Работа воспитателя Бабковой С.А. по обобщению и распространению собственного опыта

БАБКОВА  СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
Педагог - благородная профессия, необходимая людям, а особенно, детям. В наших непростых условиях жизни многие дети находятся на грани выживания - родители о них не заботятся, а характер формирует улица. Если педагогу удастся спасти хоть одного ребенка, значит, жизнь он прожил не зря. Работа педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта. Под неблагополучной мы склонны принимать такую семью,  в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.  А «трудный» подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза и лишь когда с ребенком случается беда, мы обращаем внимание на уклад семьи, на ее мораль. Педагогически несостоятельные семьи, не справляющихся с воспитанием детей, характеризуются наиболее типичными педагогическими стилями воспитания. Попустительски-снисходительный стиль когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что "все дети такие", либо рассуждают так: "Мы сами такими же были. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу "наш ребенок всегда прав". Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, трудно поддаются перевоспитанию. Демонстративный стиль когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет "бандитом" и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям. Педантично-подозрительный стиль при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения. Жестко-авторитарный стиль характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. Увещевательный стиль который в противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.

Отстраненно-равнодушный стильвозникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.

Воспитание по типу "кумир семьи"часто возникает по отношению к "поздним детям", когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль– когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога.

Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходит до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецПТУ, в спецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной, поскольку дома исчерпаны вес средства, и перестройка отношений, не произошедшая своевременно, практически уже становится невозможной вследствие обостренности конфликтов и взаимной неприязни. С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группусоставляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группупредставляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение.

Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.

Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

Защита интересов  и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Формы взаимодействия  с родителями воспитанников детского дома.

В практической работе использовала коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

 

Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:

1. Превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.

Возможна и следующая классификация неблагополучных семей: по количеству родителей – полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей; по количеству детей – малодетная,  многодетная, бездетная; по материальному благополучию – малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам родителей – семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная.  Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.

Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.

1. Нарушение поведения – в 50% неблагополучных семей.

– бродяжничество;

– агрессивность;

– хулиганство, кражи;

– вымогательство;

– аморальные формы поведения;

– неадекватная реакция на замечания взрослых.

2. Нарушение развития детей – в 70% неблагополучных семей.

– уклонение от учебы;

– низкая успеваемость;

– неврастения;

– отсутствие навыков личной гигиены;

– неуравновешенность психики;

– подростковый алкоголизм;

– тревожность;

– болезни, недоедание.

3. Нарушение общения – в 45% неблагополучных семей.

– конфликтность с учителями, сверстниками;

– агрессивность со сверстниками;

– аутизм;

– частое употребление ненормативной лексики;

– суетливость и /или гиперактивность;

– нарушение социальных связей с родственниками;

– контакты с криминогенными группировками.

Рекомендации в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей. Доминирующий фактор в характеристике семьи.    Виды помощи семье и детям.         Необходимые документы для оказания помощи.

Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи.

 Жестокое отношение к ребенку   

1. Наблюдение и консультация учителя, психолога, соц. педагога.

2. Помощь психотерапевта  детям.

3. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов.

4. Вовлечение детей в кружки, студии, секции.

5. Постановка на учет в ОДН, УВД или к детскому наркологу, психиатру.

1. Наблюдение  психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работника.

2. Консультация  психолога, социального педагога,  врача, юриста.

3. Психотерапевтическая помощь  детям.

4. Привлечение к занятиям.

5. Постановка на учет ОДН, КДН,  наркологу.

 Акт обследования жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление, характеристика уровня усвоения программы обучающегося, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении родительских прав.

Семья алкоголиков (оба родителя пьют).

Семья в состоянии развода или после развода.

Неполная семья.

1. Наблюдения и консультация психолога образовательного учреждения (для детей и подростков).

2. Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или ее отдельным членам.

3. Дополнительны занятия с ребенком по оказанию помощи в учении.

4. Постановка семьи на учет.

5. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)

6. Постановка подростка  на учет в ОДН.

7. Консультация подростка у врача психиатра, нарколога.

8. Консультирование ребенка на ПМПк и определение программы обучения.

9. Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, Центр социально-трудовой адаптации, вечернюю школу

10. Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи по их лечению (по необходимости).

11. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

1. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.

2. Консультативная помощь психолога и психотерапевта.

3. Привлечение ребенка в кружки, секции, клубы

4. Дополнительная помощь в выполнении дом. заданий, учебе.

5. Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.

6. Привлечение к деятельности класса родителей ребенка.

7. Помощь ребенку со стороны его окружения.

8. Помощь ребенку со стороны сверстников.

9. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших эмоциональную травму.

10. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последств. разв.)

1. Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семьей.

2. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.

3. Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.

4. Наблюдение и консультация психолога, социального педагога.

5. Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.

6. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.

7. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.

8. Привлечение общественных организаций к воспитанию в семье.   Педагогическая характеристика из образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно-бытовых условий семьи, генограмма окружения, ходатайства о постановке на учет в ИДН, у психиатра, нарколога, с указанием конкретных факторов.

 Характеристика из образовательного окружения, ходатайство на постановку в органы социальной защиты и др.

Психологическая характеристика, педагогическая характеристика, выписка от участкового педиатра, школьные тетради, дневник, рисунки детей, направление детского психиатра, ходатайство.

Психологическая и педагогическая характеристики, направление образовательного учреждения, выписка от педиатра, направление психиатра, акт обследования жилищных условий, тетради, дневник, рисунки.

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

Никогда не предпринимала  воспитательных действий в плохом настроении.

Заключение

При работе с неблагополучными семьями  необходимо:

Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).

Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).