Василькова Вера Анатольевна

САЙТ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

"Каждой клеточкой наслаждайся жизнью"

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: нетрадиционные формы работы по ФЭМП

Увлечения: Чтение книг, вязание,

Регион: Саратовская область

Населенный пункт: г. Саратов

Место работы: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №172"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/vasilkova-vera-anatolevna
Из всех известных в мире городов Я больше всех Саратов уважаю. И буду воспевать у берегов, И мысленно встаю и засыпаю.


О себе

Образование средне специальное. В 1974 окончила вольское педагогическое училиже№2, по специальности учитель начальных классов. С 1980 года и по сей день работаю воспитателем в детском саду№172.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Люблю книги в которых переплетаются различные судьбы людей, отражены в них радость, любовь, сопереживания. Очень люблю научную фантастику Ивана Ефремова, Сергея Павлова, Александра Беляева. Так же  увлекаюсьчтением стихов Сергея Есенина, Александра Пушкина.

Мой взгляд на мир

...мир, в котором мы живем, складывается из впечатлений, полученных через ощущения. Но возможно существование и бесконечного множества других миров. И вот если наши ощущения определенным образом настроить на получение некой иной серии впечатлений, мы неизбежно обнаружим себя живущими в совершенно другом мире.

Мои достижения

Непостедственную образовательную деятельность провожу нетрадиционными формами рабатими с детьми. Занятия строю в основном в игровой форме. На протяжениии многих лет видно значительное повышение уровня знания детей.

Моё портфолио

Портфолио воспитателя высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова Васильковой Веры Анатольевны Общие сведения о педагоге. 1. Фамилия. Имя. Отчество: Василькова Вера Анатольевна. 2. Дата рождения: 13 августа 1954года. 3. Домашний адрес: город Саратов, улица Московское шоссе, дом 13, кв. 51. 4. Образование: среднее-специальное. Окончила Вольское педагогическое училище №2 имени Ф. И. Панфёрова. Дата окончания- 1974 год. Специальность- преподаватель в начальных классах общеобразовательной школы. 5. Стаж работы: общий- 32 года. Педагогический- 31 год. 6. Квалификация: высшая квалификационная категория. 7. Год аттестации: 2002 год, 2007 год. 8. Курсы повышения квалификации: 1996 год, 2002 год. К2П3 МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района г. Саратова Приказ №43 О кружковой работе 25.08.2009г. В соответствии с программой развития дошкольного учреждения и годовых задач для развития творческих способностей детей Приказываю: 1 Ввести в работу детского сада кружковую работу и назначить руководителями следующих педагогов: - танцевальный кружок «Светлячок»,руководитель Тюгулёва ЛВ - «Крепыш»,руководитель Панченко Н.Ю. - «Азбука правовых знаний»,руководитель Волкова С.Г. - «Лесовичок»,руководитель Емельянова Е.В. - «Смекалка»,руководитель Василькова В.А. - «Знатоки живописи»,руководитель Гузова Л.А. - «В мире космоса», руководитель Игнатова А.Г. - «Рассказочка», руководитель Королёва Л.В. - «Солнечная тропинка», руководитель Гурьянова Н.В. - «Здоровый малыш», руководитель Образцова В.М. 2.Старшему воспитателю Пестряковой Татьяне Алексеевне провести инструктаж с руководителями кружков до 31.08.2009г.. 3.Утвердить планы и расписание кружков.31.08.2009г.. 4.Назначить ответственного по организации кружковой работы старшего воспитателя Пестрякову Татьяну Алексеевну. 5.Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой. Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Н.Б.Кузнецова С приказом ознакомлены: А.Г.Игнатова В.А.Василькова С.Г.Волкова Л.В.Королёва Л.А.Гузова Е.В.Емельянова Н.В.Гурьянова В.М.Образцова Л.В.Тюгулёва Н.Ю.Панченко К1П3 Аналитическая справка по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встаёт вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно - нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно нравственный аспект. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак-использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса); учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся. Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 172 г. Саратова Н.Б. Кузнецова К2П2 Выписка из годового плана МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 172» Ленинского района г. Саратова 2008/2009 учебный год Конкурсы № Содержание Сроки Ответственные 1 Мастерим всей семьей. «Осенняя фантазия» (на лучшую поделку из природного материала Октябрь Старший воспитатель. Воспитатели групп. 2 «Зимушка» (оформление зимних участков) Январь Старший воспитатель. Педагог-психолог. Воспитатели групп Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района г. Саратова Н.Б.Кузнецова К2П2 Выписка из плана летней оздоровительной работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 172» Ленинского района г. Саратова на лето 2008 года Конкурсы № Содержание Сроки Ответственные 1 2 3 Конкурс рисунков на асфальте: «Пусть всегда будет солнце» Смотр-конкурс «Лучший цветник» Смотр-конкурс «Готовность групп к учебному году» Июнь Июль Август Старший воспитатель. Воспитатели групп. Старший воспитатель. Воспитатели групп. Старший воспитатель. Воспитатели групп. Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района г. Саратова Н.Б.Кузнецова К2П2 Выписка из плана летней оздоровительной работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 172» Ленинского района г. Саратова 2009 года Конкурсы № Содержание Срок Ответственные 1 «Юная принцесса детского сада» июнь Музыкальный руководитель, воспитатели 2 Спортивный конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья» июль Инструктор по физкультуре, воспитатели 3 «Подари себе красоту» Номинация «Лучшая клумба» август воспитатели Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района г. Саратова Н.Б.Кузнецова К2П2 Выписка из годового плана МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 172» Ленинского района г. Саратова 2009/2010 учебный год Выставки № Содержание Сроки Ответственные 1 «Храбрые пожарные» (выставка рисунков ко дню пожарных) Апрель Старший воспитатель. Воспитатели групп 2 «Любимый город» (выставка рисунков) Сентябрь Старший воспитатель. Педагог-психолог. Воспитатели групп 3 «Я и дорога» (выставка рисунков) Март Старший воспитатель. Педагог-психолог. Воспитатели групп. Социальный педагог Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района г. Саратова Н.Б.Кузнецова К4П3 Выписка из проекта решения педагогического совета № 1 от 22.08.2007 г. 3. Организовать опытно-экспериментальную деятельность в ДОУ по экологическому воспитанию: - в средней группе. Ответственный: воспитатель Игнатова А.Г. - в старшей группе. Ответственный: воспитатель Королева Л.В. - в подготовительной к школе группе. Ответственный: воспитатель Василькова В.А. Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 172» Ленинского района г. Саратова Н.Б. Кузнецова К4П3 ВЫПИСКА из приказа № 38 Об организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ 27.08.2007 г. На основании решения педагогического совета от 22.08.2007 г. № 1. В целях повышения профессиональной компетентности воспитателей в вопросах организации детского экспериментирования, приведение в систему научно-методической базы (дидактических материалов, методических пособий) и осуществления взаимодействия детского сада и работы с родителями воспитанников по развитию познавательной активности по экологическому воспитанию, путем экспериментирования Приказываю: 1. Старшему воспитателю: - провести анкетирование педагогов по выявлению положительных достижений и возможных затруднений воспитателей в вопросах развития познавательной активности детей, путем экспериментирования; - организовать опытно-экспериментальную деятельность дошкольников в средней, старшей и подготовительной к школе групп; - систематизировать и организовать обзор методической литературы по проблеме развития познавательного интереса детей путем экспериментирования; - оформить стенд «Экспериментальная деятельность дошкольников» - по итогам учебного года организовать конкурс уголков экспериментирования. 2. Воспитателям групп: - оформить уголки экспериментирования; - составить перспективные планы работы; - разработать конспекты занятий с элементами экспериментирования; - провести родительское собрание по теме: «Экспериментальная деятельность в семье»; - лекторий для родителей: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»; - изготовить альбомы: «Природа нашего края», «Растения»; - изготовление поделок из природного материала; - оформить папку-передвижку для родителей « Природа родного края». 3. Музыкальному руководителю: - провести развлечения - праздники на экологические темы. Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района г. Саратова Н.Б.Кузнецова К4П3 Содержание уголка-экспериментирования в старшей и подготовительной к школе группах 1. прозрачная емкость для воды, снега, льда; 36. бусины; 2. емкость с песком, глиной, землей; 37. верёвки; 3. трубочки для коктейля; 38. шнурки; 4. лупа; 39. тесьма; 5. пинцет; 40. нитки; 6. пластилин; 41. пробки; 7. пульверизатор; 42. перья; 8. цветные мелки; 43. пух; 9. шишки; 44. косточки; 10. ракушки; 45. линейка; 11. каштан; 46. пипетка; 12. камушки; 47. шпатели; 13. проволока; 48. вата; 14. леска; 49. ватин; 15. скорлупа; 50. сита 16. салфетки; 51. стаканы; 17. лейкопластырь; 52. рулетка; 18. воронка; 53. воронка; 19. фонарик; 54. микроскоп;; 20. веер; 55. бумага разного сорта; 21. семена овощей, цветов; 56. деревянные катушки; 22. предметы ухода за растениями; 57. бросовый материал; 23. коробка из плотного картона; 58. технический материал; 24. деревянные бруски одного размера разных пород деревьев (н.п. дуб); 25. оборудование для теневого театра; 59. палочки от мороженного 26. магниты; 60. синтепон; 27. картон; 61. портновский метр; 28. кусочки меха, ткани; 62. спилы дерева; 29. шерстяная ткань; 63. ножницы; 30. воздушные шарики; 64. степлер; 31. пластмассовые шарики; 65. трафареты; 32. пластины оргстекла; 66. фломастеры; 33. палочки для измерения глубины снега; 67. мыльница; 34. авторучки; 68. разные трубочки; 35. мыльные пузыри. и. т. д. Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района г. Саратова Н.Б.Кузнецова К1П3 Итоги анкетирования родителей по теме: «Основы здорового образа жизни». МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова в старшей логопедической группе, проводимого 18 ноября 2010 года. В группе работают воспитатели: Василькова В.А., Гурьянова Н. В.. В анкетировании приняли участие 13 родителей (100%). 1. Делаете ли Вы утреннюю зарядку? Да – 40% Нет – 20% Иногда – 40% 2. Проводите ли Вы закаливающие процедуры? Да – 40% Нет - 30% Иногда – 30% 3 . Есть ли у Вас вредные привычки? Да – 20% Нет – 80% 4. Знает ли об этом Ваш ребёнок? Да – 20% Нет – 10% Не знаю – 70% 5. Соблюдаете ли Вы режим дня ( сон, питание, прогулка)? Скорее да – 70% Скорее нет – 20% По-разному – 10% 6. Придерживаетесь ли Вы здорового питания? Да – 60% Нет – 40% Не знаю – 0% 7. Как часто Вы бываете на свежем воздухе? Часто – 70% Редко – 20% Как получится, не задумываюсь об этом – 10% 8. Посещаете ли вы спортзал? Да – 10% Нет – 90% Иногда – 0% 9. Стараетесь ли Вы соблюдать правила безопасного поведения в быту, на улице, в транспорте? К1П3 Всегда – 80% Нет, не стараюсь – 0% Иногда, в зависимости от ситуации – 20% 10. Часто ли Вы болеете? Часто – 50% Редко – 50% 11. Как Вы поддерживаете своё здоровье? Принимаю профилактические меры - 60% Ничего не делаю – 20% Принимаю меры, только когда возникают симптомы - 20% 12. Знаете ли вы картину здоровья Вашей семьи (наследственные заболевания, предрасположенность к каким-то заболеваниям и др.)? Да – 30% Нет - 40% Отчасти – 30% 13. Считаете ли Вы, свою семью здоровой и ведущей здоровый образ жизни? Скорее да - 60% Скорее нет – 40% Не могу ответить на этот вопрос –0% 14. Считаете ли Вы себя субъектом (активным участником, творцом) здоровой жизни? Да – 40% Нет – 60% 15. Есть ли у Вас в семье такие люди? Да – 30% Нет – 70% Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что родители в основном стремятся вести здоровый образ жизни. Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района г. Саратова ___________Н.Б. Кузнецова К2П3 МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова Приказ №35/1 29.08.2008г. 1. О кружковой работе В соответствии с программой развития дошкольного учреждения и годовых задач для развития творческих способностей детей Приказываю: 1.Ввести в работу детского сада кружковую работу и назначить руководителями следующих педагогов: -«Смекалка» - руководитель Василькова В.А. -«Рассказочка» - руководитель Королёва Л.В. -«Здоровейка» - руководитель Образцова В.М. -«Крепыш» - руководитель Панченко Н.Ю. -«В мире космоса» - руководитель Игнатова А.Г. -«Знатоки живописи» -руководитель Платонова Л.В. 2. Провести инструктаж с руководителями кружков до 05.09.2008г. 3. Утвердить планы и расписание кружков. 4. Назначить ответственного по организации кружковой работы старшего воспитателя Пестрякову Т. А. 5. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой. Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района г. Саратова. Н.Б.Кузнецова. С приказом ознакомлены: Василькова В.А. Панченко Н.Ю. Игнатова А.Г. Платонова Л.В. Королёва Л.В. Образцова В.М. Методическое пособие «Математический шкаф». Раздел «Ориентировка в пространстве» общеобразовательной коррекционной группы. Предназначение: для старшей и подготовительной к школе групп. Коррекционное значение: пособие направлено на коррекцию слов, развитие зрительного восприятия, активизацию зрительных функций (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов.). Дидактические игры: Игра «Что лишнее?». Цели: развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов. Описание игры. Разложить картинки (фигуры, предметы) таким образом, чтобы одна из них не соответствовала данной квалификационной группе. Задача ребёнка – найти картинку, фигуру или предмет, которые не подходят к остальным, и обосновать свой выбор. Игра «Что изменилось?». Цели: активизация в речи детей предлогов, развитие внимания, зрительной памяти, связной речи. Описание игры. Разложить картинки ( предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы, счётные палочки) и предложить детям запомнить их расположение, а затем закрыть глаза. В это время поменять расположение 1-2 предметов. Дети открывают глаза, педагог спрашивает: «Что изменилось?». Дети показывают, где находилась картинка раньше, и определяют словами перемещение картинок. Игра «Магазин игрушек». Цели: развитие пространственных представлений, активизация в речи детей предлогов для обозначения пространственного расположения предметов. Описание игры. 1вариант. Предложить ребёнку карточку-образец и плоские предметы -игрушки. Дать задание- разложить игрушки на полки так. как на образце. После того как ребёнок закончит, предложить рассказать, куда он поставил игрушки. Например: «На вторую полку справа», « Под котёнком», «Над грибком» и т.д. 2 вариант. Дать ребёнку коробку с игрушками, предложить 1-2 минуты посмотреть на карточку – образец, убрать образец. Предложить ребёнку расставить игрушки на полках так, как это было на образце. После того как ребенок закончит, преложить рассказать о том, куда и какую игрушку он поставил. Сравнить с образцами. Отметить все, что сделано правильно. Исправить ошибки, если они есть. 3 вариант. После того как ребенок рассмотрит коробку с игрушками, дать задания: грибок поставить слева на вторую полку; елочку поставить в левый нижний уголок; мячик поставить на вторую полку справа; пирамидку поставить над елочкой и т.д. После того как ребенок закончит, предложить ему рассказать о проделанной работе. Ответы должны быть полными. 4 вариант Предложить ребенку- «продавцу» произвольно расставить игрушки на полках. Затем дать задания другим детям попросить игрушку у «продавца», не говоря её название, о только указав местоположение. Например: « Дайте мне игрушку с верхней полки с права» Первый и второй варианты этой игры можно проводить, используя карточку- образец с силуэтами предметов, игрушек, а также карточку-образец с контурами этих предметов, игрушек. Игра «Подбери по цвету» Цели: уточнение представлений об основных цветах спектра, закрепление употребления в речи детей качественных прилагательных. Описание игры Педагог предлагает детям расставить на полках геометрические фигуры одного цвета. Игра «Подбери по форме» Цель : закрепление представлений детей о геометрических фигурах. Описание игры I вариант Педагог предлагает детям разложить геометрические фигуры так, как на карточке-образце. II вариант Педагог предлагает 1 минута посмотреть на карточку-образец, затем убирает ее. Ребенок раскладывает фигуры по памяти. Оба варианта игры можно проводить, используя карточку-образец с силуэтами, контурами геометрических фигур. Игра «Разложи цифры» Цели: развитие пространственных представлений, активизация использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов, закрепление умения различать и называть цифры и их количественный состав. Описание игры 1 вариант Дать детям карточки-образцы (силуэты цифр, контуры цифр, числовые карточки). Предложить разложить цифры согласно карточке - образцу, 2 вариант Предложить ребенку рассмотреть карточку-образец, запомнить расположение цифр, убрать карточку-образец. Ребенок должен по памяти разложить нужные цифры, затем сравнить с карточкой-образцом. 3 вариант. «Соседи» Дать ребенку карточку-образец. Предложить разложить на полках шкафа цифры, которые больше (меньше) на один, чем на карточке-образце. 4вариант. «Слушай и делай» Предложить ребенку слушать внимательно задание и расставлять цифры согласно словесной инструкции. Например, педагог говорит ребенку: «Цифра 3 стоит на нижней полке слева, а цифра 4 — над цифрой 3» и т.д. 5 вариант. «Будь внимателен» Педагог дает задание ребенку внимательно прослушать и сосчитать количество звуковых сигналов (хлопки, стук молоточка), затем поставить соответствующую цифру на заданное место. Например, педагог говорит: «Поставь вверху слева цифру, соответствующую количеству звуковых сигналов, а вверху справа поставь цифру, соответствующую количеству звуковых сигналов, но на 1 меньше (или больше)» и т.д. Игра «Чего не стало?» Цели: совершенствование умения детей образовывать существительные в винительном падеже единственного числа, развитие внимания, зрительной памяти. Описание игры Предложить ребенку разложить предметы так же. как на карточке-образце. После этого ребенок закрывает глаза, а педагог убирает один из предметов. Ребенок открывает глаза и отвечает на вопрос педагога: «Чего не стало?» Ответы должны быть полными. Игра «Ремешки» Цель — развитие умения сравнивать предметы по ширине. Описание игры Предложить ребенку рассмотреть пять ремешков (одного цвета, одинаковой длины, но разной ширины) и сказать, чем ремешки похожи и чем они отличаются друг от друга. Затем ребенок должен выложить ремешки в ряд — от самого широкого до самого узкого или от самого узкого до самого широкого. Игра «Цветные ленточки» Цели: развитие умения выделять основные признаки предметов (цвет, величина). Сравнение их по различным признакам, поиск предмета с заданными признаками, закрепление порядкового счета в пределах пяти. Описание игры 1вариант Предложить ребенку рассмотреть пять цветных ленточек разной длины, но одинаковой ширины, посчитать и разложить их по порядку — от самой длинной до самой короткой или от самой короткой до самой длинной. 2 вариант Предложить ребенку рассмотреть цветные ленточки и определить, чем они отличаются друг от друга и чем похожи. Затем предложить ребенку выполнить следующие задания: разложи пять цветных ленточек в ряд так. чтобы желтая ленточка лежала рядом с самой длинной: разложи пять цветных ленточек в ряд так, чтобы красная была первой, а самая короткая оказалась последней; разложи пять цветных ленточек в ряд так, чтобы синяя была на четвертом месте, а самая длинная на первом. Игра «Цветные галстуки» Цели: развитие умения различать и называть цвета спектра, закрепление порядкового счета в пределах десяти. Описание игры Разложить перед ребенком десять цветных галстуков, предложить внимательно их рассмотреть, посчитать. Назвать цвет галстуков. Затем ответить на следующие вопросы: На котором по счету месте находятся красный и желтый галстуки? Какого цвета галстуки на втором и пятом местах? Какого цвета галстук на четвертом месте, если считать слева, и какого цвета галстук на третьем месте? Исследовательская деятельность детей в процессе ознакомления с природой. Ознакомление с природой происходит на прогулках во время наблюдений, бесед; на комплексных. обобщающих, углубляющее - познавательных занятиях. на которых у детей формируют обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов. В детском саду мы учим детей понимать ценность природы и человека как её части; воспитываем бережное отношение человека к природе; систематизируем знания об изменениях в живой и неживой природе, о простейших природных связях и взаимозависимостях; развиваем познавательную активность. Дошкольникам присуще наглядно - действенное и наглядно- образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным возможностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически, единственным способом познания мира. Особенно важно экспериментирование при формировании естественно – научных и экологических понятий. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. « Что я слышу – я забуду, что я увижу – то запомню, что я сделаю- я пойму». Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытов идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Исследования положительно влияют на эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей , на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья. Эксперименты также побуждают детей к самостоятельному поиску причин. В детском саду мы проводим элементарные опыты при знакомстве детей с объектами: живой природы ( превращение бабочки; как кошка язычком чистит себе шерстку; где растут грибы?; где цветы лучше растут?; зачем одуванчику «парашютики»? и т. д. ).; неживой природы (вода, песок, глина, воздух, камни. Превращение воды в лёд, откуда дует ветер и т. д. ); при изучении собственного организма (зачем нужны уши, язык, нос, рот и т. д. ) Мы используем в работе исследовательскую деятельность как в процессе занятий, так и во время прогулок. Прежде всего мы стараемся знакомить детей с теми фактами, которые попадают в их поле зрения в быту, в повседневной деятельности. Занятия-экспериментирования проходят в увлекательной для детей форме: работа в «лаборатории», путешествия, встреча с волшебником; с использованием художественного слова ( чтение из произведений, стихов, загадывание загадок), демонстрационного материала (схемы. карты, иллюстрации0 и различных «научных штучек» (магниты, лупа, пробирки и др.). В каждой возрастной группе (кроме ясельных) созданы уголки для исследования («центры науки»). Во время исследования очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку поставить небольшой опыт. Дети младшего возраста ещё не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе со взрослым, поэтому участие воспитателя в совершении любых действий обязательно. В средней группе количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путём укрепляется. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Однако, даже если опыты просты, контроль воспитателя необходим. Не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное. В старшем возрасте у детей формируется желание задавать вопросы и самостоятельно пытаться искать на них ответы. В этом возрасте мы в отдельных случаях пробуем давать одно задание на весь эксперимент. а не делить его по этапам. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. В старшей группе мы вводим более длительные эксперименты. Сравнивая два объекта или два состояния, дети находят не только разницу, но и сходство. Мы стараемся чаще задавать вопросы:»Почему?». Предоставляя детям самостоятельность, мы очень внимательно следим за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, потому что в этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл но часто забывают об их указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Детям седьмого года жизни доступны более сложные опыты. Они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов, явлений, самостоятельно формулировать выводы, давать яркое, красочное описание увиденного. Инициатива по проведению экспериментов распределяется равномерно между детьми и воспитателем. Иногда дети сами задумывают опыт, сами распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают выводы. Дети с большим удовольствием проводят эксперименты. В группе написаны перспективные планы по экспериментально-опытной деятельности дошкольников в старшей и подготовительной к школе группах. Используемая литература: Журналы: «Дошкольная педагогика»№4 2011года с.25 «Дошкольное воспитание», №4,2011г. «Неизведанное рядом» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». С.Н. Николаева Опыт-эксперимент на тему: «Почему не тонут айсберги?». Для детей старшей и подготовительной к школе групп. Цель: способствовать уточнению и расширению знаний о свойствах льда; расширять словарный запас (айсберг, таяние, Международный ледниковый патруль, ледник); поощрять и развивать умение выдвигать гипотезы и договариваться друг с другом. Предварительная работа: чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»,; развивающая экологическая игра «Угадай, где я живу»; игры со льдом на прогулке; свободное экспериментирование с водой и закрепление правил с ней. Материал. Раздаточный: клеёнчатые фартуки, кораблики, разные по размеру ёмкости, фуражка для ледникового патруля, красная повязка, рация, деревянные палочки. Демонстрационный: таз с водой, пластмассовая золотая рыбка, глобус, картинка с изображением айсберга, куски льда различного размера, ванна с водой. Ход экспериментирования. Воспитатель: к нам приплыла золотая рыбка. Давайте посмотрим, что она нам принесла? (к игрушке прикреплён конверт). В конверте загадка: « Рыбам зимой тепло, крыша –толстое стекло» . Что это? (Лёд). Сегодня мы с вами поговорим о свойствах льда. Постучите льдом об стол. Какой лёд? ( твёрдый, прозрачный…). Можно ли ставить лёд вместо стекла в окно? Вспомните сказку «лиса и заяц». (поставить блюдце со людом на батарею, он тает). Имеет ли вода форму? Имеет ли форму лёд? Давайте проведём опыт со льдом и проверим, меняет ли он свою форму ( дети раскладывают разные по форме и размеру кусочки льда в ёмкости). Меняет ли форму лёд? Лёд не меняет своей формы , куда бы его не положили; причём лёд можно брать рукой и переносить с места на место. Что такое лёд? Где на Земле больше всего льда (на северном полюсе , в Арктике). А в Антарктиде находится самый большой ледник в мире – ледник Ламберта (показать на глобусе). Под лучами солнца ледники медленно тают, но растаять полностью не могут, потому что Арктическое лето короткое и не совсем жаркое. Лучи солнца лишь скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему Арктика и Антарктида - это царство льда и снега. Слышали ли вы об айсбергах? Это огромные горы льда, которые откололись от ледников, их течением унесло море. Что же происходит с этими кусками льда. Они плавают или тонут? Давайте проведём опыт ( дети опускают в таз с водой кусочки льда). Что происходит? Лёд не тонет, потому что он легче воды. А воды в океане больше чем айсбергов. Большая часть айсбергов скрыта под водой, они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тая и дробясь на мелкие части. Как вы думаете опасны ли айсберги? Да. В 1912 году затонул пассажирский теплоход «Титаник», столкнувшийся с айсбергом. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности ( дети отправляются в Арктическое путешествие, выбирают ледниковый патруль. В ванну с водой дети опускают большие и маленькие куски льда. Игра «Арктическое морское путешествие». Дети – капитаны при помощи деревянных палочек управляют своими кораблями). Были ли столкновения с айсбергом? Для чего был не обходим ледниковый патруль? Дети называют свойства льда. Вот и закончилось наше путешествие. Вы хорошо экспериментировали и замечательно отвечали на вопросы.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы