Вера Викторовна Илюхина

Сайт учителя физики

Успеха добивается лишь тот, кто действует!

Профессия: учитель физики и математики

Профессиональные интересы: повысить интерес обучающихся к предмету

Увлечения: астрономия

Регион: Тульская область

Населенный пункт: город Тула

Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 48 имени Героя Российской Федерации Сергея Сергеевича Громова

Звание, ученая степень: Почётный работник общего образования Российской Федерации

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/vera-viktorovna-ilyukhina
Мы лишь тогда живём для себя, когда живём для других!
Л.Н. Толстой.

Тёплая улыбка - универсальный язык доброты.

О себе

 

Родилась в г. Туле, закончила ТГПИ им. Л.Н. Толстого. Вернулась работать в родную школу учителем физики.

Последние 13 лет работаю заместителем директора по воспитательной работе.

Работу свою очень люблю, отдаю ей большую часть времени. Спасибо, что семья понимает и поддерживает меня.

Люблю отдыхать на природе, готовить на костре, а также люблю живое общение с друзьями.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Мастер и Маргарита, Собачье сердце( М. Булгакова); Богач-бедняк ( И. Шоу); Всадник без головы ( М. Рид); Кумби ( Г. Гор) и мн. др.

Мой взгляд на мир

 

«Легче идти в ногу, чем догонять».

 

«Лучше сразу отказать, чем много обещать».

 

«Не ищите ошибок, ищите средства их исправления».

 

« Успех-это привычка; к сожалению, неуспех - тоже».

Мои достижения

 

     За десятилетия рабрты в школе сумела достичь многого :  сама и мои ученики неоднократно становились призёрами и победителями различных конкурсов, среди них есть медалисты; мною разработаны программы по физике, по воспитанию и дополнительному образованию, разработана модель ученического самоуправления. Школа является городской базавой площадкой по развитию поискового  движения. Являясь руководителем площадки, сумела организовать работу школьного поискового отряда " Факел". Являюсь руководителем школьного музея.  С отличием закончила дистанционные курсы " Совресенный менеджменд в образовании", являюсь разработчиком дистанционных курсов повышения квалификации в среде Moodle.                                         

  Мои достижения занесены в историю страны,  в рубрике «Доска почёта», но самое главное достижение-это мои благодарные ученики!

 

     РЕДАКЦИЯ

ЭНЦИКЛОПЕДИИ

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»                                                     

"Издательство Спец-Адрес"

Российская Федерация, 129226, Москва,

ул.Сельскохозяйственная, 15/1

Тел./факс: (495) 258-00-33

№   ОР-05/1696-ОДУПот 10.01.2012 года

Уважаемая Вера Викторовна!

Редакция поздравляет Вас с радостным событием — Вы, Вера Викторовна, своим трудом, талантом и стараниями заслужили право быть в числе заслуженных людей России. Ваши достижения занесены в историю страны, и в рубрике «Доска почёта» по рекомендации Управление образования администрации города Тулы о Вас будет размещена информационная статья.

Энциклопедия "Одарённые дети-будущее России" является престижным изданием на протяжение 10 лет, очередной выпуск с информацией о Вас готовится в печать и выйдет в мае 2012 года. Более 7000 статей об учителях, одарённых детях и учебных заведениях были составлены и выверены нашими сотрудниками.

Если Вы хотите, чтобы это событие не прошло бесследно для Вас, а осталось в памяти на долгие годы - Энциклопедия, медаль героя и диплом станут ступенью к дальнейшим жизненным и карьерным достижениям.                      

Моё портфолио

Всё начинается с чьей-либо мечты!

          Чтобы на уроке не было скучно…

                         

                                                          К.Д. Ушинский писал:

     «… ученье лишённое всякого интереса  и  взятое только силою принуждения

… убивает  в  ученике    охоту к учению, без которого он далеко не уйдёт».

 

    Я также убеждена, что успех обучения во многом зависит от того, какой интерес проявляет ребёнок к изучаемому предмету.  Несколько лет работала над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся при изучении физики. Накоплен не малый опыт.

    Считаю, что задача учителя заключается в том, чтобы развить интерес к предмету и углубить знания через развитие творческих способностей учащихся. Всегда стараюсь найти подход к ученику, учитывая его образовательные  возможности , пытаюсь создать ситуацию успеха.

Беря учеников в 7 классе, стараюсь убедить их в необходимости изучения физики. Учу их, не боятся высказывать свои мысли, спорить, задавать вопросы, рассуждать и не бояться при этом, допустить ошибку. Подбираю задания, которые позволяют экспериментировать. Например: определите пройденный путь телом и его перемещение.

    

    Очень часто предлагаю ребятам сочинить стихотворение или составить задачу после изучения нового понятия или явления, составить кроссворд, изготовить прибор, подготовить сообщение доклад. Использую на уроках художественную и научно- популярную литературу, а также не традиционные учебные материалы по физике из серии:  почемучкины задачи ; задачи Шерлока Хомса; быт Робинзона; найди ошибку; практические работы из серии изучаю себя (Определить рост человека с помощью часов), или предлагаю разгадать кроссворд  «наоборот», использую настольные игры.

   Считаю, что очень большое значение имеет использование хрестоматийного материала, раскрывающего логику рассуждений учёных при установлении законов, приводимые ими способы доказательств, собственные оценки  сделанных открытий. В связи с этим не заставляю учащихся заучивать книжные формулировки законов, а предлагаю давать свои.

     При изучении явления или закона предлагаю ребятам найти связь с современностью, найти практическое применение закона или явления. Ведь дети точно должны знать, для чего им надо изучать предложенный материал.

Так, например, при изучении темы « Диффузия» предлагаю заполнить таблицу:

   

    Где применяется диффузия

  Нежелательность диффузии

             Дыхание

                  …

                 …

               

           

              Отравление

                    …

                    …

 

     Рассматриваем вопросы охраны окружающей среды ( в прошлом учебном году выпускницей на конференции была подготовлена компьютерная презентация по теме « Физика и экология»)

      В старших классах к семинарским занятиям ученики по желанию, готовят сообщения или доклады, выходящие за рамки программы по изучаемой теме. Например: « Плазма», « Биофизика», « Ферромагнетики» и др. Используются исторические сведения, материал об открытиях земляков. Разработала программы: « Гражданско-патриотическое воспитание на уроках физики», «Земля во Вселенной», элективного курса « Задачи – исследования».

       Эффективным средством пробуждения познавательного интереса считаю также доступность излагаемого материала и его занимательность. Занимательность должна обладать не просто внешней привлекательностью и выразительностью, а должна рождать интерес к изучаемой теме.  Поэтому свои уроки планирую так, чтобы ученики не только слушали рассказ учителя, но и сами становились активными участниками учебного процесса. Например: При изучении темы « Электризация тел» демонстрирую действие « Вовочкиного пылесоса» или при изучении темы « Реостаты» начинаю с опыта: на столе учителем собрана электрическая цепь, состоящая из источника тока, реохорда, амперметра и выключателя. Предлагаю ученикам внимательно пронаблюдать опыт, широко используемый в электротехнике, т.е. изменение силы тока при изменении длины проводника. Классу даю задание: начертить схему установки и пояснить назначение каждого из приборов данной цепи; описать наблюдаемое явление по предложенному плану:

  1. Что влияет на изменение величины силы тока?
  2. Объясните, как используется закон Ома?
  3.  Как зависит сопротивление проводника от его длинны?

Опыт, который анализируют ученики, демонстрируется впервые и они сами приходят к выводу о назначении и устройстве реостата.

     При изучении нового материала важно создать на уроке проблемную ситуацию, « озадачить ученика», помочь им сделать маленькое открытие

  (кипение воды в бумажной коробочке;  примораживание  кастрюли; галь -ванические элементы из лимона, яблока, картофеля, луковицы; проникновение варёного яйца в сосуд с узким горлышком).

    

     Для того, чтобы решать задачи необходимо знать формулы. Убеждаю детей в том, что формулы не всегда надо заучивать, а надо устанавливать связь между входящими в формулу величинами. Ищу способы для лучшего запоминания формул: p=ρ g һ, составляем «волшебные треугольники:

 

image              U                                  m

imageimage                    

               I  R                              ρ V                  ; карточки, опорные листы.

 

   

    Ученики должны    уметь самостоятельно работать с книгой с раздаточным материалом. Правильно оценивать содержание материала. Поэтому очень важно с первых уроков в 7 классе систематически обучать ребят видеть основное в тексте. Улавливать основную мысль, делать анализ. Например: Для чего нужен прибор?

                      Как он устроен?

                      Каков принцип его действия?

 Для  того, чтобы дети не забывали заглядывать в учебник при повторении ранее изученного материала предлагаю ребятам  кроссворды, карточки с заданиями направленными на проверку знаний материала учебника. Например: карточки- задания « Знаешь ли ты учебник физики?» Сама очень редко привожу примеры из учебника, предлагаю ребятам привести свои . За умение привести свой пример из жизни ставлю оценку выше.

         Работа с учебником на уроке должна быть целенаправленной и способствовать развитию мышления детей.

        Для стабильного результата усвоения знаний постоянно осуществляю контроль за знаниями. При проверке и учёте знаний, умений и навыков обучающихся наряду с контрольными работами  провожу много контролирующих и проверочных работ, а также самостоятельных работ обучающегося характера. Задания предлагаю разноуровневые.

Использую физические диктанты, тестовые задания, которые заставляют учеников быстро думать и соображать. Различного рода проверочные работы позволяют выявлять пробелы в знаниях и поводить работу по их ликвидации. Провожу работу по углублению знаний по предмету, по подготовке отдельных учеников в ВУЗы ( ИГЗ). Анкетирую учащихся

      Чтобы и в старших классах у обучающихся не пропадал  интерес к физике,  использую нестандартные  уроки: урок-аукцион, урок- соревнование, урок-диспут, урок построенный на инициативе учащихся и т.п. ( см. папку). Уроки разрабатываю сама, используя, передовые образовательные технологи и интерактивные методы обучения. Последнее время осваиваю с учениками метод проектов ( компьютерные презентации, изготовление приборов).Сама овладела компьютерными технологиями и применяю их на практике.

      Заканчиваем изучение  курса физики конференцией « Физика и НТП». Ежегодно выпускаем  газету « Физический вестник».

    Результаты :   

   .   уходя в лицеи ученики, подтверждают свои знания;

  • принимают участие и показывают не плохие  результаты на   олимпиадах ( грамоты);
  • контрольные срезы при аттестации – 80% качества;
  • экзамен по выбору  ученики сдают на «5» и «4»;
  • те ученики, которые сдают ЕГЭ, поступают по результатам в ВУЗ.
  • среди моих выпускников 7 медалистов, среди которых есть «золотые».

 

 

      Моё педагогическое кредо:  « Идти к ученику, идти от ученика и вновь возвращаться,  в сущности, не уходя от него, возвращаться к ученику прежнему, и одновременно другому!»

 

 

Утверждаю.                                                                                                    Обсуждено

                                                                                                                   на заседании ШМО

Директор            А.С. Муравлянникова                                                  учителей естественно-

                                                                                                                    математического цикла

                                                                                                                    « ____» ____2009 г

 

 

 

                                                                      

            Гражданско-патриотическое   воспитание  на уроках физики

 

 

 

 

 

                                           Программа разработана

                                                                                                 Илюхиной В.В., учителем физики МОУСОШ № 48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула, 2009 год

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

                  

 

          Опыт показывает, что вопросам патриотического воспитания на уроках физики уделяется мало внимания.  В программе по физике много абстрактных примеров, задач. Такие задачи нужны, но необходимо больше внимания уделять вопросам связанных с жизнью, техникой, производством, с научно- техническим прогрессом, с достижениями отечественной науки и техники. В частности  не хватает тех физических задач, которые приходится решать конструкторам, техникам при создании различных приборов и изделий, задач об уникальных изделиях тульских мастеров. Обучающиеся почти не знают имён наших тульских учёных и знаменитых конструкторов, представления не имеют об их достижениях.

 Решение на уроках задач с использованием конкретных изобретений и разработок тульских предприятий активизирует  мыслительную деятельность  обучающихся, способствует развитию технического творчества, повышает интерес к физике и технике, развивает чувство  гордости за мастерство тульских умельцев и соотечественников.

 

 

 

Цель программы: Воспитание гражданина владеющего    основополагающими ценностями  российской науки ,знающего достижения многонационального народа Российской Федерации.

 

 

Задачи программы: 1. При изучении предмета заострять внимание  учащихся на открытия сделанные нашими соотечественниками, земляками.

 

  1. Развивать чувство гордости за своё Отечество, воспитывать стремление преумножать достижения России в области физики, техники, астрономии, космонавтики.

 

  1. Использовать задачи  связанные с жизнью, техникой, производством, об уникальных изделиях тульских мастеров.

 

 

 

 

                                                                    Темы занятий    

 

     1.  О вкладе М.В.Ломоносова в развитии науки и физики.

 

      2. Роль российских учёных в развитии техники.

 

3.  Развитие судоходства в России. Шлюзы.

 

 4. Развитие энергетики страны.

 

 5.  Опыты А.Ф. Иоффе и их значение.

 

6. Электротехник Э.Х. Ленц.

 

  1. Пионеры электрического освещения.

 

  1. Состояние невесомости. Воспоминания российских космонавтов.

 

  1. Реактивное движение. Значение работ К,Э, Циолковского, С.П. Королёва, В.Н. Жуковского в развитии  космонавтики. Ю.А. Гагарин.

 

  1. Вклад М.В. Ломоносова в развитие молекулярной физики.

 

  1. Теория жидкого состояния вещества Э,И. Френкеля.

 

  1. Д.И. Менделеев и физика.

 

13.Опыт А.И. Мандельштама.

 

14Изобретение радио А.С. Попова.

 

15Развитие стекловолоконной оптики в России. Достижения Санкт-петербургских  физиков.

 

16 Теория А. Эйнштейна.

 

17 Работы С.И. Вавилова, П.А. Черенкова по изучению света электронами.

 

18Опыты А.Г. Столетова.

 

      19.Основатель первой в России физической школы – П.Н. Лебедев.

 

20.Роль русских учёных в развитии атомной физики. И.В. Курчатов.

 

21Российские физики – лауреаты  Нобелевской премии.

 

 

Утверждаю                                                                     Обсужден  на  заседании            

Директор школы                                                            ШМО  учителей   естественно-                                        

__________ А.С. Муравлянникова                              математического   цикла.

                                                                                      Протокол №   от «__»___200_г.

 

 

 

ПРОГРАММА

элективного курса по физике

« ЗАДАЧИ – ИССЛЕДОВАНИЯ»

для  9  класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа      разработана

Илюхиной  В.В. , учителем

физики    МОУСОШ  № 48

 

 

 

 

 

 

                                                Пояснительная записка

 

         Физика – это наука, которую можно изучать всю жизнь. Наука, которая имеет большое практическое значение для человека. Повседневно человеку приходится на основе полученных знаний и опыта анализировать и решать практические  проблемы  и реальные жизненные ситуации. Решение задач по физике – это поле познавательной деятельности, которое ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных ситуаций.

        Программа школьного курса не позволяет уделять должного внимания исследованиям, а именно исследовательская работа вызывает наибольший интерес у обучающихся.

        Программа данного курса рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю) и включает в себя решение исследовательских задач. Назначение программы – способствовать успешному усвоению программного материала. Простейшие исследования, опыты и наблюдения дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов.

        Цель данного курса формирование и развитие у обучающихся интереса к глубокому изучению физики.

        Задачи:

  • развитие интереса к практической деятельности, позволяющей исследовать явления природы;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие способностей наблюдать и изучать явления и свойства тел, описывать результаты наблюдений.

 

                                                     Программа

 

 

  1. Вводное занятие (1 ч).

 Физические явления.  Измерение физических величин.

  1. Основы кинематики (6 ч).

 

Механическое движение, относительность движения, система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Закон сложения скоро­стей. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение.

3.Основы динамики (6 ч).

 

Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, ускоре­ние свободного падения. Силы упругости, закон Гука. Вес тела, невесомость. Силы трения, коэффициент трения скольжения.

 

 

4.Элементы гидростатики и аэростатики (4 ч).

 

Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Закон сообщаю­щихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел.

5.Законы сохранения в механике (5 ч).

 

Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, пол­ная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения им­пульса.

6.Тепловые явления (4 ч).

 

Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоем­кость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Влажность воздуха.

 

   7. Электрические явления (8 ч).

 

Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Элек­трический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей. Построе­ние электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления про­водников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

 

   Литература

 

  1. Марон А.Е.,Сборник вопросов и задач по физике – М.: Просвещение, 2005г.
  2. Кирик Л.А.,. Физика. Сборник задач - 9. - М.:ИЛЕКСА,2005г.
  3. Любимов К.В., Я решу задачу по физике!-М.: Просвещение, 2003г.
  4.  Опыты в домашней лаборатории / Библиотечка «Квант». - Вып. 4. - М.: Наука,

     1980 г..

  1. .Ланге В.Н.., Сауров, Ю. А. Экспериментальные физические задачи на смекалку –

   М.: Просвещение, 1985г..

  1. Тульчинский, М. Е. Сборник качественных задач по физике. - М.: Просвещение,

     1976г.

 

 

 

 

 

Примерные задачи  об изобретениях и разработках  тульских умельцев.


Задача №1

На какую максимальную высоту могут подняться пули, выпущенные вертикально вверх из двуствольного 30-миллиметрового зенитного автомата 2 А 38М, изго­товленного на Тульском машиностроительном заводе, делающего 2500 выстрелов в минуту, если начальная скорость 960 м/с? Силу сопротивления воздуха не учиты­вать.

 

Задача №2

Какая сила сопротивления возникает в броне тан­ка при пробивании её управляемым снарядом лазерного наведения ЗУБК-10, изготовленным на Тульском машино­строительном заводе? Масса снаряда 17,6 кг, средняя скорость полёта 370 м/с, толщина брони 275 мм.

Задача №3

Какую начальную скорость сообщает реактивная установка «Смерч», изготовленная на Тульском объедине­нии «Сплав», головной части ракеты? Масса ракеты 800 кг. Сила тяги ракетного двигателя 150 кН. Время работы двигателя ракеты 5 с. Масса головной части ракеты 235 кг. Силу сопротивления воздуха не учитывать.

Задача №4

Какую максимальную скорость будет развивать мотоблок, изготовленный на базе одноцилиндрового дизельного двигателя Т-450д, выпускаемого Тульским машиностроительным заводом? Мощность двигателя 10,86 л.с. Число оборотов двигателя 3600 об/мин. Переда­точное число двух редукторов мотоблока 30. Радиус колёс мотоблока 20 см.

Задача №5

Определить к.п.д. двигателя мотокультиватора «Торпан», выпускаемого Туламашзаводом. Максимальная мощность двигателя 5 квт, расход топлива 1,2 л/ч, плот­ность бензина 8-102 кг/м3. Теплота сгорания бензина 46-106 Дж/кг.

Задача №6

Мотоцикл повышенной проходимости «Вепрь», выпускаемый Тульским машиностроительным заводом, имеет массу в снаряжённом состоянии 128 кг, максималь­ную мощность двигателя 9,6 квт, максимальную скорость 90 км/ч, расходует 3,5 л бензина на 100 км пути. Опреде­лить к.п.д. мотоцикла. Теплота сгорания бензина 46-Ю6 Дж/кг. Плотность бензина 800 кг/м.

Задача №7

Трицикл повышенной проходимости, изготовлен­ный на Тульском машиностроительном заводе, имеет максимальную мощность 10 квт, максимальную скорость с полной нагрузкой 70 км/ч, расход топлива 5,5 л на 100 км пути. Масса снаряжённого трицикла 265 кг, масса перево­зимого груза 240 кг. Теплота сгорания бензина 46-106 Дж/кг. Плотность бензина 800 кг/м. Определить к.п.д. трицикла.

Задача №8

Лучший средний танк Великой Отечественной войны Т-34 образца 1944 года имел боевую массу 32 т. Вооружение: 85-миллиметровая пушка, два 7,62-миллиметровых пулемёта. Максимальная скорость 55 км/ч и запас хода 420 км.

Его снаряды массой 9,2 кг, обладавшие начальной скоростью 792 м/с, прошивали насквозь 100-миллиметровую бортовую броню немецких танков с рас­стояния 1000 м. Какая сила сопротивления возникает при пробивании брони снарядом? Считать, что на пробивание брони идёт 70% энергии летящего снаряда. Силу сопро­тивления воздуха не учитывать.


 

   

 

                  

   

                                          

 

 

 

         

                                      

Мои публикации:
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио