Главные вкладки
Вараксин Геннадий Сергеевич
Системный подход к организации учебного процесса в основном и дополнительном образовании
Профессия: Преподаватель
Профессиональные интересы: Модульная технология обучения, проектирование учебных материалов и образовательных ресурсов, тайм-менеджмент
Увлечения: Психология, прикладное творчество
Регион: Пермский край
Населенный пункт: г. Пермь
Место работы: Институт развития образования Пермского края
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/varaksinКаждый - гениален. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость.
Некто, гуляя по лесу, повстречал дровосека, который долго и упорно пилил сваленное дерево. Прохожий подошел ближе, чтобы разглядеть, почему работа идет с таким трудом, и сказал: "Извините, но мне кажется, что Ваша пила совершенно затупилась! Почему бы Вам ее не заточить?" На что дровосек простонал: "Для этого у меня нет времени - я должен пилить!"
А как обстоит дело у Вас?
Когда Вы собираетесь "заточить свою пилу"?
Ваша "пила" – это Ваше физическое здоровье, Ваш интеллект, Ваше духовное развитие, навыки коммуникации и уровень Вашей профессиональной компетентности. Необходимо отметить, что педагоги в России – это группа риска. У них пока недостаточно физических, финансовых возможностей и просто свободного времени для полноценного отдыха, саморазвития и личностного роста. Может быть я утрирую и сгущаю краски? Уважаемые коллеги, жду от Вас комментариев.
За 10 лет моей работы в сфере переподготовки и повышения квалификации работников образования накопилось достаточно много авторских информационных ресурсов. Думаю, что пришло время эти образовательные ресурсы опубликовать в сети Интернет, чтобы как можно больше педагогов смогло познакомиться с этими материалами. В этом я вижу свою миссию. На страницах сайта http://ikt-school.jimdo.com/ и на данном мини-сайте будут представлены авторские учебные материалы и образовательные ресурсы в различных форматах: текстовые материалы, мультимедийные ресурсы, интерактивные учебные ресурсы для организации самостоятельных учебных действий, дистанционные мини-курсы с пошаговыми инструкциями и практическими упражнениями, анкеты, опросы, полезные ссылки на учебные ресурсы и дистанционные курсы в сети Интернет и пр. Кроме этого я предлагаю несколько десятков авторских образовательных программ для повышения уровня ИКТ-компетентности работников образования.

О себе
Два высших образования:
Диплом 1. Пермский политехнический институт, 1971 г. Электротехнический факультет, специальность: «Автоматика и телемеханика»
Диплом 2. Пермский политехнический институт, 1988 г. Специальность: «Экономика и организация производства»
Дополнительное профессиональное образование:
Повышение квалификации учителей информатики (курс - 2 года)
Опыт педагогической работы (краткая характеристика научно-педагогической деятельности):
1979 – 2005 г. – работа в сфере дополнительного образования для детей по следующим направлениям; радиоэлектроника, методическая работа, начальное техническое моделирование, прикладное творчество, компьютерные технологии
1990 – 1998 г. – работа в школе в качестве учителя информатики
2005 г. – 2008 г: старший преподаватель кафедры информационных технологий ПРИПИТ (лекции и практические занятия по дисциплинам: технологии и методики обучения информатике, прикладное программное обеспечение, интерактивные средства обучения информатике, основы проектирования цифровых образовательных ресурсов, научное руководство курсовым и дипломным проектированием)
2006 – 2008 г. – активное участие в программе информатизации системы образования (обучение учителей по программе «Базовая ИКТ компетентность», командировки по Пермскому краю – закрытие курсов НФПК, ММЦ)
2007 – 2008 г. – проектная деятельность – разработка пакета цифровых образовательных ресурсов для поддержки базового курса «Информатика и ИКТ» по заказу НФПК – БИНОМ, разработка новой версии структурированного конспекта по информатике
2002 – 2008 г. – активное сотрудничество с различными сетевыми компаниями в качестве преподавателя и бизнес-тренера (обучение по направлениям: азбука сетевого маркетинга, основы управления бизнесом, система инструментов бизнеса, системный подход к организации бизнес-обучения, технология эффективного самообразования, технология и психология успеха, введение в НЛП, активные методы обучения, формирование эффективной команды, управление временем и организация личной работы, управление денежными потоками, самогипноз, аутотренинг, управление своими эмоциональными состояниями, повышение ресурса и творческого потенциала, техники ТРИЗ и НЛП для решения проблем в жизни)
С ноября 2007 г. по октябрь 2009 г. работа в ПКИПКРО по совместительству в качестве старшего преподавателя на кафедре МЕМД. С октября 2009 г. переведен на должность старшего научного сотрудника ЦОТТ и старшего преподавателя кафедры МЕМД (с 2010 г. кафедры общего образования).
В апреле 2011 г. уволен в связи с реорганизацией ПКИПКРО по сокращению. Формальный повод - отсутствие государственного заказа на те виды деятельности, которые были в моей компетенции. За последние годы было затрачено много усилий для адаптации к новому состоянию невостребованности в сфере образования, при этом разработано большое количество дополнительных учебных ресурсов по различным направлениям, создано несколько сайтов.
К настоящему времени сложились следующие интересы и направления деятельности:
- Естественная стимуляция защитных систем организма
- Оздоровительные сеансы релаксациии и психотренинги
- Многофакторное компьютерное исследование профиля личности
- Приемы психической саморегуляции. Аутотренинг и самогипноз
- Коучинг и индивидуальные консультации. Помощь в решении проблем
- Нейтрализация психологических травм и негативных программ в подсознании человека (процедура ОДИТИНГ)
- Самообучение и саморазвитие (технологии эффективного самообразования)
- Time-менеджмент (техника организации личной работы)
- Тайна денег (основы управления ресурсами и денежными потоками)
- Системный подход к организации бизнес-деятельности. Авторские инструменты и учетные формы.
- Азбука работы на компьютере и основы работы в сети Интернет
- Инструментальная среда педагогического назначения "Конструктор Учебных Кейсов" (КУК). Организация творческой деятельности на основе использования инструментальной среды КУК (реализация метода проектов)
- Авторская концепция организации учебного процесса в любой образовательной области на основе использования системных электронных образовательных ресурсов.
Личные качества:
- Системное и аналитическое мышление
- ИКТ – компетентность на уровне пользователя
- Умение ставить цели
- Креативность, творческий потенциал
- Навыки самообразования
- Опыт разработки электронных образовательных ресурсов

Книги, которые сформировали мой внутренний мир
- Стивен Кови "Семь навыков высокоэффективных людей"
- Генрих Саулович Альтшуллер "Алгоритм изобретения"
- Александр Свияш (все книги)
- Вадим Зеланд "Трансерфинг реальности"
- Валерий Синельников (все книги)
- Информационных источников было много, поэтому список будет расширен . . . . .
Особенно хочу выделить Вадима Зеланда. Я не сразу принял его концепцию. Прошло несколько лет, прежде чем я созрел для восприятия этой информации. Произошло это после прослушивания его аудиокниг.

Мои достижения
Прошлые виды научно-педагогической деятельности:
а) Участие в конференциях различного уровня по направлениям «Информационные технологии в образовании», проведение обучающих семинаров, мастер-классов, учебных курсов для учителей-предметников, учителей начальной школы и представителей администрации учебных учреждений
б) Разработка учебно-методических материалов и интерактивных обучающих средств по следующим направлениям:
- Системный подход к организации учебного процесса
- Технология эффективного самообразования.
- Основы управления самостоятельными учебными действиями
- Информационно-методическое обеспечение технологии модульного обучения
- Мониторинг учебного процесса. Рефлексивный анализ. Рейтинговая система
- Графическое кодирование вербальной учебной информации
- Алгоритм разработки модульных учебно-методических и дидактических материалов на печатной основе
- Проектирование цифровых образовательных ресурсов и интерактивных учебных моделей с помощью пакета MS Office
- Активные методы обучения. Учебный Мозговой штурм.
- Time– менеджмент. Инструменты для организации личной работы. Картотечный органайзер. Компьютерная поддержка картотечного органайзера
- Технология и психология успешной деятельности
Я являюсь автором инструментальной среды педагогического назначения «Конструктор Учебных Кейсов», подготовленной на основе использования пакета прикладных программ MSOffice и бесплатно распространяемого инструментального программного обеспечения.
За периоды работы в ПРИПИТ и ПКИПКРО я разработал несколько десятков авторских курсов для повышения квалификации работников образования по различным направлениям, в том числе:
- Авторская концепция системного подхода к организации учебного процесса в школе, совместимая с новыми образовательными стандартами нового поколения
- Основы модульного обучения. Информационно-методическое обеспечение технологии модульного обучения
- Структурирование и графическое кодирование учебной информации
- Основы организации самостоятельных учебных действий в модульном и дистанционном обучении. Технология эффективного самообразования. Формирование универсальных учебных действий в учебном процессе
- Основы проектирования УМК на печатной основе
- Компьютерная графика и GIFанимация для «чайников»
- Soft для учителя. Конструкторы и генераторы тестовых заданий открытого и закрытого типа
- Проектирование интерактивных образовательных ресурсов с помощью программы Power Point. Нестандартные алгоритмы и авторские электронные шаблоны
- Проектирование интерактивных учебных материалов на основе использования авторской инструментальной среды педагогического назначения
- Мониторинг и системный анализ самостоятельных учебных действий в модульном и дистанционном обучении
- Возможности сети Интернет для взаимодействия педагогов, обмена опытом и дистанционного обучения
Публикации:
Около 15 печатных публикаций (изд. ПГУ, ПРИПИТ, ПКИПКРО, БИНОМ). Более 100 публикаций в сети Интернет на образовательных сайтах, сообществах. Организатор нескольких образовательных сообществ по направлению «Системный подход к организации учебного процесса в школе». Результаты экспериментальной и научно-методической работы представлены в электронном виде на дисках CD.
Последние публикации в издательстве ПКИПКРО:
1. Г.С Вараксин, В.Л. Кокшаров. Технологический подход как дидактическая основа обучения информатике детей с особыми образовательными нуждами // ПКИПКРО, 2008 г.
2. Г. С. Вараксин, кафедра МЕМД. Мониторинг и системный анализ учебного процесса в модульном и дистанционном обучении // ПКИПКРО.-Вестник ПОИПКРО.-2009-№ 1.
3. Г. С. Вараксин. Критерии оценки качества учебного проекта. Методическое пособие // ПКИПКРО.-2009.
4. Г. С. Вараксин. Проектирование обучающего модуля на печатной основе. Методическое пособие // ПКИПКРО.-2009.
5. Г. С. Вараксин. Проектирование интерактивных учебных ресурсов. Методическое пособие // ПКИПКРО.-2009.
В 2009 году был полностью подготовлен макет структурированного конспекта по базовому курсу информатики по материалам учебника для 8 - 11 кл. Семакина И. Г. для издательства БИНОМ (более 300 опорных карт знаний). По непонятным причинам тиражирование данной книги не состоялось, хотя контент был согласован с автором учебника информатики в полном объеме. Я планирую опубликовать эти образовательные ресурсы на сайте проекта "ИКТ-компетентность современного учителя" в разделе "ИНФОРМАТИКА". Кроме этого дополнительно планирую подготовить интерактивную версию структурированного конспекта.
Участие в конференциях:
Активное участие в конференциях, семинарах (более 20). В том числе участвовал в двух конференциях по направлению «Информационные технологии в образовании» в г. Москва (выступал с докладами, есть публикации).
Весной 2013 г. я открыл авторский образовательный проект "Старт Бизнес Клуб". Все организационные и учебные ресурсы подготовлены, созданы необходимые информационные продукты, изготовлены опытные образцы инструментов для оперативного планирования и организации личной работы – модульный кассетный бизнес-органайзер, модульный картечный бизнес-органайзер, различные варианты офисных настольных и настенных календарей-картотечных органайзеров.
В конце декабря 2014 г. я создал сайт образовательного проекта "ИКТ-компетентность современного учителя" http://ikt-school.jimdo.com/, предназначенный для информационно-методической поддержки педагогов основного и дополнительного образования. Сайт активно развивается, наполняется актуальным контентом. Уже опубликовано большое количество полезных для работников образования ресурсов.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты