Формирование общей концепции конфликта.

Лекция знакомит с формированием общей концепции конфликта в середине 19 века - начале 20 века. Г.Спенсер. Г. Зиммель. Э. Дюркгейм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  общей концепции конфликта

(середина 19 века – начало 20 века)

Первые попытки понять и осмыслить место и роль конфликта в жизни человека и общества возникают в эпоху античности. До сих пор в учебниках по философии воспроизводится знаменитое утверждение Гераклита (около 530г. -  470 г.  до нашей эры).  «Враждующее соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».

Одна из наиболее известных и достаточно ценимых в мировой социологической литературе теоретических концепций социального конфликта связана с деятельностью К. Маркса.  Параллельно с марксистской теорией конфликтов в лоне мировой социологической мысли возникали и развивались различные, подчас весьма интересные и во многом продуктивные конфликтологические концепции.

 Одна из первых таких концепций сложилась в русле социального эволюционизма, развиваемого известным английским социологом Гербертом Спенсером (1820г.  –  1903г.).  Рассматривая  общество как целостный агрегат, подобный биологическому организму, он считал, что в процессе развития общества его единство усиливается благодаря наследуемым, накопляемым и приобретаемым путем обучения способам социального поведения людей.

Однако социальная эволюция не происходит гладко, безболезненно, поскольку в ней взаимодействуют противоположно направленные процессы дифференциации и интеграции. Поэтому социальная эволюция представляет собой необратимое движение от однородности к разнородности. Если интеграция ведет к усилению целостности социальной системы путем возникновения и упрочения,  новых взаимодополняющих связей и координации частей, то дифференциация, напротив, вызывает прогрессивно нарастающую неоднородность в любом социальном образовании. Связанное с этим усложнение структурной и функциональной организации системы неизбежно приводит к возникновению конфликта.

Существование, обострение конфликта, а так же  его разрешение в значительной степени определены, согласно Спенсеру, наличием или отсутствием в социальном организме взаимопонимания.  Если существует соответствие между различными сферами общественной жизни, в частности между доминирующими видами активности членов данного общества, его организацией, господствующей системой ценностей и превалирующими психическими чертами, то в таком обществе конфликт маловероятен. Если же такого соответствия нет, а дифференциация ценностей, видов активности, психологических черт становится преобладающей, то в обществе возникает внутренний конфликт. Спенсер замечает, что подобного рода конфликт сыграл важную роль в процессе первоначального перехода от  состояния варварства в цивилизованное состояние общества,  и он же одновременно свидетельствует о том, какими обществами стали те социальные организмы, которые эволюционным путем развились из первородного состояния.

Существенный вклад в создание основ социологии конфликтов внес так называемый «конфликтный функционализм», разработанный Георгом Зиммелем (1858г. – 1918г.), который ввел в научный оборот сам термин «социальный конфликт». С его точки зрения, социальные конфликты в обществе неизбежны и неотвратимы, но они (в отличие от того, что утверждал К.Маркс) коренятся не в противоположности экономических интересов противоборствующих классов, а возникают на основе инстинктов враждебности. Он утверждал, что «конфликт предназначен для решения любого дуализма, это – способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон, участвующих в конфликте». Поэтому в противоположность марксовой концепции социальных конфликтов, которые по мере обострения достигают стадии антагонизма, приводящего к революционному разрушению данной социально- экономической системы и превращению её в свою противоположность,             Г. Зиммель полагал, что в динамике конфликтов более глубокие и острые из них постепенно уступают место менее интенсивным и острым, вследствие чего укрепляется прочность и интегративность данной системы,  упорядочиваются её изменения. Он тесно увязывал интенсивность конфликта с интенсивностью эмоциональных всплесков, характеризующих его участников, с его точки зрения, чем сильнее эмоции, вызванные конфликтом, с тем большей вероятностью конфликт оказывается связанным с применением насилия. Согласно зиммелевской концепции, именно конфликт является центральным нервом,  как самой социальной жизни, так и культуры, стремящейся выразить эту жизнь в многообразии своих форм.

« Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух, в свою очередь, поднялся до состояния культуры, в ней, - подчеркивает Г. Зиммель, - обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры». Отмечая позитивные стороны зиммелевской концепции социальных конфликтов, следует обратить внимание и на её очевидные методологические погрешности. Весьма уязвимым оказывается его организмический по своей сути исходный принцип, приводящий к неоправданной аналогии социума с живым организмом, который всегда стремится избавиться от нарушений и повреждений, вызываемых конфликтом и его частей. Из этого сомнительного тезиса вытекает неверный вывод о том, что в социальной системе возможны только ограниченные по масштабам конфликты между её отдельными частями, но не  могут возникать конфликты всеобщего характера, ставящие под вопрос само существование данной системы.

Выдающийся французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858г – 1917г).  В его социологической концепции центральную роль играет категория социального факта, не сводимого ни к экономическим, ни к политическим, ни к психологическим, ни к физическим фактам действительности и обладающего рядом  самостоятельных, только ему присущих характеристик. «Эти специфические факты, - пишет Дюркгейм, - выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку заключаются в том самом обществе, которое их создает, а не в его частях, т. е. в его членах. Поэтому социальные факты составляют объективную реальность, то есть независимую от индивида, но объективную в чисто Дюркгеймовском  смысле, - как независимую от индивидуального сознания. Эти социальные факты по своему содержанию «составляют способы мышления,  деятельности  и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются»,  оказывая на него «внешнее принуждение».

Вот здесь-то, считал Дюркгейм, и кроется как основная причина возникновения социальных конфликтов, так и решающее средство их разрешения.  Процесс развития общества, по его представлениям, реализуется через формирование и упрочение социальных групп и возникающую солидарность, не позволяющую отдельным индивидам погрязнуть в ожесточенной борьбе друг с другом. Социальная группа и возникающая в ней солидарность «является единственным арбитром для разрешения  конфликтующих интересов в определении  каждому соответствующих границ». Сами же эти границы устанавливаются социальными  фактами, прежде всего правовыми и нравственными нормами, которые надолго связывают людей друг с другом.  

Согласно Дюркгейму, социальная норма, влияние которой следует усилить, не только позволяет индивиду  свободно проявлять себя, но и обязывает каждого использовать свой здравый смысл и утверждать свою автономию не в ущерб другим.  В этом и заключено, по его мнению, основное противоядие социальному злу, социальной патологии, выступающей в форме конфликта.

Список  используемой    литературы:

  1. Е.М.Басов «Конфликтология». 2000г.
  2. А.Я. Анцупов.  А.И. Шипилов  «Конфликтология» 2001г.