методическая копилка

Новоселова Ольга Анатольевна

Предварительный просмотр:

«Педагогические условия приобщения младших дошкольников к игре на музыкальных инструментах-игрушках»

                                                                                                         Кукушкина Ю.А., воспитатель,                    

МБДОУ Д/с  компенсирующего вида №40 «Ритм» г. Химки М.о.,                                                          

 Гаврина И.В., воспитатель,                

     МБДОУ Д/с  компенсирующего вида №40 «Ритм» г. Химки М.о.,

  Знакомство с музыкальными инструментами надо начинать с раннего дошкольного возраста.    Звук всегда являлся и является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. Еще до появления привычных для нас слов, и уж тем более предложений и текстов, звук был единственно возможным средством общения между людьми. 

В своей работе мы приобщаем младших дошкольников к игре на музыкальных инструментах. Это происходит как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизни детского сада, на праздниках, развлечениях самостоятельной деятельности детей. Также активно используются музыкальные инструменты-игрушки при проведении утренней гимнастики (ходьба под бубен, движения с погремушками и т.д.). Воспитателю необходимо создать соответствующие условия: приготовить нужные инструменты, организовать музицирование детей. Среди методов обучения можно выделить создание игровых ситуаций, использование наглядности.

        Музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты вызывают у ребёнка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым детей в сферу музыки, помогая развитию их творческих способностей.

       Термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны. К первым обычно относят тот инструмент-игрушку, который используется в сюжетно-ролевых играх. Ко вторым относят уменьшенные, упрощенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения. Музыкальными инструментами-игрушками пользуются, в основном, на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста. Но позже некоторые из них могут участвовать в оркестре как равноправные инструменты. Неозвученные музыкальные игрушки (такие, как пианино с «немой» клавиатурой, балалайка с нарисованными струнами) могут применяться для создания игровых ситуаций.

       В процессе игры на музыкальных инструментах, у детей развивается восприятие музыки. Они знакомятся с названиями инструментов, с характером их звучания, овладевают приёмами игры на инструментах-игрушках. Приобщение младших дошкольников к игре на музыкальных инструментах-игрушках позволяет развивать у детей не только музыкальность и художественно-эстетический вкус, но и сенсорные способности. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

       Приобщая младших дошкольников к игре на музыкальных инструментах-игрушках, педагоги тем самым стремятся побудить в детях желание заниматься музыкой, самостоятельно музицировать.

       Классификация детских музыкальных инструментов делит их на беззвучные и звучащие.

       - Беззвучные (пианино с «немой» клавиатурой, балалайка с нарисованными струнами, баянчики с мехами).

       - Звучащие (погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники).

      Существует еще одна классификация всех детских музыкальных инструментов, разработанная Н.Г. Кононовой: они делятся на струнные и ударные.

      -Струнные - цитры, домры, балалайки, гусли, цимбалы, арфы и другие инструменты типа народных.

      -Духовые - флейты, саксафоны, кларнеты, триолы.

      -Ударные - бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны.

      -Клавишно-язычковые - баяны, аккордеоны, гармоники.

      -Ударно-клавишные - игрушечные рояли, пианино.

     Одним из видов коллективного музицирования младших дошкольников является детский оркестр. Наиболее простой,  доступный из них - шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует.

        Приобщение к игре на музыкальных инструментах развивает стремление детей к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению игр, открывает перед дошкольниками мир звуков. Дети, музицирующие на музыкальных инструментах, становятся одухотвореннее, внутренне содержательнее, духовно богаче.

         Исполнительские качества младших дошкольников в игре на детских музыкальных инструментах тесно взаимосвязаны с их звуковым опытом, а также интересом к музицированию. Дети младшего дошкольного возраста могут различать инструменты по названию и звучанию, играть на простейших музыкальных инструментах-игрушках (бубне, музыкальном молоточке, колокольчиках, детских кастаньетах), с интересом слушать инструментальную музыку, музицировать не только на занятиях, но и в свободной самостоятельной деятельности.

          Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах необходимо проводить организованно и последовательно: дошкольники знакомятся с названиями инструментов, с характером их звучания, овладевают приемами игры на инструментах-игрушках, которые могут применяться в сюжетных и дидактических играх. Для эффективности приобщения детей к игре на музыкальных инструментах педагогам необходимо применять разнообразные методические приёмы (показ иллюстраций, игрушек; прямой показ действий; использование сказочных сюжетов), использовать музыкально-дидактические игры.

          Важными условиями являются: создание материальной музыкально-игровой среды (создание музыкального уголка в группе); проведение индивидуальной работы с детьми; использование не только музыкальных занятий, но и других форм организации деятельности детей

(занятия во второй половине дня, свободная самостоятельная музыкальная деятельность и пр.).

Рассказывая о разных музыкальных инструментах,   сопровождая свой рассказ музыкальными комментариями, мы учим ребенка чувствовать музыку, даем понять, что музыка отражает настроение, предлагаем детям  самим подобрать ту музыку, которая соответствует его разным ощущениям и разному настроению. Это помогает ребенку научиться быстро и правильно разбираться в своих чувствах и правильно слышать музыку своей души.

  Список литературы

Абрамочкина О., Меркулова Л. В мире музыкальных инструментов// Музыкальный руководитель.-2008.-№12.с.7-10.

Амлинская Р.С. Музыкальные инструменты-игрушки.- Киев,1986.-115с.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1982.-с. 412-438.



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                                                                                                                                                                                                          Воробьева Н.Ю., воспитатель

II квалификационной категории

М.о. г. Химки МБДОУ Д/с №40 «Ритм»

Соавтор: Громова И.С., воспитатель

I квалификационной категории

М.о. г. Химки МБДОУ Д/с №40 «Ритм»

       Современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в информационном веке, очевидна. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных школах зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе. Способствуют этому развитие дружественного пользовательского интерфейса компьютера, расширение его мультимедийных возможностей, интеграция с системами телекоммуникаций. Качественное и количественное расширение рядов пользователей компьютера в системе детского образования актуализирует вопросы о его роли, месте, значении в образовательном процессе, оправданности и приоритетах использования компьютера в качестве средства обучения.                Всякий, кто хоть немного наблюдал за ребенком, знает какое большое место в его жизни, занимает игра. Мир вступил в третье тысячелетие. И уже сейчас нужны подготовленные для работы в новых условиях люди. Надобность в них станет еще более актуальной в самое ближайшее время. Использование компьютеров в образовании уже перестало быть необычным явлением.

      Характеристики и возможности современных персональных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии.

     Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

      Компьютер как средство пассивного отображения объектов мультимедиа не обладает принципиальной новизной в дидактическом плане. Принципиально новой для сферы обучения является интерактивность, благодаря которой учащиеся могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать их с разных сторон, приближать и удалять, останавливать и вновь запускать с любого места, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности.

      Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования, что, несомненно, способствует лучшей адаптации дошкольников к быстро изменяющимся окружающим условиям и как, следствие, сохранению здоровья детей.

    На наш взгляд, целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами воспитательно-образовательной работы.

Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо,  общение с компьютеров вызывает у детей интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Кроме того, специалисты должны хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психические особенности маленьких детей и воспитательно-образовательную программу в детских образовательных учреждениях. При реализации информационных компьютерных технологий следует исключить всякое принуждение и подавление желаний ребенка.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды,   Компьютер и интерактивное оборудование можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
 
Список использованной литературы

Абрамов С.А., Начала информатики, — М., Наука, 1989 – с. 256.

Выготский  Ж. С. Мышление и речь,  — М., 1984.с 5—361.

Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. М., Педагогика, 1999. — с. 64.

Леонова Л. А., Макарова Л. В. Компьютер и здоровье ребенка. - М. Вентана-Граф, 2003. – с. 16.



Предварительный просмотр:

АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

Владимирова Е.А., воспитатель,                    

МБДОУ Д/с  компенсирующего вида №40 «Ритм» г. Химки М.о.,  

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью, во многом определяется ею. Эстетическое освоение действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:

1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.

2. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4. Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем больше эстетически развит ребенок, тем полнее развертывается его творческая деятельность.

Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Работа эта предусматривает:

– воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры;

– эстетическое воспитание средствами искусства (художественное воспитание).

Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих качеств личности ребенка. Личность – это активный деятель, проявляющий самостоятельность, инициативу и творчество в выборе целей, поиске способов их достижения. Это индивидуальность, занимающая определенную позицию в обществе.

Что же заставляет человека так целенаправленно действовать, активно проявлять себя?

Деятельность человека подчиняется его потребностям, желаниям, интересам, идеалам, убеждениям, большинство из которых формируются прижизненно в общении и в различных видах деятельности.

Процесс освоения ребенком изобразительной деятельности также связан с постепенным освоением им общественных мотивов деятельности. Выполняя рисунок, поделку для других, ребенок прилагает большие усилия. Это основа для формирования таких личностных качеств, как самоуважение, доброжелательность, добротворчество, способность к целенаправленным усилиям.

Художественный ручной труд – это художественная деятельность, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи.

Ручной труд и аппликация  является одним из наиболее любимых занятий ребенка. Многие педагоги отмечают, что на этих занятиях дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются.

Психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.

Многое умеющий дошкольник уверенно чувствует себя среди сверстников, он может занять себя не только играми, но и поделками. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность.

Даже самую простую поделку из бумаги ребенок украшает: орнаментом сарафан у матрешки, цветочками фартук у зайчихи и т.д., и элементарная игрушка приобретает выразительность, оригинальность, что характерно для художественного изделия. Ребенок переживает эстетическое удовольствие от результатов собственной деятельности и становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками людей.

Тот, кто познал цену своих усилий, пережил эстетические чувства в процессе и результате созидания, неспособен к порче, разрушению созданного человеческими руками, природой. Ребенок начинает ценить результаты созидания не только своего, но и чужого труда.

Обучая детей аппликации, педагог решает следующие общие задачи:

1. Формирует умение составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

2. Формирует умение составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

3. Учит овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов, а также техникой прикрепления их к основе.

4. Формирует чувство цвета, учит распознавать основные цвета и их оттенка, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

5. Формирует чувство формы, пропорций, композиции.

Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровый малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого – поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период для развития детской активности и самостоятельности.

Педагогические задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит.

2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, клей, кисточка, клеенка и т.д.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться вслед за взрослыми.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Овладение изобразительно-выразительными средствами (ритм, цвет, форма, композиция) обогащает содержание детского рисунка, лепки, аппликации, позволяя находить сходство с окружающими предметами и явлениями. Сенсорные основы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве от образного начала. Необходимо каждый раз опираться на выразительность отдельных средств, материала, чтобы приобщать детей к художественной деятельности.

   

Коллективная работа первой младшей группы «Веселые осьминожки»

     

Коллективная работа первой и второй младших групп «Теплое море»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000. – С. 9, 13, 15, 305. - 344с.

2. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985. – С. 8, 9, 142. – 207с.

3. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. – М., 2010. – С. 3, 4. - 56с.



Предварительный просмотр:

Развитие у младших дошкольников эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе пения

                                                                                                          Снеговская И.А., воспитатель,                    

МБДОУ Д/с  компенсирующего вида №40 «Ритм»  г. Химки М.о.                                                      

Знаменская М.В. воспитатель,                

     МБДОУ Д/с  компенсирующего вида №40 «Ритм» г. Химки М.о.,

                                                           педагогический стаж – 40 лет                                                        

       Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня более доступна младшим дошкольникам, чем другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет  детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Текст песен помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Исполняя песню,  ребенок передает ее настроение. Формирование и развитие певческих навыков неразрывно связано с умственными процессами, что требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая и исполняя  музыку, сравнивает звуки ее  мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни.

Исполнение песни, воздействуя на ребенка слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекает внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте  дети реагируют на песню, еще не понимая ее содержания. Мама, исполняет колыбельную  заботливо, ласково, нежно. Песня успокаивает, помогает уснуть, поэтому исполнять ее надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. Этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Педагоги должны понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень. Если ребенок постоянно находиться в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, развивается эмоциональная отзывчивость, формируется музыкальная культура.

     В результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Музыкальные способности могут проявляться рано.  Увлечённость педагога и забота о приобщении ребёнка к музыке, создание вокруг него музыкально- эстетической среды и необходимых при этом знаний помогут заложить в ребёнке «ядро» музыкальности.

По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений, усложняются и переживания ребенка. Возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению.

Художественно – педагогическое значение песни состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов. Проявить свои чувства в непринужденном естественном пении.

О. П. Радынова выделяла несколько видов певческой деятельности:

Пение для развития музыкального восприятия (слушание песен, не предназначенных для пения; слушание песен предназначенных для последующего их исполнения; пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности)

Исполнение песен   (песни с сопровождением и без него, пение для сопровождения движений – хороводы);

Пение в музыкально – образовательной деятельности (пение упражнений для приобретения певческих навыков);

Песенное творчество (импровизация, сочинение мелодий к заданным текстам, сочинение хороводов);

        Эмоциональный компонент играет заметную роль в общении взрослого и ребенка. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Песня волнует маленького слушателя, знакомит с жизненными явлениями. Например, ритмичное звучание марша  вызывает  радость, бодрость, подъем; нежная песня о маме -  ласку,  прилив чувств к близкому человеку. Исполнение песен обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. Качество детского исполнения во многом зависит от доступности музыкального репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. От правильной постановки обучению пению, зависит вся последующая певческая деятельность ребенка.

Итак,   эмоциональная отзывчивость на песни различного содержания у детей - это способность переживания, прочувствования и осмысления содержания песни, т.е. музыки и текста, а так же его исполнительского выражения. Певческая деятельность в детском саду является одним из средств развития эмоциональной отзывчивости на музыку, поскольку это наиболее доступный для малышей вид музыкальной деятельности. Важно также и то, что совместное исполнение песен детьми, радостные аплодисменты родителей на праздничном утреннике - все это объединяет детей в едином эмоциональном порыве.

    Для развития эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе певческой деятельности необходимо учитывать следующее:

выразительное исполнение песен педагогами (музыкальным руководителем, воспитателем);

развитие музыкального восприятия детей в процессе слушания и исполнения песен;

качество песенного репертуара (высокохудожественный, доступный репертуар);

систематичность певческой деятельности;

многообразие форм организации певческой деятельности (музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги).

Все это способствует более яркому и углубленному переживанию содержания песни, развивает у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

 В заключении хотелось бы отметить что, пение является важнейшим средством музыкального воспитания, играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка.

Список литературы

Ветлугина Н.А.  Методика музыкального воспитания в детском саду. -М.,1982. – 271c.

Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. 2005.- с.122-135.- с.96.

Новикова Г.П.  Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М. 2003. – с.119.

Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. 2001.-с.223.