Васильева Елена Вячеславовна

Сайт учителя информатики

Учись у времени в котором ты живёшь!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Компьютерные технологии

Увлечения: Компьютерная графика

Регион: Республика Алтай

Населенный пункт: с.Майма, Майминский район

Место работы: МБОУ "Майминская средняя общеобразовательная школа №3 им. В.Ф. Хохолкова"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/vasilenagorny
“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость

Думала: главное - формировать,
Делать, ваять, лепить.
Думала: верный маршрут показать,
Править, лечить, учить.
Думала: рваться, бороться, рубить,
Мчаться, коль сила несет.
А оказалось - всего лишь любить.
Только любить. Вот и всё.
С.В.Белова

 

В служении делу или любви к другому

человек осуществляет сам себя.

В.Франкл


Здравствуйте. Я - учитель информатики в сельской школе. Стаж педагогической деятельности - 26 лет. В данной школе работаю 5 лет. Предыдущее место работы - городская гимназия. За время работы приобрела некий опыт, которым и хочу поделиться с вами.

О себе

Широкое развитие информационных технологий (ИТ) и их проникновение во все сферы жизни общества является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:

• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.

В современном информационном мире словосочетание «научить учиться» обретает очень глубокий смысл. Это означает вооружить детей навыками свободной работы как с традиционными источниками информации (книга, справочник, словарь, энциклопедия), так и с новыми информационными технологиями (компьютер, медиатехника)

Главной целью своей работы я считаю формирование информационной культуры личности школьников и учителей.

Информационная культура личности - это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области ИКТ. Это умение учителем целенаправленно работать с информацией и использовать её для получения, обработки и передачи через компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы учащимся.

Одной из задач образовательной программы нашей школы является создание необходимых условий для повышения качества образования, обеспечение его доступности и учёт интересов обучающихся, сочетание фундаментальности и практической направленности обучения, обеспечение единства образования и воспитания.

В настоящее время серьезное внимание уделяется информационной подготовке личности. Есть необходимость в целенаправленной и комплексной подготовке человека, включающей широкий спектр не только информационных знаний, умений и навыков, но и информационных компетенций, связанных с поиском, извлечением и критическим анализом информации, способностью самостоятельно добывать и производить новые знания.

Неоспорим тот факт, что ИТ открывают большие возможности в различных отраслях профессиональной деятельности, они предлагают современные и удобные средства для решения многих задач, в том числе и образовательных.

Современные ИТ, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления ученику, являются мощным инструментом ускорения образовательного процесса.

Компьютеризация всех сфер деятельности человека вызвала небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Резко возрос объем необходимых знаний, и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов. С использованием ИТ в обучении во всем мире связаны надежды повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает школа.

Проблема состоит в том, что идёт отставание информационной культуры учителя от информатизации образования. Имея электронные образовательные ресурсы, большинство учителей недостаточно хорошо умеют правильно их использовать. Современный учитель должен владеть информационной культурой, начиная с минимальных знаний компьютерной грамотности до совершенства в использовании информации с овладением ИТ и научить этому ученика. Необходимо помочь учителю сформировать положительную мотивацию к овладению профессиональной информационной культурой. В условиях современного информационного общества роль учителя состоит в том, чтобы, используя информационные ресурсы, по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность.

Но существуют факторы, тормозящие повышение информационной культуры. К ним можно отнести:

1. Отсутствие или недостаток компьютерной и мультимедийной техники;

2. Дополнительная нагрузка на учителя по освоению компьютерной техники и ИКТ;

3. Трудности в овладении компьютерной грамотностью и ИКТ;

4. Отрицательный психологический барьер (боязнь, неуверенность и т.д.);

5. Нежелание большинства учителей использовать ИКТ, особенно у учителей старшего поколения.

Для преодоления этих проблем в школе была разработана долгосрочная Программа повышения информационной культуры учителей и обучающихся, которая состоит из нескольких этапов.

На первом этапе целью работы было расширение внедрений ИКТ в образовательный процесс. Для этого была создана нормативно-правовая и методическая база, включающая в себя: должностные инструкции, планы работ зам.диретора по ИКТ и лаборанта; паспорта кабинетов информатики, журналы регистрации и учёта; методическая копилка.

Также был проведён ряд мероприятий по освоению педагогическим коллективом ИКТ:

1. Исследования с помощью анкетирования по выявлению уровня информационной грамотности, анализ которых показал, что уровень владения навыками работы на ПК недостаточен, в особенности учителями старшей возрастной категории.

2. Созданы дополнительные еженедельные курсы по овладению компьютерными технологиями для начинающих.

3. Сформировано творческое объединение «Применение ИКТ в учебном процессе», где изучались различные ЦОРы и возможность их применения на уроках и при подготовке к ним.

4. Проведены семинары-практикумы, где были продемонстрированы электронные учебники, имеющиеся в медиатеке школы, рассмотрены возможности их использования по различным темам и видам уроков.

В течение учебного года проводились индивидуальные и групповые консультации по использованию электронных учебников и Интернет-ресурсов на уроках и при подготовке к ним, а также при работе с проектами, подготовке к экзаменам и внеклассным мероприятиям.

Информационная открытость школы осуществлялась с помощью регулярного обновления интернет-блога, но возникла проблема: отсутствие Web-сайта школы с наличием форума и обратной связью. Форум на сайте позволил бы интерактивно общаться с учителями, учащимися и родителями, обсуждать вопросы деятельности школы. Эта задача была перенесена на следующие этапы моей работы.

На втором этапе внедрения Программы основной целью было определено: повышение  результативности учебно-воспитательного процесса за счёт использования ИКТ.

В ходе работы решался ряд задач, основными из которых были: продолжение работы с педагогами по овладению новыми средствами ИКТ; регистрация и разработка сайта школы  на портале Дневник.ру; участие в интернет-фестивале «Открытый урок»; расширение методической копилки; повышение эффективности использования ИКТ в управленческой деятельности.

К этому времени в структуру урока более широко стали вводиться  электронные мультимедийные  пособия, слайдовые презентации подготовленные учителями и обучающимися, чаще стали использоваться  поиск и анализ интернет-ресурсов. Большинство  педагогов, практически на каждом уроке, начали использовать компьютерные технологии как для объяснения нового материала, так и для творческой работы учащихся и проверки знаний.

Для решения проблемы недостатка оснащения кабинетов компьютерной техникой был сформирован  мультимедийный переносной комплект (ноутбук + проектор) координацию работы которого осуществлял зам.директора по ИКТ.

Основным направлением творческой группы «ИКТ в учебном  процессе» стало изучение методов работы в тестовой программе «MyTest» и её возможностей. На занятиях группы были разработаны тесты по различным предметам, в которых используются различные уровни сложности для контроля знаний с регламентацией времени выполнения проверочной работы, устанавливается порядок допуска к каждому последующему заданию, выбирается вид оценки. Результаты тестирования заносятся в протокол  (внешний файл) и могут быть выведены  на печать. Эти тесты учителя использовали на своих уроках, что  позволяло исключать человеческий фактор в оценивании – работа оценивается компьютером в соответствии с заложенным в неё уровнем выполнения заданий, оценка становится независимой. Итогом работы группы на этом этапе стал диск с коллекцией тестов по предметам.

Обучающие семинары были направлены на апробацию возможностей  образовательно-социальной  сети Дневник.ру для повышения качества образовательного, воспитательного, управленческого процессов, включая процесс инновационного развития  и системно-индивидуального сопровождения школы.

Практикумы и консультационные занятия  были разделены на три основных шага.

1. Знакомство с интернет-проектом Дневник.ру.

Цель: дать представление об электронных дневниках и выполнить регистрацию в «Дневник.ру»

2. Начало работы в Дневник.ру

Цель: сформировать знания об интерфейсе и меню «Дневник.ру»

3. Школьные функции

Цель: получение навыка управления образовательным процессом, при помощи электронного дневника

Итогом работы творческой группы "ИКТ в образовании"  в этом году стала регистрация всех сотрудников и обучающихся школы, а также родителей или законных представителей. Были заполнены профили сотрудников, велось электронное расписание и своевременно вносились в него изменения, заполнялся журнал оценок.

По развитию ИКТ-компетентности проводилась  работа и с учащимися, это: еженедельный факультатив «Компьютерная графика» для учащихся 5-6 классов; предоставление возможности использования ресурсов Интернет для подготовки к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ и ГИА по предметам русский язык, математика, биология, информатика, а также для подготовки к Дню науки и творчества и проектов на НОУ, поиска информации для рефератов, докладов и пр.

В течение года осуществлялась координация работы информационного блога: в каждом классе были выбраны редколлегии, которые самостоятельно своевременно пополняли сведения о мероприятиях, проводимых в школе.

На третьем этапе внедрения Программы были продолжены работы на портале Дневник.ру, овладение новыми возможностями данной образовательной сети, расширилось участие в интернет-конкурсах и фестивалях.

Материальная база школы существенно возросла, по сравнению с начальным этапом. Анализ посещенных уроков показал, что учителя в достаточной мере применяют  электронные мультимедийные пособия, слайдовые презентации для объяснения, закрепления и проверки знаний изученного материала.

Поэтому несколько изменились задачи по повышению информационной культуры педагогов. Наряду с различными семинарами, групповыми и индивидуальными консультациями по повышению качества использования информационных ресурсов наша творческая группа стала работать над созданием индивидуальных электронных портфолио и сайтов учителей. Итогом этого этапа работы стали учебный и официальный сайт учителя биологии (http://biologorni.ucoz.ru/ и http://alenafab.ucoz.ru/)  

В настоящее время у нас создано единое информационное пространство школы – система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители; администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения.

Можно с уверенностью сделать вывод, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволило поднять уровень информационной культуры учителей и школьников на качественно новый уровень. Выпускники школы, владея современными компьютерными технологиями,  умеют работать, как индивидуально, так и в группе на конечный результат, ставить цели и задачи своей деятельности и достигать намеченной цели,  представлять полученный «продукт» своего личного  и коллективного труда, легко ориентироваться в море современной информации, перерабатывать и использовать нужную информацию для определённых учебных целей. Учителя, освоившие информационно-коммуникационные технологии и обладающие достаточным уровнем информационной культуры, приобретают качественно новый уровень профессионального мастерства и конкурентоспособности на рынке труда.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Произведения М. Булгакова: «Дьяволиада» (повесть, 1923), «Роковые яйца» (повесть, 1924), «Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году), «Мастер и Маргарита» (роман, 1929—1940, в СССР опубликован в 1966—1967 годах, полностью в 1973 году).

Произведения братьев Стругацких: , Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Стажёры», «Второе нашествие марсиан», «Отель „У Погибшего Альпиниста“», «Пикник на обочине».

Мой взгляд на мир

Мир вокруг – только отражение нашего восприятия и наших мыслей.  То, что мы видим, воспринимаем, оцениваем, во многом, определяется нашим взглядом на Мир и  нашим отношением к нему.

Вот хороший пример этого.

Оптимизм:    Стакан наполовину полон.
Пессимизм:   Стакан наполовину пуст.
Буддизм:       Стакана на самом деле нет.
Солипсизм:   Стакан есть только у меня, а весь мир – мой  алкогольный бред.
Иудаизм:       Ну почему стакан наполовину пуст только у нас?
Православие: Стакан наполовину пуст за грехи наши!
Католицизм:  Стакан наполовину пуст только у плохих людей!
Фрейдизм:     В детстве вам недоливали.
Стоицизм:     Да, стакан наполовину пуст и так мне и надо!
Коммунизм:   Каждый имеет право на полный стакан!
Социализм:   Стакан пустой, зато у всех одинаково!
Раста:            Почем стакан?..
Астрофизика: У нас мало данных. Надо телескоп по-больше.
Кришнаиты:  Купите эту книгу про полные стаканы!
Йоги:             Ты и есть стакан и его содержимое.
Пелевин:      Стакан не пуст и не полон, это и не стакан вовсе, и не  ты на него смотришь, а стакан смотрит на твое  отражение его мыслей о том, чем ты хочешь казаться  самому себе. Или не хочешь.
Гребенщиков: Наливай.

Мои достижения

Согласно соннику, увидеть себя на высоте - значит на яву добиться того, чего вы хотите. Если же во сне вы находитесь на вершине, и вам страшно смотреть вниз - чтобы достичь желаемого, можете нарушить нормы и права. Снится, что вы совсем не боитесь высоты - вас ждёт стремительное продвижение по службе. Приснилось, что вы наблюдаете за всеми сверху - благодаря своему трудолюбию и терпению вы достигнете того, чего хотите.


 

Какую роль сыграл в моей судьбе информатика?  Казалось бы, для учителя информатика это – не вопрос. Но ответить однозначно я не смогу. Трудно ответить однозначно, когда это стало частью моей жизни, частью моей души.

Поступая в педагогический институт я сразу решила, что если вдруг стану учителем, то свои уроки сделаю не только полезными, но и увлекательными.

Прежде всего курс информатики позволяет учащимся освоить одно из фундаментальных понятий, активно проявивших себя в ХХ и ХХI  веке, - понятие информации. Принципиально важно, чтобы учащиеся осознали, что решение любой задачи, возникающей в деятельности человека, начинается с решения этой задачи на информационном уровне. Такое решение обязательно проходит 3 этапа:

  • на первом этапе определяется, какую исходную информацию необходимо иметь для решения задачи и как ее получить;
  • на втором этапе привлекаются знания, позволяющие связать исходную информацию с результатами и определяющие, как именно получить требуемый результат;
  • на третьем этапе исходная информация извлекается и преобразуется в результирующую информацию.

Для того, чтобы ученику было интересно, надо чтобы учитель был сам увлечён.

«Нам говорят: безумец и фантаст.

Но, выйдя из зависимости грустной,

С годами мозг мыслителя искусный

Мыслителя искусного создаст»

И. Гёте

Увлекаясь по-настоящему, человек часто достигает успеха. Что необходимо для того, чтобы и твои ученики стали успешными? Главное, по-моему, чтобы ребенок преодолел страх, чтобы он не привыкал быть виноватым. И если учитель его одобряет, он привыкает быть уверенным в себе. Именно эту уверенность я и помогаю обрести детям. Сотрудничество для меня является  сутью школьного обучения. Трудно с этим не согласиться. Не так ли?

Мотивация учебно-познавательной деятельности – одна из важнейших задач педагога. Она не возникает самопроизвольно, и ее создание вполне можно сравнить с искусством. Большим подспорьем в этом являются принципы и методы развивающего обучения по Л.В. Занкову, которые можно сформулировать так:

  • взаимосвязь обучения, воспитания и развития;
  • целенаправленность развития;
  • проблемность;
  • индивидуализация и дифференциация;
  • осознание школьниками процесса обучения (что я узнал нового?);
  • создание положительного эмоционального фона для учебной работы.

Уроки информатики, как никакие другие, позволяют активизировать творческое начало, основываясь на развитии:

  • познавательного интереса к предмету;
  • различного вида памяти;
  • основ коммуникативного общения;
  • приемов умственной деятельности (обобщение, синтез, анализ, абстракция, сравнение, выделение главного).

Хотелось бы поделиться некоторыми приемами работы, позволяющими даже в обычных классах использовать информатику для всестороннего развития учащихся.

Успех урока обуславливается не только четкой формулировкой цели занятия и объяснением важности, в том числе и практической, изучаемого материала, но прежде всего подбором заданий. Я стараюсь подбирать доступные и увлекательные задачи, например: "Оформление жизненного кредо" (задание выполняется в текстовом редакторе), "Подсчет бюджета студента первокурсника" (задание выполняется в электронной таблице), "Разработка своей фирмы" (задание выполняется в электронной таблице), "Хобби учеников " (задание выполняется с использование СУБД) и т.п.

Наблюдая за моими учениками во время уроков, поняла, что успешным урок будет только тогда, когда содержание и способы работы принадлежат ученикам. И это, как мне кажется, самое главное. Они творят и я вместе с ними…

«И только?» - спросите вы. Конечно же, нет.

На уроке я создаю такой мир, в котором каждому ребенку легко и он получает истинное удовольствие от общения с одноклассниками на компьютерном сленге, но не забывая о манерах поведения,  ощущает себя в безопасности от критики, от преследования за ошибки. От слов «Молодец! Умница! Ты сделал это!» – как ребенок «светится от счастья». Да, это его маленький успех, вовремя замеченный и одобренный учителем. Вроде бы пустяк, а ученик чувствует себя на «седьмом небе». Он счастлив, он успешен.

Все дети очень разные: одни – яркие, талантливые, другие – не очень. Конечно же, способности у детей разные.

Первый урок у меня всегда знакомство: рассказы о себе, хобби и т. д. Я учу их на уроке самостоятельности, находить пути решения по любой проблеме, это им поможет в самореализации. И это необычайно важно!

Я понимаю, что нет идеального учебника (особенно по информатике), поэтому определяющим в работе становится роль учителя. Профессия учителя – творческая профессия. Справедливо считается, что она на стыке науки и искусства. От меня требуется не только совершенное владение предметом, который преподаю, но и в определенной степени артистизм, искусство актерского мастерства Учитель – это личность и воздействует на своих учеников, прежде всего, авторитетом, яркостью собственной индивидуальности, поэтому я должна стремиться к самоанализу и самосовершенствованию.

Отсюда и самоотдача, и вдохновение, и профессионализм. Не правда ли?

Современные информационные технологии вообще и использование мультимедийных систем в частности способны в немалой степени и разгрузить учителя, и увеличить заинтересованность школьников в предмете, в конце концов разнообразить серые школьные будни.

Школьник должен быть воспитан

как грамотный пользователь

новых информационных технологий

(в частности, таких средств,

как электронные таблицы,

информационно-поисковые системы и т.п.)

 Гейн.

 

 

Моё портфолио

Свидетельства, Сертификаты и Удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации, выдаци открытых уроков школьного и регионального уроквня, награды за участие в конкурсах и фестивалях.


Свидетельства, Сертификаты и Удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации, выдаци открытых уроков школьного и регионального уроквня, награды за участие в конкурсах и фестивалях.

Добавить грамоту в портфолио