Утешова Айжанар Халеловна

сайт учителя информатики

Учиться, учиться и еще раз учиться

Профессия: учитель информатики

Профессиональные интересы: Обучать и воспитывать детей

Увлечения: Делать поделки

Регион: Астраханская область

Населенный пункт: с.Крутое, Володарский район

Место работы: МКОУ" Крутовская ООШ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/uteshova-ayzhanar-khalelovna
Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Николай Алексеевич Островский

1. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.( А. Дистервег )

2. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. ( А. Дистервег )

3. Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь.

Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

 

Чтобы не обидеть.         (Я.Корчак)

4. Тот, кто, обращаясь к старому способен открывать новое, достоин быть учителем.

                                                                     (Конфуций)

5. Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

                                                                        (Э. Хаббард)

6. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

                                                                        (В. Ключевский)

О себе

Мне очень понравился  “рассказа о себе” Веры Васильевой. Ее рассказ напоминает  мне как моя педагогическая  деятельность начиналась.
Ради чего я работаю в школе?
Пожалуй, прежде чем рассказать об этом, каждый учитель должен определить для себя, а что же такое “школа”: здание, куда ты приходишь на работу — или жизнь, с её ошибками и удачами, взлётами и падениями?
Мне думается, что школа в жизни любого учителя и ученика должна быть местом
…куда готов ты возвращаться вновь и вновь,
Радостным, добрым, нежным и злым,
Еле живым…
 
местом, “где забудешь о плохом”, — вот что я понимаю под словом “школа”.
Всё это написалось очень легко, однако ответить на вопрос “для чего?” по-прежнему сложно. Наверное, до этого конкурса я никогда так прямо его перед собой не ставила.
Я пришла в школу почти сразу после института, потому что мне было интересно: “А что это значит — работать в школе?” Сначала было немного страшно, особенно когда впервые встречалась с классом. Кто они, эти “инопланетяне”, которые смотрят “другие” мультфильмы, слушают “другую” музыку, находят себе “других” кумиров, — ведь десять лет разницы — это и мало, и в то же время неимоверно много.
И вот тогда-то, в эти первые дни, я поняла, что половина успеха в дисциплине — это знание детских имён. Называя их Петями, Машами, Егорами, ты уже протягиваешь к ним очень важную ниточку доверия.
Каждый человек в душе очень раним и жаждет любви и теплоты от других — это моё твёрдое убеждение, с которым я пришла в школу и в котором до сих пор не разочаровалась. В наше время уже банальными кажутся слова “старайтесь видеть в людях хорошее”, но ведь это действительно стоит делать. Ты получишь взамен ровно столько, сколько отдашь сам. И дети тянутся тебе навстречу, радуются счастью поговорить, поделиться своими открытиями, огорчениями, ведь, как оказалось, дома с детьми общаются очень немного. А где, как не на уроках литературы и русского языка, говорить о важных понятиях в жизни каждого из них и всего человечества, соединять эпоху с эпохой и самое главное — учить понимать окружающий нас мир с его законами и противоречиями.
Должна признаться, что именно это — дать почувствовать себя гармонично в общении, в работе, в дружбе и любви — ставлю я для себя самой основной целью в работе с детьми. Поэтому очень часто на уроках мы работаем в малых группах, в парах. Дети учатся слушать других, находить компромиссы, выдвигать и обосновывать свою точку зрения. 
Конечно, иногда очень сложно прийти к единому мнению: случается, что кто-то остаётся на “особом положении”, но ведь это естественно, так как каждый человек индивидуален. В такой ситуации группа начинает выступление со слов: “У нас мнения разделились...” — и тогда каждая сторона объясняет свою позицию. Все варианты я записываю на доску, и в ходе дальнейшего анализа мы постоянно сверяем свои новые мысли с уже написанным. С чем-то соглашаемся, что-то опровергаем, но ведь это и есть процесс поиска знаний, нахождение оптимальных решений.
Да, как бы нам, взрослым, ни хотелось, но дети всё равно продолжают жить своей жизнью, часто такой далёкой от того, что они слышат на уроках. Любой учитель должен стремиться сблизить эти две, казалось бы, несовместимые для детей вещи — знания и жизнь. Поэтому иногда, “забыв” о программе, я следую за их мыслями, впечатлениями. 
Как надо было поступить: давать урок по плану или пойти вслед за детьми, их мыслями и чувствами? 
Мне кажется, что надо обязательно устраивать детям своеобразные уроки-праздники, когда традиционные уроки обобщения и повторения превращаются в ролевые игры, в соревнования, в игры по станциям, в творческие зачёты. Именно здесь у детей появляется реальная возможность попробовать себя в роли “составителей учебников”, конструкторов, актёров, проявить свой огромный, но редко востребованный на традиционных уроках творческий потенциал. И тогда вопрос уже стоит не об оценках, а о том, что каждый из них может и умеет.
Да, я за демократические отношения между учителем и учащимися. Надо давать свободу творчества и поиска, но учитель всё равно остаётся негласным лидером, способным в любой момент восстановить порвавшуюся логическую нить или несколькими словами изменить ход всего урока. Конечно, на деле иногда случается всякое, бывает, что не я, а дети подводят меня к новым открытиям. Но разве это не то, к чему надо стремиться, ведь учебный процесс должен быть двусторонним. Уча их, я учусь сама.
Мне нравится, когда дети спорят, ведь, как известно, в споре и рождается истина. Спорят друг с другом, спорят со мной, и часто я в чём-то уступаю, так как невозможно вырастить “победителей” только на чужих авторитетах. А растим мы детей и учим прежде всего для будущей, взрослой жизни — частной жизни каждого из них и жизни всей нашей страны в целом. Как сложатся их судьбы, покажет время, но пока они просто играют, мечтают, а я стараюсь поддержать и подкрепить их мечты, дать им умения и навыки, которые им обязательно пригодятся в жизни.
А в завершение своего рассказа мне хотелось бы добавить (хотя, наверное, с этого надо было начать), что без тех людей, которые работают со мной в одной школе, я не сделала бы и половины задуманного. Чтобы никого не обидеть, я не буду называть здесь имён, но, оглядываясь назад, я отчётливо понимаю, что без помощи, а иногда и снисходительности коллег по кафедре и администрации мне намного сложнее было бы добиться высокой детской оценки моей работы.
 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Каждый человек формирует свой внутренний мир в течение всей своей жизни. На каждом этапе  жизненного пути актуальными, интересными и формирующими личность были различные книги. Но не только книги формировали и сейчас формируют  внутренний мир. Познание, эмоции, чувства, принципы, идеалы, идеи, убеждения - все это составляет и формирует  внутренний мир. Люблю познавать окружающий мир! Ведь жить, чувствовать и любить - это прекрасно и интересно!

Сколько интересных книг было написано, и сколько еще будет написано. Каждая книга по-своему уникальна и неповторима, она открывает перед нами удивительный и неповторимый мир. Иногда прочитанная книгаоставляет неизгладимый вслед в душе, и иногда начинаешь еще раз ее перечитывать, чтобы испытать те ощущения, которые были пережиты ранее.

Иногда книга не оставляет абсолютно никакого впечатления, вот прочитаешь ее, и забыл, о ней. Но есть такие, которые остаются в памяти на всю оставшуюся жизнь. Наверное, у каждого человека есть любимая книга, а может быть ни одна, а даже несколько книг. Именно их начинаешь перечитывать долгим зимним вечером.

Однако в наше время все меньше людей читают книги. Если несколько лет назад книги были очень популярны, то сейчас количество читателей заметно снизилось. И это очень плохо, так как именно книга начинает формировать внутренний мир человека, она также закладывает нормы нравственности, духовности, морали.

 

Книга это тот же воспитатель, она учит жизни. Хотя, конечно, очень часто реальная жизнь отличается от того, что написано в книгах. Но нужно уметь разграничивать вымышленный и реальный мир. Читая книгу, мы учимся анализировать и размышлять. А прочитав книгу, делаем для себя определенные выводы.

Книга занимает в жизни человека не последнее место. Для кого-то это необыкновенный удивительный мир. Книги оказывают на человека особое влияние. Через книги дети начинают изучать окружающий мир. Книги помогают сформировать мировоззрение.

Благодаря книгам, человек узнает многое о своей истории. Книга была создана несколько тысяч лет назад, и даже сейчас о ней не забывают.

Что читать каждый человек определяет сам для себя. Кому-то нравиться фантастика, а кому-то история. У каждого свои интересы. Многие писатели становились известными благодаря своим произведениям. Одна интересная книга может сделать своего создателя богатым и знаменитым.

Книги это бесценное наследство, которое могли оставить предки своим потомкам. Многие книги уникальны, так как содержат особую информацию, а многие из них даже хранятся в секрете, и о них знают только избранные люди.

 

Книга это источник знаний, а знания это сила.

Мои достижения

Моё портфолио

Говоря о портфолио педагога рассмотрим сначала что же означает это слово.

Портфолио в переводе с итальянского означает "папка с документами", "папка специалиста".

В узком смысле портфолио значит ряд высококачественных фотографий, которые делает профессиональный фотограф в рамках персональной фотосессии, воспользоваться которыми может в деловых и рекламных целях актер или модельное агентство.

В широком смысле портфолио - это упорядоченный, грамотно оформленный набор достижений деловой личности, занятой в любой сфере деятельности.

Создать профессиональное портфолио - это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования Вашего имиджа в глазах работодателя. Роль портфолио в этом процессе велика: по тому, как сделано портфолио соискателя, работодатель судит не только о профессиональной деятельности кандидата, но также видит принципы, личные акценты и логику кандидата.

Педагогу, чтобы быть по достоинству оцененным, необходимо проделать большую работу по систематизации и обобщению наработанного опыта. И, как показывает практика, эта задача решается с помощью портфолио, которое очень четко характеризует деятельность педагога с точки зрения информационной и профессиональной культуры.

Не случайно, на всех профессиональных педагогических конкурсах отдельным пунктом вынесена оценка методического портфолио.

Портфолио педагога связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности.

Оно содержит материалы, которые:

  • дают информацию об авторе;
  • представляют результаты его деятельности;
  • отображают особенности личности автора портфолио;
  • отражают основные направления и виды деятельности;
  • демонстрируют ориентированность на выбранную педагогическую концепцию.

Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:

  • педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, в том числе при аттестации;
  • администрации осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога, систематизировать деятельность педагога; широко и полно предоставлять материалы при лицензировании, аттестации, аккредитации образовательного учреждения.

В то же время, портфолио педагога позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и динамику по сравнению с предыдущими результатами.

Но необходимо заметить, что портфолио педагога ни в коем случае не должно является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных программ, занятий, методических материалов, полученных грамот и дипломов.

Нередко можно встретить ситуацию, когда прошлые достижения преподносятся педагогом как огромная заслуга в настоящем. Но ведь ценность педагогического труда именно в стабильности образовательных результатов. Именно эта стабильность, как текущая (от занятия к занятию), так и перспективная (из года в год), характеризует педагога как профессионала.

При этом важно, чтобы портфолио выстраивалось относительно требований к имеющейся или заявленной на аттестацию педагогом квалификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств профессиональной компетентности педагога.

20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования. На них я и хотела бы обратить Ваше внимание. Это:

  • электронное портфолио;
  • электронное on-lain портфолио.

Электронное портфолио педагога - демонстрационный набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения, и предназначен для оценки уровня профессионализма работника.

Возможные разделы электронного портфолио:

  • общие сведения о педагоге;
  • результаты педагогической деятельности;
  • научно-методическая деятельность;
  • творческие планы;
  • учебно-материальная база.

Подходы к построению электронного портфолио могут быть разнообразными в зависимости от индивидуальных особенностей педагога.

Допускается собственное структурирование предоставляемых материалов. Важно чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов.

Электронное портфолио может быть создано в различных приложениях Windows: PowerPoint, Word, Excel или в виде Web-страницы.

Поместить туда можно то, чего не покажешь на бумажных носителях. Это могут быть мультимедийные продукты, созданные к занятиям или досуговым мероприятиям: презентации, графические объекты, видеоматериалы др.

Наиболее распространены портфолио в виде:

  • электронной презентации в среде PowerPoint,
  • Web-сайта.

Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.

Если в образовательном учреждении имеется свой сайт в Интернете, то электронное портфолио педагога может стать частью такого сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации.

В то же время, создавая электронное портфолио, педагог фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять.

Рассмотрим более подробно структуру электронного портфолио педагога.

Все таки, общепринятой модели электронного портфолио нет.

Портфолио педагога очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах. Рассмотрим их:

1. Информация "от себя" - формулировка педагогической философии педагога, описание используемых методик, педагогических технологий, указание разрабатываемых дисциплин, образовательных программ, представление образовательных целей и задач.

Сюда же могут входить: видеозапись типового занятия педагога, материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, (например компьютера, аудио- и видеоаппаратуры).

2. Информация "от других" - рекомендательные письма, отзывы коллег, учащихся, родителей о программе, стиле проведения занятий, внеучебной деятельности и т.д.

3. Примеры учебных мероприятий - достижения учащихся, результаты исследовательской работы учащихся, примеры работ учащихся и т.д.

При составлении портфолио педагогу нужно четко понимать, что портфолио - это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.

В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио педагога:

- портфолио развития - собирается в педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе педагога и накопленного им опыта в течение определенного времени;

- отчетное портфолио - свидетельствует о достижении педагогом определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;

- демонстрационное портфолио - это коллекция лучших работ педагога. Данное портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

Результаты эксперимента по созданию портфолио показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные портфолио, представляющие собой совокупность различных блоков, таких как:

  • Портрет педагога,
  • Достижения,
  • Педагогический опыт,
  • Квалификация,
  • Работа с учащимися,

И разнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности.

При создании и наполнении электронного портфолио от педагога требуется:

  • умение моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность,
  • учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов:

- психолого-педагогические требования,

- эргономические требования (удобство для человека в процессе работы),

- требования к дизайну (цветовому оформлению, размеру шрифтов и графических объектов)

- программно-технологические требования.

Наибольшую важность при наполнении электронного портфолио содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность.

Электронное портфолио педагога представляет собой, с одной стороны, личное портфолио педагога, с другой стороны, осмысление опыта других педагогов или методистов. В нем отводится место для самостоятельной и творческой деятельности как педагога, так и его учеников.

Смысла отрицать эффективность электронного портфолио нет. Это наглядно, удобно и достаточно надежно. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.

Практика создания электронных портфолио уже существует и в школах и в учреждениях дополнительного образования детей.

В связи с этим я решила провести обзор доступных ресурсов, в том числе сайтов портфолио, с целью предоставить педагогам возможность увидеть и оценить, какие существуют формы и варианты оформления портфолио.

Пример 1 (Портфолио педагога "Достижения в области ИКТ")

Например, в электронном портфолио педагога дополнительного образования, занимающегося историко - литературным краеведением в разделе "Научно-методическая деятельность" представлен и проанализирован опыт использования современных педагогических технологий; каждый подраздел содержит подтверждающие материалы, прикрепленные к данной странице портфолио с помощью гиперссылок:

  • технология модульного и блочно-модульного обучения (программа блочно-модульного обучения по историко-литературному краеведению для детей 14 - 16 лет;
  • исследовательские методы обучения (проект учащихся "История становления храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка", зачетная работа по темам "История мировых религий", зачетная работа по теме "Правители государства Российского");
  • технология решения изобретательских задач - ТРИЗ (подборка задач по краеведению);
  • информационно-коммуникационные технологии обучения (статья "Активизация преподавания гуманитарных дисциплин в УДОД, презентации к занятиям по темам.

Структура электронного портфолио педагога декоративно-прикладного творчества дополнена разделом "Краеведческая работа", так как педагог имеет большой опыт совместной с учащимися работы в этом направлении. В данном разделе можно познакомиться с содержанием исследовательских работ учащихся, занявших призовые места на краеведческих конкурсах различного уровня.

Итак, электронное портфолио - один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики профессионального роста педагога.

Его электронный вариант имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бумажным, поскольку:

  • объем информации в нем представлен шире и разнообразнее;
  • информация охватывает не только все аспекты деятельности работника, но и нормативно-правовую и справочную основу этой деятельности;
  • навигацию по разделам выполнять проще, нагляднее и быстрее.

В дальнейшем электронное портфолио может стать технологией планирования профессиональной карьеры и эффективным средством развития. Объясняется это тем, что оно содержит больше информации для понимания, чем стандартное резюме, и позволяет увидеть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей работника.

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы