеся говорят свои итоговые баллы.

Спасибо за урок!!!  Слайд 11.

Ученики слушают стихотворение и читают его сами.


1. Учащиеся составляют из данных слов предложения. Из 3-х полученных предложений получается текст.

Бабушка любит своих внуков.
Она рассказывает им русские сказки. 

Она готовит вкусное угощение. 


Да, могут употребляться самостоятельно.

2. Называют названия частей речи.

3. Пробуют составить предложения из данных слов: 
в, и, не, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как 

Учащиеся дают ответы на заданные вопросы.

Нет,

Это служебные части речи.

Дети формулируют тему урока.

Записывают в тетрадь число и тему урока.

Дети определяют цели урока.

ОТВЕЧАЮТ – повторить  части  речи, доказать их значимость в русском языке.


Ребята читают теорию на стр. 134 – 135.


Морфология

Ответы детей

 Выполняет синтаксический разбор предложения.

Дети описывают фотографию.

Делают физминутку

Нет

да

Говорят о том, для чего нужны служебные части речи в предложении.



Без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно.

1. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении
2.Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.                                                        3.Частицы вносят различные оттенки значений в предложение.


Записывают в дневники домашнее задание.


Отвечают.

Учащиеся отвечают и проверяют по эталону.

Ставят оценку в тетрадь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Попробуйте устно составить предложения из данных слов: 1.Бабушка , любить, свои, внуки. 2.Она , рассказывать, они, русские, сказки. 3.Готовить , они, вкусный, угощение . 1. в , и, не, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Слайд 3

Проверим: 1. Бабушка любит своих внуков. 2. Она рассказывает им русские сказки. 3. Готовит она вкусное угощение.

Слайд 4

Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи

Слайд 5

Опишите фотографию «Зимние забавы». 1. кто изображён на фотографии; 2. где и когда происходит действие, запечатлённое на фотографии; 3. общее настроение, которое передано на фотографии.

Слайд 6

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Слайд 7

Домашнее задание: - Упр.325 по заданию; - напишите мини-сочинение: «Зачем мы употребляем в речи предлоги, союзы и частицы»

Слайд 8

Продолжите предложения : - Сегодня на уроке я вспомнил … -Теперь я смогу… - Лучше всего у меня получилось …

Слайд 9

Тест (индивидуально каждым учащимся). 1. Что обозначает имя существительное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 2 . Что обозначает имя прилагательное? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 3 . Что обозначает глагол? а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 4. Из данных слов выберите имена существительные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 5. Из данных слов выберите имена прилагательные: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 6. Из данных слов выберите глаголы: а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 7 . Из данных слов выберите самостоятельные части речи: а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера 8. Из данных слов выберите служебные части речи: а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Слайд 10

Проверка по эталону Ключ : 1 – а 2 – б 3 – в 4 – в 5 – а 6 – б 7 – а 8 - б Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»