Веселовская Ирина Викторовна

сайт учителя-логопеда

Думаем вместе, действуем сообща!

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: Работа с детьми всегда интересна. Они заставляют на реальность смотреть по другому.

Увлечения: Семья, дети.

Страна: Россия

Регион: Ленинградская область

Населенный пункт: п. Низино, Ломоносовский район

Место работы: МДОУ№7

Звание, ученая степень: учитель-логопед 1 квалификационной категории, семейное консультирование

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/veselovskaya-irina
Наш любимый детский сад! Он всегда нам очень рад! Утром весело встречает, Всех на завтрак приглашает, На прогулку нас ведёт, И танцует, и поёт... А без нас грустит, скучает, Про игрушки забывает. Даже ночью – спит и ждёт: Может, кто-нибудь придёт... Ну, конечно, мы его Не оставим одного – Лишь немного отдохнём И опять к нему пойдём... И нам снова будет рад Наш любимый детский сад!

О себе

Энергичная, трудолюбивая, в меру требовательная, добрая.

В 1999 году закончила медицинское училище при БКЦББ.

В 2005 Санкт-Петербургский Государственный Университет им. Пушкина по специальности учитель-логопед; прошла курс повышения квалификации "Семейное консультирование".

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Методическая литература, книги по психологии и воспитанию детей.

Мои достижения

Грамота председателя комитета по образованию в номинации «Педагог новатор», 2016 г.

Грамота МДОУ, 2017 г.

Грамота председателя комитета по образованию администрации МО Ломоносовский муниципальный район, 2017 г.

Диплом комитета по образованию – за участие в смотре – конкурсе «Лучший кабинет коррекционного направления», 2017 г.

Благодарственное письмо за участие в муниципальном творческом конкурсе «Живая вода», 2018 г.

 Грамота Директора МБУ ОДО ЦДТ за подготовку участника к районному конкурсу «Живая вода», 2018 г.

Грамота комитета по образованию администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области «За участие в фестивале для детей с особыми образовательными потребностями «Солнечный город», 2018г.

Благодарственное письмо, за подготовку призера конкурса «Ах, это прекрасное лето!», 2018 г.

Диплом всероссийского конкурса «Я – учитель России!», 2018 г.

Диплом всероссийского конкурса «Россия народом сильна!», 2018 г.

Благодарственное письмо от оргкомитета «Пятое измерение» за предоставление конкурсной работы «Наша Родина – Россия», 2018 г.

Благодарность комитета по образованию администрации МО Ломоносовский муниципальный район "За проведение мастер-класса на муниципальном фестивале для детей с особыми образовательными потребностями "Солнечный город", 2019 г.

Грамота комитета по образованию администрации МО Ломоносовский муниципальный район "Центр информационных технологий" за подготовку призера муниципального конкурса фотографий "Ах, это прекрасное лето!",2019 г.

Сертификат о профождении тестирования по теме: "Основы логопедии", фонд образовательной и научной деятельности 21 век. 2019 год.

Моё портфолио

Формирование психологической базы речи у детей с недоразвитием речи

Психологическим условием формирования речи является совокупность таких высших психических функций как внимание, восприятие, память, мышление.

Речь - психический процесс, появляющийся позднее других процессов. Речь- высшая психическая функция, которая свойственна только человеку. Для успешного формирования речи необходима совокупность нескольких факторов:

  • физиологического,
  • психологического,
  • социального.

        Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием, мышлением. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными. Любая психическая функция человека имеет отношение к речи.

        В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.

        Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.

        Задержка речевого развития непосредственно предполагает и задержку психического развития. Нет патологии речи без нарушения познавательных процессов.

        Задержка формирования познавательной деятельности и речи у ребенка с возрастом не исчезнет и без специального обучения к самостоятельной жизни он подготовлен не будет.

        Дети с О.Н.Р. имеют потенциально сохранный интеллект, но испытывают трудности при общении и обучении. Такие дети отличаются импульсивностью, аффективной возбудимостью или, напротив, вялостью и апатичностью, наблюдается плохая координация мелких движений, недостаточная их переключаемость и точность.

        Под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и др. причин у детей логопатов имеет место специфическое отставание в формировании познавательной активности, а, значит, и психологической базы речи.

        Следовательно, формирование психологической базы речи должно быть обязательно включено в план коррекционной работы. Причем, в младшей группе (для детей трех-пяти лет) работа по развитию речи предваряется развитием психологической базы речи, побуждает ребенка к появлению речи. В старшей группе работа по развитию речи и ее психологической базы идут параллельно. В подготовительной к школе группе развивается речь, через речь уточняются, становятся более целенаправленными высшие психические функции внимание, память, мышление.

Основные психические процессы, их особенности и развитие у детей, страдающих речевыми нарушениями.

        Ощущение -  простейший психический процесс, который заключается в том, что в мозге человека отражаются свойства и качества предметов и явлений, действующих на разные органы чувств. Виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, двигательные, ощущение равновесия.

        Основными задачами сенсорного воспитания (развития чувственного познания) являются:

  • повышение абсолютной чувствительности анализаторов (различение не только сильных, но и слабых раздражителей);
  • повышение чувствительности к различению (различение не только основных, но и промежуточных цветов, соблюдение речевого режима в группе, чтобы дети реагировали не только на громкий голос, но и на тихий и шепотную речь);
  • знакомство детей с отдельными свойствами предметов (величиной, цветом, формой) и обучение обобщенным приемам обследования предметов окружающей действительности.

   

        Для детей с речевой патологией характерна трудность перенесения полученных знаний со знакомого материала на другие предметы окружающего мира. Так, например, цвета карандашей, цвета колец пирамидки и знакомых игрушек дети называют правильно, а при проверке знаний цветов на совершенно новом материале появляются затруднения. Это относится и к названию основной формы предметов. Особенно трудно выделить основную форму и цвет предмета, словесное обозначение которого ребенку незнакомо.

        В дошкольной литературе можно найти много дидактических игр на развитие понятий величины, цвета, формы, которые проводятся как часть занятия, в свободное время или на прогулке (См. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»).

        Педагогам же, работающим в логопедических группах, при знакомстве детей с новыми предметами необходимо подключать как можно больше анализаторов, дать возможность потрогать, понюхать, попробовать и тут же дать назвать признаки словом.

               

        Восприятие-процесс отражения предметов и явлений в целом, действующих на несколько органов чувств. Восприятие опирается на ощущения, без них оно невозможно. Важную роль в восприятии играет речь, она делает его осмысленным.

        У большинства детей - логопатов отмечается нарушение пространственной ориентировки. На материале выполнения серийных проб на выявление ведущей руки, ноги, ведущего глаза у школьников 7- 10 лет выявлено следующее (данные исследования Н.И.Садовниковой):

  • отчетливо выраженная латерализация прослеживается у 40% обследованных, в т.ч. правосторонняя- у 32%, левосторонняя- у 2%, перекрестная- у 6%детей экспериментальной группы;
  • у 60% обследованных результаты проб указывают на несформированность латералиты, т.е. ведущий из парных сенсомоторных органов не определился, что говорит о несформированном, затянувшемся процессе латеритизации либо о левшестве в стадии переучивания под воздействием семьи, школы.
  • Необходимо познакомить ребенка со схемой собственного тела; четко определять правую и левую стороны тела направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, схемы тела, стоящего напротив, последовательность предметного ряда, последовательность числового ряда, графическое обозначение направлений. ( См.  Н.И. Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников»).

        Отставание в развитии двигательной сферы. У ряда детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости, длительный поиск позы, синкинезии при выполнении упражнений. Особенно ярко выражены нарушения мелкой моторики пальцев рук и двигательные нарушения в органах артикуляции. Наиболее ярко отклонения в двигательной сфере проявляются у детей с дизартрией. Трудности динамической и кинетической организации движений являются одной из причин, затрудняющих не только правильное звукопроизношение, но и усвоение графо-моторных навыков.

        Учитывая благотворное влияние движений пальцев рук на развитие речи и других психических процессов, в коррекционную работу необходимо включать не только упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата, но и обеспечивающие формирование зрительно-моторной координации, а также тонкой моторики пальцев рук. (СМ. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»).

        Ориентировка во времени. Часто у детей, страдающих речевыми нарушениями, нарушена ориентировка во времени: незнание либо нетвердое знание основных временных единиц (времен года, месяцев, дней недели, частей суток в их последовательности). Бытовое время (вчера, завтра, скоро, потом, недавно и т.д.) дети нередко обозначают ошибочно. Понятия «раньше», «позже», «чаще», «реже» и подобные часто недифференцированы. Еще сложнее для усвоения предлоги «перед» и «после», обозначающие последовательность во времени и пространстве. Слабая ориентировка во времени имеет следствием трудности усвоения грамматики (различение форм и времени глагола, его совершенного и несовершенного вида), а также в дальнейшем трудности понимания исторического времени.

        Поэтому в содержание коррекционной работы с детьми-логопатами необходимо включать формирование и уточнение временных представлений:

  • уточнение представлений об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста;
  • наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий;
  • расширение и активизацию лексического запаса.

(См. Н.И.Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»).

        Нарушение зрительного восприятия. У некоторых детей, страдающих речевыми нарушениями, отмечается нарушение зрительного восприятия, что ведет в дальнейшем к нарушению процессов чтения и письма, смешению сходных по оптическому признаку графем. У детей с О.Н.Р. часто нарушена скорость узнавания предметов, поэтому в школе такие дети не поспевают за темпом работы класса. (В.К. Воробьева.)

        Необходимо развивать зрительное внимание детей:

  • научить быстро, т.е. в доли секунды, опознавать окружающие предметы и предметные картинки;
  • научить узнавать условные и символические изображения предметов (изображения контурными линиями, пунктирными линиями, перечеркнутые линиями различных конфигураций, наложенные друг на друга);
  • научить зрительно, а не руками, подбирать части к целому (выборки типа «мозаика» с таким же количеством отсутствующих элементов, с большим количеством вырезок, чем нужно);
  • формировать зрительно-конструктивную деятельность (собрать предмет из отдельных деталей; собрать предметную или сюжетную картинку, разрезанную на определенное количество частей).

        Воспитатели логопедических групп включают в свою работу и развитие тактильного восприятия детей. Они учат ребенка по контуру и фактуре опознать знакомые предметы. (Игра «Чудесный мешочек» с двумя наборами предметов:

а) предметы одинаковой фактуры, но разной конфигурации,

б) предметы, похожие по контуру, но разной фактуры.

в) игра «Ищем все гладкие, шершавые, пушистые, колючие предметы»).

Эти игры способствуют не только развитию тактильных ощущений, но и обогащению словаря признаков предметов.

        Слуховое восприятие. Как правило, у детей-логопатов грубо нарушено слуховое восприятие. Поэтому нужно развить способность различать неречевые шумы, восстанавливать ситуацию по типичным звукам. (Игры типа «Что звучит?», звуки записываются на магнитофон или воспитатель за ширмой производит различные действия с предметами, а дети отгадывают их по звучанию);

  • развивать звуковысотный слух, внимание к тембровой окраске звука, начиная с грубых дифференцировок и постепенно сближая их («Кто позвал»?,  «Мишка, проснись»...).
  • научить определять направление звука («Жмурки с колокольчиком»...).

        Память - процесс, связанный с запоминанием, сохранением и последующим воспроизведением индивидуального опыта.

        Существует кратковременная и долговременная память. В зависимости от анализатора, с помощью которого происходит восприятие, выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная. У ребенка 6 лет объем кратковременной памяти равен количеству лет +-1 единица. Объем кратковременной памяти взрослого в норме 7+-2 единицы.

        Зрительная кратковременная память у детей, страдающих речевыми нарушениями, приближается к норме, а иногда и лучше. Слуховая же оперативная память снижена, особенно у детей с О.Н.Р., и составляет не более3-4 единиц. Необходимо развивать зрительную и слуховую оперативную память. В 4-5 лет появляются зачатки произвольной памяти, поэтому перед детьми надо ставить задачу «запомнить» тот или иной материал.

        Зрительную кратковременную память у дошкольников развивают на материале игрушек, предметных картинок, геометрических форм, цифр и букв. (Игры: «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?», «Какие игрушки были?»). Рекомендуется начинать с трех предметов и проговаривать их названия. (См. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»).

        Развивая слуховую память, нужно научить запоминать и воспроизводить определенное количество слов разных грамматических категорий. (Игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку слов», «Поручения», «Последовательные поручения» (Сначала Оля вырежет кружок, затем Саша нарисует шар, а потом Лена соберет карандаши), предложить детям не только выполнить последовательность, но и рассказать о том, что и как делали). Хорошо развивается слуховая память посредством метода распространения предложения (Например: Росли яблоки. В саду росли яблоки. В саду росли спелые яблоки. За забором в саду росли спелые яблоки.)

        Внимание. На практике видим, что произвольное внимание неустойчиво: через несколько минут после начала занятия дети начинают ерзать на своих стульях, отвлекаются или же взгляд становится отсутствующим. Необходимо помнить педагогу об особенности детского организма, чаще менять положение тела в пространстве, менять виды работы, поддерживать интерес к занятию, строить его так, чтобы детям было интересно, требования доступны для понимания и выполнения, деятельность приносила радость.

        Игры и упражнения на развитие внимания: «Зачеркни на листочке все домики» (на картинке домики, шары, елочки. Более старшим детям даются геометрические фигуры, буквы, цифры.), «Что забыл нарисовать художник?», «Найди свою дорожку», «Сделай как я», «Делай то, что видишь», «Делай то, что слышишь», «Перечисли, зачем стоит»...

Мышление и речь теснейшим образом связаны между собой. На определенном этапе развития ребенка мышление становится речевым, а речь разумной. Некоторые операции мышления связаны непосредственно с речью. У детей, страдающих речевой патологией, необходимо развивать:

  • обобщение—способ группировки предметов по определенным признакам (формирование обобщающих понятий, игры «Живой - не живой», «Вершки-корешки», «Разложи картинки», «Что мы едим?», «Четвертый лишний»...)
  • сравнение—сопоставление предметов (сначала «Чем непохожи?», а потом «Чем похожи?»
  • умение располагать предметы последовательно соответственно нарастанию или убыванию ведущего признака.
  • умение соотносить предметы по ведущему признаку: величине, цвету, форме («Какой пчеле какое ведерко?»).

        Таким образом, дети—логопаты имеют своеобразие не только в речевом развитии, но и в формировании ряда функций как неречевого характера (процесса латерализации, пространственной и временной ориентировок, двигательных функций), так и высших психических функций: внимания, памяти, мышления, что и тормозит в свою очередь нормальное развитие речи. Такие дети постоянно нуждаются в помощи взрослого, затрудняются в решении доступных возрасту мыслительных задач, в объяснении причинно—следственных связей, недостаточно контролируют свое поведение.

        Следовательно, педагогам, проводящим коррекционную работу с речевыми детьми, необходимо уделять должное внимание формированию психических процессов, являющихся психологической базой речи. В задачи педагога входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Решение данных задач возможно только на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психо—физиологических особенностей каждого ребенка в группе.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Воробьева В.К. Лекции на курсах повышения квалификации работников образования. Москва. 1990 г.
  2. Венгер Л.А. Пилюгина Э,Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Москва. Просвещение 1989 г.
  3. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва Просвещение 1990 г.
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников . Москва. Владос 1995 г.
  5. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. Москва Просвещение 1981г.
  6. Филичева Т.Б., Чевелева , Н.А.Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей ( Пособие для воспитателей детских учреждений ) Москва. Ассоциация «Профессиональное образ"

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.  Пиктограмма, как одно из средств развития связной речи у дошкольников.

     Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях.  В 60-70 годы применение данной методики расширился.

       Использование пиктограмм для развития ребенка используется довольно давно. Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Данный метод использовали Д.Б Эльклнин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова.

       Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.   

        Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.         

                                        

2. Использование пиктограмм при пересказе сказок или небольших рассказов.

      Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях.

        Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Этапы обучения:

1. Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению:

  • доступное и полноценное и содержание;
  • четкая композиция;
  • небольшой размер;
  • изложение на простом, но богатом языке;
  • жанровое разнообразие.

Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.

2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятие текста детьми.  

 

3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом проводит логопед непосредственно на занятии по обучению пересказу. После повторного прочтения необходимо побеседовать с детьми по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны и поставлены так, чтобы дети могли сделать анализ прочитанного произведения, осмыслить связи и сделать самостоятельные выводы. Цель беседы – усвоение содержания произведения. В этом помогут и следующие приемы работы над текстом:                                                                                

  • рассматривание иллюстраций, картинок;
  • выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке;
  • знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;
  • нахождение пиктограммы согласно тексту.
     

4. После третьего прочтения детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.   

3. Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.

    Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.  

      Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

 

4. Игры с пиктограммами.

 

        Пиктограммы можно использовать для игр:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», логопед читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

 

«Продолжи рассказ», логопед раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.

 

«Расставь правильно», логопед расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.

 

«Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

Пиктограмма сказки «Колобок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пиктограмма сказки «Машенька и медведь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

 

2. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

 

3.Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

 

4. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

 

5. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).

 

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.// М., 1991.

 

7. Ельцова О.М. Методика обучению пересказу.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009, №№1, с.27-34.

 

8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детям дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.

 

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.

 

Дидактические игры к сказкам.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

 

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

 

 

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А

что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

 

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

 

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе

 

Мои публикации:
Аппликация, лепка
Конструирование, ручной труд
Материалы для родителей
Окружающий мир
Развитие речи
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы